Пришедших Сергий сразу настраивал на строгую жизнь и дисциплину. Главными средствами служили его личный пример и трудолюбие. Три или четыре кельи для новой братии он построил сам, молол зерно, пёк хлеб, готовил пищу, кроил и шил для братии одежду, носил воду. Сергий старался возродить в жизни своей монашеской общины общежительный устав, распространённый при преподобных Антонии и Феодосии Печерских и впоследствии почти преданный на Руси забвению (в те времена стало обычным, что братия жили порознь, каждый имел свой стол и какое-то имущество, вместе собирались только в церкви, по воскресеньям и праздникам). Сергий велел оградить монастырь деревянным частоколом и у ворот поставить вратаря, чему учил ещё Пахомий Великий и что являлось признаком общежития. Семь раз в день братия собиралась в храме для общей молитвы. За болящих, творящих милостыню и путешествующих совершались дополнительные молебны. По примеру и под руководством Сергия монахи трудились на огородах, шили облачения, переписывали книги. По бедности в обители часто не хватало материала для рукописей, и тогда книги писали на бересте. Первоначально братии насчитывалось 12 человек, что удивительным образом совпадало с числом апостолов Христа. Причём, если один из монахов умирал или уходил из обители, на его место обязательно вскоре приходил другой. Среди подвижников были пришедший одним из первых старец Василий Сухой с верховьев реки Дубны, инок Иаков Якута, диакон и вратарь Онисим с сыном Елисеем, Сильвестр Обнорский, Мефодий Пешношский, Андроник. Навещал Сергия и брат Стефан с сыном Иоанном. В одно из посещений Стефан сказал Сергию, что Иоанн хочет остаться на Маковце насовсем. Впоследствии Иоанн примет постриг и станет Феодором, архиепископом Ростовским, известным иконописцем и подвижником. Священное число братии «двенадцать» сохранялось до прихода в Троицкую обитель смоленского архимандрита Симона. Услышав о подвиге преподобного Сергия, Симон оставил своё почётное место в Смоленске, где он был старейшим архимандритом, и пришёл проситься в монастырь в качестве простого монаха. Симон пожертвовал в обитель всё своё имущество, это позволило построить второй, более просторный, храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) – дочь св. князя Михаила Черниговского. Она согласилась выйти замуж только по воле родителей; но жених ее помер, и благочестивая княжна стала инокиней Ризноложенского Суздальского монастыря (XIII в.). V. Так же поступила (в XIV в.) вдова нижегородского князя Андрея, которая под именем Феодоры (16 апреля) поселилась в Нижегородском Зачатьевском монастыре. VI. Преподобный Варлаам Шенкурукий был в IV в. новгородским посадником, т. е. первым после князя лицом. Родовые имения его были так велики, что могли бы составить большое княжество. Утомленный трудами правления таким беспокойным городом, как Новгород, вечными мятежами и клятвопреступлениями новгородцев, боярин Василий Степанович Своеземцев оставил свой высокий пост и удалился в свои владения на р. Ваге (Архангельской губ.). Там построил он монастырь и к концу своей жизни постригся в нем с именем Варлаама (19 июня). VII. Из знатного и богатого рода происходил и знаменитый подвижник Кирилл Белоозерский (9 июня). Оставшись рано сиротой, он воспитан был своим родственником, Вельяминовым, сокольничим великого князя Димитрия Донского. Его ожидало высокое положение при дворе. Но однажды посетил Вельяминова св. Стефан, игумен Махрицкой обители. Молодой Козьма открыл ему свое стремление к иноческой жизни. С большим трудом св. Стефан и жена боярина убедили Вельяминова отпустить юношу. Козьма с радостью оставил богатый дом вельможи, все имение роздал нищим и, приняв пострижение в Московском Симоновом монастыре, начал длинный ряд подвигов, стяжавших ему нетленную славу. VIII. Преп. Макарий Калязинский (17 марта), в мире боярин Матвей Кожа, удаляясь в Кашинский Николаевский монастырь, роздал все имущество нищим (XV в.). IX. Сын богатых родителей, преп. Арсений Тверской (2 марта) отпустил на волю своих рабов, щедро наградил их и, раздав все имение, тайно ушел в Киево-Печерский монастырь (XIV в.). X. Преп. Авраамий Смоленский, раздав богатство свое церквам, монастырям и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения, и наконец постригся в Смоленском монастыре Богоматери (21 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

