И ныне: Зачала еси Слово Отчее, плоти соединившееся по ипостаси, Еже из Тебе, всенепорочная Отроковице, ад Божественною силою упразднившее. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Очистившеся древняго прародительнаго падения крещением и паки порождением, струями же кровей своих окропившеся, Христу, блаженнии, сцарствуете. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Иже мертв волею положься во гробе и живущия во гробех взываяй, Спасе, благоволи, яже от нас приял еси, в селениих праведных Твоих сим водворятися. Слава: Благоутробием Божественныя Твоея, Владыко, и соестественне разумеваемыя благости умолен бывая, грехов разрешение подав рабом Твоим, Спасе, упокой. И ныне: Воплощься из чрева Твоего, и быв Человек, Иже изрядне сый един человеколюбец, спасает человека от врат смертных, Богомати Пречистая, едина всепетая. Господи, помилуй (трижды). Седален, глас 6-й Воистинну суета всяческая, житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшихся упокой, яко человеколюбец. Слава и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. Песнь 4 Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Да Твоея, Владыко, славы узрят, и светлость Твою светодательную на небесех получат светло, всяк вид мучений носити претерпеша мученицы Божественнии, Тебе, Христе, поюще: силе Твоей слава, Человеколюбче. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Многи обители у Тебе, Спасе, суть, по достоянию всем разделяемы, по мере добродетелей: тыя убо, Щедре, исполнити сих сподоби, яже верою преставльшияся, благочестно Тебе вопиющия: силе Твоей слава, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

И ныне: Свет неприступный, Богородице Дево, во чреве Твоем приемши неизреченно, просветила еси сущия во тьме жития славити благочестно Христа, прошедшаго из Тебе несказанно. Песнь 9 Ирмос: Мати Божия и Дева, рождшая и девствующая паки, не естества дело, но Божия снизхождения; тем яко едину Божиих чудес сподобльшуюся, Тя присно величаем. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Явленно доблии мученицы просвещают мир, веры суще столпи, Церквам непоколебимая твердыня и предградия благочестия; тех по достоянию, вернии, ублажаем. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Избави огня вечнаго, Владыко, от нас преставльшияся, ребр Твоих копием греховное рукописание растерзав сих, яко един человеколюбец, и святых светлости сподоби. Слава: Яко благ Бог, и человеколюбец естеством, яко милостив и щедр, яко живота безсмертнаго сый сокровище неистощимое, Спасе, верою прежде усопшия нетленныя сладости Твоея сподоби. И ныне: Закона сени, и преждняя гадания Твоим рождеством преидоша, ибо исполнение закона и пророков Христос бысть; Егоже во двою существу поюще, Тебе, Приснодеву Чистую, ублажаем. Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон). Окончание общее для всех заупокойных канонов. Канон, глас 8-й Начало канона, общее для всех заупокойных канонов. Егоже краегранесие: “Умирающим верным осьмое плету пение.” Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (поклон). Смертию смерть Христову, и страстьми Страсть подражавше честную, мученицы вси Божественныя и блаженныя жизни получиша. Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон) 39 . Юности прегрешения презря и грехи превосходя, Христе Спасе, прежде усопшия рабы Твоя со избранными Твоими сопричти. Слава: Юже получиша славу же и радость, иже блаженное стяжавше пребывание, подаждь богатно Твоим рабом, яже приял еси, Многомилостиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Канон, глас 2-й Начало канона, общее для всех заупокойных канонов. Егоже краегранесие: «Умершим второе сплетаю пение» Песнь 1 Ирмос: Непроходимое волнящееся море Божиим Своим велением изсушившему и пешешествовати сквозе е израильтеския люди наставльшему, Господеви поим, славно бо прославися. Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (поклон). Смертию Твоею поправ смерть, Божественныя жизни источил еси присносущие, еже подаждь, Блаже, душам усопших, мученик Твоих мольбами, оставление прегрешений даруя. Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон) 26 . Иже богатую милость присно источая, благочестно присно приемлющим Тя, в дому Твоем, Христе, в дивной Твоей скинии, место ослабления подаждь, Владыко, рабом Твоим, яко благоутробен. Слава: Крепчайший на смерть был еси, Христе: темже ту связав, нас избавил еси, и ныне избави от сея тления усопшия, яко Благ, и Твоего сияния причастие даруй. И ныне: Утверждши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи Божественными повеленьми, Рождшагося из Твоего освященнаго чрева и упразднившаго, Владычице, адово мрачное царство. Песнь 2 Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Твоея красоты сиянием озаритися в вере усопшим благоволи с мученики Твоими, Иже богатый в милости, Ты бо еси Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. На месте прохлаждения, в недрех Авраамовых, избраннаго Твоего, сподоби водворятися рабом Твоим, яко щедр, Тебе вопиющим: Ты бо еси Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи. Слава: В чертозех небесных водворятися с мудрыми девами совшедшими, Владыко, приими рабы Твоя свещеносцы, ихже преставил еси Твоею волею от временных, Едине Человеколюбче. И ныне: Умерщвлена мя и к земли возвращена воздвигнула еси, рождши Жизнодавца, и возвела еси мя из ада преисподнейшаго, Богородицу Тя верою славящаго, и почитающаго, Пречистая, Тебе, всепетую.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон) 38 . Зарю неприступнаго и трисолнечнаго сияния улучити сподоби преставльшияся рабы Твоя, многомилостиве Господи, отнюдуже отбеже всяка болезнь, и печаль, и воздыхание. Слава: Умерщвлением осужденное естество, Живот ипостасный, Жизнодавче Сам сый, Христе, воздвигл еси; темже яко един щедр, верою к Тебе преставльшияся упокой. И ныне: Исправила еси, Пречистая, праматернее падение, рождши Господа Слова, сию воскресившаго, и сущим во гробех вдохнувша живот, властию Божественною. Песнь 3 Ирмос: В начале небеса всесильным словом Твоим утверждей, Господи Спасе, и Вседетельным и Божиим Духом всю силу их: на недвижимем мя камени исповедания Твоего утверди. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Юношеско и крепко терпение, мужественне показаша мученик лицы, ран бо устремление подъяша и мучений язвы, нетленныя Твоея славы, Спасе, желающе и красоты. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. В вечный Твой живот, яже в надежди усопших, Милостиве, приими души: и желаемых и Божественных, Владыко, недр Божественнаго Авраама внутрь всели и с Лазарем блаженным сопричти. Слава: Сошедый с небес, во еже спасти род человеческий, благоутробный Спасе, невещественнаго света и Божественныя славы Твоея насыщатися и радости благочестно преставленныя Твоим милосердием сподоби. И ныне: Законы естества разрешишися в Тебе, непостижимое Слово заченшей, Чистая, и закон нам Божественный дадеся, всем оставление подая отчаяваемым прегрешеньми, благодатию Божественныя любве. Господи, помилуй (трижды). Седален, глас 6-й Воистинну суета всяческая, житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшихся упокой, яко человеколюбец. Слава и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. Песнь 4 Ирмос: Отча недра не оставль, и сошед на землю, Христе Боже, тайну услышах смотрения Твоего, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Бешевлиев В. Античната топонимия [у нас като исторически извор. – ИИВЕ, III (1954), с. 341–355]. Бешевлиев В. Надписите около Мадарския конник. [- В кн.: Мадарският конник (проучвания върху надписите и релефа). София, 1956, с. 51–113]. Бешевлиев В. Три приноса [към българската средновековна история. – В кн.: Изследвания в чест на Марин С. Дринов. София, 1960, с. 283–300]. Брун Ф. Следы [древнего] речного пути [из Днепра в Азовское море. – ЗООИД, V (1863), с. 109–156]. Брун Ф. Черноморье. Юборник исследований по исторической географии южной России. Одесса, 1879–1880, ч. I-II]. Бруцкус Ю. Д. Варяги и колбяги. [- SK, VII (1935), с. 81–102]. Бурмов А. Към въпроса за произхода [на прабългарите. – ИБИД, XXII-XXIV (1948), с. 298–337]. Бурмов А. Към въпроса за отношенията [между славяни и прабългари през VII-IX в. – ИПр, Χ (1954). 