Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2 .  Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3 .  Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4 .  Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6 .  Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7 .  Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8 .  Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10 .  Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11 .  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12 .  Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13 .  Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14 .  Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15 .  Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 27 1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства. Притч.27:1 .  Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день. Притч.27:2 .  Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. Притч.27:3 .  Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Притч.27:4 .  Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Притч.27:5 .  Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Притч.27:6 .  Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова ( Иак 4.13–15 ). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23 . Притч.27:7 .  Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. Притч.27:8 .  Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. Притч.27:9 .  Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. Притч.27:10 .  Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Притч.27:11 .  Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня. Притч.27:12 .  Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. Притч.27:13 .  Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. Притч.27:14 .  Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 26 1–12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13–16. Против лености. 17–19. Против неумеренной шутливости 20–28. Против хитрости, лжи и коварства. Притч.26:1 .  Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. Притч.26:2 .  Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч.26:3 .  Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Притч.26:4 .  Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; Притч.26:5 .  не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Притч.26:6 .  Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. Притч.26:7 .  Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов. Притч.26:8 .  Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. Притч.26:9 .  Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Притч.26:10 .  Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. Притч.26:11 .  Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Притч.26:12 .  Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него. Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены – бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также – необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4–5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), – в ст. 5 – предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны – полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6–9), – незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова – самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2.22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца ( Мф. 12:35 ). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово ( Ис. 50:4 ). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша ( Ис. 55:3 ). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души ( Притч. 16:24 ). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих ( Притч. 16:20 ). И: устне облобызают отвещающие словеса благая ( Притч. 24:26 ). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно ( Притч. 26:23 ). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть ( Притч. 15:1–2 ), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати ( Притч. 10:31–32 ), уста же смиренных поучаются премудрости ( Притч. 11:2 ). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему ( Притч. 12:14 ). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся ( Притч. 12:19–20 ). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо ( Пс. 44:2 ) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс. 67:12 ). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:11–12 ). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога ( 1Фес. 2:12 ). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант ( Мф. 25:18, 25–30 ). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [ Col. 1621 ] словеса Моя вспять ( Пс. 49:16–17 ). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе ( Лк. 6:45 ). Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово 40. О клевете Страсть клеветы ужасна и, более того, есть [страсть] диавольская, в соответствии со сказанным в псалмах: и смирит клеветника( Пс. 71:4 ). Будучи непримиримы и ненавистны Богу, клеветники становятся сообщниками, сопричастниками и сонаследниками предавших и распявших Истину, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо говорит: Я есмь истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Посему Закон увещает, говоря, что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или… трех свидетелей состоится всякое слово ( Втор. 19:15 ). Саул же, презрев эту заповедь, триста иереев Господних убил из-за свидетельства одного клеветника – Доика Сирийца. И опять же: ниже оклеветает кийиждо ближняго ( Лев. 19:11 ). И Приточник: Оклеветаяй убогаго раздражит Сотворшего и ( Притч. 14:31 ). И продолжает: Слава мужу отвращатися от досаждения, всяк же безумен ими соплетается ( Притч. 