«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Димитрий Тракателлис Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям ( Мк 1:1– 8:26 ) Начало Евангелия Иисуса Христа (1:1) 13 Иоанн Креститель возвещает о явлении Христа (1:2–8) 14 Крещение Иисуса (1:9–11) 15 Искушение Иисуса в пустыне (1:12–13) 17 Иисус возвещает наступление Царства Божьего (1:14–15) 18 Призвание первых четырех учеников (1:16–20) 19 Исцеление бесноватого в синагоге (1:21–28) 20 Исцеление тещи Петра (1:29–31) 22 Обобщение о проповеди и исцелениях Иисуса (1:32–39) 23 Очищение прокаженного (1:40–45) 25 Исцеление расслабленного в Капернауме (2:1–12) 26 Призвание Левия и трапеза с грешниками (2:13–17) 29 О посте. Динамика нового (2:18–22) 30 Вопрос о субботе (2:23–28) 32 Исцеление сухорукого (3:1–6) 34 Расширение целительной силы Иисуса (3:7–12) 37 Избрание и миссия Двенадцати (3:13–19) 39 Деятельность Иисуса. Обвинение в союзе с Веельзевулом (3:20–30) 40 Физическая и духовная семья (3:31–35) 43 Притча о сеятеле (4:1–9) 44 Цель притчей. Истолкование притчи о сеятеле (4:3–20) 45 Притча о растущем семени (4:26–29) 47 Притча о горчичном зерне и использование притч (4:30–34) 48 Усмирение бури (4:35–41) 48 Исцеление гадаринского бесноватого (5:1–20) 51 Воскрешение дочери Иаира. Исцеление кровоточивой (5:21–43) 54 Иисус в Назарете. Неверие жителей Назарета (6:1–6) 56 Поручение Двенадцати и их деятельность (6:7–13) 59 Усечение главы Иоанна Крестителя (6:14–29) 61 Возвращение апостолов с миссии (6:30–32) 63 Насыщение пяти тысяч (6:33–44) 64 Хождение по водам (6:45–52) 67 Исцеление многих больных (6:53–56) 68 Вопросы о ритуальной чистоте (7:1–13) 69 Приоритет внутренней чистоты над внешней (7:14–23) 70 Исцеление дочери сирофиникиянки (7:24–30) 71 Исцеление глухого косноязычного (7:31–37) 72 Насыщение четырех тысяч (8:1–10) 73 Фарисеи требует знамения с неба (8:11–13) 74 Спор о хлебе и слепота учеников (8:14–21) 75 Исцеление слепого из Вифсаиды (8:22–26) 77 II. Равновесие между концепциями власти и страданий (8:27–10:52) Исповедание Петра в Кесарии Филипповой (8:27–30) 78

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как переносить оскорбления? Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. ( Пс. 38:10 ). У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. ( Притч. 12:16 ). Удерживайся от ссоры – и ты уменьшишь грехи. ( Сир. 28:9 ). Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. ( Мф. 5:39 ). Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. ( Иак. 1:19 ). Будучи укоряем, Он не укорял взаимно. ( 1Петр. 2:23 ), Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. ( 1Петр. 3:9 ). Ругательство – не доказательство. Огонь маслом заливать – лишь огня прибавлять. Сердись не сердись, а лучше покорись. Лучше самому терпеть, чем других обижать. Держи кулак в кармане, а язык на аркане. Русские пословицы. Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует. Блаженный Августин (354–430). Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом. Святитель Григорий Двоеслов (540–604). Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы вся братия осыпали меня бесчестиями. Преподобный Антоний Великий (251–355). Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что делать, если каешься, а потом опять впадаешь в те же самые грехи? 3 мин., 26.03.2024 В редакцию журнала Фома пришел вопрос: «Как быть, если не получается насовсем оставить греховное поведение и после искреннего покаяния опять возвращаешься к старому»? Отвечаем: Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, не переставать каяться в совершаемых грехах. Разберем эти тезисы подробнее. Очень правильно, если, исповедуясь перед Богом, человек испытывает раскаяние в содеянном и одновременно решимость никогда больше так не поступать. «От кающегося требуется сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь», — пишет святитель Филарет Московский в «Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви». Однако, действительно, многим, если не вообще всем, знакома ситуация: едва выйдя из храма, мы вновь начинаем грешить в том, в чем только что слезно покаялись. Это досадно. И тут, как говорит святитель Тихон Задонский, главное не впасть в отчаяние: ведь в том и состоит уловка диавола, что прежде греха он представляет Бога излишне милосердным, а после греха — строго взыскивающим. Но нет таких грехов, которые не утонули бы в океане милости Божией. В Священном Писании Господь ободряет тех, кому по немощи не удалось избежать греха: Семь раз упадет праведник, и встанет , — пишет автор Книги Притчей Соломоновых (Притч 24:16). … Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? — восклицает пророк Иеремия (Иер 8:4). Дело в том, что Бог смотрит не на количество добрых дел человека, а на его намерения, на устремление к добру или ко злу. И если человек вопреки своему желанию совершает дурной поступок, но душа его все равно стремится к добру, Бог принимает его покаяние. Вот как размышляет об этом апостол Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин 1:8–9).

