Имеюще зельное желание поклонитися святым местам, шел еси, блаженне Данииле, от Месопотамии в святый град Иерусалим и иныя грады и веси святыя земли и тамо поклонися Христу Богу нашему. Таковую ревность прославляюще, приносим тебе звания сицевая: Радуйся, Данииле, яко всем сердцем Бога возлюбил еси; Радуйся, яко от силы в силу восходил еси. Радуйся, оставивый дольная; Радуйся, взыскавый горняя. Радуйся, яко светильник Духа Божия показался еси не угасающий; Радуйся, яко дар Божий явил еси в себе возгревающий. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 4 Бурю страстей, одержащих мир, жезлом воздержания, отче Данииле, в себе укротив, на гору безстрастия вседушно устремился еси, да Богу и Ангелом чистотою ума безмятежно беседуеши, вопия: Аллилуиа. Икос 4 Слышавши, яко есть в Антиохии на столпе подвизающийся блаженный Симеон дивногорец, возбудился еси, отче, к подражанию подвигом того. Та же создав столп, взыде на него и нача жити Богу между небом и землею, сея устраняяся, к тому приближался, их ради бываемых, зовем к тебе таковая: Радуйся, преподобне Данииле, в пламени благочестия неохладимый; Радуйся, в трудех и подвизех неутомимый, Радуйся, путем к небеси столп избравый; Радуйся, на столпе, яко на кресте, плоть свою со страстьми распявый. Радуйся, житием святого Дивногорца плененный; Радуйся, ревностию к подвигам столпничества распаленный. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 5 Звезда многосветлая, блаженне, на столпе явился миру, тьму прелести отгнал еси. Темже молим тя: и ныне облистай в сердцах наших незаходящий свет разума, да вопием о тебе Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше людие, преподобне, на столпе возвышена тебе и сиянием чудес всех озаряющаго с верою притекающих, сердцем и усты любовию взываху к тебе сице: Радуйся, отче, на столпе себе утвердивый; Радуйся, всяцей жестокости жития столпнаго себе покоривый. Радуйся, в лете зной солнечный претерпевый; Радуйся, в зиме мраз лютый презревый. Радуйся, яко дождем и ветрами пребыл еси обуреваемый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

« В самом деле, если созерцательная жизнь св. столпников состояла в самоуглублении, в изучении своей души в ее тончайших изгибах, непрестанном исследовании своих помыслов, в постоянной борьбе с греховными движениями души, в молитвенном общении с Богом, если они, при помощи этой работы над собою, делались иногда глубокими психологами, хотя были даже совсем простецами, как это мы видим на примере св. Симеона I Столпника, бывшего пастухом. Потому-то тысячи духовно страждущих шли в пустыни к св. столпникам, которые щедрою рукою раздавали всем плоды своей созерцательной жизни. Не смотря на то, что св. столпники бежали от людей, ради безмолвия восходили на столпы, однако массы народа стекались отовсюду к спасительным маякам-столпам. Св. столпники — созерцатели, обращая внимание на свое сердце, способное обнять любовью всю вселенную и особенно на то, как дорога душа человека в очах Божиих, что она искуплена честной кровью Сына Божия и в обилии снабжена благодатными силами к животу и благочестию, конечно, считали себя призванными к тому, чтобы из своего сердца изливать на всех добро, быть в некотором отношении, позволим себе смелость выразиться, творцом блаженства других. В их любви к ближнему, этому второму их я, заключалась всякая власть, и сила, и истина. Вследствие этой любви и слово св. столпников горело огнем неотразимого убеждения, согревая теплотой умиленное сердце, услышавшее его и чуждое холодного, мертвого нравоучения, оно давало ему мир и счастье. Вот разгадка того, что столпы были окружены народом. Общим выражением отношений св. столпников к ближним был закон человеколюбия. Признавая в ближних достоинство и права своей собственной природы, св. столпники самоотверженно стремились облегчать себе подобных в их телесных прежде всего нуждах. Они входили в состояние и нужды несчастных и давали необходимые жизненные советы. Стоя на столпе и подвизаясь на нем, св. столпники привлекали к себе массы народа и выступали в качестве учителей с импровизированной кафедры. Царей и князей и всяких властителей св. Симеон I наставлял посредством своих писем и располагал их к страху Божию, к милосердию, любви. Хотя св. столпники беспрерывно стояли на столпе, удаленном от мирской суеты, но они не были чужды хода мирских событий и интересов, волнующих души их современников. Св. столпники, значит, были великими благодетелями человечества, отрадными светилами, разливавшими теплоту, жизнь и радость вокруг себя. Около столпов организовывались общины. Объединяясь в братские общины с целью молиться и трудиться для своего спасения в братском единодушии, при взаимной друг другу помощи, при поощрении и утешении в подвигах духовных со стороны св. столпников, эти подвижники при столпах разливали свой подвижнический дух по окрестностям, привлекая к себе массы народа. Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним ».

