Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней. Содержание   ГЛАВА 1 О том, что необходимо православным христианам часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа ГЛАВА 2 О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ против непрестанного Причащения Святых Христовых Тайн ВОЗРАЖЕНИЕ 1 Существуют некоторые благоговейные люди, которые, не ведая Писаний, когда увидят какого-нибудь христианина причащающимся часто, препятствуют ему и упрекают, говоря, что так делать можно только священникам. И если ты хочешь причащаться часто, говорят, тогда становись и ты священником ВОЗРАЖЕНИЕ 2 Некоторые возражают, говоря, что нужно причащаться раз в сорок дней и не чаще ВОЗРАЖЕНИЕ 3 Некоторые возражающие говорят, что цель, с которой святые отцы учат о непрестанном Причащении, состоит в том, чтобы мы совершенно не удалились от Приобщения Божественных Тайн. Если же некоторые по большому страху и благоговению приобщаются редко и с большим благоговением приступают к Таинству, то они причащаются достойно ВОЗРАЖЕНИЕ 4 Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться ВОЗРАЖЕНИЕ 5 Некоторые возражают, говоря, что Святое Причащение — дело страшное, и поэтому от тех, кто причащается, требуется жизнь святая, совершенная и ангельская ВОЗРАЖЕНИЕ 6 Некоторые приводят по отношению к Божественному Причащению изречение Притчи: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч.25,16) ВОЗРАЖЕНИЕ 7 Некоторые, опасаясь атеизма, называют ересью то, когда кто-нибудь постоянно причащается. Они говорят, что как те, кто принимает Крещение вне предания Церкви, являются еретиками, так являются еретиками и те, кто постоянно причащается

http://pravmir.ru/kniga-dushepoleznejsha...

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь… Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием. Притч.9:1–13 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св.: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . I. Речи высокопреосв. Иоанникия, Митрополита Киевского к новорукоположенным епископам а) Речь к новопоставленному епископу Балахнинскому Димитрию 43 //Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 41–44 Преосвященный епископ Димитрий! Доселе твоему попечению и руководству вверялись юноши, готовившиеся к пастырскому служению; отныне круг деятельности твоей расширяется: ты поставляешься в ближайшее непосредственное отношение к самим пастырям Христовой Церкви, а чрез них и ко всем пасомым: детям и юношам, мужам и старцам. Что не всегда и не везде можно руководить юношами без труда и воздыханий сердечных, это не безызвестно тебе и по собственному опыту. Думаешь ли, что на новом для тебя поприще служения будет удаваться все легко и без особых забот? Радуешься ли тому, что с назначением во епископа освободился ты от беспокойств и воздыханий сердечных? Долгом считаю умерить таковую радость, если она есть; суровый опыт жизни может рассеять в прах радужные мечты и нанести болезнь сердцу, обманувшемуся в своих ожиданиях. Кому уподоблю род сей? говорит Христос Спаситель. Подобен есть детем седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте, плакахом вам, и не рыдасте. Прииде бо Иоанн Креститель, ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником ( Мф.11:16–19 ). Так спутанны были взгляды и суждения современников Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Но еже было, тожде и есть, тоже и будет. Таким же суждениям и осуждениям подвергаются нередко и в наше время служители Христовы, и сколько бы кто ни прилагал забот и стараний, не может вполне и всецело избежать подобных суждений и осуждений. Едва ли ошибусь, если скажу, что и тебя не минует чаша сия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какой православный не ищет духовного совета, устного или письменного? Особенно дорога нам беседа со святым человеком, со старцем. Таких встреч ищут все. Но мы порой не задумываемся о том, что можно неправильно понять слова святых людей. Даже в том случае, если наставление будет адресовано лично нам и мы будем уверены, что вполне его уразумели. Священное Писание дает множество таких примеров. Например, Христос учит апостолов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Они говорят в себе: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф.16: 7). И только после разъяснения Господа они узнают, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 12). Закончив цикл притч о Царствии Небесном, Христос спрашивает учеников: поняли ли вы все это? (Мф. 13, 51) Ученики отвечают: так, Господи! (Мф. 13, 51) Но последующие события показывают, что они ничего еще не поняли о Царстве. В данном отношении показательна история Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла. Поводом к написанию письма стал дошедший до апостола слух, что христиане Фессалоник, прочитав Первое послание Павла, начали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 1–2). Слова Первого послания: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Фес. 4: 15) были поняты в том смысле, что сам Павел надеется дожить до Второго Пришествия, которое уже очень близко. Такие мысли породили панику среди фессалоникийцев. Люди бросали все свои дела, суетились, не будучи в состоянии продолжать нормальную человеческую жизнь. Узнав об этом, апостол написал Второе послание, где с максимальной точностью пояснил свою позицию. Подобный случай упоминает Павел и в послании к Римлянам. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8). Получается, некоторые ошибочно уразумели учение апостола о промысле Божием. Например, рассуждая о законе и благодати, Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Что это значит? «Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился… Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара» , – толкует Златоуст. Но некоторые поняли эти слова так: «если мои грехи и неверие понуждают Бога явить Свою славу в явных свидетельствах истинности христианства, за что меня судить? Через мое зло рождается добро». Конечно же, Павел не мог не опровергнуть такое нелепое понимание его проповеди.