20:3 ). Давид же: Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху ( Пс. 34:20 ). И сам он молится быть избавленным от клеветы человеческой и обещает сохранить заповеди Его. И тотчас: покрый мя от клеветы человеческия ( Пс. 118:134 ) и: сонма лукавнующих… иже изостриша, яко мечь, языки своя ( Пс. 63:3 ). И продолжает: Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть ( Пс. 31:2 ). И другой: Обидяй нищих много себе зла творит ( Притч. 22:17 ); [ Col. 1560 ] Продерзый в нечестиих оклеветает нищия ( Притч. 28:3 ). И опять-таки: лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищ сый, над языком убогим. И еще: Царь скуден уроком 71 , велик клеветник бывает ( Притч. 28:16 ). И: Кто копает яму, тот упадет в нее ( Еккл. 10:8 ). И Екклесиаст: И обратихся аз и видех вся оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть им утешающаго, и от руки клевещущих на ня крепость, и несть им утешающаго ( Еккл. 4:1–3 ). И тотчас: Клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его ( Еккл. 7:8 ). Господь же спасет сыны убогих, и смирит клеветника ( Пс. 71:4 ). Посему обезопасим себя, братия, от всезлейшей клеветы, устрашаясь горького наказания тем, кто творит такое. Напротив же, Павлово с Павлом воспоем: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор. 4:12–13 ). Да не осудимся вместе с неприязненными врагами Христа – иудеями, которые, придя к Пилату, говорили: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк. 23:2 ). Он же все это, словно овча безгласное, великодушно терпел. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Гостеприимство Гостеприимство заповедано: Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя: то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою ( Лев.25:35 ). Ревнуйте о странноприимстве ( Рим.12:13 ). Представляю вам Фиву. Примите ее для Господа и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому ( Рим.16:1,2 ). Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам ( Евр.13:2 ). Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота ( 1Петр.4:9 ). Гостеприимство составляет долг верующих: Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него, и сирота? ( Иов.31:17 ). Мы должны принимать братьев и странников, чтобы сделаться споспешниками истине ( 3Ин.1:8 ). Гостеприимство должно быть оказываемо: а) особенно бедным: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ); б) и даже врагам: Сказал царь израильский Елисею: не избить ли воинов сирийских, отец мой? И сказал он: не убивай, но предложи им хлеба и воды, пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили, и отпустил их. И не ходили более полчища сирийские в землю Израилеву ( 4Цар.6:21–23 ). Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ; Рим.12:20 ). Господь принимает гостеприимство, оказанное Его ученикам, за гостеприимство, оказанное Ему Самому: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Призвав дитя, Он сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф.18:2,5 ; Мк.9:37 ; Лк.9:48 ). Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня… Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:35,40 ). Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает ( Ин.13:20 ). Обещания оказывающим гостеприимство: Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет ( Притч.11:25 ). Скитающихся бедных введи в дом; когда ты отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и исцеление твое скоро возрастет. Тогда ты воззовешь, и Господь услышишь, возопиешь, и Он скажет: вот Я! И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад ( Пс.58:7–11 ). Когда делаешь обед или ужин, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк.14:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Слава — 1) слава человеческая — высокая степень признания; почетная известность; сложившееся мнение о ком-либо, чём-либо, молва; 2) хвала (например, в случае употребления этого слова в форме возгласа: слава Богу — хвала Богу ( Ис.24:16 )); 3) предмет восхищения ( Иудиф.15:9 ); 4) слава Божия — Божественное действие ( Исх.24:16 ); явление Бога, видимый знак особого Божьего присутствия ( Исх.16:10 ); 5) или статия — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей ( кафизм ) Псалтири . Слава славе рознь Многие люди, живя земной жизнью, мечтают прославиться. Одни ищут славы в текущей земной жизни, другие хотят запечатлеть свое имя в истории и в памяти потомков. Плохо это или хорошо? Обратимся к Священному Писанию . Одно из наиболее ранних библейских упоминаний о людях, овеянных человеческой славой, находится в Книге Бытия и относится к древним исполинам : «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ). Исходя из контекста повествования видно, что славными исполины выглядели лишь в очах своих современников. Согласно же Божественной оценке, они были грешниками, преступниками: «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). По этой причине, в соответствии с Промыслом Божьим , они были уничтожены водами потопа, как злодеи. Так слава их обратилась в бесславие. Другой характерный пример связан со строительством представителями послепотопного человечества Вавилонской башни. Как известно, одной из приоритетных целей возведения башни было достижение земной славы. Об этом свидетельствовали сами строители: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя»  ( Быт.11:4 ). Так в погоне за земной славой люди, впервые в истории человечества, организовали всеобщий бунт против Бога. Вмешательство Божье не позволило им осуществить дерзкий замысел. Из представленных выше примеров видно, что по крайней мере не всё то, что почитается славным в кругу людей, славно и в очах Вседержителя . В Книге Притчей Соломоновых, как бы в подтверждение сказанному, так прямо и указывается, что поиск земной славы ради славы может ознаменоваться бесславием: «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» ( Притч.25:27 ). Кроме того, не всякая слава безвредна для духовно-нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/slava

