диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

199. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском соборе августа 15 дня; напечатано в Твор. Св. От. 1845 г. и в собрании 1848 г.) 1845 год Иисус же, видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом глагола ученику: се мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во свояси. ( Uh. XIX. 26–27 ). Теперь уже не ученик распятаго Иисуса осиротевшую Матерь Его «поят во свояси», в малый дом. Сам Господь Иисус, царствующий на небесах, Преблагословенную Матерь Свою «поят во Свояси», во многия обители в дому Отца Своего, в блаженное созерцание и причастие славы, юже имел Он у Отца, прежде мир не бысть. Теперь не одного ученика Своего дает Он Ей в сына, чтобы Она упокоена была его сыновним служением: но всех учеников Своих, всех православно верующих христиан дает Он Ей в сыны и дщери, чтобы они пользовались Ея материнским попечением. Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать 668 , столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: «ублажат Мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Такова судьба Пресвятыя Приснодевы, в Ея успении для жизни земной, временной, в Ея пробуждении к жизни небесной, вечной. Каким путем достигнуто до такой высоты блаженства и славы? – Сей вопрос предложить и разсматривать может не одна праздная любознательность, но и любовь к учению спасительному. Ибо, хотя судьба Пресвятыя Богородицы, в своем особенном виде и степени, безпримерна, но вообще, как судьба души совершившейся и блаженной, она есть следствие тех сил, расположений, действий и подвигов, которыми пролагается и совершается общий для всех человеков путь спасения. Не легко было бы обозреть весь путь жизни Пресвятыя Девы, большею частию закрытый и Ея безмолвием и молчанием Евангельской Истории. Впрочем некоторые следы онаго мы не однократно указывали вниманию и подражанию верующих, при подобных настоящему торжествах. На сей раз остановимся на одном возвышенном месте сего пути, открытом в Евангелии, чтобы обозреть хотя некоторую часть сего пути, открывающуюся с сего возвышения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

474. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском большом Успенском Соборе, августа 15). 1825 Святый Дионисий Ареопагит был на погребении Богородицы, и что притом происходило, частию можно видеть в его писаниях. «Мы, – пишет он, – и многие из священных наших братий собрались для зрения живоначального и Богоприемного телеси. Прибыл и Богобрат Иаков и Петр, между высокими Богословами верховный и старейший. После зрения благоугодно было всем иерархам, поколику каждый был способен, песнословить безмерно могущественную благость Богоначальственной немощи» (о Божеств. имен. гл. 3). Под именем «Богоначальственной немощи, – как изъясняет святого Дионисия святой Максим, – должно разуметь вольное снисхождение Сына Божия даже до плоти, кроме греха. Ибо, по причине вольного к нам снисхождения, все претерпев даже до смерти, смерти же крестныя, и немощи наши Он понес». Приятно даже до ныне узнавать единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь , между прочим, по единству ее священных и Апостольских обычаев. После столь многих веков, от дня успения Пресвятой Богородицы, и ныне для сего дня «собираются многие из священных наших братий». В подражание Божественному зрелищу Сионскому или Гефсиманскому и здесь представляется для благоговейного зрения изображение «живоначальнаго и Богоприемнаго телеси» 963 , как бы в день его погребения. «Вся иерархия песнословит», или, иначе сказать, словом и песнопением прославляет «безмерно могущественную благость» Сына Божия, в Его спасительном воплощении, чрез немощь и смерть проложившаго путь к безсмертию и славе Божественной. О, если бы могли мы теперь услышать хотя одно из тех самых песнословий, которые по внушению святого Духа принесены были Господу и Матери Его в первоначальном Апостольском Успенском Соборе! Но святый Дионисий только сказывает о них, а ничего из них не пересказывает. Слышу по крайней мере род песнословия, приличествующего настоящему случаю, из уст усыновленника Пресвятой Девы и ближайшего служителя Ее в Ее жизни и погребении. «Блажен», восклицает Иоанн, «и свят, иже имать часть в воскресении первем» ( Апок. ХХ, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

