В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище. Увидав его, девица закричала громким голосом: — Беги, человек, вот змей уже идет! Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу: — Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея. Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его. После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25,000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, — а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха — как от змея смертоносного, — подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь в честь Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия, тогда в знамение изливаемой здесь благодати божественной, из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих в славу Самого Царя славы (у Которого — источник жизни вечной), Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В то же время Мария Магдалина приходит ко гробу и видит, что там все по-прежнему, все так же, как было накануне в пятницу. Об этом сказано совершенно точно – φεωρσαι 281 τν τφον – «обозреть захоронение». Она осматривает вырубленный внизу в скале вход, плотно перекрытый дискообразным камнем, 282 лежащим пазах из больших плит. Стражи еще не было. Как раз в субботу после заката солнца иудейские начальники направились к Пилату просить разрешения ее поставить, так что когда Мария Магдалина приходила к затворенной гробнице, стражников не было. Увидев, что у гроба Спасителя все обстоит так же, как и день назад, она поспешно возвратилась в Иерусалим, чтобы успеть купить ароматы для завершения обряда погребения. «Κα διαγενομνου το σαββτου (И [по] прошествии субботы) Μαρα Μαγδαλην κα Μαρα [το] Ιακβου κα Ζαλμη γρασαν ρματα, να λφοδαι λεψωσιν ατν (Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы пойти умастить Его)». «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его» ( Мк. 16:1 ). По возвращении домой в тот субботний вечер Мария Магдалина, пригласив с собой Марию Иаковлеву и мать сыновей Зеведеевых – Саломию, отправилась вместе с ними купить ароматы – благовонные вещества для умащивания мертвого тела. Сей скорбный обряд они хотели совершить утром следующего дня. Почему именно на рассвете третьего дня? У евреев родственники и друзья усопшего по обычаю ходили к могиле в третий день после его смерти (когда предположительно начиналось разложение), чтобы удостовериться, что почивший действительно мертв. 283 Святые жены повидались с Иоанной, женой домоправителя Ирода Антипы, с другими, которые следовали за Господом из Галилеи, и условились быть у гробницы на рассвете, чтобы совершить положенное по закону и оплакать любимого Учителя. Но кто же та другая Мария – « λλη Μαρα» о которой говорит евангелист Матфей ( Мф. 28:1 )? В Священном Писании говорится, что вместе с Марией Магдалиной пошла ко гробу и другая Мария. Кем была эта другая Мария? Некоторые из отцов Церкви полагают, что это Пресвятая Богородица. Так, святой Ефрем Сирин утверждает, что воскресший Спаситель первой явился Своей Пречистой Матери. «Как ни первое знамение (т. е. чудо в Кане) не произошло без Нея, так ни начаток гроба (т. е. выход Христа из гроба) не остался без Нея…» 284 В пасхальном богослужении сохраняется известие о таком явлении прославленного Господа, которое превосходит все последующие: прежде всех Он явился Своей Пречистой Матери. 285