http://pravoslavie.ru/106145.html

КЛЕВЕТА Клевета есть предательство, подобно Иудиному Подражают Иуде тии люди, которые на пастырей своих клевещут и порочными именами их обносят; подражают дети, которые родителей своих, подражают раби, которые господ своих, подражают ученики, которые учителей и наставников своих, подражают прочие люди, которые благодетелей своих оклеветают и порочат пред другими. Вси таковые как бы продают благодетелей своих, и последуют Иуде предателю, который Господа и Учителя своего продал и предал в руки врагов Его. О таковых людях писано: «иже воздает злая за благая, не подвинутся злая из дому его» ( Притч. 17, 13 ). Берегись, Христианине, быть подражателем предателю Иуде, да не с ним часть наследиши (4:267). Клевету Сам Господь и святые терпели Сам Христос претерпел неповинно всякия поношения и злословия. Святое Евангелие о том свидетельствует. Святии Божии тогожде не убегли, как то Давид святый сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророцы, апостоли и прочии. Тоежде приключается и ныне рабам Божиим: убо не первому тебе тое случается (1:136). Ты имеешь в сем бедствии много товарищей: СВЯТИИ БОЖИИ много клеветы претерпели; и ныне много таких обретается, которые тоеж терпят. Не ты убо един тое ТЕРПИШЬ: многие сим путем прошли, и угладили его нам, и нас за собою зовут тем же путем итить. Пойдем убо за ними, да с ними купно прославим Искупившего нас Иисуса Христа. О, Иисусе! привлеки нас немощных и унылых (1:248). Клеветы никто из угодников Божиих не избежал Сим путем шли и святии Его. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии что хулить: выдумал лживый язык, чим и безпорочных порочить. Моисей Пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореова и Авиронова претерпел укорение ( Числ. 16 ) и от прочиих людей своих. Сколько на Давида святаго, царя Израилева и Пророка Божия, бросали враги его ядовитых от лживаго языка своего стрел, псалмы его показуют, – который глаголет: «весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся» ( Пс. 101, 9 ). Даниила Пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, ввергнул ( Дан. 6, 16 ). Что пострадали Апостоли от всего мира, которому милость Божию проповедывали! Как прелестники, развратники и возмутители вселенныя вменялися и укорялися, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольскаго к царствию Божию обращали. Тоежде дознали на себе и преемники их, святители, мученики и прочие святии. Читай церковную историю, и увидишь, како никто от них не ушел клеветы. Тоежде и ныне святым, в мире живущим, от злаго мира случается (3:311).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Март, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Торжество Великого Пятка – в Кресте Христовом//Миссионерское обозрение. 1896. 3. С. 3–6 (Из слова св. Иоанна Златоустог о «во Святой и Великий Пяток») Мы совершаем сегодня праздник и торжество: ибо Господь наш пригвожден ко кресту. Не дивитесь тому, что мы празднуем тогда, когда воспоминаем это прискорбное событие. Прежде крест был названием осуждения и наказания, а теперь стал почтенным и вожделенным; прежде крест был предметом позора и мучения, а теперь стал предметом славы и чести. А что крест, действительно, есть слава, в том убеждает нас Христос Господь, когда говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ), называя славою крест. Крест Христов – главизна нашего спасения и причина бесчисленных благ: чрез крест мы, некогда бывшие бесславными и отверженными, теперь приняты в число чад Божиих, – чрез крест мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину, – чрез крест мы, поклонявшиеся прежде деревам и камням, теперь познали Создателя всех, – чрез крест мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; крест просветил нас, сидевших во мраке, крест освободил нас, бывших в плену, крест сделал гражданами неба нас, бывших странниками. Вот сколько благ доставил нам крест! Посему справедливо мы совершаем праздник. Так и св. апостол Павел увещевает праздновать, когда говорит: да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. Почему же блаженный Апостол повелевает нам праздновать ради креста? каким образом крест сделался причиною праздника? Ибо Пасха наша, говорит Апостол Христов, за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор.5:7, 8 ). На кресте принесена жертва, а где – жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость. Итак, поистине, крест есть нам праздник. Пасха наша за ны пожрен бысть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрывки толкования на пророка Иеремию Гл. III, 23. Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Исраилево. Вспоминает о горах и холмах, потому что на них в те древния времена, устрояя храмы и капища и воздвигая жертвенники, они приносили жертвы, весьма приятные демонам. Ст. 24. Студ же пояде труды отец наших, от юности их 1 . Студом называют бесславное и весьма постыдное идолослужение, и заключающееся в нем заблуждение, которое истребляло и (плоды) трудов отцев их; ибо приносящие жертвы демонам истребляли овец своих и волов своих и вместе с имуществом терпели ущерб нравственный, Гл. IV, ст. 31, гл. V, ст. 1. Горе же, яко исчезает душа моя над убиенными. Обыдите пути Иерусалимския. Не видишь ли здесь того, кто страдает от скорби об убиенных и сильно желает помилования Иерусалиму, но как бы встречает к этому препятствие в себе самом и как бы удерживает божественное милосердие вследствие громадности греха; но все-таки старается отыскать основание для прощения грехов и ради одного уничтожить последствия гнева? Ибо тем, которые обходят Иерусалим, повелел указать в нем хоть на одного мужа верного. Ст. 4. Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, яко не уведаша пути Господня и суда Бога своего. По справедливости выражает сетование на тех, которые среди иудеев пользовались преимуществами и облечены были священнейшим достоинством. На них-то и излил сильнейший гнев. И это объясняет сам Христос, говоря: горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единого пришельца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас ( Матф. 23, 15 ). Гл. VI, ст. 10. Кому возглаголю и засвидетельствую? Ибо они поносили слово Христово, говоря о Нем слушателям: беса имать и неистов есть: что его послушаете ( Иоан. 10, 20 ). Гл. VII, 17. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных? Итак они подверглись наказанию по справедливому приговору. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам рук своих, они навлекали на свои головы божественный гнев. Не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному ( Притч. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца января, в 1 день («Дали Ему имя Иисус» (Лк. 2:21)) Благочестивые слушатели! Как Новый Завет , так и новое лето начинается с имени Иисусова. Все ветхое, дойдя до имени Иисусова, закончилось, все же новое от Иисусова имени получило свое начало: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). Сделалось новым, ибо и имя это «Иисус» новое, как сказано: «Напишу имя Бога моего, имя новое» ( Откр. 3:12 ). Это новое имя принесено с неба и наречено Ангелом прежде зачатия во чреве (см. Лк. 1:31 ). Это новое имя записано и в книгах церковных, и в книгах гражданских при самом обрезании и наречении. Записано в книгах церковных, ибо по совершении обычного действия обрезания в храме, архисвященник тотчас взял вписную книгу и написал в ней следующее: в первое число месяца, называемого по-еврейски «севат», по-гречески «лидинеос» и по-римски «януарий», обрезан Сын Иосифа и Марии, из племени Давидова, и наречено имя Ему Иисус. Записано это имя и в книгах гражданских, ибо, по причине бывшей тогда по повелению кесаря Августа переписи народа и взимания с каждого лица дани, в Вифлееме записано было следующее: в первые январские календы Иосиф с Марией и новорожденным Младенцем Иисусом, принадлежащие к царскому роду, внесли дань кесарю. Это новое преславное имя Иисус хотел бы и я, грешный, вписать ныне на новое лето не только в книге моего сердца, но и в сердцах всех, как бы в книгах мирских и духовных, и притом написать не какими-либо простыми чернилами, но различными красками и цветами. В надежде на помощь Божию я и начинаю сие задуманное дело: любовь же ваша да отверзет книги сердец ваших. Ты же, соприсносущный и соестественный Сыну Душе Святый, будь для меня «тростью книжника скорописца» ( Пс. 44:2 ). Прежде всего пусть напишется это новое преблагословенное имя Иисус, как имя царское, в книгах царских. Иисус – имя царское, ибо царствует и на небе, и на земле: на