При этом преподобном Матфее преставился блаженный игумен Феодосий, его место занял игумен Стефан, а после того — Никон, а старец все еще жил. Однажды, стоя на заутрене, поднял он глаза и увидел, что на игуменском месте стоит бес, — и уразумел старец, что еще не проснулся игумен.    И другие видения были ему, и почил старец о Господе в добром исповедании в Печерском святом монастыре. О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом мон...    Блаженный Нифонт был черноризцем Печерского монастыря и подражал житию святых отцов, и за свои многие добродетели поставлен был епископом Новгорода. Безграничную веру и любовь имел он к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам печерским Антонию и Феодосию. Однажды услышал он, что от вселенского патриарха идет на Русь митрополит Константин, и, духовной радости исполнившись, помыслил в душе, что сразу сможет два благих дела свершить: в доме Пречистой побывать и преподобным поклониться и благословение от святителя принять; и вот по этой причине пошел он в 6664 (1156) году в Киев. И пока оставался он там, ожидая прихода митрополита, стало ему известно, что митрополит уже вышел из Царьграда.    В то время Клим-митрополит стол святительский занял без благословения царьградского патриарха. И принуждал Клим блаженного епископа Нифонта совершать службу вместе с ним. Нифонт же сказал ему: «Раз ты не принял благословения от святого вселенского царьградского патриарха, то не буду ни служить с тобой, ни поминать тебя на святой службе, так как поминаю святого царьградского патриарха». И хотя Клим сильно гневался на Нифонта, подбивал князя Изяслава и своих сторонников осудить его, но не смог зла ему сотворить никакого.    Патриарх же Царьграда, узнав о нем, прислал к нему послание, в котором восхвалял его за величие разума и непреклонность и приравнивал его к древним святым, которые твердо стояли за православную веру. Он же, прочитав патриаршее послание, с еще большей крепостью утвердился, был же он в великой дружбе с князем Святославом Ольговичем, ибо прежде того Святослав княжил в Новгороде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Один человек, отправившись в путь, отдал серебро свое на сохранение иноку Конову, а другой украл его. Конон в скорби о том, со слезами молился Богу и призывал на помощь Феодосия, чтобы не остаться в стыде пред доверителем. Когда он уснул, явившийся Феодосий говорит ему: «о чем ты скорбишь? Инок Николай, по наущению диавола, взял отданное тебе серебро и скрыл его в пещере; указав ему место, прибавил: иди, не говоря никому, и возьми свое». И тот действительно нашел серебро там, где показал Феодосий. Клирик великой софийской церкви был сильно болен, горел как в огне; он молил Бога и пр. Феодосия о своем выздоровлении. После того едва уснул он, видит, Феодосий дает ему палку и говорит: возьми ты эту палку и ходи; когда взял он, то почувствовал облегчение. Об этом рассказал он, явившись сам в монастырь. «В 1091 г. пишет летописец, игумен и братия печерского монастыря составили совет и положили, неприлично отцу нашему Феодосию лежать вне церкви монастырской, – он основал ее и собрал черноризцев. – В след за тем приготовлено было в церкви место, где бы положить его». Самому Нестору игумен поручил отыскать мощи и св. летописец описывает их так: «составы не распались и только волосы присохли на голове». На следующий день «собрались епископы Ефрем переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн черниговский, Марин юрьевский: пришли и игумены монастырей с черноризцами и много православного народа; взяли Феодосиевы мощи с фимиамом и свечами, принесли их в великую церковь и поставили в притворе на правой стороне в 14 д. августа. 50 В 1108 г. по просьбе блаж. игумена Феоктиста, и по согласии в к. Святополка м. Никифор постановил на соборе «вписать Феодосия в синодик по всем епископиям». 51 Это значило тоже, что с того времени начали праздновать везде, как преставление пр. Феодосия, так и перенесение мощей его. Так показывают и другие памятники. 