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   15 червня 2016 р. 16:56 монастир на — руська чернеча перед Богом [Ihmepb " ю] " ю Данилова монастиря в травня в Московського Кирила Гори Афон. (рос.) 15 червня 2016 р. 13:52 Митрополит Збори окремих Православних Церков не стане Великим Святим Всеправославним Собором його не матимуть всеправославного значення [Ihmepb " ю] Митрополит дав " ю Синодальному Церкви з приводу з до Всеправославного Собору. (рос.) 14 червня 2016 р. 17:52 Митрополит Волоколамський Московський зусиллями продовжити Собору [Ihmepb " ю] " ю голови церковних зв " Московського митрополита Волоколамського агентству (рос.) 14 червня 2016 р. 15:41 Митрополит Волоколамський «Щиро що проявить йому [Ihmepb " ю] Голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський дав " ю грецькому агентству «Ромфеа». (рос.) 8 червня 2016 р. 16:37 В.Р. Легойда: Ми уважно яка у зв " язку з Собору [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального Церкви з В.Р. Легойди агентству ТАРС. (рос.) 7 червня 2016 р. 16:01 Олександр «Люди з читають переклад Святого Письма мовою» [Ihmepb " ю] Головний голова перекладу Олександр про переклади Святого Письма та подальше життя. (рос.) 7 червня 2016 р. 11:19 Митрополит Волоколамський На Всеправославному не будуть обговорюватися питання [Ihmepb " ю] 4 червня гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став голова Синодального Церкви з В.Р. Легойда. (рос.) 6 червня 2016 р. 16:44 Соломона якутською мовою. Розмова з перекладачем [Ihmepb " ю] У 2016 року вийде в книга Притч Соломона якутською мовою. Робота над перекладом велася силами та перекладу в Про етапи роботи плани на в " ю перекладацького Саргилана (рос.) 6 червня 2016 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Приложение к главе 3 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета П.А. Юнгеров кн. 2, с. 134] «По содержанию книга Песнь Песней разделяется на две части, внутренне чрезвычайно тесно соединенные единством описываемых лиц и событий. Первая часть: 1 – 5, 1 – описывает драматически любовь Суламиты к ее Возлюбленному, ее желание теснейшего единения с ним и исполнение этого желания. Вторая часть: 5, 2 – 8, 14 – описывает разъединение Суламиты и ее Возлюбленного, их взаимные чувства скорби по поводу его и вторичное крепчайшее единение их». План книги «Притчи Соломона» по Д.Афанасьеву I. Первое собрание увещательных речей Соломона о предпочтении премудрости 1-9 гл. — 1. 1:8-3:35; — 2. 4:1-6:19; — 3. 6:20-9:18. II. Собрание притчей Соломона (375 притч) 10-24 глл. — 1. 10:1-22:17 притчи Соломона — 2. 22:18-24:22; два небольших собрания — 3. 24:23-34 «словес мудрых» III. Притчи Соломона, собранные людьми Езекии 25-29 глл. IV. Слова Агура 30:1-33/Вариант: Два проречения Соломона в конце. V. Слова Лемуила царя 31:1-31/31:10-31 – о добродетельной жене. План книги «Екклесиаст» по Д.Афанасьеву I. О суетности в физических явлениях подсолнечного мира и в делах человеческих, направленных к устроению земного счастья (Еккл. 1:2 – 2:26). II. О суетности явлений в сфере жизни человеческой и о суетности стремления человека среди таких явлений упрочить свое счастие на земле (3:1 – 5:19). III. О суетности «богатства и имущества и славы» для земного счастия человека (6:1 – 8:15). 1. Суетность богатства, имущества и славы для доставления полного земного счастья (6:1 – 8:15); 2. Наилучшее (с нравственной точки зрения) поведение человека по отношению к счастливым и несчастливым случаям жизни и ко всем людям (7:2 – 24); 3. Указание причины (в грехе) ненормальных явлений в обществе людей и указание на суд Божий в будущем, имеющий прекратить эти явления (7:25 – 8:15); IV. О суетности жизни земной вообще (8:16 – 12:8). 1. Учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной (8:16 – 9:10);

http://sedmitza.ru/lib/text/431624/

Любостяжание Любостяжание а) запрещено: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). Воля Божия есть, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво ( 1Фес.4:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ); б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: Любостяжатель есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). Любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ); в) ненасытимо: Человек одинокий, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. И это суета и не доброе дело ( Еккл.4:8 ). Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это суета ( Еккл.5:9–10 ); г) исходит из сердца и оным овладевает: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, кража, лихоимство, завистливое око, безумство ( Мк.7:21–22 ). Твои глаза и твое сердце обращены только твоей корысти, к тому, чтобы делать притеснение и насилие ( Иер.22:17 ). Сердце беззаконников приучено к любостяжанию; это – сыны проклятия ( 2Петр.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: Желающие обогащаться впадают во многие безрассудные и вредные похоти. Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ); б) ко лжи и обману: Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего; он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав ( Ис.32:7–8 ). Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог ( Иез.22:12 ); в) к несправедливости и притеснению: Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.28:16 ). Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие ( Мих.2:2 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010