Ибо если будет отсечен корень ярости в сердце, то ни ненависть, ни зависть не перейдут в действие. «Посему как находящее облако помрачает солнце, так и ум — памятозлобные помыслы. Ибо в памятозлобной душе поселяются лисы и в возмущенном сердце звери устраивают логово. И так же как почтенный муж избегает порочного дома, так и Бог — памятозлобного сердца. И так же как дым ест глаза, так и памятозлобный [неблагоугоден] во время молитвы». Выслушаем же, что заповедует Сам и через рабов Своих Господь. Итак, свидетельствует нам пророк Захария, говоря: И кийждо злобы искренняго своего не помышляйте в сердцах ваших (Зах. 8:17), и злобы кийждо брата своего не помните в сердцах своих (Зах. 7:10). И другой: Иже памятозлобствует — беззаконен (Притч. 21:24); Таяй вражду составляет лесть (Притч. 26:26); во всяцей неправде не держи гнева на искреннего (Сир. 10:6). Но если голоден враг твой, накорми его, и если он жаждет, напой его (Притч. 25:21). И опять-таки: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои (Сир. 28:2). И продолжает:Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения… сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? И прибавляет: Помни последнее и перестань враждовать (Сир. 28:3, 5, 6). И тотчас: Удерживайся от ссоры — и ты уменьшишь грехи(Сир. 28:9). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых (Притч. 8:13). [Col. 1597] И опять-таки: Не рцы: «имже образом сотвори ми, сотворю ему и отмщу ему, имже мя преобиде» (Притч. 24:29); Не рцы: «отмщу врагу», но потерпи Господа, да ти поможет (Притч. 20:22); в путех правды — живот, путие же злопомнящих в смерть(Притч. 12:28). И Иаков: Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21). Павел же: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни(1 Кор. 14:20). Посему да будем избегать, братия, пагубной страсти памятозлобия, чтобы она не сделала нас чуждыми дерзновения к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«Извитиями словес» названы те изречения, сокрытый смысл которых открывает и находит тот, кто размышляет над ними. Таковы например следующие: «Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный» ( Притч.10:5 ); еще: «Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля» ( Притч.27:25–26 ); и еще: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Притч.23:1 ), и тому подобные. «Уразумение правды истинной» предлагается потому, что некоторые исказили слово «правда». Одни называют правдою – отдавать то, что получил кто-нибудь на сохранение; а другие – воздавать злом за зло и добром за добро. Но такие определения не точны. Нельзя говорить: каким образом он поступил со мною, таким и я поступлю с ним, отмщу ему тем же, чем он обидел меня. Потому Соломон и научает здесь истинной правде; истинная правда состоит в том, чтобы воздавать каждому свое. Прежде всего, «чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ( Притч.3:9 ); потом почитай царя, родителям воздавай должное, и всем – подобающее. Это – один вид правды. Другой состоит в том, чтобы хранить в правде свою душу, соблюдать умеренность и не уклоняться в неумеренность, но подчиняться разуму, «дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» ( Притч.2:12 ), и делать все обдуманно; пусть суд твой будет в помыслах твоих, так чтобы ты судил сам себя, и чтобы все желания твои были благи, потому что «желание праведных есть одно добро», и «желание праведников исполнится» ( Притч.11:23, 10:24 ). О гневе же он говорит: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым: глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» ( Притч.22:24, 29:11 ). Кто так настраивает себя и сохраняет здравыми и невредимыми действия каждой душевной способности, тот будет человеком, знающим истинную правду. «Исправлять суд» – значит прежде всего судить справедливо, по закону Божию, как говорит он: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3 . Евхаристическое русло связано прежде всего с отрывком о «гостеприимстве Премудрости» ( Притч.9 ). Премудрость «построила себе дом», «вытесала столбы», приготовила трапезу, через слуг призвала людей есть ее хлеб и пить ее вино. Эта тема найдет свое развитие в сакраментальном и евхаристическом богословии, а также в иконографии. Уже в Притч.1 выявляется олицетворение Премудрости, когда она обращается к неразумным: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: „Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению; вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои»» ( Притч.1:20–23 ). Это напоминает также пророчество Иоиля, которое апостол Петр цитирует в день Пятидесятницы: «Изолью отДуха моего на всякую плоть» (Иоил.2и Деян.2:17 ). «Возвещу вам слова мои» ( Притч.1:23 ), то есть Мое Слово. Премудрость здесь как бы обозначает одновременно и Слово и Дух. После внушительного увещевания, Премудрость одновременно отличает себя от Господа и отождествляет себя с Ним ( Притч.1:24–29 ). Устами Премудрости Сам Бог Израилев возвещает, что грядет в Иерусалим вершить Свой суд. Тут есть настоящее эсхатологическое видение, которое можно сопоставить с великими пророчествами Исайи или Иеримии о суде Божьем, о призыве к покаянию, о явлении Бога, карающего нечестивых. В этом отрывке из книги Притч.