Ис.66:12 . Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богат­с­т­во народов – как раз­лива­ю­щийся по­ток для наслажде­ния вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. «Вот, Я направляю к нему мир, как реку и богатство народов – как разливающийся поток». Все эти образы и мысли представляют собой повторение того, что было раньше рассеяно по частям в разных местах книги пророка Исаии, где было дано сравнение мира с рекой ( Ис.48:18 ) и уподобление его текущему ручью ( Ис.30:28 ) и где говорилось также об обращении богатства и достояния народов на службу верного Сиона ( Ис.60:5 ; Ис.61:6 ). Новозаветные свидетельства о том, что в Иерусалиме, городе мира, был утвержден мир Бога с людьми, служат лучшим оправданием данного пророчества ( Ин.14:27 и др.). Ис.66:13 . Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас». Материнская любовь – высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он «один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей...» Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних ( Ис.49:15 ). Ис.66:14 . И увидите это, и воз­радует­ся сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроет­ся рука Го­с­по­да рабам Его, а на врагов Сво­их Он раз­гневает­ся. «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Следствием того утешения, Которое Господь преподает всем верным Своим рабам, будет их высокая радость, которая охватит все их существо. Образ «расцветающих костей» особенно типичен для ветхозаветного библейского мировоззрения: как во время бедствий и несчастий кости человека иссыхают и готовы изломаться ( Пс.30:11 ; Пс.31:3 ), так, наоборот, во дни веселья, благополучия и довольства они тучнеют, молодеют и как бы цветут ( Иов.21:24 ; Притч.15:30 ; Ис.58:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

голос распятого, восстали из гробов. Мертвых пробудило землетря­сение, а вы погружены в неверие. «Доколе вы (будете) упорны?» Камни распа­даются как паутина, а вы не поражены страхом? »Доколе вы (будете) упорны?» И почему – «упорны»? Потому, во-первых, что не тронулись чудесами, а во-вторых, потому, что по своему безумию тяжко гнева­лись на Бога. Об этом свидетельствует Писание: «тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих» ( Притч.27:3 ). «Тяжел камень», но он поддается силе множества рук и как перо поднимается в воздухе. «Весок и песок», но он перевозится по морю в лодке. «Гнев глупца» – еврейского народа – «тяжелее их обоих», потому что не только не смягчается вразумлениями, но даже при виде чудес превращается в ярость. «Зачем любите суету», предпочитая Варавву Христу, убийцу – Жизнодавцу? «Зачем любите суету», предпочитая царство Кесарево царству небесному? Зачем вы оставили источник живой, вода которого сделала самарянку не имеющей жажды (во веки) ( Ин. 4:9 ), и выкопали «водоемы разбитые» ( Иер.2:13 )? «Зачем любите суету»? Вы последовали ученику-предателю и замыслили зло против учителя. «Зачем любите суету», и сверх того – «ищете лжи», отвергаясь истины? Когда они искали лжи? Когда выставляли против Господа наемных лжесвидетелей, когда оплачивали клеветников. Об этом свидетельствует евангелист Марк: «первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти» ( Мк.14:55 ). «И ищете лжи». «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» ( Лк.23:2 ). Но как возбранял Он, учивший: «отдавайте кесарево кесарю» ( Мф.22:21 )? «И ищете лжи». «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» ( Мф.23:5 ). «И ищете лжи». «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» ( Ин.18:30 ). Что же худого Он сделал? Что исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, что пятью хлебами напитал столько же тысяч народа? Еще пища в горле, а ложь на языке. «И ищете лжи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса ( Иер.23:24 ), но и не вмещаешься в них ( 3Цар.8:27 ). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней ( Иов.10:21–22 ), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним ( Иов.26:6 ; Притч.15:11 ), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее ( 1Цар.2:6 ). Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Иеговисты выделяют из всего человечества ничтожно малую группу людей, которые, как безгрешные, будут наделены особою бессмертною природой. Каким трагическим заблуждением выглядит это себялюбивое умозаключение в нелицеприятном свете Библейского Откровения! «Нет человека, праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл. 7:20 ), потому что, – говорит Господь, – помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). «Кто, – спрашивает премудрый Соломон, – может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ). На это возражают: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы пред-ставить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). На что сектантам должно ответить, что такою «славною» и «непорочною» во всех своих членах Церковь Христова явится только на небе в царстве славы, где не будет греха ( Откр. 14, 5; 21, 27 ). На земле же святы и непорочны только те ее члены, кто сохранил верность во всем до конца своей жизни. И даже такие могут погибнуть. О чем имеем упоминание в житии  Антония Великого , который знал человека, способного силою своей веры воскрешать мертвых, но вследствие грехов своих погибшего. «Диавол ходит как рыкающий лев, ищущий, кого поглотить» ( 1Петр. 5:8 ). Этого не следует забывать ни одному из членов земной воинствующей Церкви. И не кощунство ли рассуждать о святости «малого стада», когда сам пастух оного – основатель иеговизма Ч.Рассел – был «прославлен» при жизни многими скандалами и тяжбами, включая нашумевший бракоразводный процесс? Таковым Писание напоминает, что епископом может быть только муж, хорошо управляющий всем домом своим ( 1Тим. 3:4 ). Святою во всех своих членах Церковь возможна лишь на небесах. Здесь, на грешной земле, она пребывает в непрестанной брани с грехом, ратоборствует против духов злобы поднебесной ( Еф. 6, 10–17 ; Кол. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