1, с. 69–94]. Васильев Α. Α. Готы [в Крыму, ч. I – ИРАИМК, I (1921), с. 265–344; ч. II – ИРАИМК, V (1927), с. 179–282]. Велков И. Бележки [за колонизацията и градовете по нашето Черноморско крайбережие. – ИИД, ΧΙ– ΧΙΙ (1931–1932), с. 33–53]. Вестберг Ф. Записка [готского топарха. – ВВ, XV (1908), с. 71–132, 227–286]. Войнов М. [За] първия допир [на Аспаруховите българи със славяните и за датата на основаването на българската държава. – ИИБИ, VI (1956), с. 453– 480]. Голубцов И. А. О термине «склавины». [- В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 47–48]. Дуйчев И. [Зъпроси изь] вътрешната история [на първото българско царство. Чужди влияния. – В кн.: През вековете. София, 1938, сб. първи, с. 97–125]. Дуйчев И. Славяни и първобългари. [- ИИБИ, Ι– ΙΙ (1951), с. 190–214]. Дуйчев И. Обединението [на славянските племена в Мизия през VII в. Към въпроса за възникването на българската държава. – В кн.: Дуйчев И. Българско средновековие. София, 1972, с. 70–86]. Дуйчев И. Проучвания [върху българското средновековие. – СБАН, XLI (1945), с. 3–176]. Дуйчев И. Рец. на М. Войнов. [За] първия допир [на Аспаруховите българи със славяните и за датата на основаването на българската държава. – BZ, L (1957), с. 527].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Он привел с собой множество слонов, обученных к сражению, наемных царей и всякого рода оружия, грозя истребить город до основания, если жители добровольно не сдадутся. Нисивийцы сопротивлялись и не хотели сдаться, и потому неприятель решился затопить город рекою, протекающею через него. Но мужественные защитники при помощи молитв одолели неприятелей, нашедши милость Божью. Уже воды равнялись с высотою стен; падение их было неминуемо, и даже некоторая часть и упала было, и это совершилось Божьим попущением, как ниже будет сказано. Но жителям удалось вовремя взять некоторые меры предосторожности, от чего враги утонули в водах и погибли. Но и после того уцелевшие грозили вторгнуться чрез пролом в стене, выставили вооруженных слонов, двинули войско и начали сильно действовать всеми машинами; однако охранявшие город воины получили победу промыслом Божьим: они наполнили пролом всякого рода оружием, онаграми побили множество слонов. Многие враги оборвались во рвы; другие, встретив сильное сопротивление, обратились в бегство; от этого более десяти тысяч воинов пало, прочих же бич небесный настиг, потому что мрачные тучи, проливной дождь и страшные громы до того всех поразили, что многие умерли от страха. Новый Фараон, Савор со всех сторон тесним был волнами ужаса. Обративши взоры свои на падшую часть стен, он увидел стоящего на высоте ангела, в блистательном вооружении, и подле него победоносного царя, Константина. Смущенный виденным, он грозил смертью всем своим волхвам; но они, узнав причину, решились объяснить царю, что сила явившегося превышает их силу. Тогда Савор, видя грозившую себе опасность и пришедши в большой страх велел сжечь машины и уничтожить все военные приготовления, а сам с близкими своими побежал в отечество; но многие, не достигнув оного, погибли от моровой язвы. л. м. 5842, Р. Х. 342. В сем году Констанций, будучи единовластителем, провозгласил племянника своего, Галла, соучастником в правлении и кесарем, дал ему имя Констанция и послал его на Восток в Антиохию, на которую напали персы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Большая часть кораблей, однако, исполняя повеление Велизария, не вошла в пристань, но остановилась вне оной. Впрочем, Калоним, вопреки приказанию, ворвался и, бросившись на корабли, награбил большое множество драгоценностей, а врываясь в лавки и дома близ пристани, довольно захватил народу в полон. Велизарий, овладевши с такой легкостью Кархидоном, так увещевал воинов: «Какое счастье досталось на долю нам, когда мы благоразумно вели себя в отношении к ливийцам! Смотрите же, старайтесь вести себя с такою же скромностью и в Кархидоне: никто да не оскорбит другого и да не присвоит себе чужого! Император наш, желая помочь утесняемым вандалами, народом