Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ († 1073), прп. (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), основатель Киево-Печерского мон-ря, один из основоположников рус. монашества. Сохранившиеся сведения об А. довольно противоречивы. В Повести временных лет (10-е гг. XII в.) в составе «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития А. (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в посл. четв. XI в., но впосл. (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием А., к-рое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова , следы жития А. содержались в Начальном своде, созданном в Печерском мон-ре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта «антониевская» традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции - «феодосиевской», т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и нек-рых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского мон-ря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности А. Игумен Св. горы Афон постригает прп. Антония и благословляет возвратиться на Русь. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Л. 90 об. (БАН. 34.5.30) Игумен Св. горы Афон постригает прп. Антония и благословляет возвратиться на Русь. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Л. 90 об. (БАН. 34.5.30) А. был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ - в составе «Летописца Переяславля Суздальского»; редакция сер.- 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115866.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Серафим Ган: Владыка Лавр всё воспринимал как дар Божий Источник:  Православие и мир Протоиерей Серафим Ган: " По завету преподобного Серафима, владыка Лавр стяжал этот мирный дух, восстановил мир в Церкви, в результате чего тысячи людей сейчас спасаются " . Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь нынешнего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона и приснопамятного митрополита Лавра, не подозревал, что ему уготована роль в процессе восстановления утраченного единства Русской Церкви. Уроженец Калифорнии, он рос в епархии архиепископа Антония (Медведева), большого духовного друга и героя владыки Лавра, архиерея старой " антониевской " школы, постриженника митрополита Антония (Храповицкого), подвизавшегося на заре своего монашеского подвига в Мильковском монастыре, обители, которая дала Зарубежной Церкви десять архиереев, включая святителя Иоанна Шанхайского. Судьба сподобила отца Серафима служить в церкви, которую основал его дед, а ныне быть наставником прихожан в храме, основанном духовным отцом его матери. В храме, освященном во имя преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя отца Серафима. Отец Серафим, Вы служите в храме, устроенном на американской земле в честь почитаемого русскими в Отечестве и за рубежом преподобного Серафима Саровского... – На Лонг-Айленде, районе Нью-Йорка, где находится наш храм, – большая русская колония. Люди тоскуют по России, и находят ее в наших храмах. Есть у нас прихожане из Марокко, из Парижа, потомки старых эмигрантов и много эмигрантов новых. В Пасхальную ночь я заметил, что процентов семьдесят – это прихожане вновь приезжие. Наши храмы здесь стали православными посольствами России: здесь люди чувствуют себя как дома, здесь находят покой, утешение. Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана.

http://religare.ru/2_77997.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского Память 19 января Преподобный Макарий Александрийский происходил из города Александрии 747 . Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария египетского , вместе с которым, – в царствование Валента, – по проискам александрийского лжеепископа, – арианина Лукия, – был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника – Антония Великого , от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ Палладий в «Лавсаике» пишет о преподобном Макарии Александрийском следующее: – Я видел того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию Египетскому , – носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария Александрийского , который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи, где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а относительно других узнал от живших с ним ранее. – Увидав однажды у Великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний на это ответил ему: – Написано: «Не желай вещи ближнего твоего» ( Втор.5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского Память 10 мая То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине 3074 : «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» ( Сир. 50:1 ); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» ( Сир. 50:6–7 ), – это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и списателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе. Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знамением и благоразумием» ( Иер.3:15 ). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому. Этот блаженный Симон принял образ иноческий в святом монастыре печерском, подобно небу, украшенному святыми подвижниками, как бы звездами мысленными, луною и солнцем. Поступив в монастырь, Симон с прилежанием читал повести о житии прежде бывших и Богу угодивших святых, многочисленных, как многочисленны звезды на небе. И сам блаженный Симон воспламенялся любовью к подвигам сих святых и всячески старался им подражать. С любовью вспоминал он подвиги первого строителя сей обители преподобного Феодосия, так умножившем сии духовные звезды обители – иноков, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминал он также и о подвигах святого Антония, просветившего всех, подобно солнцу, светом добрых дел своих; и его равноангельному житию подражал преподобный; взирая на преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, Симон поучался смирению; в особенности поучался смирению примером святителя Феодосия, который, подобно луне, сиял ярче всех прочих звезд и заслужил себе у Бога более славный сравнительно с прочими братиями венец. От Антония, как бы солнца, идущего по небу одиноко, без прочих светил, Симон заимствовал равноангельное безмолвное житие. Подобно зеркалу, он отражал в себе все те духовные светила – звезды, луну и солнце, и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Кроме того, подобно тому древнему Симону первосвященнику, и сей был как звезда утренняя, как луна полная и как солнце, сияющее на церковь Всевышнего. Он усердно подвизался в святом монастыре печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной как луна и славной как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братиею, так и уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

VIII. Хутынь и Антониев монастырь Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнью Новгорода, с ее летописными церквами и следовать вниз по течению шумного Волхова вдоль его правого берега: – там откроется начало и развитие иноческой жизни нашего севера в двух обителях Антония и Варлаама, подобно как лавра Печерская была колыбелью оной на юге России. – Уже несколько иноков Печерских, один за другим, восседали на кафедре Софийской и с ними вместе пришли монашествующие в великий Новгород: но это не образовало там решительной эпохи иночества до явления преподобного Антония Римлянена, как равно и в Киеве, не смотря на существовавшие там обители, преподобный Антоний Печерский почитается отцом иночествующих. Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских; оно облечено всею поэзией юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслью о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь Своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах. Старый Рим был отечеством преподобного в бедственную годину для Церкви православной, когда уже последовало отпадение римского Епископа по духу превозношения и возникли вместе с крестовыми походами гонения на державшихся правого исповедания отцов своих. Антоний, сын богатых родителей, с юного возраста пожелал жития иноческого и, раздав все родительское наследие нищим, заключил некоторые священные сосуды и драгоценности в дельву (т. е. бочку) и бросил ее в море по таинственному движению сердца, а сам бежал из Рима в пустыню, в обитель иноческую. Там провел он в строгом посте и молитве более двадцати лет, проходя самый тяжкий искус; когда же и оттоле изгнало его гонение Латинян, разграбивших обитель, он скрывался некоторое время в горах; наконец, пришедши на берег моря, основался, как некий древний столпник, на камне, обмываемом морскою волною без всякого покрова от непогоды. Образ Божий всегда был начертан в его сердце и, как отражение сего дивного образа, ему непрестанно виделась на облаках икона Предвечного Младенца на лоне Своей божественной Матери, осеняющая его от бурь житейских и стихий. Невидимо протекло годичное время в таком духовном созерцании, и вот однажды, нечувствительно для святого, волна морская отторгла от берега камень, на котором он стоял, и понесла далеко в пучину без всякой для него туги или боязни, без расчета дней и ночей, ибо во свете небесного лика, исполнявшего веселием его сердце, день единый казался ему, как тысяча лет, и тысяча лет, как день единый; а восторженная молитва с воздеянием рук служила ему пищей во время сего чудного плавания без ладьи и кормила с единым надежным кормчим Господом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сонме святых земли Русской ярко сияет имя преподобного. Серафима, Саровского чудотворца. На пути своей праведной, истинно подвижнической, жизни он отличался и крайне редким дарованием Божиим – прозорливостью, или предвидением будущего. Это особенный дар от Бога некоторым праведным людям, благодаря которому такой праведник может предвидеть будущее и проникновенно созерцать даже сокровенные мысли и настроения сердца человека. Среди случаев