Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Разделы портала «Азбука веры» Вино — 1) алкогольный напиток, образующийся в результате брожения виноградного либо плодово-ягодного сока; 2) символический библейский термин. Виноградное вино, в соответствии с установлением Господним , используется в Церкви в качестве вещества для главного церковного Таинства – Евхаристии ; вино употребляется при освящении Престола , в Таинствах Елеосвящения и Брака. Первое чудо Иисуса Христа – претворение воды в вино на свадьбе. Вино в Библии нередко символизирует духовные силы и дарования ( Притч.9:2 ; Ис.55:1 ), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом  ( Иер.25:15 ). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой ( Пс.79:9-16 ; Ос.10:1 ), а землю израильтян – с виноградником (ср. Мк.12:1-9 ). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Спаситель использует, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом ( Ин.15:1 ). Впервые вино упоминается в Библии в 9 главе Книги Бытие. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре» ( Быт.9:20-21 ). Далее следует грех Хама и разделение в семье. О запрете 51м Апостольским Правилом гнушаться вином Апостол Павел пишет: « …нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто » ( Рим.14:14 ). Данное правило, следуя апостольским словам, запрещает считать мерзостью творение Божие (гнушаться) и осуждать тех, кто пользуется им умеренно с благодарением. Свт. Иоанн Златоуст говорил о предосудительном отношении к творению Божию: « Я слышу, как многие… говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, о, человек, причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади, вино, то можешь вслед затем сказать: пропади, железо – потому что есть человекоубийцы; пропади, ночь – потому что есть воры; пропади, свет – потому что есть клеветники; да погибнут жены – потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не поступай так – это сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство ».

http://azbyka.ru/vino

Видение Христа Хочешь ли увидеть Господа Иисуса Христа? – «Прииди и виждь» ( Ин.1:46 ), говорит Его Апостол. Господь Иисус Христос дал обетование пребывать с учениками Своими «до скончания века» ( Мф.28:20 ). Он – с ними: в святом Евангелии и таинствах Церковных (Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое, и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но внутри себя, то есть, телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой» 10 ). Его нет для тех, которые не веруют в Евангелие: они не видят Его, будучи ослеплены неверием. Хочешь ли услышать Христа? – Он говорит тебе Евангелием. Не пренебреги Его спасительным голосом: уклонись от греховной жизни, и слушай со вниманием учение Христово, которое – живот вечный. Хочешь ли, чтоб тебе явился Христос? Он научает тебя, как это получить. «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» ( Ин.14:21 ). Ты усыновлен Богу таинством святого крещения; ты вступил в теснейшее единение с Богом таинством святого причащения: поддерживай усыновление, поддерживай единение. Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстановляй покаянием, а единение с Богом питай жительством по Евангелию и по возможности частым причащением святым Христовым тайнам. «Будите во Мне и Аз в вас» ( Ин.15:4 ), сказал Господь. «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудите в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6:56 ). Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это – пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это – пагубное самообольщение! (Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют «мнением». Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума» 11 ). Об этом роде самообольщения святой Апостол Павел говорит: «Никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея» ( Кол.2:18 ). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов, прежде чистоты прельстились духом «мнения». К таким относятся слова Притчей: «Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его» ( Притч.26:12 ). 12 . Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИНА Ерофей Андреев († 20.02. 1696), иконописец. Первое упоминание о нем относится ко 2-й пол. сент. 1678 г., когда Е. в качестве живописца 2-й статьи расписывал «каменное новое крыльцо и переходы... к ц. Спаса Нерукотворного образа, что у великого государя в Верху, и около крыльца перегородку каменную» (ГОП. Оп. 1. Ч. 12. Т. 1. 17524; Успенский. 1910). В следующем году вместе с Петром Тропарёвым он выполнял стенописные работы, писал на холсте для царских деревянных хором ( Забелин. 1894) и участвовал в росписи ц. прп. мц. Евдокии, «что у великого государя в Верху»; с 10 дек. 1679 г. состоял на службе в Оружейной палате, снискал благоприятные отзывы иконописцев Ивана Салтанова и Ивана Безмина. К нач. 80-х гг. XVIII в. относятся работы («на полотнах живописное письмо»), выполненные Е. для новых царских покоев и ц. Спаса Нерукотворного образа (ГОП. Оп. 1. Ч. 12. Т. 2. 18604). В февр. 1684 г. по царскому указу Е. был послан в Симонов мон-рь (Там же. Ч. 14. 22087), в сент. назван 1-м среди кормовых иконописцев, исполнявших работы для новых каменных покоев царевен Софьи, Екатерины, Марии, Феодосии, Наталии, им написаны сцены на тему евангельских притч (Там же. 22660). В 1685 г. поставлен «у стенного живописного письма» в «новопостроенных каменных средних комнатах» царевен и нижних деревянных комнатах царицы Наталии Кирилловны ( Успенский. 1910. С. 30). В 1686 г. Е. написал (ГОП. Оп. 1. Ч. 15. 24459) вместе с Лукою Смоляниновым «персону» царя Феодора Алексеевича (ГИМ) - единственное из сохранившихся его произведений. Летом 1687 г. он занимался реставрацией креста ц. св. апостолов Петра и Павла, «что у великих государей вверху» и написал там страстной цикл. В 1688 г. исполнил для царевны Екатерины Алексеевны иконы «Распятие» и «Снятие со Креста», в 1689 г. создал большое полотно «Образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного» для царицы Наталии Кирилловны, в 1690 г. работал над Распятием с предстоящими Пресв.