52 В 1130 г. ростовский тысяцкий Георгий, сын известного Шимона, наследовавший усердие отца своего к преподобному прислал в печерскую обитель для окования раки преподобного 500 гривен (фунтов) серебра и 50 гривен золота, и великолепная рака была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда же, по преставлении преп. Феодосия, блаженный Стефан принял игуменство, опять пришел преп. Никон, побуждаемый братолюбием, чтобы посетить преп. Феодосия, и, пожалев, что не застал в живых любимого своего друга, решил прочее время жизни своей, до смерти, провести в его монастыре. И, часто приходя к его гробу, он плакал радостными слезами, и скорбя о разлучении с любимым своим братом, и благодаря Бога, что просиял в России равноангельской жизнью такой светильник, на которого он руками своими возложил святой ангельский иноческий образ. После блаженного игумена Стефана, братия, зная, что преп. Никон старше всех, и, что преп. Феодосий принял пострижение от его рук изволением Божиим, по общему решению, избрали его себе игуменом, как единонравного преп. отцам Антонию и Феодосию. В нем одном видели они образ тех двух, и с любовью покорялись ему, и во всем слушали его, как отца и наставника. Часто покушался враг-ненавистник добра, как и блаженному игумену Стефану, помешать в попечении его о душах Богом врученного ему стада, и хотел возмутить его гневом на преподобного, но ничего не успел он, и, посрамленный, бежал. Так угодил Богу этот блаженный игумен, который был стаду своему образцом чудных добродетелей, что, во время трудов его, чудотворно украсилась образами святая, Богом созданная, Печерская церковь . К земной молитве этого блаженного строителя присоединились други его, преп. отцы, Антоний и Феодосий, своими небесными молитвами, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, и дали им при найме золота. Блаженный игумен показал тем иконописцам образ любимых другов своих, преп. отцов Антония и Феодосия, преставившихся за десять лет до того, и иконописцы признали, что именно они явились, наняли и послали их к игумену. Вместе с тем поведали они и другие дивные чудеса: как, когда они хотели вернуться, им явилась святая Печерская церковь и икона Пресвятой Богородицы, от которой они слышали запрещение не возвращаться, и как, направляя веслами ладью вниз по течению они силою неслись вверх, против течения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Увеличение числа монашеского братства заставило прп. Феодосия приняться за поиски Устава для упорядочения жизни Печерского монастыря. Именно с именем преподобного Феодосия Печерского связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста. По мнению исследователя В.Н. Топорова «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом» . Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения, были получены от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году. По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу? Для игумена Печерской обители фундаментом жизненного уклада было соблюдение основ Устава – принципа строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, постоянной молитвы и труда. Таким образом, введение преп. Феодосием Студийского общежительного устава в Печерском монастыре кардинально изменило обыденный характер братской общины, сохраняя при этом традиции «особножительства». Наличие этих двух противоположных типов подвижничества является отличительной особенностью Киево-Печерского монастыря . Свидетельством веры преподобных Антония и Феодосия Печерских явилось начало строительства в 1073 году главного храма монастыря –   Успенского собора. Согласно «Слову о создании Церкви печерской» святителя Симона, епископа Владимиро-Суздальского (†1226), накануне закладки храма к преподобным Антонию и Феодосию пришли четверо зодчих из Константинополя. Они рассказали о чудесном явлении Божьей Матери и Ее повелении построить на Руси храм : «И сама приду, чтобы увидеть церковь и буду в ней жить». По данным «Повести» с кончиной прп. Феодосия в 1074 году строительство храма было остановлено, но уже через год  следующий настоятель обители игумен Стефан возобновил созидание храма  и завершил его в 1078 году .

