Притч. 25 :28. Есть много меду — не хорошо, так же нужно ценить и хвалебные слова. Притч. 25 :29. Что город с разрушенными стенами и без ограды, то и человек, поступающий без совета. Глава 26 Содержание. 1—9 ст. Глупые не заслуживают чести и даже ответа от мудрого человека, а только наказания; 10—22 — глупый привязан к глупости и самохвальству, как ленивец к праздности и коварный к коварству; 23—28 — предостережения от доверия наушникам, коварным, льстецам и зложелателям. Притч. 26 :1. Как роса во время жатвы и как дождь летом 189 , так честь неприлична глупому. Притч. 26 :2. Как ласточки и воробьи улетают, так незаслуженное проклятие никого не постигнет. Притч. 26 :3. Как бич для коня и палка для осла (нужны), так жезл для законопреступного народа. Притч. 26 :4. Не отвечай неразумному по неразумию его, чтобы не быть подобным ему. Притч. 26 :5. Но отвечай неразумному вопреки неразумию его, чтобы он не показался мудрым в глазах своих. Притч. 26 :6. От путей своих 190 терпит безчестие тот, кто посылает весть с неразумным послом. Притч. 26 :7. Прекрати движение ног и законопреступление уст неразумных 191 . Притч. 26 :8. Кто привязывает камень 192 к праще, тот подобен воздающему честь неразумному. Притч. 26 :9. Терния прозябают в руке пьяницы, а порабощение в руке неразумных 193 . Притч. 26 :10. Все тело безумного человека страдает, потому что его терзает изступление 194 . Притч. 26 :11. Как пес, когда возвращается на свою блевотину, бывает мерзок, таков — неразумный, возвращающийся по своей злобе на свой грех. Есть стыд, наводящий грех, и есть стыд — слава и блогодать 195 . Притч. 26 :12. Я видел человека мудрого в своих глазах: на неразумного больше надежды, нежели на него. Притч. 26 :13. Ленивец, посылаемый в путь, говорит: лев на дороге; разбойники на площадях 196 . Притч. 26 :14. Как дверь ворочается на крючьях, так ленивый на своей постели. Притч. 26 :15. Ленивец, спрятав руку в пазуху, не может донести ее до рта 197 . Притч. 26 :16. Ленивый в глазах своих мудрее того, кто в совершенстве исполняет поручения.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 18 :15. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет смысла. Притч. 18 :16. Дар человека дает ему простор и с сильными поставляет его 103 . Притч. 18 :17. Обвинитель в первой речи своей на суде — прав по отношению к себе, но когда выступит соперник, он изобличается. Притч. 18 :18. Споры успокаивает молчаливый 104 и решает между сильными. Притч. 18 :19. Брат от брата вспомоществуемый, как город крепкий и высокий 105 , и силен, как прочное царство. Притч. 18 :20. От плодов уст человек насыщает чрево свое и плодами уст своих он насытится. Притч. 18 :21. Смерть и жизнь во власти языка и владеющие им вкушают от плодов его. Притч. 18 :22. Кто нашел добрую жену, тот нашел блого и получил от Бога радость 106 . Притч. 18 :23. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастие, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив. Притч. 18 :24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Притч. 18 :25. Бывает друг, любящий только дружбу вести, и бывает (истинный) друг, более привязанный, нежели брат 107 . Глава 19 1—9. Ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, а любовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17 — блогоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18—29 — наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий — охрана от зла. Притч. 19 :1. Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 108 лукавый в речах и глупый. Притч. 19 :2. Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается. Притч. 19 :3. Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога. Притч. 19 :4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом. Притч. 19 :5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 109 . Притч. 19 :6. Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку. Притч. 19 :7. Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, — не спасется.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 3 :24. Ибо если сядешь, не будешь бояться, и если уснешь, приятно поспишь, Притч. 3 :25. И не убоишься внезапного страха и нападения нечестивых, когда оно приходит; Притч. 3 :26. Ибо Господь будет на всех путях твоих и утвердит ногу твою, чтобы ты не пошатнулся. Притч. 