Пусть же эта святая воля будет и на земле между людьми и всеми творениями, как на Небе; христианин должен принести свою волю в жертву Господу, подчиниться Его воле, видеть во всем Его волю (ср.: Златоуст, Феофилакт). Мф.6:11 . Хлеб наш насущный дай нам на сей день. «Хлеб». Пища вообще ( Быт.18:5 ; Притч.30:8 ; Сир.10:30 ; Прем.16:20 ; 2Фес.3:12 ) или, в более широком смысле, – все вещи, необходимые для ежедневной жизни ( Мф.4:4 ; Втор.8:3 ). «Насущный». Ежедневный (ср.: Иак.2:15 ), или нужный для поддержания нашего существа ( Притч.30:8 ). Существо наше двоякое – телесное и духовное, и пища двоякая – телесная и духовная; духовная пища есть слово Божие ( Ин.5:24 ), Святые Таинства Церкви и в особенности Святейшее Таинство Тела и Крови Христовой ( Ин.6:35 ). «На сей день.» Должно просить у Бога сего только на настоящий день, без дальнейшей заботы о будущем, так как излишняя заботливость противна упованию на Бога (ср.: ниже Мф.6:34 ). Мф.6:12 . И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. «Долги наши». Под долгами разумеются все наши провинности перед Богом, все грехи и проступки против Закона Его. Человек – грешник и должник перед Богом неоплатный, ибо не может не грешить и ничем сам по себе не может искупить своих грехов, то есть заплатить за них, и Бог может только простить их, как заимодавец прощает долг своему должнику. Прощается этот долг по вере в Искупителя нашего, взявшего на Себя все грехи людей и тем давшего нам возможность просить во имя Его у Бога прощения грехов наших. «Как и мы прощаем». Это необходимое условие прощения Богом грехов наших (ср.: Мф.6:14 ). Должники наши – это все люди, чем-либо согрешившие против нас, словом или делом, волею или неволею. «Воспоминанием о грехах внушает нам смирение, повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за сие и нам прощения утверждает в нас благие надежды» (Златоуст). Мф.6:13 . и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В завершение настоящей главы будет рассмотрена единственная притча из Евангелия от Матфея, произнесенная на пути из Галилеи в Иерусалим, – о работниках в винограднике. Таким образом, объектом нашего внимания станет 15 притч: 14 – из Евангелия от Луки и 1 – из Евангелия от Матфея. 1. Милосердный самарянин Притча о милосердном самарянине была первой из притч, которые, согласно Луке, Иисус произнес на пути в Иерусалим. Этот путь начался с того, что Он послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим ( Лк. 9:52–53 ). Путь из Галилеи в Иерусалим пролегал через Самарию, однако Лука ничего не говорит о том, сколько времени Иисус провел в Самарии на пути в Иерусалим. Он лишь упоминает, что, после того как Иисуса с учениками не приняли в селении самарянском, они пошли в другое селение ( Лк. 9:56 ), предположительно тоже самарянское. Ранее Иисус посещал Самарию, о чем мы узнаём из Евангелия от Иоанна ( Ин. 4:4–42 ). В том случае Иисус шел из Иудеи в Галилею, сейчас же Он двигался в обратном направлении. Из Евангелия от Иоанна мы также узнаем, что Иудеи с Самарянами не сообщаются ( Ин. 4:9 ). Вражда между иудеями и самарянами восходит к событиям, описанным в 4-й книге Царств, когда часть израильтян после 722 года до Р. Х. была переселена в Ассирию, а царь Ассирийский поселил в самарянских городах своих подданных другого этнического происхождения. Эти последние, продолжая чтить своих богов, одновременно начали почитать Бога Израильского: Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их ( 4Цар. 17:24–33 ). Сочетание монотеизма с политеизмом было характерной чертой самарян на протяжении многих поколений ( 4Цар. 17:41 ). Ко временам Иисуса самаряне были по преимуществу монотеистами: их храм на горе Гаризим, построенный при Александре Македонском, был разрушен около 128 года до Р. Х., однако они продолжали считать эту гору священной ( Ин. 4:20 ). Иудеи относились к самарянам враждебно не только из-за вероучительных отличий, но и из-за того, что в них еврейская кровь была смешана с кровью других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