есть обновленное пророческое видение, и мы не можем совершенно отличить дидактический жанр книги Премудрости от жанра пророческого, поскольку оба эти жанра имели в ту эпоху одинаковую перспективу. Рассмотрим теперь Притч.8:1–31 . Можно различить в этом отрывке три части: 1 . Преамбула, она же и взывание (1–11): «Не Премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутьях... потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Все это глупо и пусто для рабов Божиих. Но долготерпение велико и крепко, и направляет [к Богу] весело и беззаботно, и прославляет Господа — чуждое всякой горечи, всегда кроткое и тихое. Это долготерпение живет с имеющими всецелую веру. А гневливость безрассудна. Затем от безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение, от раздражения — гнев. Святой же Дух, будучи нежен и не имея общения с жестоким и лукавым духом, удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в долготерпеливом. И становится такой человек пуст без Духа праведного и вообще слеп для благой мысли». Говорит же и Слово: Лучше муж долготерпелив паче крепкаго (Притч. 16:32); Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца испытывает Господь (Притч. 17:3), по Писанию. И опять-таки: кроткий муж — сердцу врач (Притч. 14:30) и: терпеливый муж угасит суд (Притч. 15:18). И еще: Иже щадит глагол произнести жесток — разумен (Притч. 17:27). И еще: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд… Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. Веруй Ему, и Он защитит тебя (Сир. 2:1-6). Посему и мы, братия, [Col. 1773] через долготерпение будем петь с Давидом: Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс. 138:23-24); Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя(Пс. 25:11); И мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40:13). Говорит же и Соломон:долготерпеливый муж премудр. И несмысленному вопросившу от мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти (Притч. 17:27-28). И: благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). И Иаков: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И, как говорил святитель Василий Великий , если «кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная» (Послание к Диодору, 87). Начиная поиск, надо, прежде всего, просить помощи у Бога, потому что «дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч. 19: 13–14 ). И «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч. 18:22 ). «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» ( Притч. 31:10–12 ). Великое дело – найти добрую жену и избежать злой. Потому что жена может не только составить счастье всей жизни, но и превратить эту жизнь в настоящий ад. Священное Писание немало говорит на эту тему. «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» ( Притч. 14:24 ). «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». ( Притч. 14:1 ) Все это может случиться, если мы пренебрегаем Божескими и человеческими законами, и если не внимаем советам старших, более опытных людей. И во–первых, нельзя увлекаться только красотой, потому что «миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» ( Притч. 31: 30 ). «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» ( Притч. 11:22 ). И в знаменитых библейских женах мы видим не только красоту, но и открытость, простоту и доброту, как у Ревекки; видим и разумность и предусмотрительность, как у одной из жен Давида, Авигеи. Как пишет Иоанн Златоуст (3, 232), «красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь. Те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях, и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Посему да убоимся, братия, таковых примеров и избежим пагубы преслушания, чтобы нам не быть осужденными вместе с вышеупомянутыми. Потому что какая польза будет [человеку,] сохранившему тело девственным, а душой через преслушание блудящему с демоном? Или как увенчается тот, кто одержал верх над чревоугодием и всяким вожделением, а о возношении и славолюбии не позаботился? Говорит же и Приточник: сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый — в погибельбудет (Притч. 13:1). И опять-таки: Понеже звах, не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте… убо и аз вашей погибели посмеюся… Будет бо егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут, потому что страха Господня не прияша… Темже снедят своих путий плоды и своего нечестия насытятся (Притч. 