19. Харикл: Люди заботятся о гробницах и погребальных жертвах так, будто намереваются ими пользоваться, а чтобы бесстрашно и беспечально относиться к смерти, о том не заботятся. 20. Феопомп: Тот, кто владея большими богатствами, проводил свою жизнь в печали, несчастнее всех, кто есть и кто будет. 21. Из Эпиктета, Исократа и Демокрита: Если желаешь прожить беспечально, то с будущим соглашайся как с уже совершившимся. 22. Будь беспечальным, но не в равнодушии, как неразумные животные, не в неразумии, как дураки, но как добродетельный, имея утешением в печалях – разум. 23. Благомыслящий тот, кто не страдает от того, что не имеет, но радуется тому, что имеет. 24. Те, которые в несчастьях не сильно падают духом, но противостоят делом, таковые и для государства, и для своих сограждан – лучшие. 25. Эпиктет: Спрошенный о том, как бы опечалить врага, ответил: «Самому приготовиться лучше поступать». 26. Неразумных от печали освобождает время, разумных – разум. 27. Посидипп: Никто, будучи человеком, не провел всю жизнь беспечально и не пребывал до конца благополучным. 28. Еврипид: Нельзя ни в чем обрести беспечальную жизнь. Слово 29-е. О сне 1. Мф. 26, 40–41 ; Мк. 14, 37 : И приходит Иисус к ученикам и находит их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и говорит им: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Иуду видели, как он не спит? Бодрствуйте и молитесь. 2. 1Фес. 5, 6–8 : Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся. 3. Притч. 23, 21 : Облечется в раздранная и в рубище всяк сонливый. 4. Сир. 31, 2 : Бдительная забота не дает дремать. 5. Свт. Василий Великий : Будь благодарен, человек, Тому, Кто нас невольно во сне от постоянных трудов освобождает и от малого отдыха вновь к расцвету сил возвращает. 6. Свт. Григорий Богослов : Муж сонливый есть изобретатель снов, посвященный в таинства сновидений, а не дел. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Сон есть не что иное, как временная смерть, кратковременная кончина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Памва на вопрос «хорошо ли хвалить ближнего?» отвечал, «а молчать еще лучше» (282 стр.). Итак, братие, избегайте празднословия и будьте осторожными в словах своих, любите истину, уважайте доброе имя ближнего и удаляйтесь всякой лжи. Особенно, братие, при детях воздерживайтесь от разговоров, обидных для ближнего и не говорите неправды. Сами вы, конечно, знаете, какую великую силу в деле воспитания детей имеет доброе слово. Все слышанное детьми оставляет в них впечатление на всю жизнь и посему всякое дурное слово, злонамеренно, или по необузданности языка, сказанное, действует на них растлевающим образом. Наоборот, ваша любовь к правде, уважение к имени ближнего и удаление от лжи сделает и ваших детей правдивыми, почтительными и уважительными к ближним и противниками лжи и неправды. Аминь. Беседа XXXIII. О десятой заповеди Десятая заповедь закона Божия читается, братие, так не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоею, ни села его, ни раба ею, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Этою заповедию запрещаются, братие, желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные этой любви. В предшествующих заповедях Закона Божия запрещались преимущественно худые дела, а в десятой заповеди запрещаются даже греховные мысли и желания. Это прежде всего потому, что, когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом и Его недостойна, как говорит Соломон мерзость Господеви помысл неправедный ( Притч.15:26 ). Христианин должен служить Богу не внешними только делами своими, но и своими внутренними желаниями и помышлениями, заботиться и о чистоте сердца своего. Только чистые сердцем, по слову Спасителя, Бога узрят и в небесный Иерусалим, по слову Апостола, не войдет ничего нечистого ( Откр.21:27 ). На страшном суде Христовом мы должны будем дать ответ пред Богом за свои худые мысли и желания. «Приидет Господь», говорит св. Апостол Павел, «Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

