Если же не удалишь его молчанием, но позволишь ему выйти наружу, тогда штраф тебе придется заплатить за это или будешь повинен в великом грехе. Ибо необдуманно говорящий или поступающий страдает взбаломошностью и ему очень приятно устанавливать законы, ведь он всегда стремится одержать верх и утвердить свою правоту. Таковой сильный неразумен, и ему говорит Приточник: Иже надеется на дерзко сердце, таковый безумен… премудрии скрыют чувство. И уста же продерзаго приближаются сокрушению… щадя же устне, разумен будеши (Притч. 28:26; 10:14—15). И опять: Иже хранит уста своя, соблюдает свою душу; продерзивый же устнама устрашит себе (Притч. 13:3). И опять-таки: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18:13). И тотчас: Аще увидиши мужа скора в словесех, разумей, яко упование имать паче его безумный (Притч. 29:20). И: дерзый в словеси своем возненавиден будет(Сир. 9:18). И Иаков: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2). И снова: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова (Иак. 1:19). И продолжает: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26). И снова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:1-2). И Павел: чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим (1 Кор. 4:6). И: любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует (1 Кор. 13: 4-5). И добавляет: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти (1 Кор. 4:9). И: Мы безумны Христа ради (1 Кор. 4:10). «Посему лучше молчать и быть, чем говорить и не быть. Прекрасно учить, если говорящий исполняет и на деле [то, чему учит]. Поэтому есть только один Учитель, Который сказал, и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом действовать, и в молчании открываться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Притч.20:9 ). Муж и жена суть люди и потому имеют недостатки и слабости. Если муж не имеет терпения, чтобы сносить слабости и недостатки жены, и наоборот, то они, т. е. муж и жена, часто будут упрекать друг друга, делать выговоры один другому, огорчаться, а затем начнутся и совершенный раздор, и взаимное недовольство. Первая причина немирного брака со стороны мужа есть жестокое обращение с женой. Слово Божие говорит: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» ( Кол.3:19 ). Между тем, есть, к сожалению, мужья, дурно обращающиеся со своими женами, обижающие их. Могут ли тогда быть мир и спокойствие в доме? Вторая причина со стороны мужа есть наклонность к пьянству. Где ссоры и раздоры? Не там ли, где упиваются? ( Притч.23:29–30 ). Нет и не может быть счастья в той семье, где муж пьяница, но горе, слезы и нищета. А дети? От пьяных родителей родятся дети слабоумные, больные, эпилептики, с ослабленной волей, с наклонностью к пьянству, порочной и даже преступной жизни. Какое горе, какое несчастье это для родителей и всего общества! Третья причина со стороны мужа есть ревность. Ревность мужа не знает пощады ( Притч.6:34 ). Муж на каждом шагу подозревает жену в неверности, каждое слово ее с другим человеком толкует во зло. Это отдаляет сердца супругов друг от друга и понемногу соделывает в доме ад. Со стороны жены первая причина несогласий и раздоров в браке есть своенравие и капризы. Жены, повинуйтесь мужьям своим, – говорит апостол Павел ( Кол.3:18 ). Многие жены бывают непокорны своим мужьям, хотят, чтобы все делалось по их воле. Тогда не может быть мира в доме. Вторая причина раздоров и несогласий супругов со стороны жены есть гневливость жены. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа ( Сир.25:22 ). Гневливая и крикливая жена опечаливает мужа и раздражает его. И если у него не ангельское терпение, то и происходит война в доме. Третья причина несогласий и раздоров между супругами со стороны жены есть злоречие жены. Уста глупого, – говорит премудрый Соломон, – идут в ссору, и слова его вызывают побои ( Притч.18:6 ). Болтливый язык жены причиняет мужу много досады и огорчения. Он скоро губит согласие душ супругов и поселяет раздор в доме. О СИРОТАХ . В Новом Завете попечение о вдовах и сиротах поставляется первым, важнейшим делом веры и благочестия христианского. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем, – говорит святой апостол Иаков, – есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак.1:27 ). Но что значит призреть сироту? Призреть сироту – значит дать ему возможность приобретать необходимые средства жизни, сделать его способным к честной и полезной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы ( Притч 3.27 дал.). Мысль о долге " милости и истины» должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому, как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства ( Быт 38.18 ; Песн 8.6 ), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея ( Исх 13.16 ; Втор 6.8, 11.15 ; Мф 23.5 ). Неуклонное хранение " милости и истины» будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. 