Алтарная часть - квадратная в плане, над кубовидным нижним объемом, перекрытым сомкнутым сводом, возвышается высокий восьмерик с декоративной главой барочной формы с невысокой главкой. Древняя кладка четверика продолжается в стенах восьмерика на высоту до 3 м. В толще стены сделаны небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхнем помещении над сводом, можно слышать, что происходит в нижнем. Снаружи стены четверика декорированы четырьмя рядами ширинок-кессонов, расположенных в шахматном, порядке, широким поясом трехступенчатых ниш в виде равнобедренных треугольников с узким " городчатым " пояском над ними и завершены аттиком с тремя декоративными закомарами с восточной стороны. Окна, расположенные в нижней части четверика, прорезаны позднее, при этом частично разрушены ширинки-кессоны. Центральный объем церкви - квадратный в плане, восьмерик на четверике. Четверик - кубообразный, восьмерик одной ширины с четвериком, перекрыт срезанным сомкнутым сводом, завершен барочной главой со световым фонарем, увенчанным главкой грушевидной формы. Переход от четверика к восьмерику осуществлен системой конических арочек сводов. На западном и южном фасадах четверика - перспективные порталы, на каждом фасаде - пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придает этой части стен вид аттика. Углы восьмерика декорированы пучками полуколонн, в каждой грани - окно, обрамленное наличником. В подклети центрального объема, перекрытого системой сомкнутых с распалубками сводов, опирающихся на стены и квадратный столб, размещалась трапезная с входом с западной стороны. Придел - самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом.

http://sobory.ru/article/?object=32661

Он ушёл на Казанскую, в День Защитницы земли русской Пресвятая Богородица почтила своего верного слугу переселиться в селения Горние, где нет ни плача, ни печали, ни воздыхания. Я потерял духовного отца, с которым общался почти двадцать лет, вроде бы плакать надо, а на душе светло. Думаю, у нас в России появился еще один ходатай перед Богом. Денис Ахалашвили Фото предоставлены автором   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Продолжение.(пропущенное) Не успел я вновь двинуться в сторону дальней автобусной остановки, вдруг около меня тормозит громадный черно-сверкающий «Пикап», такой знаете невероятный «Джип». Я очумелый от такого мгновенного чуда, подбегаю быстро в задней двери этой громадины, открываю ее, вижу водителя мужчину дипломатического вида и сидящую рядом с ним, на переднем пассажирском сидении женщину в дорогой собольей шубе, и спрашиваю :»Простите, если Вы в сторону Балабаново, то не подбросите, хотя бы около вокзала?» И эта богатая супружеская пара безо всяких препятствий тут же разрешает мне усесться на заднем шикарном просторном сидении этого шестиместного «боинга» , и мы трогаемся в путь до Балабаново.Я поверить не мог сразу, что это чудо, только вот случившееся, прямо сейчас после произнесенной моей молитвы к батюшке Власию!Конечно, сразу разговорились. Православные супруги из Москвы, Игорь и Татьяна, вот уже три последние года приезжают к батюшке Власию, всегда с ним встречались, окормлялись у него духовно. Сразу видно, что мягко скажем, очень материально обеспечены. Я им начинаю рассказывать, как я оказался у них в их шикарном лимузине, и кто помог мне в этом ?От услышанного мною чудодейственного рассказа, Игорь и Татьяна, очень приятно изумились и умилились, а потом подтвердили, что и с ними и в день похорон батюшки, и сегодня были чудеса, именно, по молитвам к батюшке Власию. Поскольку они из Москвы, и прибыли в день погребения батюшки Власия уже к началу соборной службы, то войти в собор ни с каких сторон было невозможно —собор был забит до отказа молящимися. И они стояли на улице, на холоде, но попросили молитвенно батюшку Власию помочь им пройти на литургию и попрощаться с ним на службе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/09/on...

Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция " Сошествие Святого Духа " : фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью. Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего - овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше - скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже XVIII-XIX вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент. Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие. Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. 18 в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена). http://svodokn.ru/object/107745378?open=true Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05169

Храм является своеобразным трехапсидным, шестистолпным, крестовокупольным сооружением в однокупольном варианте с тремя большими крытыми папертями - с запада, севера и юга. В правом углу притвора находится крещальня, а над ней, на втором ярусе, - капелла игумена. Разбивка храма в плане отличается большой точностью: все углы прямые, стены одной толщины, а кладка поражает высоким мастерством. Отметим, что с точки зрения строительного искусства Успенский собор принадлежит к лучшим произведениям архитектуры XII в., так безупречно осуществлены все его конструкции и архитектурно-художественные детали. Полуколонны, порталы, окна, подпружные арки, барабан купола выполнены рукой зрелого мастера. Крестовокупольность храма выявлена весьма последовательно: закомары центрального нефа и трансепта были несколько выше боковых. Это создавало подъем масс к центральной оси здания, к куполу. Нарастание их к центру усиливалось и наличием трех папертей, достигавших когда-то только пят закомар. Чтобы не нарушить ритма движения объемов, не разрушить ступенчатость силуэта, боковые апсиды также были резко понижены по отношению к центральной. Таким образом, в пространственном восприятии он имел отчетливую пирамидальную композицию. Единственная глава - 5-я стояла не строго посередине, а была сдвинута немного на восток. Но ввиду того, что здесь имеются объемы апсид, асимметричное расположение главы было малозаметным. В Успенском соборе впечатляют какая-то особая торжественность и строгость, создаваемые, вероятно, тем, что в арсенале средств выразительности использованы лишь простые архитектурные массы, расчлененные мощными полуколоннами, наложенными на плоские пилястры на северном и южном фасадах и двухступенчатыми пилястрами - на западном. Ничто не нарушает внушительного движения вверх вертикалей полуколонн и пилястр, а простенькая строчка аркатуры, расположенная ниже пят боковых закомар, контрастом своих легких форм только усиливает это впечатление. Плавные кривые закомар удачно завершали плоскости фасадов. Так же логичен ритм вертикалей барабана купола, венчание которого украшала изящная аркатура с поясочком поребрика. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их спокойной торжественности составляют главное художественное достоинство этого здания.