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

В это время из нас, троих детей, во младенчестве была крещена только сестра, а брата и меня не крестили, помня террор конца 1930-х годов. Мои сестра и брат, который крестился взрослым, были выдающимися личностями, имевшими ясное представление о Боге, о мире и о грехе. Я ходил в храм, еще будучи некрещеным, и ощущал себя в малом Донском соборе закрытого в то время Донского монастыря как дома. Впоследствии, когда знакомый священник стал настойчиво уговаривать меня креститься, я отговаривался тем, что к крещению надо подготовиться. Это продолжалось до тех пор, пока не наступил момент, что мне уже нечего было возразить. И тогда я крестился. Маленькое чудо Чудеса бывают большими и малыми, как бы показывающими нам, что Господь всегда с нами, во всем — до мелочей нашей жизни. Однажды знакомый священник дал мне почитать довольно редкую тогда книгу о преподобном Серафиме Саровском. Это было на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта книга была очень дорога для давшего ее мне человека. Я стоял на остановке, повесив сумку с книгой на поручи. Заговорившись со спутниками, я вошел в подъехавший троллейбус, а сумка осталась на остановке. Конечно, через некоторое время я вспомнил об оставленной сумке и вернулся, но ее на остановке не было, и казалось, что книга была безнадежно утрачена.      На следующий день в дверь моей квартиры позвонил человек — он оказался паломником, приехавшим вместе с сыном помолиться у московских святынь. Увидев сумку, оставленную на остановке, где кроме него не было ни одного человека, он забрал ее и, найдя в ней книгу о драгоценном для верующего человека подвижнике и паспорт, привез ее по адресу. Для преподобного Серафима, по молитвам которого совершались чудеса исцелений, не представляло сложности вернуть написанную о нем книгу владельцу. Это было одно из тех многих знамений, благодаря которым я постоянно чувствовал в своей жизни присутствие Божие. «Что я скажу Богу в оправдание?» Учась в Литературном институте имени А.М. Горького, я был уже достаточно церковным человеком. И учился я среди хороших людей, которые оставили в моей памяти самое отрадное воспоминание. Некоторые из них впоследствии стали священниками. У меня нет претензий и к преподавателям. Несмотря на повышенную идеологизированность этого учебного заведения, я этого почти не замечал.

http://pravoslavie.ru/126697.html

Вместе с тем неопалимая купина есть и образ Приснодевства (присно означает «всегда, непрестанно») Пресвятой Богородицы, и после рождения Сына оставшейся Девой. Святитель Григорий Нисский свидетельствует, что этот библейский рассказ открывает нам тайну, «явленную в Деве, от Которой в рождении воссиявшей человеческой жизни Свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемой, так что и по рождении не увял стебель девства». Другой образ богослужения Благовещения: Боговоплощение сравнивается с дождем, с каплями воды, сошедшими на руно. Этот образ восходит к греческому переводу псалмов царя Давида: «Низойдет Он [Бог], как дождь на руно» (Пс 71:6). По толкованию святителя Иоанна Златоуста, «это значит, что Сын Божий, явившись на землю, пришел не с потрясением вселенной, не среди блеска молний и грохота громов, наконец, без обнаружения Своей божественности. Он облекся в плоть, пришел тихо и без шума. Пришел тайно и вселился в девическую утробу». Можно вспомнить явление Бога Моисею на Синайской горе, когда он уводил еврейский народ в землю обетованную. Оно сопровождалось ужасающими знамениями: … были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх 19:16–19). С ограниченным человеческим миром соприкасается Реальность, бесконечно превосходящая всю Вселенную, саму бесконечность. Это явление непостижимого Бога не может не вызвать благоговейный ужас у человека, оказавшегося перед лицом своего Творца. А сейчас Бог кротко сходит в Девичью утробу, как капли воды, оживляя природу человека. И Пресвятая Богородица также кротко принимает в Себя Своего Творца, вмешает в Себя Невместимого Бога. Святитель Максим Турский так говорит об этом: «Мы справедливо сравниваем Марию с руном: она так зачала Господа, что приняла Его всем своим телом; и не терпела разрыва этого тела, но мягка была для послушания и тверда для святости».

http://foma.ru/tainstvennye-obrazy-bogov...

