Ибо в Законе написано: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12) и: кто злословит отца своего или матерь свою — смертию да умрет (Исх. 21:16). Так же и Исаия: Еда глаголет отцу: что родиши; и матери: что чревоболиши? Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя (Ис. 45:10; 48:4). Другой же: Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей [Col. 1768] будет услышан (Сир. 3:5). И опять же: благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания домá (Сир. 3:9). И Апостол: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием (Еф. 6:1-2). И еще: дети прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие прекрасно и угодно Богу (1 Тим. 5:4). И Приточник: Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый в погибель будет (Притч. 13:1). И опять-таки: Злословящему отца или матерь угаснет светилник (Притч. 20:20). И еще: Иже отвергает отца или матерь и мнится не согрешати, сей сопричастник есть мужу нечестиву (Притч. 28:24). То же и Господь к фарисеям: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог сказал: почитай отца своего и мать свою и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою (Мф. 15:2-6; Мк. 7:9-13). Но всего этого достаточно, чтобы доказать, что мы должны с признательностью воздавать родителям нашим. Но должно не быть в неведении, что это требуется от нас не только по отношению к родителям нашим по плоти, но и отцам нашим духовным мы должны воздавать большую честь и почтение, чтобы через них мы унаследовали благословение Божие. Ибо и они не меньше трудились и заботились о нас, а скорее — и гораздо более. Потому что те — по плоти, эти же — духовно нас рождают. И этому не только словом, но и делом Господь нас научает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Слово 39. О послушании    Тот, кто во всем слушается духовных отцов своих, то, что по Богу, Богу воздает. Ибо послушливый муж, хотя и пребывает в сей жизни, но словно вне сего мира шествует, поскольку, своей воли отвергаясь, Господню исполняет. И таковой к исповедникам причисляется, но не только это, но и беззаботно жительствует все время своего пребывания [на земле]. С таковыми [то есть с исповедниками] и подражателем Господу оказывается, потому что и Сам Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной(Флп. 2:8). Послушание же есть нерассуждающее повиновение, чтобы веленное беспечально исполнять. Послушание есть совершенное, лишенное своей воли подчинение одному лишь мановению начальствующего, без колебаний побуждаемое к совершению всяких заповедей. Послушание признается первым благом среди всех прочих начальных добродетелей и упраздняет возношение, рождает же смиренномудрие. И оно становится началом любви ко Христу, потому что и Христос по причине Домостроительства даже до креста и смерти был послушен Своему Отцу (Флп. 2:8), чтобы ввести в вечную жизнь живущих в послушании. Посему кто же не ублажит такового? А вернее — кто же не поревнует таковому жительству? Потому что отсечение своей воли есть пролитие крови и в жертву вменяется человеку и есть свершение разумного и совершенного мужа. И ясно научает нас Исаия, говоря: Аще… не будешь творить хотения своего в день святый… и не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе своего во гневе… и будеши уповая на Господа, да ухлебит тя благоты земными (Ис. 58:13-14). Говорит же и премудрый Соломон: Сын бо бых и аз отцу послушливый и любимый пред лицем матере. Иже глаголаша и учиша мя: да утверждается наше слово в твоем сердце (Притч. 4:3-4). И другой: Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч. 19:16). И опять-таки: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч. 28:14), и:Соблюдающий заповедь не испытает… зла (Еккл. 8:5). Петр же пишет, говоря: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; и: слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

3:3.) .    (2) Другие же, напротив, сбросив узду, действительно подобны «коням женонеистовым», ржущим на жену ближ­него (Jer. 5:8.). Неспособные к самообладанию, они и других подстрекают лишь к делам сладострастия, придавая низменный смысл следующим словам Писания: «Раздели судьбу свою с нами; будем все иметь мы общий кошель, и один мешок пусть будет у нас». (Притч. 1:14.) (106, 1) Предостерегая против них, тот же самый пророк дает нам мудрый совет: «Не ходи в путь с ними; удержи свою ногу от дорог их; не напрасно пернатым сети расставляются. Те же, кто соучаствуют в крова­вых делах, на свои головы зло собирают». (Притч. 