Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 28 :17. Выручающий человека виновного в убийстве будет беглецом, а не в безопасности. Учи сына, и возлюбит тебя и доставит украшение твоей душе и не послушает законопреступного народа. Притч. 28 :18. Ходящий праведно получит помощь, а ходящий кривыми путями увязнет. Притч. 28 :19. Кто обрабатывает свою землю, тот будет насыщаться хлебом; а кто гоняется за праздностью, тот насытится нищетою. Притч. 28 :20. Человек, достойный доверия, будет много блогословляем, а злой не останется безнаказанным. Притч. 28 :21. Кто не стыдится лица праведных, тот не добр: такой за кусок хлеба продаст человека. Притч. 28 :22. Спешит разбогатеть человек завистливый, а не знает, что милостивый будет иметь власть над ним. Притч. 28 :23. Обличающий пути человека найдет больше блогодарности, чем тот, кто льстит языком. Притч. 28 :24. Кто удаляет от себя отца или мать и думает, что он не грешит, тот сообщник нечестивому человеку. Притч. 28 :25. Неверный 210 человек невнимательно судит, а надеющийся на Господа поступает тщательно. Притч. 28 :26. Кто повинуется надменному сердцу, тот безумен, а кто ходит с мудростию, — спасется. Притч. 28 :27. Дающий нищим не обеднеет, а кто отвращает око свое (от них), тот будет в великой скудости. Притч. 28 :28. На местах нечестивых стонут праведные, а когда они гибнут, праведные умножаются. Глава 29 Содержание. 1—9 ст. Люди упрямые, льстивые, развратные, вспыльчивые, возмущают покой других, а мудрые и справедливые утишают мятежи; 10—19 — кровожадные, глупые, лихоимцы губят страну и заслуживают наказания, а справедливые и соблюдающие закон блаженны; 20—27 — опрометчивые, гневливые, гордые, сообщники воров, льстивые — мерзки Богу и людям, а смиренные и надеющиеся на Господа блаженны. Притч. 29 :1. Человек обличающий лучше человека упорного, ибо когда он внезапно воспламенится, — не будет ему исцеления. Притч. 29 :2. Когда прославляются праведные, веселится народ, а когда господствуют нечестивые, стонут люди. Притч. 29 :3. Человек, любящий мудрость, веселит отца своего, а кто проводит время с блудницами, тот губит богатство.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 29 :25. Убоявшиеся и устыдившиеся людей преткнутся, надеющийся же на Господа возвеселится. Нечестие вводит человека в заблуждение, а надеющийся на Господа спасется. Притч. 29 :26. Многие угождают лицам начальников, но правда человеку бывает от Господа. Притч. 29 :27. Мерзость для праведного человек неправедный 219 , и мерзость для беззаконника — право ведущий путь. Глава 30 Содержание. 1—6 ст. Последния слова приточника: незнание мира и могущества Божия возбуждают в человеке смирение разума и надежду на Него; 7—17 — нежелательны и неприятны крайности: богатства и бедности, неблогодарность к родителям, самохвальство и жестокость с ненасытимостью; 18—23 — непостижимы для человека пути: орла, — распутной женщины, — змея и — корабля; неприятны: раб, делающийся господином, прелюбодейная жена и служанка, делающаяся госпожею; 24—33 — малые и мудрые животныя, стройные и сильные звери, неприятность сварливого человека. Притч. 30 :1. Сие говорит 220 человек верующим Богу и — умолкает 221 . Притч. 30 :2. Я неразумнее всех людей и разума человеческого нет у меня. Притч. 30 :3. Бог научил меня мудрости и я познал разум святых 222 . Притч. 30 :4. Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветры в пазуху? Кто завернул воду в одежду? Кто владычествует над всеми пределами земли? Какое имя Ему, и какое имя Сыну Его? Узнай. Притч. 30 :5. Все слова Божии чисты, Он Сам защищает блогоговеющих пред Ним. Притч. 30 :6. Не прибавляй к словам Его 223 , чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом. Притч. 30 :7. Двух (вещей) я прошу у Тебя, не лиши меня милости, прежде нежели я умру: Притч. 30 :8. Суетное и ложное слово удали от меня, богатства и нищеты не давай мне, устрой мне необходимое и в достаточной мере. Притч. 30 :9. Дабы, пресытившись, я не сделался лжецом и не сказал: кто меня видит? или обеднев не стал красть и клясться именем Божиим. Притч. 30 :10. Не предавай раба в руки господина, иначе он будет проклинать тебя и ты исчезнешь. Притч. 30 :11. Род 224 злой проклинает отца и не блогословляет матери.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.14:24 .  Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Притч.14:25 .  Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. Притч.14:26 .  В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Притч.14:27 .  Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27). Притч.14:28 .  Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. Притч.14:29 .  У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. Притч.14:30 .  Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей. Притч.14:31 .  Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. Притч.14:32 .  За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. Притч.14:33 .  Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. Притч.14:34 .  Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов. Притч.14:35 .  Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его. Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.16:18 .  Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16:19 .  Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Притч.16:20 .  Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16:21 .  Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Притч.16:22 .  Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Притч.16:23 .  Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Притч.16:24 .  Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Притч.16:25 .  Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Притч.16:26 .  Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26). Притч.16:27 .  Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16:28 .  Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Притч.16:29 .  Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.10:22 .  Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит. Притч.10:23 .  Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Притч.10:24 .  Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Притч.10:25 .  Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании. Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4 ; Иов 3.25 ), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27 ; Иов 1.19 ). Притч.10:26 .  Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24 ). Притч.10:27 .  Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч.10:28 .  Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет. Притч.10:29 .  Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. Притч.10:30 .  Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11 ; сн. Иов 8.13 ; Пс 109.6 ). Притч.10:31 .  Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Притч.10:32 .  Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное. Об устах праведного и нечестивого и плодах их. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.6:12 .  Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, Притч.6:13 .  мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; Притч.6:14 .  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Притч.6:15 .  Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления. Притч.6:16 .  Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его: Притч.6:17 .  глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч.6:18 .  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, Притч.6:19 .  лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. Притч.6:20 .  Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч.6:21 .  навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Притч.6:22 .  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.28:19 .  Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. Притч.28:20 .  Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. Притч.28:21 .  Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. Притч.28:22 .  Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. Притч.28:23 .  Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Притч.28:24 .  Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям. Притч.28:25 .  Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Притч.28:26 .  Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. Притч.28:27 .  Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. Притч.28:28 .  Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.1:24 .  Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; Притч.1:25 .  и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Но так как столь внушительные, трогательные и многократные вещания Премудрости успеха не имели, то речь ее меняет тон и характер: после продолжительных, но бесплодных, призывов к покаянию Божественная Премудрость грозно возвещает гибель всем упорно коснеющим во зле. Притч.1:26 .  За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; Притч.1:27 .  когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Притч.1:28 .  Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. Притч.1:29 .  За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, Притч.1:30 .  не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Притч.1:31 .  за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Со всею наглядностью и полнотой изображается жалкое, отчаянное состояние людей, упорно презиравших веление Премудрости: внезапность гибели (ст. 27, сн. 1Фес 5.7 ), отсутствие сочувствия со стороны (ст. 26), бесплодность раскаяния (ст. 28) во всем этом нечестивые лишь пожнут естественные и неизбежные плоды своего нечестия (ст. 31, сн. Гал 6.7 ). Притч.1:32 .  Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, Притч.1:33 .  а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». В ст. 32–33 заключается выразительное противоположение гибельности состояния презрителей Премудрости и прочности счастья послушных гласу Ее. Последние всегда остаются спокойны потому что внешним успехам и лишениям, как и всей земной, временной жизни, не предают того исключительно важного значения, какое все это имеет в очах нечестивых. Воззрение же благочестивых на жизнь и ее блага, у Премудрого, как и у Апостола, определяют ее правилом: «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим 4.8 ). В первой половине ст. 32 чтение русск. перев. «упорство... (у архим. Макария – непокорность) убьет их», точно передающее евр. чтение и соотв. – Вульгаты, следует предпочесть греч. и слав. « зане обидеша младенцев, убиени будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010