б) Китайцы приглашаются, далее, в своей нравственной деятельности, а следовательно, и в деле проявления любви, приспособляться к условиям, к обстоятельствам, к среде. «Кто», по словам Конфуция, «любит постоянно быть верен в словах и договорах, а между тем, не научается, как и где быть таковым, – того пороком будет частое и сильное огорчение со вредом собственным». «Кто любит справедливость и искренность, а хитрость, коварство ненавидит, со всем тем, не любит научаться, какой также и здесь должно наблюдать порядок, – того пороком будет сжатый рассудок и ссоры неудоборешимые, в которые его, слишком откровенного и не знающего в случае притвориться, ввергнет как собственная простота, так и чужой обман» 15 . «Притворство»! Это – нечто совершенно чуждое христианству. «В устах» Господа, «не было лести» ( 1Пет.2:22 ). «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Вот – что должен иметь у себя в виду каждый христианин (ср. Кол.3:9 и др.). Для человека, приспособляющегося к обстоятельствам и, вследствие этого, то притворяющегося (просто сказать: лгущего), то нет, сама по себе истина не есть вожделенное благо. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» ( Притч.26:24 ). «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч.26:25 ). «Первосвященники и книжники», «подослали» к Спасителю «лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове», но были посрамлены Господом, как люди дурные ( Лк.20:19–26 ). «Уста льстивы говорят от сердца притворнаго» ( Пс.11:3 ). Иные «проповедывали Христа притворно» ( Флп.1:18 ). В свое время «вероломная Иудея обратилась» к Богу «только притворно», что ей и поставлено было в упрек ( Иер.3:10 ) и пр. (ср. Дан.11:34 ). Откровенному учению, коротко сказать, совершенно чужда проповедь конфуцианского притворства, приспособляемости и отсюда беспринципности 16 . «Станем любить делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Любовь да будет непритворна» ( Рим.12:9 ). Это – два.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вот Господь помощник Мой: кто поразит Меня? Вот все вы как одежда обветшаете и как бы моль поесть вас. Если кто считает Меня справедливо присужденным в кресту, говорит Он, совершившим какой-либо грех, тот пусть противостанет Мне. Кто будет судиться со Мною , чтобы быть побежденным не могуществом Моего величия, но разумом? Судится же кто-либо с Господом не властию царскою, но сравнением добродетелей, как и апостолы судят двенадцать колен израилевых, и ниневитяне и царица савская – народ Иудейский. В этом смысле и к Иерусалиму говорится: «оправдана Содома тобою» ( Иез. 16 ). Итак поскольку никто не может оправдаться пред Господом, то все как одежда обветшают ( Пс. 101 ). А что ветшает, то близко к погибели. И, говорит, как моль поесть их , то есть сознание грехов и зависть к спасенным язычникам, о чем в конце этой книги говорится: червь их не скончается ( Ис. 66:24 ), и у Михея против развращенных князей: отъиму благая их, яко моль поядаяй и ходяй по привилам в день стражбы ( Мих. 7:4 ). И в Притчах: моль костем сердце чувственно ( Притч. 14:30 ). Вместо моли Симмах в настоящем месте перевел: ржавчина , Акила: червь . Ст. 10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке и не имеет света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. LXX : Кто из вас боится Господа, тот пусть слушается голоса отрока Его: ходящие во тьме не имеют света. Вы уповаете на имя Господа и утверждаетесь в Боге. Вы бичевали Меня, заплевывали Меня; однако Я призываю своих преследователей к покаянию. Ибо Я не хочу смерти грешного народа, а чтобы только он обратился и жив был ( Иез. 33 ), и говорю: кто среди вас боится Господа и слушается голоса Раба или Отрока, то есть Сына Его, из коих одно свойственно воспринятой плоти, а другое природе. И мы не должны считать маловажным страх Господень, по оному, что говорится в Притчах: начало премудрости страх Господень ( Притч. 9:10 ). Совершенная же любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А кто боится, тот не имеет совершенной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8 200 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! 9 Придите и увидите дела Божии, какие совершит Он чудеса на земле. 10 201 Прекратит Он войны во всех пределах земли; лук сокрушит Он, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 11 202 «Отрешитесь от себя и уразумейте, что Я Бог ! Превознесен буду среди народов, превознесен буду на земле!» 