3 :27. Не отказывай в блогодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе помочь. Притч. 3 :28. Не говори: пойди и приди опять, завтра я дам, когда можешь (теперь) блоготворить, ибо ты не знаешь, что породит наступающий день. Притч. 3 :29. Не подготовляй зла на друга твоего, который живет подле тебя и надеется на тебя. Притч. 3 :30. Не враждуй с человеком без причины, чтобы он не совершил тебе какого либо зла. Притч. 3 :31. Не приобретай позорной славы злых людей и не ревнуй путям их, Притч. 3 :32. Ибо нечист пред Господом всякий законопреступник и среди праведных ему нет места. Притч. 3 :33. Проклятие Божие на домах нечестивых, жилища же праведных блогословенны. Притч. 3 :34. Господь гордым противится, смиренным же дает блогодать 21 . Притч. 3 :35. Славу мудрые наследуют, а нечестивые возьмут на свою голову 22 безчестие. Глава 4 1—9 — Согласно наставлениям своих родителей приточник убеждает сына следовать его советам и получить дары мудрости; 10—13 — дары ея: долголетие и безопасность; 14—19 — жизнь нечестивых и их советы полны злодеяний и темных дел и ведут к погибели; 20—28 — советы следовать мудрости и ходить прямыми и богоугодными путями. Притч. 4 :1. Послушайте, дети, наставление отца и со вниманием старайтесь уразуметь внушение, Притч. 4 :2. Потому что я дарю вам добрый дар, не оставляйте моего завета, Притч. 4 :3. Ибо и я был сын послушный отцу и любимый у матери. Притч. 4 :4. Они учили и говорили мне: «да утвердится слово наше в сердце твоем, храни заповеди, не забывай. Притч. 4 :5. Приобрети мудрость, приобрети разум, не забывай, не пренебрегай изречениями уст моих и не уклоняйся от слов моих уст. Притч. 4 :6. Не оставляй ея, и она будет крепко держаться за тебя; люби ее, и она будет охранять тебя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 9 :1. Премудрость построила себе дом и утвердила (для него) семь столбов, Притч. 9 :2. Заколола свои жертвы, растворила в чаше свое вино и приготовила свою трапезу; Притч. 9 :3. Послала своих рабов сзывать громким голосом на чашу, говоря: Притч. 9 :4. «Кто неразумен, пусть уклонится ко мне», Притч. 9 :5. И скудоумным она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, которое я растворила вам. Притч. 9 :6. Оставьте безумие и будете живы 46 , чтобы вам воцариться на веки, и взыщите разума, дабы вам жить, и усовершенствуйте разум знанием». Притч. 9 :7. Поучающий злых получит себе безчестие, обличающий же нечестивого опорочит себя самого, ибо обличение нечестивому — раны ему 47 . Притч. 9 :8. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Притч. 9 :9. Дай мудрому наставление, и он будет мудрее; вразуми праведного, и он с охотою послушает. Притч. 9 :10. Начало мудрости — страх Господень и совет святых — разум, потому что знание закона свойственно доброму помыслу. Притч. 9 :11. Ибо (живя) таким образом ты проживешь долгое время и прибавятся тебе лета жизни твоей. Притч. 9 :12. Сын мой! если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних твоих 48 , а если зол будешь 49 , то один почерпнешь злое: Сын наученный будет мудр, а безумным воспользуются, как слугою 50 . Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. Ибо он оставил пути своего виноградника и заблудился с тропинок своего поля; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду, собирает руками безплодие. Притч. 9 :13. Женщина безразсудная и дерзкая нуждается в куске хлеба, — она не знает стыда; Притч. 9 :14. Садится у дверей дома своего и на седалище явно на площади, Притч. 9 :15. Приглашая проходящих, идущих прямо своими путями: Притч. 9 :16. «Кто из вас самый глупый, пусть уклонится ко мне и скудоумным повелеваю, говоря: Притч. 9 :17. Утаенных хлебов с удовольствием коснитесь и сладкой краденой воды испейте» 51 . Притч. 9 :18. И таковой не знает, что земнородные у нея погибают, и сходит на дно ада 52 . Но ты отскочи, не медли на месте ея 53 , не останавливай твоего взгляда на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую и перейдешь реку чужую. От чужой воды удаляйся, и из чужого источника не пей, чтобы пожить многое время и прибавились тебе лета жизни.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.8:4 .  «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Притч.8:5 .  