http://pravenc.ru/text/189813.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Милостыня – 1) акт милосердия ; 2) добрые поступки, направленные на помощь ближнему , как результат христианской любви (к Богу и ближним); 3) предмет подаяния (деньги, вещи, книги и пр.). Что такое милостыня в христианском понимании? Для христианина милостыня – это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель выражает Богу. Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог» , ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина – это и форма исполнения двух важнейших заповедей – о любви к Богу и о любви к ближним, – и форма проявления этой любви. Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением , молитвой и аскезой . Заметим попутно: подача милостыни не ставит автоматически подающего выше, чем принимающего. Что говорится в Священном Писании о милостыне? Священное Писание непрестанно учит нас заботиться о нищих. См., например, Притч.3:27-28, 19:17 , Притч.21:13, 28:27 ; Мф.5:7, 6:1-4 , Мф.19:21 ; Мк.12:43-44, 10:21 ; Лк.6:30, 6:38, 14:13, 19:8 ; Деян.4:34, 20:35 и мн. др. Три вида милостыни Подобно телу , душа и дух человека требуют сообразной себе пищи и попечения о них, а потому, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная: Таким образом, милостыня в христианстве далеко не всегда связана с деньгами, имуществом и имущественной состоятельностью. Что такое милостыня постом? Такой вид милостыни вошёл в обычай древнемонашеской жизни – пост ради милостыни бедным. Подвижники-монахи поступали так, потому что они не имели ни денег, ни собственности. «Я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; исполнивши сказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному» , – говорится в древней христианской книге «Пастырь» Ерма. Как правильно подавать милостыню?

http://azbyka.ru/milostynya

Архив Пн Митрополит Калужский Климент: «Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии» 24 апреля 2013 г. 14:03 22 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре  состоялся круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников круглого стола, посвященного важному социальному вопросу — церковной заботе об инвалидах. Этот круглый стол проводится комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Санкт-Петербургской епархии , и я хотел бы попросить присутствующего здесь владыку Маркелла передать благодарность митрополиту Владимиру за возможность провести здесь это важное для Церкви мероприятие, посетить детский дом для детей с иными физическими возможностями в г. Павловске. Для всех участников поездка в Павловск была хорошим опытом знакомства взаимодействия Церкви и государственных детских социальных учреждений и работы в них волонтеров. Люди с особым развитием существовали во все времена и в любом обществе. Отношение к ним со стороны сограждан менялось на протяжении веков от неприятия и отвержения до признания за ними права на достойную жизнь и необходимости их интеграции в социум. Важнейшую роль в изменении отношения общества к инвалидам сыграло христианство. Священное Писание призывает нас помогать больному и увечному, указывает на богоугодность благотворения (Иов 29:15; 2 Мак. 8:28), (Втор. 16:9-10; Притч. 14:31; Тов. 4:10; 12:9). В Новом Завете говорится о случаях, когда больные и инвалиды по молитвам и при деятельной помощи других людей получали исцеление от Господа Иисуса Христа (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; Мк. 7:32-35; Мф. 15:29-31; Мк. 8:22-26 и др.). А Своими словами: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), Христос указывает и нам на необходимость служения ближнему: деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви ко всем, кто нуждается в нашей помощи, в том числе к тем, кто из-за нашего недопонимания отвержен окружающими по причине своих ограниченных возможностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1307662.ht...

