Притч. 3 :24. Ибо если сядешь, не будешь бояться, и если уснешь, приятно поспишь, Притч. 3 :25. И не убоишься внезапного страха и нападения нечестивых, когда оно приходит; Притч. 3 :26. Ибо Господь будет на всех путях твоих и утвердит ногу твою, чтобы ты не пошатнулся. Притч. 3 :27. Не отказывай в блогодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе помочь. Притч. 3 :28. Не говори: пойди и приди опять, завтра я дам, когда можешь (теперь) блоготворить, ибо ты не знаешь, что породит наступающий день. Притч. 3 :29. Не подготовляй зла на друга твоего, который живет подле тебя и надеется на тебя. Притч. 3 :30. Не враждуй с человеком без причины, чтобы он не совершил тебе какого либо зла. Притч. 3 :31. Не приобретай позорной славы злых людей и не ревнуй путям их, Притч. 3 :32. Ибо нечист пред Господом всякий законопреступник и среди праведных ему нет места. Притч. 3 :33. Проклятие Божие на домах нечестивых, жилища же праведных блогословенны. Притч. 3 :34. Господь гордым противится, смиренным же дает блогодать 21 . Притч. 3 :35. Славу мудрые наследуют, а нечестивые возьмут на свою голову 22 безчестие. Глава 4 1—9 — Согласно наставлениям своих родителей приточник убеждает сына следовать его советам и получить дары мудрости; 10—13 — дары ея: долголетие и безопасность; 14—19 — жизнь нечестивых и их советы полны злодеяний и темных дел и ведут к погибели; 20—28 — советы следовать мудрости и ходить прямыми и богоугодными путями. Притч. 4 :1. Послушайте, дети, наставление отца и со вниманием старайтесь уразуметь внушение, Притч. 4 :2. Потому что я дарю вам добрый дар, не оставляйте моего завета, Притч. 4 :3. Ибо и я был сын послушный отцу и любимый у матери. Притч. 4 :4. Они учили и говорили мне: «да утвердится слово наше в сердце твоем, храни заповеди, не забывай. Притч. 4 :5. Приобрети мудрость, приобрети разум, не забывай, не пренебрегай изречениями уст моих и не уклоняйся от слов моих уст. Притч. 4 :6. Не оставляй ея, и она будет крепко держаться за тебя; люби ее, и она будет охранять тебя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 9 :1. Премудрость построила себе дом и утвердила (для него) семь столбов, Притч. 9 :2. Заколола свои жертвы, растворила в чаше свое вино и приготовила свою трапезу; Притч. 9 :3. Послала своих рабов сзывать громким голосом на чашу, говоря: Притч. 9 :4. «Кто неразумен, пусть уклонится ко мне», Притч. 9 :5. И скудоумным она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, которое я растворила вам. Притч. 9 :6. Оставьте безумие и будете живы 46 , чтобы вам воцариться на веки, и взыщите разума, дабы вам жить, и усовершенствуйте разум знанием». Притч. 9 :7. Поучающий злых получит себе безчестие, обличающий же нечестивого опорочит себя самого, ибо обличение нечестивому — раны ему 47 . Притч. 9 :8. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Притч. 9 :9. Дай мудрому наставление, и он будет мудрее; вразуми праведного, и он с охотою послушает. Притч. 9 :10. Начало мудрости — страх Господень и совет святых — разум, потому что знание закона свойственно доброму помыслу. Притч. 9 :11. Ибо (живя) таким образом ты проживешь долгое время и прибавятся тебе лета жизни твоей. Притч. 9 :12. Сын мой! если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних твоих 48 , а если зол будешь 49 , то один почерпнешь злое: Сын наученный будет мудр, а безумным воспользуются, как слугою 50 . Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. Ибо он оставил пути своего виноградника и заблудился с тропинок своего поля; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду, собирает руками безплодие. Притч. 9 :13. Женщина безразсудная и дерзкая нуждается в куске хлеба, — она не знает стыда; Притч. 9 :14. Садится у дверей дома своего и на седалище явно на площади, Притч. 9 :15. Приглашая проходящих, идущих прямо своими путями: Притч. 9 :16. «Кто из вас самый глупый, пусть уклонится ко мне и скудоумным повелеваю, говоря: Притч. 9 :17. Утаенных хлебов с удовольствием коснитесь и сладкой краденой воды испейте» 51 . Притч. 9 :18. И таковой не знает, что земнородные у нея погибают, и сходит на дно ада 52 . Но ты отскочи, не медли на месте ея 53 , не останавливай твоего взгляда на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую и перейдешь реку чужую. От чужой воды удаляйся, и из чужого источника не пей, чтобы пожить многое время и прибавились тебе лета жизни.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 15 1—7. Нечестие и неразумие человека проявляются в языке его глупом и дерзком; а разумный человек обладает кротким языком и знанием; 8—11 — всеведущий Господь не любит нечестивых и их жертвы; 12—19 — настроение человеческого сердца украшает жизнь человека и делает его приятным для других; 20—28 — мудрость в жизни и речи возвышает праведного, а нечестивые гибнут; 29—33 — Господь внимает праведникам и дарует им славу за их внимание к добрым наставлениям. Притч. 15 :1. Гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, но оскорбительное слово возбуждает ярость. Притч. 15 :2. Язык мудрых разумеет доброе, уста же неразумных возвещают худое. Притч. 15 :3. На всяком месте очи Господни видят злых и добрых. Притч. 15 :4. Врачующий 79 язык — древо жизни, и охраняющий его исполнится духа. Притч. 15 :5. Неразумный глумится над наставлением отца, а кто сохраняет заповеди, тот самый блогоразумный. В обилии правды великая сила, а нечестивые с корнем истребятся с земли. Притч. 15 :6. В домах праведных — великая сила, а плоды нечестивых погибают. Притч. 15 :7. Уста мудрых связуются знанием, сердца же неразумных не тверды. Притч. 