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Притч.8:6 .  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; Притч.8:7 .  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; Притч.8:8 .  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; Притч.8:9 .  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Притч.8:10 .  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; Притч.8:11 .  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч.8:12 .  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Притч.8:13 .  Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Ekkл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. Х:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Mф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Uob XXVIII,15–16 ; Npeм VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Npumч.I,7 , Притч.9:10 ). Притч.8:14 .  У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«В светлом взгляде царя – жизнь, и благоволение его, как облако с весенним дождем» ( Притч. 16:12, 15 ). «Человек злой и друга своего обманет, и заведет его на дорогу недобрую» ( Притч. 16:29 ). «Укрощающий гнев лучше храброго, и владеющий духом своим лучше завоевателя городов ( Притч. 16:32 ). «Лучше сухой кусок хлеба и при нем согласие, нежели дом полный богатства – с раздором» ( Притч. 16:1 ). «Не годятся глупцу уста знатного; тем больше – знатному уста лживые» ( Притч. 16:7 ). «Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь» ( Притч. 17:10 ). «И глупца, пока он молчит, сочтут мудрецом. Благоразумен затворяющий уста свои» ( Притч. 17:28 ). «Нерадивый в работе своей – брат расточителю» ( Притч. 18:8 ). «Кто дает ответ не выслушав, у того выйдет нелепость – к стыду его» ( Притч. 18:13 ). «Дух человека может подкрепить его и в болезни, а когда упадет дух сам, кто восставит его?» ( Притч. 18:14 ). «Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен» ( Притч. 20:1 ). «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен» ( Притч. 20:3 ). «Многие из людей проповедуют о своей добродетели; но верного человека кто найдет?» ( Притч. 20:6 ). «В город сильных взойдет умный, и ниспровергнет надежную их твердыню» ( Притч. 21:22 ). «Научи юношу при начале пути его: он не отступит от него и тогда, как состареет» ( Притч. 20:6 ) 114 . «Прогони насмешника – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч. 20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея, и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря, и как дремлющий на краю кормы. Бьют меня (говорит пьяница) и мне не больно, толкают меня, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч. 23:29–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Глава 15 1—7. Нечестие и неразумие человека проявляются в языке его глупом и дерзком; а разумный человек обладает кротким языком и знанием; 8—11 — всеведущий Господь не любит нечестивых и их жертвы; 12—19 — настроение человеческого сердца украшает жизнь человека и делает его приятным для других; 20—28 — мудрость в жизни и речи возвышает праведного, а нечестивые гибнут; 29—33 — Господь внимает праведникам и дарует им славу за их внимание к добрым наставлениям. Притч. 15 :1. Гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, но оскорбительное слово возбуждает ярость. Притч. 15 :2. Язык мудрых разумеет доброе, уста же неразумных возвещают худое. Притч. 15 :3. На всяком месте очи Господни видят злых и добрых. Притч. 15 :4. Врачующий 79 язык — древо жизни, и охраняющий его исполнится духа. Притч. 15 :5. Неразумный глумится над наставлением отца, а кто сохраняет заповеди, тот самый блогоразумный. В обилии правды великая сила, а нечестивые с корнем истребятся с земли. Притч. 15 :6. В домах праведных — великая сила, а плоды нечестивых погибают. Притч. 15 :7. Уста мудрых связуются знанием, сердца же неразумных не тверды. Притч. 15 :8. Жертвы нечестивых — мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему. Притч. 15 :9. Мерзость пред Господом пути нечестивых 80 , а ищущих правды Он любит. Притч. 15 :10. Научение незлобивого познается мимоходящими, а ненавидящие обличение постыдно умирают. Притч. 15 :11. Ад и пагуба открыты пред Господом, не тем ли более сердца людей. Притч. 15 :12. Невоспитанный не любит обличающих его и с мудрыми он не побеседует. Притч. 