варварским, послал нас чтобы даровать им свободу». Давши такое наставление, он вступил в Кархидон. Вошедши во дворец, он сел на Гелимеров престол. Тут приступили к нему кархидонские купцы и вообще приморцы и жаловались на грабеж, произведенный флотом его. Велизарий приказал Калониму поклясться, что он возвратит все похищенное по принадлежности владельцам. Калоним, однако, не сдержал клятвы, многое присвоил себе, но вскоре понес наказание за свое клятвопреступление: сошедши с ума, он откусил себе язык и умер. Велизарий с царским великолепием угощал народ, причем прислуга Гелимера предлагала снеди, разносила вино и все прочее исполняла. Таким образом военачальник этот без всякого шуму овладел городом так, что никакой обиды не было причинено ни одному человеку, и на рынке никто не занимал своих лавок; напротив, воины ели и веселились, за все платя наличные деньги. Скрывшиеся вандалы в храмы выведены были из них на честное слово Велизария. Он поправил стены города, оставшиеся до того в пренебрежении. При этом вспомнили старинное предание, что В изгонит Г, что теперь и исполнилось: прежде Гезерих изгнал Вонифация, а ныне Велизарий Гелимера. Между тем Гелимер привлек к себе ливийских земледельцев, которым раздал много денег, приказавши им убивать римлян, если бы вздумали они остановиться в их селениях. Узнав о том, Велизарий немедленно отправил Диогена, одного из своей дружины, наказать земледельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Выслушав это, император не мог уже удержаться от намерения своего: он собрал войско, корабли, оружие и съестные припасы, и приказал Велизарию готовиться к походу в Ливию. В это время Пуденций поднялся, захватил Триполь и писал к Юстиниану прислать к нему войско, чтобы занять город. Равным образом и готф Гогдас восстал против государя своего, Гелимера, овладел островом Сардиниею и просил письменно Юстиниана выслать к нему войско с полководцем и принять во владение этот остров. Император отправил в подкрепление ему Кирилла с тремястами мужей; но Гелимер выслал брата своего с большим числом кораблей и отборным войском вандалов, который отнял Сардинию, а Гогда убил. Между тем Велизарий принял начальство над войском, флотом и прочими вождями: Соломоном, Дорофеем из Армении, Киприаном, Валерианом, Мартином, Алфием, Иоанном, Маркеллом и Кириллом, упомянутым выше, и другими, обитающими во Фракии. За ними следовала тысяча елуров под начальством Хараса, и конные стрелки. Массагеты, под предводительством Сисинния и Валаса. Кораблей было пятьсот, на которых помещалось пятьдесят тысяч воинов, да тридцать тысяч матросов египтян, ионян и киликийцев, которыми начальствовал Калоним Александрийский; легких же кораблей для морского сражения считалось девяносто. Над всем же войском полновластным полководцем император поставил Велизария, который родом был из Германии, лежащей между Фракией и Иллирией, откуда привел он и Антонину, супругу свою. Между тем Гелимер отправил брата своего, Цацона, со сто двадцатью кораблями и отборнейшим войском на остров Сардинию против Гогда. Шел уже седьмой год царствования Юстиниана, когда Велизарий послан был к этому острову: с ним находился и историк Прокопий. Оставив столицу, они прибыли к Абидосу. Велизарий старался чтобы весь флот плыл вкупе и приставал к одному месту. Прибыв к Сицилии, он послал историка Прокопия в Сиракузы, не отыщет ли кого, кто бы мог указать надежный путь в Ливию и нежданно сделать высадку на берег, опасаясь, чтобы жители последней не напали на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