http://sobory.ru/article/?object=05567

Во вторник вечера на стиховне Крестобогородичен: На Кресте Тя воздвижена, Христе мой,/яко виде Агница, Рождшая Тя, и Непорочная, и Мати Твоя,/рыдаше с плачем и вопияше:/не покажи Мя безчадну,/Юже сохранил еси Чисту и по рождестве. В среду утра на стиховне Крестобогородичен: Зрящи Тя висяща на Древе Всенепорочная, Христе мой Преблагий,/рыдающи вопияше матерски:/Сыне Мой Вселюбезнейший,/како собор беззаконный на Древе Тя осуди? В среду вечера Богородичен: Вельми согрешающа мя, Отроковице,/исхити великою Твоею молитвою пламене нужднаго/и исправи, Чистая, Твоими мольбами,/ко спасенным стезям наставляющи мя/матерними Твоими молитвами. В четверток утра Богородичен: Без семене зачала еси/от Духа Святаго,/и, славословяще, воспеваем Тя:/радуйся, Пресвятая Дево. В четверток вечера на Господи воззвах: Крестобогородичен: Мир помилован бысть, Слове, распятием Твоим,/тварь просветися, языцы спасение обретоша, Владыко,/вопияше Пречистая:/Аз же ныне растерзаюся,/зрящи Твою вольную страсть. В четверток вечера на стиховне Крестобогородичен: Зрящи Тя Всенепорочная воздвижена на Древо,/Христе мой Преблагий,/плачущи вопияше матерски:/Сыне Мой Вселюбезный!/Како сонм беззаконный на Кресте Тя воздвиже? В пяток утра на стиховне Крестобогородичен: Зрящи из Тебе Рожденнаго, Всенепорочная,/повешена на Древе,/восклицаше вопиющи:/Сладкое Мое Чадо,/где Твоя зайде доброта светоносная,/добро Сотворившаго роду человеческому? В пяток вечера Богородичен: В женах Святая Богородице,/Мати Безневестная,/моли, Егоже родила еси, Царя и Бога:/да спасет нас яко Человеколюбец. В субботу утра Богородичен: Без семене зачала еси/от Духа Святаго,/и, славословяще, воспеваем Тя:/радуйся, Пресвятая Дево. Глас 4 В неделю вечера Богородичен: Радуйся, Света облаче;/радуйся, свещниче светлый;/радуйся, ручко, в нейже манна;/радуйся, жезле Ааронов;/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, чертоже; радуйся, престоле;/радуйся, горо святая;/радуйся, прибежище;/радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, двере тайная;/радуйся, всем радосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кондак 11 Пение похвальное воспеша московстии людие, спасение Твое некогда улучивше; верху бо явльшися, светозарною одеждою одеяна, храм Твой и град Москву от западения огненнаго ризою Твоею защитила еси. Неот­ступна пребуди, Всемощная, от места сего и ныне, и нам избавление Твое видети даруй, да веселящеся воспоем: Аллилуия. Икос 11 Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни Тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и священный собор граду Москве патри­арха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет. Сего ради вопием: Радуйся, скорбящих радосте; радуйся, обуреваемых пристанище. Радуйся, в напастех нас не оставившая; радуйся, во уничижении нашем свет надежды нам возсиявшая. Радуйся, на смиренныя призревшая; радуйся, низшедшия возвеличившая. Радуйся, Церкве нашея похвало; радуйся, людей Твоих веселие. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 12 Благодать Твою не отъими от нас, милости Источниче, якоже во дни лихолетия святителей наших Иова и Ермогена услышала еси и землю Русскую от конечнаго расхищения, православную же веру в ней от истребления спасла еси, да избавленнии Тобою Богу воспо­ем: Аллилуия. Икос 12 Поюще неисчетныя милости Твоя, от лет древних роду нашему явленныя и доныне не оскудевающия, хвалим Тя, Пречистая, яко неусыпную хранительницу нашу и заступление, и Матернюю любовь Твою к стаду Сына Твоего ведуще, со дерзновением; аще и раби неключими есмы, вопием Тебе: Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая. Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; радуйся, и наше неможение не отринувшая. Радуйся, утверждение наше незыблемое; радуйся, надеждо наша непостыдная. Радуйся, молитвеннице наша теплая; радуйся, заступнице усердная. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