http://bogoslov.ru/article/4722495

Стефан, по всей вероятности, происходивший подобно Варлааму из боярского рода 1044 , в молодых летах постригся в монастыре Печерском у Феодосия («взросл есть под его рукой»,– летопись под 1074г.) и ко времени смерти последнего был в монастыре екклесиархом и доместиком 1045 . Преподобный Феодосий, умирая, предложил было братии в игумены на своё место некоего пресвитера, Иакова (по всей вероятности известного писателя), но братия не пожелала его, так как он был не их постриженик, а пришёл из другого монастыря, и вместо него просила назначить доместика Стефана, на что Феодосий и согласился 1046 . Поставленный в игумены по желанию братии и ознаменовав своё игуменство тем, что достроил начатую Феодосием великую церковь нового монастыря и самый этот монастырь, Стефан должен был потом не более как после 5-летнего игуменства 1047 оставить своё место с бесчестием. Неизвестно, кто был виноват, но в монастыре вышла крамола и он был отставлен братией от игуменства 1048 и прогнан из монастыря 1049 . Прогнанный игумен не хотел идти под начало в другой монастырь или монашествовать вне монастыря и отчасти, вероятно, на собственные средства, отчасти же с помощью своих многочисленных знакомых и своих духовных детей между боярами, весьма сочувственно отнёсшихся к его бесчестью, решился построить себе свой собственный монастырь. Место для своего монастыря он выбрал на том же загородьи, где стоял и Печерский, и не в слишком далёком расстоянии от последнего (вёрстах в полутора к северо-западу), над ручьём Кловым (от чего Кловский) посвятив монастырь Божией Матери и именно – празднику положения Её ризы во Влахерне (2 Июля), он назвал его Влахернским 1050 . Монастырь прекратил своё существование в нашествие Монголов (cfr в списке каменных церквей). Никон, первый пресвитер Печерского братства, тот самый, о котором говорили мы выше, пожив недолгое время с Антонием, расстался с ним и ушёл от него (ещё до поставления в игумены Варлаама), чтобы «сести особе», т. е. чтобы поставить свой собственный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими – игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского, ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях. Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Преподобный Антоний Печерский сам “постави” над собранною им братиею первого игумена Варлаама. Великий князь Изяслав сам “выведе Варлаама на игуменство к св. Димитрию” и по смерти Варлаама сам же избрал и преемника ему Исаию. Преподобный Стефан Кловский сам “постави игумена Климента в свое место”. Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосии и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа – так избран был братиею своего монастыря и поставлен Новгородским епископом Нифонтом игумен Антоний Римлянин. Впрочем, все представленные выражения об избрании игуменов можно считать за неполные. Как на полное изображение этого дела можно указать на следующее место летописи об избрании киево-печерского игумена Прохора: “Братьи сущи без игумена, совокупившимся братьи всей, и нарекоша себе игумена Прохора попина, и возвестиша митрополиту и князю Святополку о нем, и повеле князь митрополиту поставити с радостью, и поставлен бысть”. Т. е. игумена избирали себе сами братия, но потом давали об этом знать местному архипастырю и князю, и архипастырь, с утверждения князя, поставлял игумена по церковному чину. Преподобный Антоний Римлянин под клятвою заповедал в своей духовной грамоте, чтобы избрание игумена в его обители совершалось по доброму согласию братии, а отнюдь не по мзде или насилию от князя ли или от епископа. Кажется, что наши монастыри различались уже по степеням, хотя управлялись равно игуменами. Два раза только исчисляются в летописи некоторые игумены, и оба раза исчисляются в определенном порядке: в 1072 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба находились игумены: Феодосии печерский, Софроний михайловск.ий, Герман спасский, Николай переяславский; в 1115 г. при другом перенесении тех же мощей были: Прохор печерский, Сильвестр михайловск.ий, Савва спасский, Григорий андреевский, Петр кловский.