Вне Богородичного цикла, по такому принципу возникает праздник Воздвижения Креста (связанный с освящением Гроба Господня) и Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 августа (освящение храма Предтечи в бывшей Самарии-Севастии) " (202-203). В этих справках автора характерный показатель доверия к западным выводам, вопреки, как мы полагаем, простому выводу из порядка церковно-богослужебного года. Церковный византийский год начинается 1 сентября. Первый праздник в году соответствует началу новозаветной истории - Рождество Пресвятой Богородицы; последний большой праздник церковного года в последнем его месяце - Успение Божией Матери. Это последовательно и логично. Праздник Преображения Господня приходится на начало августа, несомненно, потому, что чтение евангельских зачал приблизилось к этому времени к повествованию Евангелиста Матфея о Преображении Господнем, и воспоминание этого знаменательного евангельского события выделено в особый праздник. Что же касается слов в кондаке Преображения: " да егда Тя узрят распинаема " , то они соответствуют словам Господа, сказанным ученикам за шесть дней до преображения на горе и повторенным непосредственно после преображения: " С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть " (Мф. 16:21; 17:9,22). Поэтому Церковь, согласно с Евангелием, за 6 дней до Преображения начинает пение катавасии " Крест начертав Моисей " (может быть, с этим связано и изнесение Креста 1 августа), а через 40 дней после праздника Преображения совершает воспоминание крестных страданий и смерти Господа в день Воздвижения Честнаго Креста Господня. И назначение времени этого праздника едва ли случайно: время это совпадает, как и у праздника Преображения, с приближением евангельского чтения на Литургии о крестных страданиях и смерти Господа. Вот один из примеров показывающих, что богослужебный уклад в Типиконе отличается последовательностью, гармоничностью и обоснованностью. Если в церковном календаре представляется не соблюденной строгая последовательность евангельских событий, то это потому, что евангельские воспоминания охватывают много лет и в календаре они расположены как бы в виде спирали, охватывающей несколько лет: она вмещает в себе ряд девятимесячий (от зачатия до рождения св. Иоанна Предтечи, Богородицы, Спасителя), два евангельских сорокадневия и др.

http://moral.ru/ecumenica.html

Вот нам предмет для радости! Смотри и восхищайся, смотри на цветы и изумляйся, как каждый из цветков одет лучше, чем одевался Солом во всей славе своей; и прослави Бога и возрадуйся оттого, что ты окружен такой красотой. Но глядеть на окружающее надо оком светлым, потому и говорит Господь наш Иисус Христос относительно человеческого глаза: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ). Итак, мы должны заботиться о том, чтобы смотреть на окружающее, в том числе и на цветы полевые, чистыми глазами, чистым оком. А если мы заняты суетными попечениям, а еще хуже, осуждением ближних, то не сможем найти в своей душе радость, глядя на окружающие нас прекрасные цветы. Ибо, дорогие братья и сестры, кроме ока телесного, есть еще и внутреннее око – это сердце. Подумаем о том, как наше сердце смотрит на окружающее. Ведь из сердца могут исходить злые помыслы, а может исходить доброжелательность, любовь, радость. Такое сердце, будучи чистым, может даже увидеть Бога. Спаситель обещал это, сказав: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Нам надо стараться о том, чтобы смотреть чистым сердцем на окружающий мир, тогда и телесное око будет чистым, и мы будем радостны, и Дух Святой будет веселить наше сердце. Постараемся об этом во славу Христа Сына Божия и Спасителя