15 :8. Жертвы нечестивых — мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему. Притч. 15 :9. Мерзость пред Господом пути нечестивых 80 , а ищущих правды Он любит. Притч. 15 :10. Научение незлобивого познается мимоходящими, а ненавидящие обличение постыдно умирают. Притч. 15 :11. Ад и пагуба открыты пред Господом, не тем ли более сердца людей. Притч. 15 :12. Невоспитанный не любит обличающих его и с мудрыми он не побеседует. Притч. 15 :13. При веселии сердца лице становится цветущим, а в печали оно делается унылым. Притч. 15 :14. Правое сердце ищет знания, а уста невоспитанных научаются злому. Притч. 15 :15. Во всякое время глаза злых устремлены на злое, а добрые всегда покойны 81 . Притч. 15 :16. Лучше немногое со страхом Господним, нежели большия сокровища без страха (Господня). Притч. 15 :17. Лучше угощение из зелени с любовию и ласкою, нежели мясное кушанье с враждою.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.2:20 . А если бы они ходили по стезям добрым, то нашли бы гладкия стези правды. Притч.2:21 . Благонравные будут жить на земле, и непорочные останутся на ней [[После сего стиха в греческом подлиннике, с которого я перевожу, читается: τι υθε ς κατασκην σωσι γ ν, κα σιοι πολειφ σονται ν υτ, то есть правые будут жит на земле, и преподобные останутся на ней. Но эта вставка взята из другаго, ничуть не лучшаго, греческого перевода 21го стиха. Понятно, что она в какой-то древнейшей рукописи, содержащей Притчи, помещена была на поле ея, и отсюда другим неразумным переписчиком внесена в самый текст, где она служит повторением одного и того же стиха.]]. Притч.2:22 . Пути же нечестивых исчезнут с земли, и беззаконные истребятся на ней. Глава 5 Притч.5:1 . Сыне, внимай моей премудрости, и к словам моим приложи ухо твое, Притч.5:2 . Да сохранишь доброе вразумление. А я устами моими заповедую тебе Чувство. [[В евр. не так.]] Притч.5:3 . Не внимай жене легкомысленной [[Такого начала сего стиха нет в еврейск.]]. Ибо хотя и мед каплет из уст жены блудной, которая на время услаждает гортань твою. Притч.5:4 . Но после ты испытаешь, что она горчае желчи и гораздо острее ножа с двумя лезвиями. Притч.5:5 . Ибо безумие идет, и употребляющих ее ведет к смерти, в ад; и следов ея не остается, Притч.5:6 . Потому что она не ходит по стезям жизни, и путины ея – опасны и нераспознаваемы. Притч.5:7 . Итак, сыне, теперь слушай меня, и не оставляй слов моих без внимания. Притч.5:8 . Вдали от нея ходи путем своим, и не приближайся к дверям домов ея, Притч.5:9 . Дабы она не продала другим жизнь твою, и имущество твое немилостивым, Притч.5:10 . Дабы чужие не пополнели твоею силою, и труды твои не пошли бы в чужие домы, Притч.5:11 . И дабы не раскаяваться тебе в последние дни твои, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: Притч.5:12 . Зачем я ненавидел научение, и от обличений уклонялось сердце мое? Притч.5:13 . Не слушал голоса наставника и учителя моего, и не приклонял уха моего? 14. Едва не навлек я на себя всякое зло среди церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притч. 5 :23. Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие. Глава 6 1—5 — приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6—11 — леность и ея последствия; 12—19 — коварство и ложь и их обнаружения; 20—24 — советы следовать мудрости и ея благам; 25—35 — последствия распутства. Притч. 6 :1. Сын мой! если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 30 . Притч. 6 :2. Ибо крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами 31 уст своих. Притч. 6 :3. Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, неослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился. Притч. 6 :4. Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям, Притч. 6 :5. Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети. Притч. 6 :6. Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его и будь мудрее его; Притч. 6 :7. Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя, Притч. 6 :8. В жатву (однако) зоготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ея труды во здравие употребляют и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом. Притч. 6 :9. Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна? Притч. 6 :10. Не много поспишь, не много посидишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, подержишь на груди; Притч. 6 :11. Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 32 убежит (от тебя) 33 . Притч. 6 :12. Муж неразумный и беззаконный ходит не добрыми путями; Притч. 6 :13. Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами. Притч. 6 :14. Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи. Притч. 6 :15. Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. В начале говорится о самих «Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» ( Притч.1:1–2 ); далее о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют «склад один будет у всех нас» ( Притч.1:14 ); что «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч.1:20–21 ); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои» ( Притч.2:1 ), и «так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости» ( Притч.2:2 ), и «уразумеешь правду и правосудие» ( Притч.2:9 ); горе «ходить путями тьмы» ( Притч.2:13 ) «от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Притч.2:14 ); и еще: «которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» ( Притч.2:15 ), чтобы тебе «ходить путем добрых и держаться стезей праведников» ( Притч.2:20 ). Еще говорится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, – чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога и не был «мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 ), но почитал «Господа от имения твоего» ( Притч.3:9 ), и «наказания Господня, сын мой, не отвергай» ( Притч.3:11 ), «ибо кого любит Господь, того наказывает» ( Притч.3:12 ). Говорится о том, что блажен человек, нашедший премудрость; о том, что ты не должен предаваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может помочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга своего, потому что нечист перед Господом всякий беззаконник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2 .  Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3 .  Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4 .  Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6 .  Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7 .  Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8 .  Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10 .  Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11 .  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12 .  Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13 .  Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14 .  Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15 .  Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 1–3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4–12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13–17. О благе слова Божия. 18–25. Увещание к послушанию слову Божию. Притч.13:1 .  Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Притч.13:2 .  От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло. Притч.13:3 .  Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12 ). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21 ). Притч.13:4 .  Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Притч.13:5 .  Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Притч.13:6 .  Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Притч.13:7 .  Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Притч.13:8 .  Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Притч.13:9 .  Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.– Притч.13 :9a.  – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] Притч.13:10 .  От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость. Притч.13:11 .  Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Притч.13:12 .  Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχα δλιαι πλαννται ν μαρτιις, δκαιοι δ οικτροσι κα λεοσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Поди, ленивец, к муравью, посмотри на поведение его и будь умен. Нет у него ни судьи, ни надзирателя, ни владетеля, но он летом заготовляет себе хлеб; во время жатвы собирает себе корм. Долго ль ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь. А тут и не увидишь, придет к тебе бедность, как наездник, и нищета, как вооруженный разбойник» ( Притч. 6:6–11 ). «Заповедь (Божия) – светильник; ученье – свет; уроки образования – путь жизни» (ст. 23-й. Так говорит и наша пословица: «ученье – свет, неученье – тьма»). «Мудрость лучше жемчуга, и все драгоценности не сравняются с нею» ( Притч.8:11 ). «Держащийся учения идет к жизни, а небрегущий об образовании себя заблудится» ( Притч.10:17 ). «Во множестве слов не миновать греха; а кто удерживает уста свои, тот умен. Язык праведника – отборное серебро; а сердце беззаконных ничего не стоит» ( Притч.10:19, 20 ). «Придет гордость, придет и срам; со смиренными мудрость» ( Притч.11:2 ). «Кто срамит другого, тот не умен; разумный человек молчалив». «Кто запирает хлеб, того клянут люди; а на главу раздающего сыплется благословение» ( Притч.11:26 ). «Кто презирает учение, тот в нищете и в бесславии, а кто любит образование, тот будет в чести» ( Притч.13:18 ). «Праведность возвышает народ, а беззаконие – уничтожение народа». «Лучше поданная на стол зелень, и при ней дружба, нежели откормленный бык и при нем неприязнь» ( Притч.13:15, 20, 34 ). «Лучше немногое с правдою, нежели множество доходов беззаконных» ( Притч.16:8 ). «Укрощающий гнев лучше храброго, и владеющий духом своим лучше завоевателя городов» ( Притч.16:32 ). «Лучше сухой кусок хлеба и при нем согласие, нежели дом, полный богатства – с раздором». «Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь». «Кто дает ответ, не выслушав, у того выйдет нелепость – к стыду его». «Дух человека может подкрепить его и в болезни, а когда упадет дух сам, кто возставит его?» ( Притч.18:8, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Притч.10:22 .  Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит. Притч.10:23 .  Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Притч.10:24 .  Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Притч.10:25 .  Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании. Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4 ; Иов 3.25 ), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27 ; Иов 1.19 ). Притч.10:26 .  Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24 ). Притч.10:27 .  Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч.10:28 .  Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет. Притч.10:29 .  Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. Притч.10:30 .  Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11 ; сн. Иов 8.13 ; Пс 109.6 ). Притч.10:31 .  Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Притч.10:32 .  Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное. Об устах праведного и нечестивого и плодах их. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010