Достоинство Киево-Печерского монастыря видно также и из того, что он имел уже в своем ведении другой монастырь – тмутараканский. Между настоятелями новгородских монастырей первое место занимал, кажется, Юрьевский, а за ним следовал Антониевский, судя по тому, что князь Всеволод в своей грамоте, данной церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках, заповедал: на храмовый праздник служить в этой церкви самому владыке и вслед за владыкою, как бы по порядку и старейшинству, на другой день служить архимандриту святого Георгия, а на третий – игумену Антонова монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я в тот день приготовил орудия для копания. Был вторник. Глубоким вечером я взял с собою двоих братьев, мужей чудных в добродетелях, и никто другой об этом не знал. Когда мы пришли в пещеру, сотворив молитву с поклонами и воспев псалмы, мы приступили к делу. Начал копать я и, потрудившись много, передал другому брату. Мы копали до полуночи и не могли обрести честных мощей святого и начали сильно скорбеть и проливать слезы. Мы думали, что святой не хочет явить нам себя, и нам пришла мысль, не копать ли на другой стороне. Тогда снова взял я орудие и начал копать прилежнее. Другой же из бывших со мною братьев находился перед пещерой. Услыхав церковное било, ударяющее к утрене, он закричал мне, что уже ударили в церковное било. Я же прокопал тогда землю над честными мощами святого, и отвечал ему: “И я уже, брат, прокопал”. Когда же я докопался до гроба, объял меня великий страх, и я начал звать: “Господи, помилуй меня ради преп. Феодосия”. Потом послал я к игумену сказать: “Приди, отче, чтобы изнести честные мощи преподобного”. И пришел игумен с двумя братьями, а я прокопал еще больше, и, преклонившись к земле, мы увидали его мощи, светолепно лежащие. Все составы были целы и непричастны тлению, лицо светло, очи сомкнуты, уста соединены, головные волосы прилипли ко главе. Возложив на одр те честные и святые мощи, мы изнесли их из пещеры». Рассказав о своем участии в деле, святой Нестор свидетельствует о дивных делах Божиих, которые были при обретении честных тех мощей. В ту ночь в святом Печерском монастыре бодрствовали два брата, ожидая, когда игумен с некоторыми иноками тайно перенесет честные мощи преподобного, и глядели пристально в пещеру. И, когда раздались звуки церковного била к утрене, они увидели три столпа, как дуги светозарные, которые стояли над пещерою преп. Феодосия и перешли на вершину святой великой церкви, куда должны были перенести преподобного. Это видели и другие иноки, шедшие в церковь к утрене, и много благочестивых в городе лиц. Досточудный же Стефан, который после преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обычай передавать детей духовных точно также известен из практики Феодора Студита 90 . Преемники преп. Феодосия по печорскому игуменству поступали, вероятно, по его примеру. Известно, по крайней мере, одно, что у них также были духовные дети среди киевской знати. Игумен Стефан, непосредственный преемник преп. Феодосия (1074–1078) имел много духовных детей среди бояр. Когда возмутившаяся против него печорская братья лишила его игуменства и изгнала из монастыря, «уведеша мнози от боляр, рассказывает преп. Нестор, сьнове суще в покаянии тому, (сынове суще тому духовнии), якоже и предани блаженным (т.е. преп. Феодосием; вар. блаженому, т.е. игумену Стефану) тому, сежалишася зело, еже тако духовный отец их посрамлен быстъ и от монастыря отгнан, егоже приять от блаженного Феодосия, тоже тако подавахут ему от имений своих, еже на потребу того телеси и на ину потребу (и на иная управления») 91 ). Так, пользуясь правом передавать духовных детей, печорские игумены легко удерживают за собою многих мирских детей духовных. Игумен Феоктист (1103–1112) был духовником супруги Черниговского князя Давида Святославича, а может быть, и самого князя 92 . Преподобный Феодосий был духовником по своему игуменскому званию, также и преемники его. Однако уже в конце XI и первой полов. XII в. принимали на исповедь к себе как мирян, так и монахов и некоторые из братии Печерского монастыря, имевшие пресвитерский сан. Иконописец Алипий (70–80 гг. XI в.) исповедает и приобщает киевского богача 93 . Духовным отцом некоторых из печорских братий был Онисифор Прозорливец, долго подвизавшийся в этом монастыре, пресвитер саном 94 . Он сподобился дара