594 Известно между прочим, что война Хмельницкого 1651 года в последствии именно и была поднята за нарушение договоров 1649 г. 595 Иезуиты явились на Волынь из Польши, в которой утвердились около 1566 года. Затем Сигизмундом III в 1569 г. они были введены в Вильну, откуда распространились по всем областям Литвы и Волыни. В 1624 году за 25 лет до кончины преподобного Иова Анна Алоизия из Острожских Ходкевич заложила в Остроге знаменитый иезуитский коллегиум, который вскоре сделался рассадником множества мелких иезуитских коллегиумов и аллюминатов по всей земле Волынской. 596 Замечательно, что в актах почаевского архива, современных преподобному Иову нет ни одного дела, которое бы хоть косвенным образом говорило о покушениях латино-униатов на почаевскую обитель и единственным врагом ее является теперь только один протестант Фирлей. 597 Между прочим известно, что преподобный Феодосий поставил на свое место любимого ученика Доместика Стефана (жит. преп. Феодосия Чет. Мин. месяца мая 3 дня). Это тот самый пр. Стефан, который впоследствии был епископом Владимирским на Волыни и управлял волынскою церковью, тогда подчиненною одному архипастырю, как и в наше время (Память пр. Стефана 27 апреля). 598 Из сохранившихся документов Лавры видно, что игумен почаевский обыкновенно избирался из числа братий самою же братией в трапезе церимониально; – исключение сделанное для Добрянского свидетельствует о глубочайшем уважении иноков почаевских к пр. Иову (сказание о Поч. Лавре, стр. 37). 602 Архива почаевской Лавры: Wupie z xiag Grodskich Krzemieneckich roku 1650 miesiaca Marca dnia 18. Дело 3 / 30 стр. 8. Вот подлинные слова этой выписи в русском переводе. «В рочки судовые гродские кременецкие, случившиеся со дня семнадцатаго месяца и року вышепоказаннаго в акте, и начавшиеся отправляться судебным порядком, пред нами Мартианом – Михаилом Еновецким, войтом и подстаростою, и Станиславом Паниевским, Судиею, – чиновниками судовыми гродскими кременецкими, ставши лично велебный в Богу отец Софроний Онецкий (вероятно тот же самый Стефан Онецкий, который в акте об избрании Добрянского росписался за неграмотных), именем велебного в Богу Отца Иоанна Железа игумена почаевского, и всей братии, в том монастыре обретающейся, для записания до актов гродских, старостинских кременецких подал завещание последней воли покойнаго урожденнаго пана Ивана Жабокрицкого, учиненное касательно распределения его имений, каковаго завещания, писаннаго по-русски, содержит следующее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В это время прежде всего посещает землю Волынскую и здесь умирает благочестивый Варлаам, игумен Киево-Печерский, – угодник Божий, происходивший из знатной фамилии, и как сын знаменитого вельможи (Яна Вишатича), располагающий богатыми средствами, два раза путешествовавший на Восток, особенно для изучения обрядов церковных и обычаев, чтобы потом приложить их на родине. 919 Без сомнения, посещая каждый раз по пути Святогорский Волынский монастырь, в коем потом с миром окончил и жизнь свою, 920 преподобный каждый раз делился здесь своими сведениями с обитателями Волыни, и таким образом, по устроению свыше, самым непосредственным образом способствовал к устроению Волынской церкви среди свирепствовавших тогда неурядиц и треволнений. За сим блаженный Ярополк княжит и преподобный Стефан святительствует на Волыни, – оба замечательные примерным благочестием и непоколебимою христианскою жизнью. Без сомнения, такие люди не могли не влиять на современников к смягчению их нравов и утверждению в подвигах веры и любви христианской. – Не даром же летописец со скорбью изображает потерю блаженного Ярополка для Волыни, замечая в тоже время, что «он был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый», что он отдал Печерской обители все имение свое – волости Небольскую, Деревскую, Луцкую и около Киева, не любил нетрезвости и насмешек, а вместо этого любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован. 921 Тоже самое известно и о блаженном Стефане. По свидетельству почти современного ему списателя жития его, он был истинным пастырем своего словесного стада, «образ бывая всем словом, житием, любовью, духом, верою и чистотою». Высокое его благочестие и святость жизни были засвидетельствованы самим Господом, когда в 1091 г. он сподобился видеть, «свет Божественной славы от честных мощей отца и учителя своего» преподобного Феодосия Печерского , во время открытия святых мощей его. Нечего и говорить, что мог сделать и какую пользу должен был принести для Волыни такой пастырь, тем более, что епископы владимирские в то время были первосвятителями всей обширной области Волынской. И по сказанию истории, преподобный Стефан точно «многие добродетели на успех словесному стаду сотвори, ихже ради сподобися неувядаемаго славы венца». 