http://foma.ru/chto-delat-esli-kaeshsja-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   8 липня 2016 р. 10:57 покровом святих Петра " ю з настоятелькою Муромського монастиря (Горлановою) [Ihmepb " ю] 8 липня Церква пам " ять святих подружжя князя Петра Муромських здавна вважаються на покровителями християнського шлюбу. святих спочивають у Мурома. Дня " з настоятелькою (Горлановою). (рос.) 4 липня 2016 р. 12:28 Владикавказький «Я готовий з хто несе в добро. на [Ihmepb " ю] прибуття на кафедру Владикавказький Аланський на питання кореспондента газети (рос.) 15 червня 2016 р. 13:52 Митрополит Збори окремих Православних Церков не стане Великим Святим Всеправославним Собором його не матимуть всеправославного значення [Ihmepb " ю] Митрополит дав " ю Синодальному Церкви з приводу з до Всеправославного Собору. (рос.) 6 червня 2016 р. 16:44 Соломона якутською мовою. Розмова з перекладачем [Ihmepb " ю] У 2016 року вийде в книга Притч Соломона якутською мовою. Робота над перекладом велася силами та перекладу в Про етапи роботи плани на в " ю перекладацького Саргилана (рос.) 7 травня 2016 р. 12:53 Варвара (Сажнева): — робота над душею [Ihmepb " ю] Настоятелька монастиря в Варвара дала " ю сайту Синодального у справах чернецтва, в якому про покликання, вибору шляху та побудову сестринства як " (рос.) 26 2016 р. 13:30 Митрополит Волоколамський Якщо у людей потреба в — повинен бути в [Ihmepb " ю] 23 гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " митрополит Волоколамський став депутат Думи, член Думи земельних (рос.) 9 березня 2016 р. 13:59 Горноалтайская Ще 4 можуть з " явитися в [Ihmepb " ю] Про те, як духовне життя храм що роблять в лаври, Горноалтайсьский Чемальський який брав участь в храму на став першим його настоятелем зимував на (рос.) 6 березня 2016 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОСОБЕННОСТИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых 27 января 2015 Часть первая 1. Свидетельство Священного Писания о мучениках и мученичестве. Библейско-богословский аспект Традиционно принято считать, что мученик – это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Но если быть более точным, то слово мученик (μαρτυς) переводится с греческого как «свидетель». Такой перевод по-другому ставит акцент на понимании личности и подвига мученика. Поэтому правильнее говорить не о свидетельстве Священного Писания о мучениках и мученичестве, а об учении Священного Писания о свидетелях и свидетельстве. Священное Писание большое значение придает свидетелям и свидетельству. Свидетели из людей привлекаются для подтверждения определенных фактов (Иер. 32:10, 12; Руф. 4: 9–11; Ис. 8:2; Деян. 10:39). К сожалению, встречаются и лжесвидетели, о них говорится с осуждением, например: · Исх. 20, 16: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; · Исх. 23, 1: Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды; · Пс. 30, 19: Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем; · Притч. 12, 22: Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему; · Притч. 19, 5 и 9: Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется... Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет; · Притч. 25, 18: Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего; · Ис. 59, 3: руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду; · Иер. 9, 3–6: Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь; 

