Притч.17:10 . На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притч.17:13 . Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Притч.17:14 . Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Притч.17:15 . Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом. Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.– Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Притч.17:18 . Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех , и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10). Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 . |
Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-mu). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. Притч.12:12 . Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Притч.12:13 . Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.– Притч.12 :13a. –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] Притч.12:14 . От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Притч.12:15 . Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12:16 . У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Притч.12:17 . Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Притч.12:18 . Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Притч.12:19 . Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Притч.12:20 . Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Притч.12:21 . Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Притч.12:22 . Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. |
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: ο λεγον κα δδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9 ), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» ( хокма), особенного »разума» ( бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14 ). Мудрость здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2 ), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9 ). Притч.4:10 . Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Притч.4:11 . Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Притч.4:12 . Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Притч.4:13 . Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя. Притч.4:14 . Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; Притч.4:15 . оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; Притч.4:16 . потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; Притч.4:17 . ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Притч.4:18 . Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Притч.4:19 . Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся. |
Глава 18 1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви. Притч.18:1 . Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.: Притч.18:2 . Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притч.18:3 . С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение. Притч.18:4 . Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток. Притч.18:5 . Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Притч.18:6 . Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Притч.18:7 . Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его. Притч.18:8 . [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] Притч.18:9 . Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Притч.18:10 . Нерадивый в работе своей – брат расточителю. Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5 ; Еккл 7.24 ). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей ( Лев.19:15 ; Втор 10.17 ). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10). |
Глава 25 1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч. Притч.25:1 . И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского. Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых " мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги». Притч.25:2 . Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело. Притч.25:3 . Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо. Притч.25:4 . Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: Притч.25:5 . удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя. Притч.25:6 . Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; Притч.25:7 . потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу. Притч.25:8 . Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Притч.25:9 . Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, Притч.25:10 . дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.– |
Глава 17 1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости. Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Притч.17:2 . Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь. Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Притч.17:5 . Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.– Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.] Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые. Притч.17:8 . Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. Притч.17:9 . Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ). |
Притч.28:19 . Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. Притч.28:20 . Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. Притч.28:21 . Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. Притч.28:22 . Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. Притч.28:23 . Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Притч.28:24 . Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям. Притч.28:25 . Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Притч.28:26 . Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. Притч.28:27 . Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. Притч.28:28 . Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12. |
Глава 16 1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных. Притч.16:1 . Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. Притч.16:3 . Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ). Притч.16:4 . Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. Притч.16:5 . Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] Притч.16:6 . Милосердием и правдою очищается грех , и страх Господень отводит от зла. Притч.16:7 . Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9). |
Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 . Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 . что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 . Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 . Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 . чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 . Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 . пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 . Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 . Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ). |
Глава 4 1–3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей. Притч.4:1 . Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, Притч.4:2 . потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Притч.4:3 . Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция ( παρδοσις τν πατρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12 ). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи ( Притч 1.8 ) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже ( Притч 5.7 и Притч 7.24 ) обращение не к «сыну», а к " детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2 . Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4. Притч.4:4 . и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Притч.4:5 . Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Притч.4:6 . Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Притч.4:7 . Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Притч.4:8 . Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; Притч.4:9 . возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. |
| |