922 Такое же значение для Волыни имела, без сомнения, и личность блаженного Амфилохия, яко крепкого подвижника веры и благочестия, за свои подвиги прославленного Самим Господом, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими — игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского , ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях . Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Преподобный Антоний Печерский сам «постави» над собранною им братиею первого игумена Варлаама. Великий князь Изяслав сам «выведе Варлаама на игуменство к св. Димитрию» и по смерти Варлаама сам же избрал и преемника ему Исаию . Преподобный Стефан Кловский сам «постави игумена Климента в свое место» . Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосий и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа — так избран был братиею своего монастыря и поставлен Новгородским епископом Нифонтом игумен Антоний Римлянин . Впрочем, все представленные выражения об избрании игуменов можно считать за неполные. Как на полное изображение этого дела можно указать на следующее место летописи об избрании киево-печерского игумена Прохора: «Братьи сущи без игумена, совокупившимся братьи всей, и нарекоша себе игумена Прохора попина, и возвестиша митрополиту и князю Святополку о нем, и повеле князь митрополиту поставити с радостью, и поставлен бысть» . Т. е. игумена избирали себе сами братия, но потом давали об этом знать местному архипастырю и князю, и архипастырь, с утверждения князя, поставлял игумена по церковному чину. Преподобный Антоний Римлянин под клятвою заповедал в своей духовной грамоте, чтобы избрание игумена в его обители совершалось по доброму согласию братии, а отнюдь не по мзде или насилию от князя ли или от епископа . Кажется, что наши монастыри различались уже по степеням, хотя управлялись равно игуменами. Два раза только исчисляются в летописи некоторые игумены, и оба раза исчисляются в определенном порядке: в 1072 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба находились игумены: Феодосий печерский, Софроний михайловский, Герман спасский, Николай переяславский; в 1115 г. при другом перенесении тех же мощей были: Прохор печерский, Сильвестр михайловский, Савва спасский, Григорий андреевский, Петр кловский . Достоинство Киево-Печерского монастыря видно также и из того, что он имел уже в своем ведении другой монастырь — тмутараканский . Между настоятелями новгородских монастырей первое место занимал, кажется, Юрьевский, а за ним следовал Антониевский, судя по тому, что князь Всеволод в своей грамоте, данной церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках, заповедал: на храмовый праздник служить в этой церкви самому владыке и вслед за владыкою, как бы по порядку и старейшинству, на другой день служить архимандриту святого Георгия, а на третий — игумену Антонова монастыря .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Муж святой и во преподобии мног и славен Памяти преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского Архимандрит Алипий (Воронов) 5 марта Церковь чтит память выдающегося миссионера и просветителя XVI в. прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского, много сделавшего для Русского Православия и Псково-Печерской обители – иконописце, летописце, строителе храмов, образце деятельной любви к ближнему. Автор этой статьи архим. Алипий (Воронов) – достойный преемник святого игумена, проивостоявший произволу властей с тем же бесстрашием, что и прпмч. Корнилий – тирании Иоанна Грозного. Преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский Иконописец, инок, настоятель «Корнилий – игумен Печерскаго монастыря, начальник, муж святой и во преподобии мног и славен; ибо от младости своей во мнишеских трудах провозсиял» . Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529-м году. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми. Рождество преподобномученика Корнилия О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. Сын у них родился в 1501-м году. Мать преподобного Корнилия, боярыня, отирал слезы, говорила инокам, что нездешний он, ее милый сынок, и родился он после тяжелого лета, когда спустили с Троицкого собора вечевой колокол и плакали но вольной старине псковичи. Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, и мать его ведала об этом. Она научила преподобного Корнилия тайной молитве н любви к странникам. Но вместе с тем ей всегда жалостно становилось, когда сын ее еще мальчиком ходил молиться но скудельницам и жальникам. Чтобы дать своему сыну образование, родители поместили его в Мирожский монастырь. Крещение преподобномученика Корнилия Чистым пламенем горело христианское просвещение в обителях, далеко освещая окружающие потемки, возбуждая и поддерживая в русских людях лучшие чувства – любовь до самопожертвования к ближним и Родине, ревность к Православию и к торжеству его над враждебными ему темными силами – и побуждая к нравственному самоусовершенствованию в духе Евангельского учения. И не случайно рукописи, составленные иноками, до сего времени, в подлинниках или в списках, служат одним из главных источников отечественной истории. В Мирожском монастыре отрок Корнилий подвизался под началом старца, совершал подвиги молитвы и труда: свечи клал, дрова рубил, обучался грамоте и писанию икон.

http://pravoslavie.ru/137789.html

Митрополиты и епископы записаны в Синодике (для возглашения им вечной памяти) как святые, так и несвятые (последние далеко не сполна, а до выбору, – как нужно думать, более или менее случайному). Святые между митрополитами и епископами отмечаются эпитетом: чудотворец, новый чудотворец. Между митрополитами отмечаются этим эпитетом все трое, которые канонизованы были до начала XVII века, т. е. Петр, Алексий и Иона (и не отмечаются Феогност, Киприан и Фотий) 503 . Между епископами, канонизованными до конца XVII века, сравни гель до со списком Устава не отмечаются эпитетом находящиеся в нем Арсений Тверской и Стефан Пермский и отмечаются не находящиеся в нем Иоанн и Феодор Суздальские 504 . Так как два первые епископа были канонизованы несомненно до начала  ΧV ΙΙ века, – один (Арсений) к местному празднованию, другой (Стефан) неизвестно – к местному или общему празднованию: то нужно понимать синодик так, что оп отмечает эпитетом: чудотворец тех епископов, которых он принимает за общих святых и что именно к сим святым он причисляет Иоанна и Феодора Суздальских (совсем не находятся в синодике Гурий, архиепископ Казанский, и Варсонофий, епископ Тверской, канонизованные в 1595-м году или вскоре после него, как нужно думать, потому, что, не торопливо внося святых в синодик, их еще не успели внести в него). Между преподобными синодика некоторые не отмечаются никаким эпитетом, другие отмечаются эпитетами: преподобный, чудотворец, новый чудотворец, преподобный чудотворец, преподобный новый чудотворец. Вот полный их список в алфавитном порядке, с обозначением в скобах эпитетов, стоящих при именах 505 . Аврамий Ростовский (чудотворец). Александр Свирский (новый чудотворец). Андроник игумен (подразумевается – Московский). Антоний Печерский. Варлаам Хутынский (преподобный, новый чудотворец). Димитрий Прилуцкий (новый чудотворец). Дионисий Глушицкий. Евфимий Суздальский. Зосима Соловецкий (новый чудотворец). Иов, архимандрит Владимирский 506 . Иосиф Волоколамский (преподобный). Кирилл Белозерский (новый чудотворец).