12 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! Слава: Третий покаянный псалом. 137 ...в воспоминание о субботе – речь идет об обряде бескровного жертвоприношения, который описан в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике» ( Лев. 2:1–2 ). Надписание указывает, что псалом пелся в субботу во время этого обряда. Давид просит Бога даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием (свт. Афанасий Великий ). 139 Ст. 6–13. Болезненное стенание Псалмопевца перекликается со страдальческим воплем Книги Иова. В отличие от праведного Иова Псалмопевец признает себя виновным. 147 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Идифум (Иди-фун) – священный певец, один из руководителей коллегии музыкантов, которые пели под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах во время богослужений. Идифум был современником Давида и Соломона (см.: 1Пар. 16:41; 25:1 ; 2Пар. 5:12 ). Надписание указывает, что Идифуму или его хору поручено исполнение псалма. 148 Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Псалмопевец сетует на краткость своей жизни. 153 Псалмопевец говорит, что внешние обряды угодны Богу только тогда, когда к Нему устремлено сердце человека. 158 ...опекает – букв. «понимает, входит в положение». Жалость к нищим и бедным – непременное требование морали Ветхого и Нового Заветов (см.: Притч. 14:21 ; Дан. 4:24 ; Лк. 14:13 ). В Ветхом Завете оно обосновано краткой формулой: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч. 19, 17 ), в Новом Завете то же положение в развернутом виде дано в картине Страшного Суда: помощь нуждающемуся человеку приравнивается к помощи, оказанной Самому Господу нашему Иисусу Христу Христу (см.: Мф. 25:34–40 ). Милосердие, проявляемое к любому человеку без исключения, становится символом онтологического единства всего человечества, поскольку в каждой личности, даже самой ничтожной, оно прозревает ее Создателя; ...день лютый – день страшного Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол Павел пишет коринфянам: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Кто не видит, что и эта благодать духовной силы и мужества в особенности потребна самодержцу, чтобы от венца царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет мудрости правительственной, чтобы мановения скипетра царева подчиненным властям указывали всегда верное направление ко благу общественному, чтобы рука царева крепко и всецело обнимала державу Его, чтобы меч царев был всегда уготован на защиту правды, чтобы царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, чтобы труда и бдения царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности и для обеспечения их покоя – не высшей ли меры человеческой потребен для сего в царе дар? Он должен быть облечен во вся оружия Божия, чтобы иметь силу и бодрость сказать вместе с апостолом: вся могу о укрепляющем мя Христе ( Флп.4:13 ) и когда потребует долг Верховного Правителя, встать против всем козням диавольским ( Еф.6:17 ) 28 . О священной неприкосновенности царской особы Богоучрежденность царской власти и таинственное сообщение помазанникам Божиим полноты благодатных даров Святого Духа делает лицо царево неприкосновенною святынею: Не прикасайтесь к помазанникам Моим и не лукавьте пред ними ( Пс.104:15 ). Касающийся их – касается зеницы ока Господня ( Зах.2:8 ). Даже и в мыслях своих не злословь царя ( Еккл.10:20 ). Кто раздражает его [царя], тот грешит против самого себя ( Притч.20:2 ). Господь печется об ограждении неприкосновенности помазанников Своих: Господь спасает помазанника Своего; отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей ( Пс.19:2–3 ). Рука Моя пребудет с ним и мышца Моя укрепит его; враг не превозможет его и сын беззакония не притеснит его; сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих ( Пс.88:22–24 ). В каких чертах изображает Священное Писание особенное благоволение Божие к благочестивым царям-помазанникам? Сердце царя в руке Господа, как потоки вод ( Притч.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:14–15 ). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Ненавистны «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста» ( Притч.16:18, 8:13 ). «Бог создал человека для нетления и со делал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). «Жало же смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). «Грех отчуждает человека от Господа и сближает с диаволом», – говорит святитель Василий Великий 147 . «Всякий грех, – по определению святителя Григория Богослова , – есть смерть души» 148 . «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:8, 10, 14–15 ). Многие считают, что вранье, ложь – самый пустяшный грех . А так ли? «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал нам Спаситель ( Ин.14:6 ). «Всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ). Всякая ложь удаляет солгавшего от Христа Бога и присвояет его к отцу лжи, человекоубийце от начала – диаволу. И потому, «кто говорит ложь, не спасется»; «кто говорит ложь, погибнет» ( Притч.19:5, 9 ). Зная это, будем внимательны к сказанному в Писании: «Не говорите лжи друг другу» ( Кол.3:9 ). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). Нам всем следует помнить слова Христовы из евангельского повествования о Страшном суде: то, что вы «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Вот сколь ответственно для нас должно быть наше поведение с ближними, среди которых мы живем. Соврал я кому-то, обманул я кого-то, я в лице обманутого мною ближнего, обманул Самого Христа Бога. И если я кого-то обругал, оклеветал, оскорбил, или у кого-то украл, кого-то ударил, – все такие и подобные поступки мыслимы только у обезумевшего человека. Нам, верующим, просто невозможно доходить до того, чтобы оскорблять, клеветать, ударять нашего ближнего, зная, что сими и подобными мерзкими поступками мы оскорбляем, клевещем и ударяем Самого Всесвятого, любящего нас искупителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.    В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.    Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой “доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф.6:19-20).    Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку “не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: “Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение” (Лук.6:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но вы непрестанно имеете нужду в поучениях, и это показывает не что иное, как то, что вы не очень в хорошем состоянии. Что же делать? Не обличать же только? Прошу и умоляю, старайтесь не о том только, чтобы приходить в церковь , но чтобы уходить и домой, получив какое-нибудь врачество про­тив своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писаний заимствовать соответственные врачества. Например, предается ли кто гневу? Пусть внимает чтениям Писаний, и непременно найдет (врачество) или в повествованиях, или в поучениях; в поучениях, когда говорится: «движение гнева есть падение для человека» ( Сир.1:22 ), и: «муж гневливый не благовиден» ( Притч.11:25 ), и тому подобное; и еще: «человек злоязычный не исправится» ( Пс.139:12 ). Также Христос (говорит): «гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф.5:22 ), и пророк: «гневаясь, не согрешайте» ( Пс.4:5 ), и еще: «проклят гнев их, ибо жесток» ( Быт.49:7 ). В повествованиях, какие например слышишь о фараоне, испол­нившемся великого гнева ( Исх.14:5 ), и о (царе) ассирийском ( 4Цар.19:35 ), которые потому и погибли. Одержим ли кто сребролюбием? Пусть послушает, что нет ничего беззаконнее лихоимца, что и самую душу свою он отдает за имущество ( Сир.14:1–10 ); и Христос говорит: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ), и апостол: «корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ), и пророк: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца " ( Пс.61:11 ), и много тому подобного. В по­вествованиях (слышишь) о Гиезие, Иуде, старейшинах книжни­ков, и что «дары ослепляют глаза мудрых» ( Втор.16:19 ). Гордится ли кто? Пусть послушает, что «если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» ( Прит.3:34 ), и: «начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ), и: «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ); а из повествова­ний (знаешь) о диаволе и всех других. Вообще, – невозможно ведь перечислить всего, – пусть каждый избирает из боже­ственных Писаний врачества для своих ран; если не все вдруг, то часть сегодня, часть завтра, и таким образом очистите все.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010