1:24-31). И еще: Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18). И еще: Уклоняяй ухо свое не послушати закона и сам молитву свою омерзил(Притч. 28:9). И другой: Сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым (Притч. 19:27). И опять-таки: Сеявый злая пожнет злая (Притч. 22:8); и: ненаказанных сретает смерть (Притч. 24:8). Говорит же и Иеремия: «Обратитесь ко Мне, и не будет слушающего» (ср. Иер. 3:14); Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы вам не совратиться (2 Фес. 3:14). И к Титу говорит: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста (Тит. 1:10-11). И к евреям: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1). Посему отступим, возлюбленные от смертоносного этого преслушания и станем послушными во всем духовным отцам нашим, чтобы услышать нам от Господа: Слушающий вас, Меня слушает, а Кто принимает вас, принимает Пославшего Меня (Мф. 10:40; Лк. 10:16). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1556]    То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.    Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   (95, 1) Хорошо сказал об этом Соломон: «Сеющий праведность созидает веру. Сеющие свое тем самым умножают его». (Притч. 11:21—24) И далее: «Прозябает трава, и появляется зелень, и собирают горные травы. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля». (Притч. 27:24—25) (3) Далее, как видите, говорится о необходимости крова и охраны: «Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах». (Притч. 27:23.) (3) «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», то есть, «если необрезанный исполняет постановления закона» (Рим. 2:14.26), по словам апостола, до дарования закона и до прихода Христа. (4) Слово проводит четкое различение между теми, кто исходит из философии и еретиками, как это видно из следующего: «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали». «Надеющийся на ложь стережет ветра и бросает птиц в воздух». (5) Не думаю, что здесь говорится о философии, хотя во многих случаях она и прибегает к правдоподобным гипотезам и основывает свои заключения на них. Ересь же осуждается, (6) ибо дальше сказано: «Он забыл дорогу на свой виноградник и потерял дорогу на свое поле». То есть, он забыл о Боге истинно сущем, став безбожником, поэтому и ищет он воду там, где ее нет: «… и вот достиг он необитаемой и высохшей земли, черпая руками бесплодный прах». (Притч. 9:12.) (96, 1) «Кто глуп, обратись сюда», — имея в виду еретиков, говорит София. «Ворованная вода сладка, и дармовой хлеб приятен». (Притч. 9:16—17) Хлеб и вода упоминаются здесь с единственной целью показать еретичность практики тех, кто, противореча церковному канону, использует во время богослужения хлеб и воду, ибо есть и такие, кто во время евхаристии обходится только чистой водой. (2) «Но посторонись, не входи в места ее». (Притч. 9:19.) Здесь говорится о местах собраний, которые не обязательно совпадают с церковью. (3) Далее говорится: «Так вы пересечете чужие воды». Имеется в виду еретическое крещение, неприличное и чуждое. (4) А «перейдя чужие воды», которые увлекут вас и унесут в море, вы окажетесь там, где находятся все, утратившие твердую почву истины, и снова поплывете с ними по зыбким волнам языческой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Притч. 31,1-3). Составление книги целиком — наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч — это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости — страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3,7). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притч. 1,2—4) Книга разделяется на несколько частей. Первый — это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй — второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая — разрушит его своими руками». Третий раздел — слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой : нравственность и общее благосостояние (глава 25-29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел — это притчи царя Агура и царя Лемуила — «признание и семейное счастье». Ключевое слово — «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» ( Притч. 31:1–3 ). Составление книги целиком – наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч – это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости – страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» ( Притч. 1,2–4 ) Книга разделяется на несколько частей. Первый – это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй – второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая – разрушит его своими руками». Третий раздел – слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой: нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел – это притчи царя Агура и царя Лемуила – «признание и семейное счастье». Ключевое слово – «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010