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Архив Пн Митрополит Калужский Климент: «Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии» 24 апреля 2013 г. 14:03 22 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре  состоялся круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников круглого стола, посвященного важному социальному вопросу — церковной заботе об инвалидах. Этот круглый стол проводится комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Санкт-Петербургской епархии , и я хотел бы попросить присутствующего здесь владыку Маркелла передать благодарность митрополиту Владимиру за возможность провести здесь это важное для Церкви мероприятие, посетить детский дом для детей с иными физическими возможностями в г. Павловске. Для всех участников поездка в Павловск была хорошим опытом знакомства взаимодействия Церкви и государственных детских социальных учреждений и работы в них волонтеров. Люди с особым развитием существовали во все времена и в любом обществе. Отношение к ним со стороны сограждан менялось на протяжении веков от неприятия и отвержения до признания за ними права на достойную жизнь и необходимости их интеграции в социум. Важнейшую роль в изменении отношения общества к инвалидам сыграло христианство. Священное Писание призывает нас помогать больному и увечному, указывает на богоугодность благотворения (Иов 29:15; 2 Мак. 8:28), (Втор. 16:9-10; Притч. 14:31; Тов. 4:10; 12:9). В Новом Завете говорится о случаях, когда больные и инвалиды по молитвам и при деятельной помощи других людей получали исцеление от Господа Иисуса Христа (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; Мк. 7:32-35; Мф. 15:29-31; Мк. 8:22-26 и др.). А Своими словами: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), Христос указывает и нам на необходимость служения ближнему: деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви ко всем, кто нуждается в нашей помощи, в том числе к тем, кто из-за нашего недопонимания отвержен окружающими по причине своих ограниченных возможностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1307662.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никандру (Пилишину), епископу Наро-Фоминскому 18 октября 2023 г. 16:50 18 октября 2023 года за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никандра (Пилишина) , председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, во епископа Наро-Фоминского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Никандра на служение. Преосвященный епископ Никандр! Волею и неизреченным промыслом в Троице славимого Бога ты сподобился ныне принять благодать Духа Утешителя, почившего на тебе по молитвам Святой Церкви чрез возложение на главу твою рук архипастырей — ныне собратьев твоих. Духом, нисшедшим днесь на тебя, живет и спасается Церковь вот уже два тысячелетия, являясь наследницей и преемницей великих обетований, данных Христом всем Его ученикам. А обетование такое: «Непреложны дары и призвание Божие» , как свидетельствует об этом первоверховный апостол Павел (Рим. 11:29). И это действительно так, хотя дары и служения Духа различны (1 Кор. 12:4-5). Что за дар получил ты сегодня и к чему призываешься Господом? Небесный Утешитель сообщил тебе дар архипастырской ответственности за овец словесного стада и за хранение апостольской веры. Сию ответственность пред Творцом тебе надлежит разделить отныне вместе с сонмом епископов нашей Церкви. Принося Богу монашеские обеты в молодости, ты обещал Ему отдать без остатка всю свою жизнь. Помню горение твоего сердца, когда ты, будучи иподиаконом Патриарха, просил благословить тебя на трудную иноческую стезю. Как тогда, так и сейчас говорю тебе: куда бы ни направил тебя Создатель, по слову апостола, в усердии не ослабевай, духом пламеней, Господу служи (Рим. 12:11), ибо, по слову Спасителя, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Неслучайно я напоминаю тебе о начале твоего монашеского пути, ибо памятование о прежних делах (Откр. 2:5), как свидетельствует Откровение апостола Иоанна Богослова, совершенных во славу Господа, нередко способно пробудить в человеке ревность по Богу и укрепить при последующих трудностях и испытаниях. Первоначальник иноческого жительства преподобный авва Антоний дает такое отеческое наставление: «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (Отечник, 30). Слышишь ли, что говорит великий Антоний? Гордое сердце отвратительно Богу, Который гордым противится (Притч. 3:34). Хотя к тебе и будут обращаться «владыка, владыка святый!», воздавая честь архиерейскому сану и дарованной тебе благодати епископства, не мечтай о себе (Рим. 12:16) понапрасну и не дерзай мнить о личной значимости и исключительности. Помни, что Господь призвал тебя к высокому служению не за твои заслуги.

http://patriarchia.ru/db/text/6068631.ht...