1Цар 2.26 ; Лк 2.52 ) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. Иер 31.33 ), а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека – похвала и одобрение от Бога и людей – часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу, и требует от человека, во 1-х, внутреннего посвящения Богу в смирении ( Притч 3.4–8 ), а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои ( Притч 3.9–12 ). Притч.3:5 .  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Притч.3:6 .  Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. : Притч.3:7 .  Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч.3:8 .  это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44,2). Желание моего сердца... об Израиле (Рим. 10,1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31,21). Он... пошел по пути своего сердца (Ис. 57,17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13,10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23,20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36,4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6,18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12,10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). ...чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94,10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19,21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, - именно сердце, по Священному Писаним, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но... не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6,5). Рассеял наЦменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2,30). Изрекут... размышления сердца моею знание (Пс. 48,4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16,1). Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9,4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5,22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

«Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием». И нищаго да не помилуеши на суде ( Исх. 23:3 ). «И бедному не потворствуй в тяжбе его». Оклеветаяй убогаго раздражает сотворшаго и, почитаяй же его милует нищаго ( Притч. 14:31 ). «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся». Милуяй нища взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему ( Притч. 19:17 ). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». Мужа тиха и даятеля любит Господь, суету же дел его скончает ( Притч. 22:8 ). «(Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит)» Таким образом, самое слово – милостивые не означает только людей, оказывающих материальную помощь ближним; но в этом блаженстве речь вообще «о полном любви отношении к нуждающимся в помощи ближним и о соответственном оказании этой помощи» (Zahn Тн., стр. 189). Хорошее выражение понятия милосердия в словах: Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищия блажен ( Притч. 14:21 ). «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен». Оригинальное мнение о милостивых высказывает Ланге: по нему милостивые – «это кроткие, которые от защиты (пассивности) переходят в нападение (активность); кроткие терпят неправду мира, милосердые храбро берутся за нужду мipa… Как страдальцы, они освободились от уныния жизни, как стремящиеся к правде, освободились от вины жизненной, как милосердые, они теперь освобождаются от всякой нужды жизненной» (Lange I, Р. стр. 66). Милостивые – это люди, питающие в душе своей чистую любовь к ближним и делами своими выражающие наполняю —ую их сердце любовь к тем из ближних, кто нуждается в помощи. А потому люди, только говорящие о сострадании, а не помогающие страдающим, – не милостивые: Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Люди, помогающие ближним по природному мягкосердечию, а не по любви к ним, – тоже не милостивые; не милостивые и те люди, которые совершают дела благотворения по посторонним побуждениям – тщеславию, честолюбию и эгоизму, как равно не милостивые и те, которые выражают свою любовь помощью лишь близким себе, родным по плоти или по духу.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.      Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.      В различиых смыслах употребляется в Писании слово " душа " . То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: " Ни одна душа " , " никакая душа " . Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).      То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20). Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).      А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать " животной душой " . Душа их исплевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26). Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9). Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).      (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