497//создать в утробе его сердце чистое и говорит: омой меня, и буду белее снега (Пс 50, 9); как это говорится: образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? (Пс 93, 8), и: Господь отверзает очи слепым (Пс 145, 8). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни — Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим 7, 18). глава 10 О слабости свободной воли Что мы имеем свободу воли, в этом уверяет нас слово Божие, когда говорит: больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4, 23); а слабость его доказывает апостол, когда говорит: мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп 4, 7). Св. Давид показывает силу и власть свободной воли, говоря: приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих (Пс 118, 112), или: удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс 33, 14); а когда говорит: приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти (Пс 118, 36), или: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс 140, 3), то показывает бессилие его. Также на произвол наш указывается следующими словами: сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона (Ис 52, 2), а бессилие его 498//доказывают слова пророка: Господь разрешает узников (Пс 145, 8), и: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 4—8). Что мы имеем произвол и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова Господа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф 11, 28), и: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин 6, 44). Апостол говорит: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9, 24), а Иоанн Креститель: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин 3, 27); далее нам повелевается сохранять души наши (Иер 17, 21) и со страхом и трепетом совершать спасение наше (Флп 2, 12), и вместе с тем говорится: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126, 1), и: Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13). глава 11 Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Потому и некто из богословов, сие испытавших и дознавших, научая этому самому, говорит: «Дух Святый пребывает во всех людях без исключения (см. Прем. 12:1–2 ), как сохраняющий все и оживляющий естественные семена ( Рим. 2:14–15 ); а в частности (ограничительно) – и во всех, имеющих Закон, как указующий на преступление заповедей и освещающий обетование во Христе ( Рим. 7–9 ); во всех же верующих во Христа, к сказанному, и как усыновляющий ( Рим. 8:15 ). А как податель премудрости, ни в ком из указанных Он не пребывает безотносительно (без исключения), а только в смыслящих, которые святым житием соделали себя достойными Его обожающего обитания; пот. что всякий, не исполняющий воли Божией, имеет несмысленное сердце» ( Сир. 15:7 ; Притч. 14:6 ). Василий же великий говорит: «Дух Святый все наполняет своею силою, а сообщается только достойным, не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры» 10 . И сам премудрый Соломон так о себе и сущей в нем мудрости говорит в другой книге. Познал я все, и сокровенное и явное; пот. что научила меня Премудрость, художница всего. Есть же в ней дух разумный, святый ( Прем. 7:21–22 ). Премудрость, говорит, подвижнее всякого движения. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, и чистое зеркало действия Божия ( Прем. 7:24–26 ). Посему, говорит, я молился и взывал, и сошел на меня дух премудрости ( Прем. 7:7 ). Без хитрости я научился, без зависти преподаю: пот. что она есть неистощимое сокровище для людей. Пользуясь ею, они входят в содружество с Богом ( Прем. 7:13–14 ). Потому что она, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; так как Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем. 7:27–28 ). И прекрасно и действительно премудро и тут говорит этот мудрый, что Бог любит только пребывающего с Его мудростию. Потому что собственными руками создавши человека, почетнейшее из земных творений, духом и плотию в тоже время, умом бесстрастным и невещественным, по причинам Ему ведомым, сопряженным с чувствами и дебелостию вещества, соделывает его тотчас участником и сей мудрости, даровавши (употреблю и самые те выражения мудрых учителей Церкви) чрез Божественное вдуновение частицу некую и струю 11 Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

Иоанн Богослов сказал: " Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. " И здесь видимо святитель Николай понимал нечто большее, видимо таков Промысел Божий. и еще уместно вспомнить «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.» (Притч. 8, 15-16) - если не сложно послушайте аудиозапись отца Даниила Сысоева которая называется Pritchi-08-04 Андрей 25 октября 2015, 20:00 часть 1-я Стать очень полезная. Очень понравилась, особенно про козлов :) несколько моментов заставили задуматься: 1) смутило предложение: " Он был католиком, трудился в XVI веке и считается самым эффективным миссионером за всю историю христианской Церкви по количеству обращенных людей " , - католики же вне Церкви христианской... 2) мне думается, что призвание " молиться за победу императорского оружия " это что-то сложное для понимания... В основах Концепции РПЦ приводится пример когда воюют с мусульманами защищая детей, чтобы их не захватили и не погубили для жизни вечной принуждением... это как-то еще можно понять... Если бы святитель Николай призвал японцев только вступить в армию Японии согласно требования императора, то я бы сравнил это с Лк. 3:14 " Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. " Dmirtiy 25 октября 2015, 15:27 Ольге: На счет кавказских женщин – ошибаетесь. Кому дано – и слышат и приходят ко Христу. Гордыня не может заслонить верующего от Бога, если конечно гордыня не больше самой мусульманской веры. Валерий Ивкин 21 октября 2015, 22:19 Гетто превращается в крематорий - хорошо сказано. Правда из одного и другого мало кому на Руси выйти удалось. В этом больше наша вина, чем обстоятельств. Интересен вопрос сопоставления гетто и отшельничества: когда одно переходит в другое и где грань?

http://pravoslavie.ru/86930.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010