Иисус вопрошает фарисеев. Дж. Тиссо Как и другие православные священники, я уже сбился со счёту, сколько раз братья-протестанты возражали против моего священнического звания «отец Лаврентий», цитируя Библию, в которой есть заповедь «и отцом себе не называйте никого». Конечно, они имеют в виду слова Господа нашего в Мф. 23, 9. Если я в озорном настроении, я иногда отвечаю просто: «Нет, в Библии такого не написано!» – лишь для того, чтобы потешаться над ними и отвести душу, парируя их выпады. Не слишком-то благочестиво, но весело. Общеизвестно, что в переводе «Благая весть» стих передан: «Вы не должны никого называть на земле своим отцом», как и в «Живой Библии» и в Новой Международной версии . В более близких к оригиналу версиях – Библии короля Якова , RSV и в Новой Американской стандартной Библии – перевод иной, так как в греческом тексте написано: πατρα μ καλσητε μν π τς γς. Обратите внимание на выделенное полужирным μν, так что стих более точно передать как «не зовите никого вашим отцом на земле» (например, в Библии короля Якова). В чём разница между «не зовите никого отцом» и «не зовите никого вашим отцом»? Разница в том, о чём именно Христос говорит: о звании, или форме обращения, или об отношениях между пастырем и пасомыми? В Библии нигде не сказано: «вообще никого не называйте отцом». Ведь такая заповедь была бы несуразна для ближневосточной культуры, в которой слово «отец» было обычным почтительным обращением к пожилому мужчине. Поэтому это слово звучит даже из уст богача в одной из притч Христа: он называл достопочтенного патриарха «отче Аврааме», взывая к нему о помощи (Лк.16, 24; 30). Подлинный смысл Христова слова, что нельзя называть на земле никого отцом, становится ясен в контексте порицания Им фарисейско-раввинского благочестия того времени, и именно поэтому заповедь находится в Евангелии от Матфея, предназначенном для евреев, а не, например, в Евангелии от Луки, обращённом к язычникам. Вся 23-я глава Евангелия от Матфея состоит из собрания различных обличений, которые Христос произносил в разные времена. Из того, что в главе находится семь фраз «Горе…», обращенных к фарисеям (ст. 13, 15, 16, 23, 25, 27, 29), можно предположить, что это искусно составленный Матфеем сборник, в котором сведены вместе разные высказывания Христа по разным случаям, а не одна непрерывная речь Иисуса. Глава представляет собой перечень обличений, предупреждение ученикам Христа, чтобы они не следовали обычаям фарисеев и книжников.

http://pravoslavie.ru/150870.html

В день памяти преподобной Евфросинии, покровительницы Белоруссии, в Полоцке прошли торжественные богослужения 7 июня 2012 г. 16:10 5 июня 2012 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Слуцкого Филарета  в Полоцке — родном городе святой покровительницы Белоруссии — прошли торжественные богослужения. Божественную литургию в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря возглавил епископ Речицкий Леонид , викарий Гомельской епархии . По окончании богослужения состоялся крестный ход с Крестом преподобной Евфросинии и иконой с частицей ее мощей. В Софийском соборе г. Полоцка Литургию возглавил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий в сослужении епископа Борисовского Вениамина , викария Минской епархии , и духовенства Полоцкой епархии . После Литургии был совершен крестный ход к Спасо-Евфросиниевскому монастырю. На соборной площади владыка Вениамин огласил обращение митрополита Филарета в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, и 1150-летия града Полоцка. В нем, в частности, говорится: «Будучи древнейшим городом на территории Беларуси, Полоцк стал одним из центров развития восточнославянской цивилизации наряду с Новгородом и Киевом. В истории Полоцкого княжества, которое было носителем активной самостоятельной политики, обнаруживаются истоки белорусского государственного суверенитета. Выгодное положение на пути " из варяг в греки " , развитие торговли и ремесел в здешних пределах делали этот регион привлекательным для представителей многих племен и народов, которые приходили сюда, увы, не только торговать, но и воевать. Однако вклад Полоцка в мировую культуру имеет не одно лишь материальное измерение. Слава этого великого города проецируется на вечность. Полоцк вошел в историю средних веков не только как княжеская столица, но и как столица духовная, кафедральный град, зримый символ того, что Русь была уловлена в апостольские сети. Епископия была учреждена здесь в 992 году — 1020 лет тому назад. В Полоцке воистину " Премудрость построила себе дом " (Притч. 9:1): здесь возрос храм святой Софии, созданный по образу и подобию Софии Константинопольской, — главного храма древней христианской Византии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010