1:15—18) Иными словами, преданные своим порокам и учащие тому же ближних, они, согласно пророку, подобны «воинам, бьющим своими хвостами (ou)ra»)», или, как сказали бы греки, пенисами (kerko»). (2) Должно быть, пророчество намекает на сладострастных распутников, «воюющих хвостами», детей тьмы и чад гнева (Еф. 2:3.), кровавых убийц и насильников своих ближних. (3) «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», — взывает апостол (1Кор. 5:7.). И опять, в гневе на им подобных, он учит нас «не сообщаться с тем, кто, называ­ясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». (Гал. 5:11.) (4) «Законом я умер закону, — говорит он, — чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». (Гал. 2:19—20) (107, 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — гово­рит Господь (Мф. 10:5.), отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие». (Притч. 1:18—19) (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных», ибо «имя Божие хулит­ся из-за них». (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками» (1Кор. 5:9.), и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». (1Кор. 6:13.) (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?» (1Кор. 6:16.) Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согла­сию, на время». (1Кор. 7:5.) Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот. (1Кор. 7:3.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Публикуется на основе издания: «Богословские главы» прп. Максима Исповедника , или «Пчела»/Вст. статья, перевод, послесловие и примеч. П. К. Доброцветова. М.: Никея, 2013. Аввы Максима, философа и мученика, главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, кто согласны с нашим христианским учением, и тех, кто предваряли его Даруй благодать моим трудам, Христе! Из святого Ефрема – о том, как следует читать или обдумывать прочитанное: «Когда к священным книгам приступаешь, не просто будь внимателен, с первого взгляда набрасываясь и [лишь] слегка касаясь написанного, но если нужно, то часто и дважды и трижды пройти это с тщательностью не упускай. Но, впрочем, и намереваясь читать или иному читающему дать, обратись вначале к Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего для постижения, чтобы услышать слова Твои и творить волю Твою, ибо пришелец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ) " ». Слово 1-е. О жизни добродетельной и порочной 1. Мф. 7, 14 : тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. 2. Рим. 12, 21 : Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 3. Прем. 5, 13 : [Так и мы родились и умерли,] и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем. 4. Притч. 1, 10, 15–16 : Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 5. Притч. 13, 13 : Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. 6. Притч. 10, 26 : Что уксус для зубов и дым для глаз, то беззаконие для обладающих им. 7. Сир. 27, 30 : Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему. 8. Свт. Василий Великий : Добродетель из приобретений – единственное, чего нельзя отнять. 9. Упражнение в добродетели – ценнейшее приобретение для обладающего ею и сладчайшее зрелище для удостоившихся видеть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   “Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище” (Святой Иоанн Златоуст).    “Нет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа. Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом – высочайшим благом” (Блаженный Иероним).    “Блажен богатый, который никогда не теряет из виду богатство благодати” (Святой Иоанн Златоуст).    “Прилепившийся сердцем к богатству земному, не взыскует небесного богатства. Погибнешь, о смертный, если только погибающие собираешь сокровища” (Архиепископ Херсонский).    “Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного хотя бы и всё вне себя имел” (Святой Иоанн Златоуст).    “То истинное богатство, которое, обладая им, потерять не можем” (Блаженный Августин).    “Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо” (Святой Иоанн Златоуст).    “Богатство и благотворительность должны быть неразлучны” (Филарет М. Московский).    “Не тот богат, который много имеет, но тот, кто много дает” (Святой Иоанн Златоуст).    “Не богатство заграждает вход в Царство Небесное, но злоупотребление богатством” (протоиерей И.Толмачев).    “Не богатство худая вещь, а худо сребролюбие” (Святой Иоанн Златоуст).    “Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему” (Святой Иоанн Златоуст). Цитаты из Библии о богатстве    “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1).    “Не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4).    “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33).     “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).    “Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (Притч.28:22).    “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).    “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:16-17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