нашего. Аминь. Проповеди на воскресные и другие праздничные дни Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Празднование Покрова Пресвятой Богородицы установлено по следующему случаю. В начале Х века, т. е. около 1000 лет тому назад, православная Греческая держава подверглась жестокому нападению сарацин. Беда и горе объяли народ. Храмы наполнились молящимися, и часто служились Всенощные бдения. В одном из знаменитых храмов Константинополя, в котором как величайшая святыня хранилась Риза Пресвятой Богородицы, на воскресном Всенощном бдении (1.10.909 г.) стоял святой Андрей. Он был угодник Божий – Христа ради юродивый – и вел жизнь нищего. Был он славянин среди греков. Ему было следующее видение: Пресвятая Богородица, сопровождаемая Апостолами и Пророками, по воздуху вошла в храм, остановилась пред престолом алтаря, а затем, снявши со своей главы плат, обратилась к народу и простерла этот плат, как покров, над толпою молящихся. Люди этого не видели. Видели только святой Андрей и его ученик Епифаний. И когда святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли, чадо, сие великое явление?» Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Вот, собственно, и ответ на вопрос, откуда Лука узнал о событиях земной жизни Иисуса Христа: из рассказов тех, кто видел Спасителя собственными глазами. Что это были за люди? Прежде всего, конечно, ближайшие ученики Спасителя, которых евангелист Лука называет служителями Слова . Апостолы служили Христу в том смысле, что исполняли Его поручения — ходили проповедовать, исцеляли больных и бесноватых, раздавали пищу тем, кто следовал за Господом и слушал Его речи. Кроме того, из самого содержания Евангелия от Луки ясно, что ряд сведений он получил от Пресвятой Богородицы, Которая, как известно из церковного Предания, еще много лет после Вознесения Своего Сына жила в Иерусалиме среди апостолов и находилась на попечении любимого ученика Христа — апостола Иоанна . Ни от кого другого (если не считать обручника Святой Девы Иосифа, но он к тому времени уже почти наверняка умер) Лука не мог бы узнать ни о явлении Пречистой Деве Архангела Гавриила, известившего Ее о грядущем Рождестве Спасителя (Лк 1:26–38); ни о Ее встрече с матерью Иоанна Предтечи, праведной Елисаветой (Лк 1:39–56); ни об обстоятельствах Рождества Христова (Лк 2:6–19); ни о знаменательной встрече Марии и Иосифа, принесших Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, с праведным старцем Симеоном (Лк 2:22–39); ни о том, как двенадцатилетнего Отрока Иисуса однажды потеряли в Иерусалиме и затем нашли в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их  (Лк 2:41–51)… Лука бывал в Иерусалиме неоднократно (по крайней мере, когда путешествовал с апостолом Павлом) и, наверное, имел возможность увидеться там с Божией Матерью. Сам апостол Лука говорит, что им двигала цель по тщательном исследовании всего сначала, по порядку  описать  события земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк 1:3; выделено автором статьи). Он хотел не сгруппировать рассказы о Христе по отдельным темам, как это сделано в Евангелии от Матфея  (считается, что, например, Нагорную проповедь тот сложил из многих поучений Христа, сказанных в разное время), и не зафиксировать разрозненные воспоминания о Христе, как сделал евангелист Марк (который, по общепринятому мнению, построил свое Евангелие во многом на рассказах апостола Петра ). Лука действовал как историк — старался выстроить все события хронологически верно. В этом смысле характерна историческая точность, с которой он указывает точку начала описываемых им событий: В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну…  (Лк 3:1-2).