проявления у преп. Серафима этого исключительного дара Божия обращает на себя внимание чудная прозорливость праведника в отношении о. Антония, впоследствии бывшего много лет наместником Троице-Сергиевой Лавры (ум. 1877 г.). Это был друг и духовник приснопамятного Московского. Митрополита Филарета (Дроздова) . Архимандрит Антоний, согласно его просьбе, был похоронен в ногах Митрополита Филарета, могила которого находится в б. Филаретовском приделе Свято-Духовской церкви Лавры. Пред надгробием архимандрита Антония помещена была икона преп. Серафима Саровского , с неугасимой лампадой. О. Антоний (в мире Андрей Медведев) родился в селе Лысково, б. Нижегородской губ. С юных лет он стремился к иноческой жизни, наконец, осуществил свое желание и вскоре по пострижении был поставлен настоятелем небольшого монастыря вблизи г. Арзамаса, Высокогорской пустыни. По своим дарованиям, по образованности и начитанности, по искренности монашеского настроения он выделялся в своей среде и был известен многим. Знал его с хорошей стороны и Московский Митрополит Филарет. В 1831 г. с о. Антонием произошел такой случай. «Сижу ли я в келлии, выйду ли из монастыря, мне все представляется, что я в последний раз вижу Высокогорскую обитель, – так передавал о. Антоний это свое предчувствие. – Что бы могло это значить? Должно быть, мне скоро умереть, и Бог мне дает это предчувствие затем, чтобы мне как следует приготовиться к смерти». Однако, допустив такую мысль, Антоний пришел в недоумение. Готовиться к смерти для христианина, а тем более для монаха, – это значит окончательно отрешиться от всего земного и все время посвятить молитве и покаянию. Но как это сделать? Ведь Антоний – настоятель монастыря; с настоятельством связаны заботы, хлопоты, тревоги, всяческие деловые попечения... Отказываться от настоятельства? Но как отказаться по причине одного только неопределенного предчувствия?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Двадцать восьмой день. Поуч. 2-е. Св. преподобномученик Евстратий Печерский. (Как можем мы сораспяться Христу). I. Воспоминаемый ныне Церковью св. Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имущество бедным и поступил в обитель преподобного Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь , разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодною смертию, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преподобного Антония. II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выраж. церк. песн.). а) «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» – Везде, где мы с тобою, слушатель. В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах . Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? – И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятаго, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Антоний Великий о ересях и расколах 31.01.2021 641 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.ру 1. Смешение несмешиваемого С величайшей мудростью Церковь через богопросвещенных святых отцов определила, чтобы каждый год повторялись праздники одних и тех же святых, дабы, приобщаясь их жизни и учению, мы исполнялись таким же благочестием и добродетелями, как и они, укреплялись в православных догматах и подражали их святой жизни. В связи с недавним празднованием памяти преподобного Антония Великого, в Фессалоникийском храме которого мы служили в течение четверти века (1993–2017) и из которого были изгнаны, потому что стремились на практике применить учение преподобного Антония о еретиках, прошлых и нынешних, мы подумали, что было бы весьма полезно снова обратиться к его учению, а также вспомнить его позицию по отношению к величайшей ереси — арианству и мелитианскому расколу. Было бы весьма полезно вспомнить его позицию по отношению к арианству и мелитианскому расколу Сейчас это более чем необходимо, поскольку Церковь страдает и подвергается расколу не только под влиянием всеереси экуменизма, еще более страшной, чем арианство, но и по причине украинского раскола, который, словно по велению волшебной палочки, утвердил и легализовал Вселенский Патриарх Варфоломей. Действуя подобно монарху и тирану, как Восточный Папа, он предоставил автокефалию раскольникам, которые не только далеки от покаяния и смирения, но многие из них вообще не имеют священства: они являются нерукоположенными или саморукоположенными. Кроме того, он совершил антиканоническое вторжение в юрисдикцию другой Поместной Церкви, а именно Русской. На Критском лжесоборе (2016) никто не осмелился говорить об опасности ересей, как это всегда делали святые отцы на действительно святых Соборах, а особенно — о великой и крайне опасной ереси экуменизма, которая, словно ржавчина, разъедает мышление богословов и священнослужителей и, подобно заразной болезни, распространяется через них среди верующих.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/31/svyato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010