15 :13. При веселии сердца лице становится цветущим, а в печали оно делается унылым. Притч. 15 :14. Правое сердце ищет знания, а уста невоспитанных научаются злому. Притч. 15 :15. Во всякое время глаза злых устремлены на злое, а добрые всегда покойны 81 . Притч. 15 :16. Лучше немногое со страхом Господним, нежели большия сокровища без страха (Господня). Притч. 15 :17. Лучше угощение из зелени с любовию и ласкою, нежели мясное кушанье с враждою.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 5 :23. Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие. Глава 6 1—5 — приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6—11 — леность и ея последствия; 12—19 — коварство и ложь и их обнаружения; 20—24 — советы следовать мудрости и ея благам; 25—35 — последствия распутства. Притч. 6 :1. Сын мой! если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 30 . Притч. 6 :2. Ибо крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами 31 уст своих. Притч. 6 :3. Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, неослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился. Притч. 6 :4. Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям, Притч. 6 :5. Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети. Притч. 6 :6. Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его и будь мудрее его; Притч. 6 :7. Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя, Притч. 6 :8. В жатву (однако) зоготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ея труды во здравие употребляют и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом. Притч. 6 :9. Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна? Притч. 6 :10. Не много поспишь, не много посидишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, подержишь на груди; Притч. 6 :11. Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 32 убежит (от тебя) 33 . Притч. 6 :12. Муж неразумный и беззаконный ходит не добрыми путями; Притч. 6 :13. Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами. Притч. 6 :14. Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи. Притч. 6 :15. Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.2:20 . А если бы они ходили по стезям добрым, то нашли бы гладкия стези правды. Притч.2:21 . Благонравные будут жить на земле, и непорочные останутся на ней [[После сего стиха в греческом подлиннике, с которого я перевожу, читается: τι υθε ς κατασκην σωσι γ ν, κα σιοι πολειφ σονται ν υτ, то есть правые будут жит на земле, и преподобные останутся на ней. Но эта вставка взята из другаго, ничуть не лучшаго, греческого перевода 21го стиха. Понятно, что она в какой-то древнейшей рукописи, содержащей Притчи, помещена была на поле ея, и отсюда другим неразумным переписчиком внесена в самый текст, где она служит повторением одного и того же стиха.]]. Притч.2:22 . Пути же нечестивых исчезнут с земли, и беззаконные истребятся на ней. Глава 5 Притч.5:1 . Сыне, внимай моей премудрости, и к словам моим приложи ухо твое, Притч.5:2 . Да сохранишь доброе вразумление. А я устами моими заповедую тебе Чувство. [[В евр. не так.]] Притч.5:3 . Не внимай жене легкомысленной [[Такого начала сего стиха нет в еврейск.]]. Ибо хотя и мед каплет из уст жены блудной, которая на время услаждает гортань твою. Притч.5:4 . Но после ты испытаешь, что она горчае желчи и гораздо острее ножа с двумя лезвиями. Притч.5:5 . Ибо безумие идет, и употребляющих ее ведет к смерти, в ад; и следов ея не остается, Притч.5:6 . Потому что она не ходит по стезям жизни, и путины ея – опасны и нераспознаваемы. Притч.5:7 . Итак, сыне, теперь слушай меня, и не оставляй слов моих без внимания. Притч.5:8 . Вдали от нея ходи путем своим, и не приближайся к дверям домов ея, Притч.5:9 . Дабы она не продала другим жизнь твою, и имущество твое немилостивым, Притч.5:10 . Дабы чужие не пополнели твоею силою, и труды твои не пошли бы в чужие домы, Притч.5:11 . И дабы не раскаяваться тебе в последние дни твои, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: Притч.5:12 . Зачем я ненавидел научение, и от обличений уклонялось сердце мое? Притч.5:13 . Не слушал голоса наставника и учителя моего, и не приклонял уха моего? 14. Едва не навлек я на себя всякое зло среди церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010