194. Слово в неделю четвертую великаго поста и в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (Говорено марта 25-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1845 г. и в собрании 1848 года.) 1845 год И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. ( Mk. IX. 29 ). По установлению Церковному, освященному примерами, правилами, древностию, мы находимся теперь на поприще поста. Дабы проходить оное благодушно и благонадежно, не нужно ли нам возбудить и направить себя размышлением, для чего введены мы на сие поприще, и какое значение, достоинство, сила и цель подвига, нам предложеннаго? К размышлению о сем именно ныне располагает нас одно из Евангельских чтений настоящаго дня. И нынешний праздник не будет оскорблен постным словом: поелику и он оказывает уважение посту, разрешая оный только частию, а частию сохраняя. И если духовные цветы, которыми украшается нынешний праздник, суть добродетели пресвятыя и преблагословенныя Приснодевы: то и добродетель поста принадлежит к украшениям нынешняго праздника. Ибо что значит, что во время пребывания пресвятыя Девы при храме Иерусалимском, как сказует благочестивое предание, Ангел приносил Ей пищу? – «Служебнии дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1:14 ), не посылаются с светлаго неба на сию темную землю без нужды. Не постящийся, без сомнения, сам попечется для себя о пище, не только необходимой, но и обильной и приятной, и потому не требует Ангельскаго попечения. Но кто, пренебрегая и отвергая требования плоти, приближается к жительству безплотных, к тому и безплотные взаимно приближаются, и, дабы подвиг поста не преступил за пределы, полагаемые немощию телесной природы, когда нужно, приходят напомнить подвижнику, что время помочь телу, и предлагают готовую сверх-естественную пищу, вместо не готовой естественной. Таким образом питание пресвятыя Девы Ангелом свидетельствует о Ея упражнении в посте. Предание, известное нам чрез блаженнаго Иеронима и Святителя Димитрия, определяет даже с подробностию, как располагала Она свой день, и когда прекращался ежедневный Ея пост. «От утра даже до третияго часа дне стояше на молитве; от третияго же даже до девятаго в рукоделии или чтении книг упражняшеся. От девятаго же часа паки начинаше свою молитву, от неяже не преставаше, дóндеже являшеся ей Ангел, от егоже рук пищу взимати обыче» (Чет. Мин. Ноемвр. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мичуринск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1771. Год утраты:1936 (разобран) Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, угол Милиционной улицы и Советской (площадь Мичурина) Координаты: 52.88843, 40.514489 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый из храмов Козлова, воздвигнутый в 1771 г., подвергся перестройке в 1837 г. Деревянное строение заменило каменное храмовое здание новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах. Разобран в 1936 г. Располагался перед центральным городским парком на Соборной площади (площадь Мичурина) и замыкал Московскую улицу (улица Советская). На сегодняшний день на месте Покровского собора находится площадь им. И.В. Мичурина. Чуть правее от него занимала и занимает до сих пор свое место Ильинская церковь. " ... Лета 7143 года (1635), августа в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал... на Лесном Воронеже ...ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да указал государь к воеводам послать грамоты, чтобы воеводы велели кликать, которые охочие люди и не в какой службе не записаны шли на городище на житие с жёнами и с детьми... Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом " . Такими словами начиналась история нашего города и первой его церкви - Покровской. Уже через несколько месяцев расторопные воеводы писали государю ответ, в котором говорилось буквально следующее: " ... и на Козловом урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося ...острог, которому быть вместо города обложили октября в 11 день. А церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день " . Как и весь город, была она деревянною, однако простояла целых 137 лет.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Закрыть Суббота акафиста Пресвятой Богородице К истории праздника 19.04.2024 2668 Время на чтение 4 минуты Вопрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста пятой седмицы Великого поста породил немало разноречивых точек зрения. Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминания еще о двух чудесных спасениях византийской столицы - от арабов в 672-678 годах (по другим источникам, в 669-675 годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и память о них положена в константинопольских месяцесловах в иные месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в память избавления Константинополя от русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее аргументация не отличается необходимой убедительностью. Надо признать, что сам акафист Пресвятой Богородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. Так, его текст не содержит даже намека на избавление Византии от захватчиков. Вместе с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектная референция отличаются наглядной двойственностью. Протоиерей Максим Козлов пишет: «Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1-12), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы По воззваниям, начинающимся словом «Радуйся», произведение, несомненно, обращено к Богородице. Но многие его строфы адресованы ко Христу, например 11-я («Проповедницы богоноснии»), 12-я («Возсиявый во Египте»), 13-я («Хотящу Симеону»). Более того, в строфе 20 настойчиво подчеркивается мысль, что акафист составлен для прославления Самого Христа: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже содеваем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуия».

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Слова на двунадесятые и великие праздники " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление От издательства Издательство «Сибирская Благозвонница» публикует издание богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) под названием «Слова на двунадесятые и великие праздники», являющихся органичным дополнением его цикла богослужебных проповедей на Евангельские и Апостольские чтения на каждый день года под названием «Вечное сокровище», выпущенного в четырех томах и охватывающего период 1–25 недель (седмиц) по Пятидесятнице (всего 448 проповедей). В рамках цикла «Вечное сокровище» готовится к изданию также собрание проповедей «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», объемлющие период Великого поста и Пятидесятницы. Нынешний том содержит в себе 73 проповеди: 1) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Святой Троицы), Преображение Господа Иисуса Христа и Успение Пресвятой Богородицы; 2) на великие праздники: Обрезание Господа Иисуса Христа, Рождество Иоанна Предтечи, праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы; 3) на прочие дни: Новый год, юбилеи Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла. В книге также помещены Слова не только на сами дни двунадесятых праздников, но и на их предпразднство, попразднство и отдание праздника. Ведь, по словам автора, христианские праздники, как известно, имеют вневременное измерение – ведь мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда врата Царствия Божия отверсты всем желающим войти в него и уже никогда не закроются. Поэтому Церковь и установила отмечать предпразднство таких великих дней, чтобы мы могли успеть должным образом подготовить к ним свою душу, начать заранее размышлять о смысле праздника и не забывать о нем в нашей повседневной суете, потому что каждый из святых дней Православия заключает в себе очень важные для нас события и примеры, глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. 28 августа, 2014 В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь - бывший собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря - построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Успенский придел пристроен в 1806 г. В 1870 г. увеличена трапезная. В 1878 г., по проекту архитектора Дмитриева, надстроена колокольня. В Успенском приделе находились две древние иконы - великомученицы Варвары конца XV - начала XVI века и Успения Божией Матери - XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары было связано в Волоколамске с Ульянией Волоцкой, женой волоцкого князя Бориса Васильевича, похороненной в 1503 г. в Возмищенском монастыре. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе. Церковь не закрывалась. Святыни - чтимая икона Божией Матери " Достойно есть " . Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03213

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010