небе соцарствует Отцу, на земле принимает дары от царей с титулом царским, ибо вопрошали о Нем: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:2 ). Пусть написано будет это царское имя на новое лето прежде всего в великой книге сердца Пресветлейшего и державнейшего Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца. И да будет оно написано буквами золотыми по примеру древнейших веков, когда, по свидетельству Иеронима, не позволено было писать имени Божия иначе, как только золотом. Но и то известно, что в сердце одного из богоносцев, которого еще в детстве Христос Бог держал на руках Своих, после кончины найдено было написанным золотыми буквами имя Иисус. А так как и «сердце царя в руках Божиих» содержится ( Притч. 21:1 ) и управляется Богом, то и в сердце царя, как богоносном, имя Иисус пусть будет написано золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их 12 июля. ПРАВМИР. В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ. «Блажен еси, Симоне… Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою» (Мф. 16, 16-18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого «Камени» Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся» (Ин. 20, 22-23); или: «елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается» (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 110. 1) По общению вашему добро каждого переходит на всех, и добро всех на каждого. – 2) Не будем же ни лениться, ни своеобразничать; но общей живя жизнью, постараемся от худа воздерживаться, а о доброхвальном ревновать. – 3) Что делаем и испытываем, бывает и проходит, – и не чувствуется более; но остается внутри, и в день суда придет в явь на оправдание, или осуждение. 87] 1. Каждый свое дарование имеет, как написано: один – такое, другой – другое. Но вы, братия, союзом любви связанные, в силу сей любви, взаимно собственными делаете труды и добродетели друг друга. Ты, например, благодушно переносишь бесчестие; другой отличается трудолюбием, иной избыточествует молчанием, а иной – благопокорностью, и по общению каждый из вас кроме своего имеет и то, что есть у других: добро ваше переходит взаимно от одного на всех, и обратно. Почему радуйтесь и сорадуйтесь друг другу; и какое кто имеет дарование, в том и да преуспевает, бегая тщеславия, и добродетель брата почитая большей. Если же мы таковы, и так слиты друг с другом и сочетаны единением любви; то потщимся паче и паче преуспевать, и Бог прославится в деле нашем, и в большей части вселенной слышным сделается образ жизни нашей. 2. Но никто не будь своеволен и своеобразен. «Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни» ( Ис. 5, 21 ). Никто не будь нерадив и ленив, да не услышит: «иди ко мравию, о лениве» ( Притч. 6, 6 ). Никто также не будь раздвоен в суждениях, да не услышит и он: «муж двоедушен, неустроен во всех путех своих» ( Иак. 1, 8 ). Но всегда будьте подвижны и скоры на делание заповедей, искренни, непреткновенны по причине исповедания сокровенностей своих, не одержимы тщеславием и не увлекаемы своею похотью. Ибо таковой подобен «волнению морскому ветры возметаему и развеваему» ( Иак. 1, 6 ), как не установившийся и основы не имеющий в сердце своем. Но да будет все такое далеко от вас всех, «елика же честна и доброхвальна», то старайтесь приобретать, тем богатиться и то сокровиществовать в сокровищницах душ ваших, к улучению Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Верующие должны регулярно посещать богослужения «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80е пр. 6го Всел. собора). Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: «… ибо из этого открывается одно из двух — или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80е пр. 6го Всел. собора). «В неделях и в праздниках завещавай не делати, но приходити в церковь , якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится» (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». (9е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола ( 1Кор.12:27 ), которое изъясняя Григорий Богослов , ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах ( Еккл.5:1 ), не распростирайся убог сый с богатыми ( Притч.23:4 ), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64е пр. Антиох. соб.).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010