11. Не перестает разум производить размышления, но ты дурные – выкорчевывай, благие – взращивай. 12. Преп. Нил: Тот, кто усердно стремится достичь божественного бесстрастия, да охраняет свой разум от рабства всякой страсти. 13. Климент: Не отказом от дел оправдывается верный, но чистотой и непорочностью помышлений. 14. Плутарх: Солнце часто затемняется облаком, а разум – страстями. 15. Из ноги – колючку, а из неразумной части души следует удалять неведение. 16. Филимон: Тот, кто рассудком все у себя наблюдает, дурное отбрасывает, а благое принимает. 17. Исократ: То, что ты разумеешь как самое лучшее, то и воплощай в делах. 18. Как из хорошо управляемого города нужно бежать мятежнику, так и из души, наклонной ко злу, – рассудку. 19. Харикл: Страданию тела и разумное начало души поневоле сочувствует. 20. Эпиктет: То, что делать не подобает, не подобает делать и в мыслях. 21. Пифагор: Позорно сладкими дарами наполнять глотку, а Божий дар делать горьким посредством порока. 22. Феаг: То [в душе], что не может понести труды, чтобы победить наслаждение, родственно неразумной ее части; но в отношении этого выбор происходит в обеих частях души – и в имеющей разум, и в не имеющей. Слово 60-е. О глупости, глупце и безумном, невоспитанном и неразумном 1. Мф. 7, 26 : А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. 2. 1Кор. 14, 20 : Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 3. Притч. 17, 21 : Сердце неразумного – болезнь стяжавшему е. 4. Еккл. 10, 12 : Уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. 5. Притч. 16, 27 : Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 6. Притч. 18, 2 : Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием. 7. Сир. 22, 13–14 : С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним. 8. Сир. 22, 10 : Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого хуже смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

14. Сократ: Гром пугает детей, угрозы – неразумных. 15. Севериан : Начало спасения людей – страх Божий, и корень всех благ в нас – Божий закон. Ибо ни закон Божий без страха, ни страх Божий без закона. Ибо закон исполнителем предписанного имеет страх, а страх судьей установленного имеет закон. 16. Биант : Спрошенный, что нужно, чтобы жить без страха, ответил: «Чистая совесть». 17. Эпикур : Не бывает бесстрашным тот, кто проявляет страх. 18. Демокрит: Не ради страха, но ради долга следует воздерживаться от проступков. 19. Еврипид: Несмышлен тот, кто в страхе жалок, А едва взяв себя в руки, кичится. 20. Менандр: Глупость мне видится в том, чтобы Знать то, что предстоит, и не беречься от этого. Слово 25-е. О тех, кто быстро изменяется, и о покаянии 1. Лк. 9, 62 : Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. 2. 2Пет. 2, 21 : Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( Притч. 26, 11 ). 3. Притч. 17, 20 : Лукавый язык попадет в беду. 4. Притч. 26, 11 : Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. 5. Сир. 34, 26 : Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он оттого, что смирялся? 6. Свт. Василий Великий : Тот, кто преуспевает в добрых делах, а затем возвращается к прежним привычкам, не только теряет заработанную награду, но и большего [чем прежде] достоин осуждения. 7. Тем, у которых душа изменчивая, ничто не подходит, и жизнь у них не устраивается. 8. Тот, кто погряз в пороках, да не отчаивается в себе, зная, что попечение земледельца о растениях изменяет их свойства, а попечение о своей душе способно обуздать любые слабости. 9. Люди подобны облакам, которые от дуновения ветра время от времени повсюду носятся. 10. Покаяние определяется не количеством времени, но расположением души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

13. Филон: Невозможно, чтобы у Бога дурной человек не получил свою награду за добро, в числе немногих добрых дел совершенное. С другой стороны, добрый человек также не избежит наказания и получит его, даже несмотря на многие добрые дела, если станет в чем-нибудь дурным. Ибо необходимо, чтобы Бог за всё воздавал по весу и мере. 14. Плохо не терпеть наказание в здешней жизни, но стать достойным наказания в тамошней. 15. Залевк: Так возвещено нам всем: гражданам, гражданкам и домочадцам – помнить Бога как Сущего и суды насылающего на неправедных и полагать пред очами то время, в которое приходит каждому конец через разлучение с жизнью. Ибо на всех, кому предстоит умереть, нападает раскаяние, когда они вспоминают, в чем согрешили, и страстное желание поступать во всем справедливо. 16. Аполлоний: Если есть чувство в аду и забота у унесенных демоном, то, как полагаем, чем больше они чтили здесь богов и призывали на помощь, тем большую заботу получат там от демона. 