НА УТРЕНИ: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго, аще есть. Аще ли ни, Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их и чтение во Евангелии толковом. Полиелей и тропари: Ангельский собор: ипакои, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно, и стихира воскресна, и прочее воскресно. Канон воскресен, со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и праздника на 4, и святаго на 4. Аще полиелей, канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Христос раждается: По 3-й песни кондак праздника и икос, и святаго, аще имать, и седален святаго, Слава, и ныне, праздника, и чтение. По 6-й песни кондак воскресен и икос, и чтем пролог. На 9-й песни поем: Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, святаго, аще имать. Аще ни, Слава, и ныне праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4 и праздника со славным 4, стиховныя утренния, со стихи праздника. Аще имать святый стихиры на хвалитех, и поем стихиры воскресны 4 и святаго со славным 4, с припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне, Преблагословенна еси, Богородице Дево: Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен точию. И ектении, и отпуст, и оглашение, и обычное исхождение в притвор. Таже час 1-й, на 1-м часе тропарь воскресен. Слава, тропарь праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника. На 3-м часе. Тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресен. Такожде и в прочия часы глаголем воскресный тропарь всегда с праздничным, и со святаго тропарем пременяюще, аще есть. А кондак воскресен и праздника глаголем, пременяюще, аще полиелей и святаго. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны гласа на 6 и праздника рядовая песнь на 4. Аще ли имать святый песнь во уставе: и воскресна на 4, и праздника песнь рядовая на 4, и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен, и праздника, и храма святаго, и святаго, аще имать. Таже кондак воскресен. Слава, святаго, И ныне, праздника. Аще ли не имать святый тропаря и кондака: Слава, кондак воскресен, и ныне, кондак праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен дне и святаго, аще имать, аще ли ни, то ряд недели един.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне: Иного прибежища и теплого предстательства, разве Тебе, не вем, яко дерзновение имущи ко иже из Тебе рожденному, Владычице, помози и спаси мя, раба Твоего. Господи, помилуй (40) и молитва: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя, грешнаго, и прости ми, недостойному рабу Твоему, елика Ти согреших чрез все живота моего время, и даже до днесь, и аще что яко человек согреших, вольная моя прегрешения и невольная, делом и словом, яже умом и мыслию, яже от совосхищения и невнимания, и многия моея лености и небрежения. Аще же именем Твоим кляхся, аще же лжекляхся, или хулих мыслию, или кого укорих, или оклеветах, или опечалих, или в нечесом прогневах, или окрадох, или блудствовах, или солгах, или тайно ядох, или друг достиже ко мне, и презрех его, или брата оскорбих и преогорчих, или стоящу ми на молитве и псалмопении, ум мой лукавый на лукавая обхождаше, или паче лепаго насладихся, или безумно смеяхся, или кощунно глаголах, или тщеславихся, или гордихся, или доброту суетную видех и от нея прельстихся, или нелепая мне поглумихся. Аще в чесом о молитве моей нерадих, или заповедей духовнаго моего отца не сохраних, или празднослових, или ино что лукавое сотворих, сия бо вся и вящшая сих содеях, ихже ниже помню. Помилуй, Господи, и прости ми вся, да в мире усну и почию, поя, и благословя, и славя Тя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири По совершении же неколиких кафисм или всей Псалтири: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,/Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего./Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Или О Тебе радуется, Благодатная всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее Небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Готовися душе прежде исхода,/устрой себе ко оному житию:/и Христу тебе ради пострадати тщащемуся, да тя прославит,/потщися спострадати, и сраспятися, и умрети. Готовься, душа прежде исхода,/к жизни тамошней снаряжай себя;/и со Христом, стремящимся за тебя претерпеть страдание,/поспеши пострадать, и быть распятым, и умереть,/чтобы Он прославил тебя. Како не ужаснется смерть, Спасе мой?/Како не убоится ад сретый Тя,/по благоизволению к страсти тщащагося,/и о неправедных праведна Тя зря пострадати пришедша? Как не содрогнется смерть, Спаситель мой?/Как не убоится ад встречая Тебя,/по благоволению Своему к страданию спешащего,/и видя Тебя, праведного,/за неправедных пострадать пришедшего? Лазарево востание видевше иудеи, священницы и левити/клятвенное согласие завистию уготовльше, лестию предательства,/Христа предаша на смерть Пилату. Воскресение Лазаря видевшие:/Иудеи, священники и левиты,/устроив по зависти сговор о предательстве коварном,/Христа на смерть предавали Пилату. Агница Твоя и Раба и Дева,/к страсти Тя устремляющася видящи,/и душу о нас полагающа, добраго Пастыря,/утробою Матернею по Тебе рыдаше. Агница Твоя, и Раба, и Дева,/видя Тебя, устремляющегося к страданию,/и душу за нас полагающего доброго Пастыря,/сердцем материнским о Тебе терзалась. Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Троичен: Яко Единицу Существом пою Тя,/яко Троицу Лицы Тя чту,/Отче, и Сыне, и Душе Пресвятый:/безначальную державу Твоего Царствия славлю во веки. Троичен: Как Единицу Существом воспеваю Тебя,/как Троицу Лиц Тебя почитаю,/Отче, и Сын, и Дух Всесвятой:/безначальную власть Твоего Царства я славлю вовеки. И ныне, Богородичен: Молит Тя Христе Богородица,/молит ученик Твоих собор:/Твой мир даруй мирови Твоему,/и щедроты Твоя подаждь нам богатно во веки. И ныне, Богородичен: Молит Тебя, Христе, Богородица,/умоляет учеников (Твоих) сонм:/Твой мир даруй миру Твоему,/и сострадание Твое являй нам обильно вовеки. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010