" И Всечеловеку-Адаму, всем нам в нем была дана жизнь вечная неумирающая - в древе жизни. Древо жизни Древо Жизни " - не только символ, но и образ, икона. " Древо жизни " невозможно понимать буквально, как просто растущее посреди сада дерево, хотя и это - часть образа, но лишь часть его. Впервые " Древо жизни " упоминается в Священном Писании в самом начале книги Бытия (Быт.2:9). Вновь возникает оно в самом конце Библии, в книге Откровения св. Иоанна Богослова - Апокалипсисе (Откр.22:1-2). " И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (горнего " Нового Иерусалима " , символа Рая), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов " . После падения, разрыва, полета в бездну, спасительного обратного процесса - к утерянному совершенству, и, наконец, победы, " нового творения " : " се, творю все новое " - " Новый Иерусалим " . Но это - все тот же Рай: та же чистая река со святой водой жизни, светлой, растекающейся во все четыре стороны, обращающейся в четыре реки, и по обеим ее сторонам, среди четырех ручьев - победительное Древо Жизни, впитывающее в себя святую воду жизни - благодатной, исходящей от " престола " Бога и Агнца - Духа Святаго. Древо жизни упоминается и в следующих местах Писания. В притчах Соломона: " [...] (Премудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее... " (Притч.3:18). " Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души... " (Притч.11:30). " Исполнившееся желание - древо жизни... " (Притч.13:12). " Кроткий язык - древо жизни... " (Притч.15:4). У премудрого царя Соломона " Древо Жизни " - тоже образ, образ Премудрости Божией и мудрости человеческой, плод ее и добрые дела ее. Апостол Павел говорит, что Премудрость Божия - Христос, Сын Божий, Божественное Слово Его, " Логос " , о котором вдохновенно пишет в Прологе к своему Евангелию св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.18:7 ). И чрез Даниила говорит Он властителю: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. ( Дан.4:24 ). И чрез Соломона говорит Он: милостынями и верами очищаются грехи ( Притч.15:27 ). И чрез Давида опять говорит: Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.15:2 ). И опять: Он 96 расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки ( Пс.111:9 ). И Соломон говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). И еще: кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ). – Апост Постанов. кн. III, гл. 4. Благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая пред собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3–4 ). И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святый жертвенник Божий. И Отец, видящии тайное, воздаст благотворителю явно ( Мф.6:6 ) ... Апост. Постанов. кн. III, гл. 14. Ζ) См. выше (виды любви к ближним). Испов., III, отв. на вопр. 12; также (о делах милосердия). Испов., II, отв. на вопр. 53 – 54; еще (виды любви к ближним). Катих. стр. 89, 80 – 81. Но тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй Его, потому что в книге Числ написано: благословящий тя благословен и проклинающий тя проклят ( Чис.24:9 ). Подобно и в Евангелии написано: благословите клянущия вы ( Лк.6:28 ). – Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: не говори я отплачу, врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да ( Притч.20:22 ) отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6:9), по Апостолу. И вновь он увещает убегать многостяжательности, которая есть идолослужение, ибо за это приходит гнев Божий на сынов неверия (Еф. 5:6). Посему прекрасно — отбросить неразумную похвальбу, происходящую от богатства, возненавидеть собственные вожделения, то есть возненавидеть свою душу (Лк. 17:33), и отказаться от всего ради славы Евангелия Божиего. Посему удаляющий помысл свой от всякой многостяжательности способен видеть уловки диавола. Потому что когда ум освободится от телесных забот, он видит коварство врагов. Говорит же и Приточник: Не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти (Притч. 10:2); Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благость благая (Притч. 22:1); Удерживаяй пшеницу оставит ю языком; продаяй пшеницу скупо, от народа проклят, благословение же Господне на главе подавающаго (Притч. 11:26). Надеяйся на богатство свое, сей падет; заступай же преподобных, той возсияет(Притч. 11:28). Господь же говорит о тех, кто желает свои хранилища разрушить и еще большие построить: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20). И продолжает: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12:21). Ему же слава во веки веков. Аминь. Слово 15. О том, чтобы не любить мир    О мужи, которые ради любви Христовой оставили родителей, детей, братьев и все в этом мире почли за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3:8), не будем искать здешней славы, не будем трудиться ради заботы о плоти, не временное и тленное возлюбим, не зароем в землю талант (Мф. 25:18), не будем искать отечество здешнее, но будем искать грядущее, посмотрим на ненавистников мира и увидим, как у них все мысли витают в вечных обителях, скитаются [они] в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010