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда мы пришли в пещеру, сотворив молитву с поклонами и воспев псалмы, приступили к делу. Я начал копать и, потрудившись много, передал орудие другому брату. Мы копали до полуночи и не могли обрести честных мощей святого и начали сильно скорбеть и проливать, слезы. Мы думали, что святой не хочет явить нам себя, и нам пришла мысль, не копать ли на другой стороне. Тогда снова взял я орудие и начал копать прилежнее. Другой же из бывших со мной братии находился пред пещерой. Услыхав церковное било, ударяющее к утрени, он закричал мне, что уже ударили в церковное било. Я же прокопал тогда землю над честными мощами святого, и отвечал ему: " И я уже, брат, прокопал " . Когда же я докопался до гроба, объял меня великий страх, и я начал звать: " Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия " . Потом послал я к игумену сказать: " Приди, отче, чтоб изнести честные мощи преподобного " . И пришел игумен с двумя братьями, а я прокопал еще больше, и, преклонившись к земле, мы увидали его мощи, святолепно лежащие. Все составы были целы и нетронуты тлением, лицо светло, очи сомкнуты, уста соединены, головные волосы прилипли ко главе. Возложив на одр те честные и святые мощи, мы вынесли их из пещеры " . Рассказав о своем участии в деле, - святой Нестор свидетельствует о дивных делах Божиих, которые были при обретении честных мощей. В ту ночь в святом Печерском монастыре бодрствовали два брата, ожидая, когда игумен с некоторыми иноками тайно перенесет честные мощи преподобного, и глядели пристально на пещеру. И, когда раздались звуки церковного била к утрене, они увидели три столпа, как дуги светозарные, которые стояли над пещерой преподобного Феодосия и перешли на вершину святой великой церкви, куда должны были перенести преподобного. Это видели и другие иноки, шедшие в церковь к утрене, и много благочестивых в городе лиц. Досточудный же Стефан, который после преподобного Феодосия был игуменом Печерским, потом устроил на Клове свой монастырь, затем же, изволением Божиим, был епископом града Владимира, находился тогда в Клове, в своем монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

154 Махрищский монастырь был расположен неподалеку от Троице-Сергиева монастыря. Игумен Стефан Махрищский († 1406) был родом из Киева, сначала инок Киево-Печерского монастыря. В поисках безмолвия удалился на Север и в 30 верстах от Троице-Сергиева монастыря основал Троицкую обитель. Был изгнан с этого места землевладельцами, ушел с учениками на реку Авнежу, где вновь основал Троицкий монастырь. Великий князь Димитрий Донской вернул его в Махрище, где он и закончил свою жизнь. Его нетленные мощи были обретены в 1550 г. 159 Слезный дар – почитается одной из высших ступеней «умной молитвы», характеризуется особым умиленным состоянием. Не имеет ничего общего с сентиментальной слезливостью. 160 Епитимья – тот или иной вид наказания, налагаемый духовником на монаха или мирянина, в том случае, когда тот согрешает. Иногда это отлучение от храма (если прегрешение достаточно серьезное), если же прегрешение незначительное, согрешивший должен каждый день совершать то или иное количество поклонов. Епитимья может быть самой различной. 161 «...а находится в келий своей безмолвно...» – идеал отшельника-исихаста, постоянно пребывающего в молчании и углубленной молитве. 162 «Хиротонисан», или «рукоположен» – речь идет о Таинстве священства, когда ставленник через возложение рук епископа получает благодатный дар священства. Это Таинство установлено Иисусом Христом. 169 «Общежитие» – имеется в виду общежительный устав. См. примечание 1 к Житию преподобного Антония Печерского. 170 Праздник Успения Божией Матери – на Руси были весьма распространены храмы в честь этого праздника. См. примечание 4 к Житию митрополита Киевского и всея Руси Петра. 173 Во время Великого поста, согласно уставу Русской Православной Церкви, исключается не только мясная, но рыбная и молочная пища. 174 «...это свидетельствовало о пребывании в нем теплоты Божественной любви» – слезный дар преподобного Кирилла почитался проявлением особой милости Бога. 175 «Брань» – этим термином наставники монашества обычно обозначают душевную бурю, которая иногда поднимается в сердце монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. " Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами " . В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал " Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба " в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа ). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам " Повести временных лет " . " Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть " - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://patriarchia.ru/db/text/913320.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010