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Всем хорам да воздаст Господь по их трудам, даруя все то, что требуется для их жизни. Господи, в Троице Святой, да будет Тебе слава всегда, сегодня и во веки. Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас! Аминь. Собор святителя Николая в Белостоке, 22 сентября 1992 г. Слово перед освящением колоколов храма Успения Пресвятой Богородицы в Бельске Подляшском Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ). Величайшее и непостижимое дело спасения рода человеческого совершено Единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Господь создал Свою Церковь, чтобы в Ней осуществлялось спасение рода человеческого, чтобы человек имел возможность достичь духовного совершенства. Без Церкви, этого мистического бого-человеческого организма, мир был бы пуст, не имел бы возможности напоить свою иссохшую природу элементом духовности. Тогда и душа, и наше сердце были бы пусты, лишены божественной благодати дара освящающего их. Но Господь создал Церковь и эта Церковь оживляет нашу жизнь. Мы находимся на пороге третьего тысячелетия, новой эпохи. На протяжении прошедших веков мы были свидетелями, если не лично, то через предание и писанную и неписаную историю, реальности Божественного промышления о мире. Ибо Господь всегда устами пастырей Своей Церкви благовествовал миру правду, любовь и всепрощение. Сатана — противник Господа и враг людского рода, боролся, борется и будет бороться против всякого добра, потому что такова его роль. Бывали времена, когда казалось, что Церковь Христова исчезнет, будет целиком разрушена, но верующие, часто немногочисленные, взирали на знамение Креста и верили, что с ним победят. И в наше время мы неоднократно были свидетелями того, как непобедимая и непостижимая сила Честного и Животворящего Креста побеждала тех, кто восставал против Креста, против Церкви, кто разрушал храмы и обители, старался истребить в человеческой душе Спасителя, Царствие Божие, Добро, желал наполнить человека сатанинским ядом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Вся ветхозаветная история – это период ожидания Мессии, Избавителя. В книгах Ветхого Завета содержится множество мессианских пророчеств – то есть пророчеств, повествующих о Рождестве Господа Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и Славном Воскресении. О будущем земном служении Спасителя также таинственно говорят и некоторые библейские события. Например, трехдневное пребывание пророка Ионы и – затем – чудесное его избавление во чреве кита предзнаменовали собою пребывание Господа Иисуса Христа во гробе и Его Воскресение. Такие события принято называть прообразами. В книгах Ветхого Завета можно встретить и прообразы Пресвятой Богородицы – например, таковым является неопалимая купина – горящий и не сгорающий куст, виденный пророком Моисеем. Об этом известном событии повествуется в третьей главе книги Исход. В православной иконографии есть образ Божией Матери, именуемый: «Неопалимая Купина». Среди наиболее известных пророчеств, сделанных великими пророками, можно назвать: -пророчество Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ). В этом пророчестве, в том числе, приоткрывается тайна Воплощения Бога: Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве». Имя «Еммануил» в переводе означает: «С нами Бог». -пророчество Даниила о Ветхом днями: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 13–14 ). Ветхий днями, то есть: «Древний днями», иначе говоря – «Вечный» – одно из наименований Бога. Во время всенощного бдения накануне праздника Сретения Господня на литии поется стихира: «Ветхий деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь младенец видится, и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается…» 4 . Выражение: «Ветхий деньми», которое можно видеть в этой стихире, заимствовано у пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Господь посылает судей Бог дает Гедеону знамение шерсти и росы. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      Иисус Навин не назначил себе преемника. Сыны Израиля жили по уделам, имея над собой старейшин. Рядом с ними по всей Палестине жили хеттеи, аморреи, иевусеи и остатки других хананейских народов. Израильтяне перенимали от них языческие обычаи, заражались идольским нечестием. В нарушение закона Моисея брали в жены иноплеменниц и отдавали за язычников своих сыновей. За отступничество от Бога Господь предавал евреев для вразумления в руки иноплеменников. Когда же сыны избранного народа, прекратив злые дела и нечестие, взывали к Богу о помощи, Господь Бог воздвигал людей благочестивых и крепких верою. Они избавляли страну от врагов. Их называли судьями. Они были прообразами Иисуса Христа, потому что силой Божией спасали народ. Деяния их описаны в библейской книге Судей. Всего за период от Иисуса Навина до первого царя Саула, продолжавшийся четыреста пятьдесят лет, было четырнадцать судей. Наиболее яркий след в библейской истории оставили Девора, Гедеон, Самсон, Самуил, который был также и великим пророком. Пророчица Девора      Девора. Пророчицу Девору Бог поставил судьей, чтобы спасти страну от поработившего ее ханаанского царя Иавина. Она призвала Варака, под водительством которого было разбито ханаанское войско во главе с Сисарой у потока Киссона. Победа была одержана благодаря тому, что Господь привел в замешательство войско завоевателей. Девора прославила Господа. Ее победный гимн стал одной из библейских песен: Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! (Суд 5, 31). Гедеон. Бог поставил его судьей, когда страна была семь лет под властью мадианитян. Господь послал Ангела и призвал его, когда он молотил пшеницу. Гедеон разрушил жертвенник Ваала и возвел жертвенник истинному Богу. До начала сражения Гедеон просил Господа укрепить его решимость ясными и впечатляющими чудесными знамениями. Расстелив шерсть на гумне , он сказал, что будет уверен, что Господь через него спасет народ Израиля, если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо. Утром Гедеон выжал из шерсти целую чашу воды. Гедеон просил еще одно чудо: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог исполнил и эту просьбу. Знамения эти были прообразами важнейших новозаветных событий — Благовещения и Боговоплощения. В христианской гимнографии Пресвятой Богородице усвоено образное сравнение — Руно орошенное.

http://pravoslavie.ru/103714.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010