прозорливости от Бога, чтобы видеть согрешения людей и давать советы согрешившим. Из жизни Онисифора передается такой случай. Был у него духовный сын из печерских черноризцев, который наружно подражал житию своего духовного отца, постился, представлял себя целомудренным, а втайне жил не воздержано. Об этом не знали никто из братий, даже и духовный отец. Грешный инок помер скоропостижно, и тело его быстро разложилось. Его погребли к пещере, но от смрада нельзя было пройти мимо; слышен был горький вопль, мучившегося грешника. Преп. Антоний явился Онисифору и упрекал его за то, что он похоронил в святом месте такого беззаконника. Онисифор стал молиться Господу и вопрошать: «Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего?» Ангел сказал ему: «на показание всем согрешающим и не кающимся было это, дабы, видя, покаялись». В следующую ночь прозорливцу снова было видение и повеление, взяв из пещеры труп нераскаянного грешника, бросить в воду. На другой день, когда Онисифор с игуменом Пименом решили исполнить небесную волю, явился им преп. Антоний и сказал, что грешник помилован Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После этого рассказа все прославили Бога и Матерь Его. Антоний сказал мастерам, что уже давно не выходит с преподобным Феодосием из этого места. Греки с клятвой заверяли: — Из ваших рук мы приняли золото перед многими свидетелями; мы проводили вас до кораблей, видели ваше отбытие и, проведя по вашем отъезде дома один месяц, пустились в путь; и вот теперь уже 10-ый день, как мы вышли из Царьграда. Тогда преподобный Антоний сказал им: — Чада! Христос сподобил вас великой благодати. Юноши, являвшиеся вам, были пресветлые ангелы, а Царица во Влахерне — это Сама Пречистая Богородица Приснодева Мария, окруженная бесплотными силами ангельскими. Как Она показала вам зрак нашего лица, об этом знает один Бог. Благословен приход ваш и добрая с вами спутница — честная икона Госпожи Богородицы. Таково чудесное происхождение этого бесценного сокровища Киево-Печерской лавры — чудной иконы Успения Богоматери. Великие чудеса сопровождали все дело построения Киевской церкви, получившей имя «Великой». Чтобы узнать место построения ее, преподобные Антоний и Феодосий испросили у Бога знамение: в одно утро все место, где потом была построена церковь, оказалось сухим, тогда как вокруг него была роса; в другую ночь повторилось то же явление, но в обратном порядке, т. е. только на одном святом месте пала роса. По молитвам преподобных на отмеренное Симоновым поясом место для храма, покрытое хворостом, упал огонь с небес, пожег хворост и сделал углубление, подобное рву. В основание стен положили мощи, врученные мастерам во Влахерне Пресвятой Богородицей. Заложив церковь, преподобный Антоний вскоре скончался, как предсказала Владычица, а на второй год по нем, выведя церковь из основания, почил и преподобный Феодосий, и уже третий игумен, блаженный Стефан, построил церковь, которая была освящена при новых великих чудесах. Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя, пребывает доселе в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Она утверждена на шелковых шнурах над царскими вратами главного иконостаса и после службы опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ризой из чистого золота, украшенной драгоценными камнями. Имеет она 9 вершков в высоту и 6 1/2 в ширину.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

• Мч. Неофит • Прп. Никита исп., еп. Халкидонский • Святитель Николай Чудотворец • Равноап. Нина, просветительница Грузии • Равноап. княгиня Ольга • Прп. Паисий Великий • Вмч. и целитель Пантелеимон • Мч. Параскева, нареченная Пятницею • Преподобная Пелагия • Первоверховные апостолы Петр и Павел • Мч. Порфирий • Семь отроков Эфесских • Прп. Сергий Радонежский • Сорок свв. мучеников Севастийских • Прп. Серафим Саровский Чудотворец • Прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица • Прп. Симеон Столпник • Свт. Спиридон Тримифунтский • Первомученик и архидиакон Стефан • Св. муч. Татиана • Прп. Тит, пресвитер ПечерскийПреподобный Феодор Сикеот • Преподобный Феодосий, игумен Печерский • Апостол Филипп • Свт. Филипп, митр. Московский • Мчч. Флор и Лавр • Апостол Фома Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010