л. м. 6113, Р. Х. 613. В сем году апреля 4 индиктиона 10, царь Ираклий, совершив праздник Пасхи, на второй день под вечер немедленно отправился в поход против Персии. По недостатку в деньгах он занял их из богатых домов, взял также из великой церкви паникадила и другие церковные сосуды, перелил в крупные и мелкие деньги, и предоставил управление города сыну своему и Сергию, патриарху константинопольскому, и патрицию Вонозу, мужу разумному, во всех делах сведущему и испытанному. Писал также к хагану аварскому с просьбою помогать римскому государству, с предложением дружбы своей и назвал его опекуном своего сына. Отправляясь из царствующего града, он прибыл в так называемые Пилы, чтобы отселе продолжать свой поход на кораблях. В провинциях набрал войско, и к нему присоединил новобранцев. Начал упражнять их и приучать к военным действиям; разделивши войско на две стороны, приказал им делать ряды и бескровные нападения друг на друга, приучал их к военному крику, к шуму и возбуждению, чтобы на войне они не пугались, но смело как бы на игрище шли против неприятеля. Сам царь с Нерукотворенным образом в руках, который оставлен для нас Самим всеобещающим и творящим Словом без писания, так же как без семени родившимся, и полагаясь на сей богописанный отпечаток, он шел на сражение, давши клятву воинам вместе с ними сражаться насмерть и разделять с ними все опасности, как с собственными детьми. Он желал управлять ими не страхом, но любовью. Но нашедши в воинах беспечность, робость, беспорядок, неустройство, как в собранных из разных земель, он привел в одно стройное тело; и все согласно и единодушно воспевали силу и мужество царя; и он ободрял их следующими словами: «Вы видите, братья и дети, как враги Божьи попрали нашу страну, опустошили города, пожгли храмы, обагрили убийственною кровью трапезы безкровных жертв, и церкви неприступные для страстей осквернили преступными удовольствиями». Потом вооруживши войско для военных упражнений, поставил в две колонны, и явились трубы, фаланги из щитов, и в латах воины, ряды мужественно стояли, и царь велел им сделать вид сражения: пошли сильные снёмы 247 и взаимные столкновения, будто на действительной войне, представилось страшное зрелище без убийства и опасности, взаимные угрозы убийственные без кровопролития, и обороты без необходимости, чтобы всякому занять безопасное место с доказательствами своего мужества, среди безбедного побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

И самодержец опять отрешил Филиппика от воеводства, и послал воеводою востока Коментиола. Когда Коментиол находился у Низибии, а персы у Сарбана, то началась между ними битва. Во время этой битвы Ираклий, отец Ираклия, действовал удачно и убил воеводу персов. После поражения воеводы, побежали персы и преследовали их римляне. И взяли много добычи, забрали и обоз, и много трофеев послали в Византию. А самодержец увеселял столицу зрелищами и празднествами на ипподроме и торжествовал победы. Гормизда 204 , назначив воеводою Барама, посылает его в Сванию с огромными войсками. Барам нечаянно напал на Сванию, и турки были разбиты персами, и так хорошо пошли дела Гормизды, что он стал брать с турок 40000 золота, тогда как прежде сам платил им столько же. Когда Барам, прославившийся в этой войне направил свой поход к Араксу, то Маврикий, узнав об этом, назначает воеводою Романа и отправляет в Сванию с войском. Роман, пришед в Лазику и достигши так называемой реки Фазиса, направляется в Албанию. Барам, услыхав о прибытии римского войска, смеялся этому; он желал померяться с ним искусством, потому что никогда прежде не воевал с римлянами. Переправившись чрез ближайшую реку, он пошел как бы заманивая римлян во внутренние области Персии. А Роман разделил римское полчище: неопытных оставили в обозе, а 10000 избранных воинов взял с собою и пошел на варваров. Две тысячи воинов, по приказанию Романа, должны были идти впереди (в авангарде). Они, натолкнувшись на персидский авангард, обратили его в бегство и целиком истребили. Ибо во время бегства персы попали в ущелье и, запертые там, были все перебиты. А римляне достигли до лагерного окопа персов, так что Барам был поражен этим. Услышав об этом, Роман воодушевляет свое войско и располагает лагерь в равнине Албанской. Барам покушался похитить победу хитростью, но неудачно, ибо Роман был разумен и нельзя было его перехитрить. Когда оба войска сразились, то множество варваров было убито и римляне одержали величайшую победу; а варвары, обобранные и лишенные погребения, становятся пищею для зверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010