Arhiva Participanii la masa rotund „Virtutea ascultrii în mnstirile contemporane: aspecte practice” au fcut bilanul activitii 4 iulie 2018 12:08 3 июля 2018 года круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» продолжил свою работу в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга.  В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Почаевский Владимир ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; епископ  Лидский и Сморгонский Порфирий , председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата ; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий . К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Варсонофий. Глава Санкт-Петербургской митрополии подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Владыка Варсонофий также напомнил игуменам и игумениям, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», — сказал архиерей. Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. В частности, он поделился с участниками круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе: «Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова им же несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14)». Особо докладчик отметил, что послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231673...

Архив Пн Патриаршее поздравление по случаю актового дня Московской духовной академии 14 октября 2021 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Феодорита , преподавателей и студентов МДА с престольным праздником академического храма и актовым днем. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феодориту, епископу Звенигородскому, викарию Патриарха Московского и всея Руси, ректору Московской духовной академии Профессорско-преподавательской корпорации, учащим и учащимся Московской духовной академии Ваше Преосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — престольным торжеством академического храма и актовым днем Московских духовных школ. Подобно святым Андрею и Епифанию, которые некогда в церкви видели молящуюся на воздусе за христиан Богородицу, и мы днесь радостно поклоняемся всеблагому покрову Царицы Небесной (Акафист Покрову Пресвятой Богородицы), воссылая Пречистой славословие, величая Ее добродетели, призывая сохранить нас на всех путях жизни. Более двух веков минуло с момента состоявшегося в праздник Покрова открытия Академии в стенах Троицкой обители . С тех пор и доныне молитвенным предстательством Игумена земли Русской честный омофор Преблагословенной Девы Марии распростерт над всеми притекающими в Большую келью Преподобного Аввы Сергия и жаждущими приложить сердце свое к учению и уши свои — к умным словам (Притч. 23:12). Подлинное богословское образование немыслимо без прочного духовного основания, без жизни по евангельским заповедям. Посему более всего призываю всех вас возделывать ниву своей души, исполняться плодов праведности, в славу и похвалу Божию (Флп. 1:11), возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 3:18). Главная цель духовных школ — готовить верных служителей Церкви, могущих дать ответ вопрощающим о своем уповании (1 Пет. 3:15) и собственными словами и делами свидетельствовать окружающим о красоте Святого Православия. Дорогие студенты, преподавая вам Патриаршее напутствие, вторю словам святителя Филарета, митрополита Московского: «любознательностью и трудолюбием побеждайте леность и праздность, вниманием к полезному и должному побеждайте рассеянность и легкомыслие, духом повиновения удерживайте порывы юношеской воли, чувством достоинства отражайте могущее встретиться неблагородное внушение или недобрый пример» (свт. Филарет Московский. Слово по освящении храма св. Архистратига Михаила).

http://patriarchia.ru/db/text/5851150.ht...

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Цикл «Путь всей земли». Беседа 12-я Протоиерей Олег Стеняев Почему святые отцы называли зависть «поруганием человеческой природы»? Как связаны зависть и теплохладность веры? Что бывает, когда начинают завидовать… грехам другого? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев. «Также благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, но, по милосердию Божию , во всех этих грехах я оказалась невинна и видела, как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше», – продолжает свое свидетельство блаженная Феодора. В Писании сказано: « Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14: 30). Я знал одного человека, у которого был рак костей, – этот человек не был завистливым. Но когда я вместе с другими православными христианами дежурил у его больничной койки, а это было совершенно необходимо, я понял, что такое боль. Этот молодой человек молился, чтобы ему умереть, и дважды пытался выброситься в окно, прямо из больничной палаты. Боль была постоянной и нарастающей… Когда я его спросил о характере боли, он ответил: «Вот когда сильно-сильно болит зуб – это локально и только с одной стороны челюсти. А рак костей – это когда так же нестерпимо ноют все кости, и ты буквально задыхаешься от боли». Я рассказал об этом печальном случае, чтобы нам было понятнее, что такое «гниль для костей»: это чувство, которое не затихает и причиняет испытывающему его нестерпимое страдание. Вот так и живут завистники. Не позавидуешь… Как-то один из лидеров современной России сказал: «Национальная идея – это когда все конкурируют друг с другом!» Услышав это, я вспомнил слова из Писания – Екклесиаста: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Еккл. 4: 4). То есть зависть – это всегда взаимное чувство.

http://pravoslavie.ru/99413.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010