17. Плутарх: Ада высокие врата открываются. И реки огня, и сливающиеся воедино притоки Стикса, и мрак, наполненный многоразличными фантастическими образами, страшными на вид, вызывающими жалобные вопли; судьи, палачи и бездны, и мы, тысячами зол наполненные. Слово 46-е. О славе 1. Мф. 6, 32 : Ищите же прежде Царства Божия и славы 29 Его, и это все приложится вам. 2. Рим. 8, 18 : Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 3. Притч. 3, 35 : Славу премудрии наследят, нечестивии же вознесоша безчестие. 4. Притч. 21, 21 : Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 5. Притч. 22, 4 : За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. 6. Сир. 33, 24; 11, 4 : Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы. 7. Сир. 7, 4, 30 : Не проси у Господа власти, и у царя – почетного места [Всею силою люби Творца твоего] 30 . 8. Сир. 11, 6 : Многие из сильных подверглись крайнему бесчестию, и славные преданы были в руки других.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Никаким образом не можем приобрести и степенной благопристойности, уважаемой и у людей этого века, хотя бы мы по родовому преимуществу считались благородными и честными, ибо муж ярый неблагообразен (Притч 11, 25); никак не можем приобрести и зрелости совета, хотя кажемся важными и обладающими высшим знанием, ибо острояростный без совета творит (Притч 14, 17); не можем быть спокойны от вредных смущений и избегать грехов, хотя бы другие и вовсе не делали нам беспокойств, ибо вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю; человек… вспыльчивый много грешит (Притч 15, 18; 29, 22). глава 2 О тех, которые говорят, что гнев не вреден, если гневаемся на согрешающих, потому что и о самом Боге говорится, что гневается Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св . Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть. глава 3 Какие действия человеческие приписываются Богу Если это, когда говорится о Боге, понимать в чувственном, грубом, буквальном значении, то выйдет, что Он и спит, как говорится: восстань, что спишь, Господи! (Пс 43, 24); в другом месте говорится: не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс 120, 4); Он стоит (1 Цар 3, 10; Амос. 9, 1), и сидит, когда говорит: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис 66, 1). Он меряет небо падью, и землю заключает в горсть (Ис 40, 12); хмелеет от вина, когда говорится: как бы от сна воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином (Пс 77, 65), который один имеет бессмертие и живет в свете неприступном (1 Тим 6, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Я прилепился к откровениям Твоим, Господи (Пс 118, 31). А мне благо приближаться к Богу (Пс 72, 28). Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор 6, 17). Итак, утомляемые устремлением помыслов души к Богу, мы не должны оставлять упражнения в этом. Ибо кто возделывает землю свою, тот насытится хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою (Притч 28, 19). И в напряженном наблюдении за этим мы не должны ослабевать и впадать в гибельное отчаяние, поскольку от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (Притч 14, 23). И еще: трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его (Притч 16, 26). Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11, 12). Ибо никакая добродетель без труда не совершенствуется, и без большого сокруше- 349// ния сердца никто не может достигнуть того постоянства духа, какого вы желаете. Ибо человек рождается на труд (Иов 5, 7). Чтобы он мог придти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4, 13), необходимо ему всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботою; иначе полноты этой меры никто не достигнет в будущем, если не будет размышлять и не приучится к ней в настоящее время, находясь еще в этом веке, не будет предвкушать ее, и если, назначенный быть драгоценным членом Христовым, не получит залог того соединения со Христом, которым мог бы еще в этой плоти соединиться с Его телом, одного только желая, одного жаждая, к одному всегда направляя не только все свои действия, но и помыслы, чтобы удержать в себе уже данное в залог в настоящей жизни то, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т. е. чтобы Бог был все во всем (1 Кор 15, 28). глава 7 Вопрос о непостоянстве души и о нападении злых духов Герман. Эта рассеянность ума, кажется, могла бы быть несколько сдерживаема, если бы окружающие враги непрестанно не побуждали разум к тому, чего не хочет, и к чему увлекает его и сама подвижность природы его. Поскольку окружают его столь бесчисленные, столь сильные и страшные враги, то нам думалось, что невозможно противиться им особенно в этой бренной плоти; при этом мнении мы ободрились вашим наставлением, как бы небесным изречением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010