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

«А тебе что за дело, если это скажут, отвечал св. Серапион; ведь, ты говорила, что умерла для людей, а мертвецу нет никакой до того нужды, бранит ли его кто или смеется над ним, потому что он нечувствителен ко всему». Тогда затворница сказала: «прикажи мне сделать другой подвиг; теперь я еще не дошла, а только молюсь о том, чтобы дойти до такой степени». «Смотри же, сестра, сказал св. юродивый, не величайся, будто ты святее всех, и не хвались, что умерла для сего мира. Вот ты узнала, что жива еще и угождаешь людям. Я могу быть более мертвым, чем ты, и что я умер для мира, могу доказать делом, – именно тем, что равнодушно взираю на него, ибо не стыдясь и не соблазняясь, могу сделать то, что приказываю тебе» 716 . Таким образом, на основании рассказанного можно заключать, что св. юродивые, препобедив свою плоть, препобеждали естество и становились выше его, так что все окружающее не могло оказывать на них растлевающего действия и потому, они пребывали в миру бесстрастными. «Св. Симеон в толикое прииде бесстрастие, яко плоть его бяше, аки некое нечувственное древо, никакова же в себе вожделения ощущающа, умерщвленным бывшим удом его весьма» 717 ; он, посреде жен играющи пребывание, якоже чистое посреде огня злато, и множицею от безстудниц руце в недра его влагающих, скоктаемый сущи, пребывание яко мертв телом, древу нечувственну подобный 718 . Надо думать, что бесстрастность такая в св. юродивых была вследствие того, что они постоянно следили за своими душевными движениями и сохраняли свой ум от страстных помыслов непрестанным молитвенным созерцанием Бога, так как страсти, по учению преподобного Феона и Диокла, охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти 719 . Вот объяснение того случая, когда св. Симеон, однажды пройдя по городу нагой, зашел нагой же в женскую баню. Притом, он и сам другу своему Иоанну диакону объяснил свои чувствования в женской бане: «веру ими мне, брат, говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том же Лимонарии пишется о некоем святом Иулиане, Епископе Бострском, которого возненавидели некоторые знатные и богатые граждане, и замыслили его отравить ядом, и подговорили отрока, который ему служил, пообещав одарить его, и дали отроку смертное зелье, чтобы, подавая Епископу чашу, он всыпал в нее смертельный яд. И отрок сделал так, как его научили. Божественный же Иулиан, по Божественному Откровению уразумев их замысел, взял чашу, поставил пред собой и, ничего не сказав отроку, послал позвать всех начальников города, среди которых были и те, кто участвовал в преступном замысле. Святой Епископ, не желая обличать их, кротко обратился ко всем: «Если вы думали, что отравите ядом смиренного Иулиана, то я перед всеми вами выпью этот приготовленный для меня яд». И, трижды знаменуя десницей чашу, сотворив над ней Крестное знамение, он сказал: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа испиваю эту чашу перед всеми вами» и, выпив ее всю, не получил никакого вреда. Те же, кто приготовил яд, затрепетали и, припав к его ногам, исповедали свой грех и попросили прощения. Смотри Лимонарий, главу 94. Подобный случай произошел и с преподобным игуменом Венедиктом, которого возненавидели некоторые из братии и дали ему во время обеда смертоносный яд, смешанный с напитком в стакане. Когда же он сотворил на стакане Крестное знамение, тотчас этот стеклянный сосуд рассеялся и сокрушился от действия святого Креста, как от удара камня. Смотри 12 марта. В житии преподобного Симеона Столпника написано следующее. Завидуя добру, диавол притворился светлым ангелом и показался святому близ столпа с огненной колесницей и огненными лошадьми, будто бы сходя с небес, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницей и лошадьми, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин такой чести за святость твоей жизни. Пришел уже час твой, собирай плоды твоих трудов, и примешь венец доброты от руки Господней. Иди же не медля, раб Господень, и увидишь Творца своего, и поклонишься Ему, Который создал тебя по Своему образу, и увидят же и тебя Ангелы и Архангелы с Пророками и Апостолами, и мучениками, которые желают тебя видеть». Это и тому подобное говорил бес, святой же, не узнав вражьего прельщения, ответил: «Господи, хочешь меня, грешника, взять на небо», поднял правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, однако при этом протянул и правую руку, знаменуясь Крестным знамением, и тотчас исчезли диавол с колесницей и лошадьми, как прах, развеваемый ветром. И, познав бесовскую прелесть, Симеон покаялся. Смотри 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Они же, если он с готовностью сойдёт, решили позволить ему идти своим собственным путём — ибо из послушания было бы очевидно, что он состязается, движимый Богом; если же он воспротивится или же окажется рабом собственного желания и не подчинится прямо их решению, [постановили] стащить его силой. Как только он оказался подле него и передал ему приказ отцов, [Симеон] немедленно сделал движение одной ногой, желая исполнить их требование, [посланец] же разрешает ему идти своим путём, говоря: “Будь сильным и мужайся; стояние твоё от Бога”» . Сирийская Vita Symeoni и Евагрий Схоластик сообщают, что антиохийский епископ Домн, поражённый образом жизни Симеона, «пожелал ещё более приобщиться к таинствам; оба они соединились и, освятив непорочное Тело, причастили друг друга» . Таким образом, сирийское столпничество в лице своего основоположника преп. Симеона предлагало византийскому обществу следовать очень высокому образцу аскетической жизни. Оно обращалось ко всем слоям населения и евангелизировало разные народы путём публичной проповеди и демонстрации самых крайних форм аскетизма, поражавших сознание зрителей, что усиливало эффект проповеди. Занимая столпы, напоминавшие языческие священные жертвенники, они тем самым ниспровергали культ идолопоклонства, заменяя его христианским богопочтением. Кроме того, в античности заключение на столпах или в столпах могло служить наказанием. Столпники, живя на столпах, демонстрировали добровольное самонаказание как грешников Божьих . Тайна привлекательности аскетов для мира состояла в их строгой и суровой жизни. Поэтому сирийское монашество, особенно столпники, привлекало огромные толпы стекавшегося к ним народа. Благодаря этому руководство религиозной и нравственной жизнью народа перешло в руки монахов. Они обладали столь высоким авторитетом, что византийские власти предпочитали не вступать с ними в конфликт, а присоединиться к множеству их почитателей. В контексте отношений Симеона с церковным духовенством можно сказать, что Симеон Столпник — не тот человек, о котором известно, что он был особо коммуникабелен с действующей византийской высшей властью или церковной иерархией, однако ряд сведений относительно его отношений с ней сохранился. Так, например, известно, что антиохийский патриарх Домн посетил однажды святого, с которым продолжительное время беседовал. Дошедшие исторические сведения и справки с уверенностью позволяют беспрепятственно видеть в преподобном Симеоне человека мудрого, компетентного в актуальных политических и церковных вопросах. Последующее великое наследие первого столпника сыграло важную роль в укреплении и формировании дальнейшего образа подвижничества, подарившее церковной истории и традиции яркую плеяду новых стилитов.   Библиография Источники   Евагрий Схоластик. Церковная история. Книги I–VI. СПб., 2010.

http://bogoslov.ru/article/6172573

Одна женщина, почувствовав ночью жажду, проглотила вместе с водою маленькую змейку. Змейка эта стала расти в чреве женщины и сделалась большою. Женщина с виду стала зеленая, как трава, и многие врачи лечили ее, но не могли исцелить. Привели ее к святому Симеону. Блаженный сказал: «напоите ее здешнею водою». И когда женщина стала пить, из нее вышла большая змея; приползши же к столпу, змея распалась тотчас на части. Некоторые люди, издалека шедшие к преподобному, спасаясь от зноя, остановились под деревом, чтобы немного отдохнуть. Сидя там в тени, увидели они шедшую мимо беременную оленицу и закричали ей: – Молитвами святого Симеона заклинаем тебя, постой немного! И совершилось дивное чудо: оленица остановилась. Так даже звери именем святого становились кроткими и послушными! Схватив оленицу, путники убили ее, сняли с нее кожу и приготовили себе кушанье из ее мяса. Но только лишь стали есть, внезапно пораженные гневом Божьим, потеряли голос человеческий и начали кричать, как олени. Бегом прибежали они к святому Симеону, неся с собой кожу оленицы, как обличение греха своего. Пробыли они у столпа два года и едва могли исцелиться и заговорить по-человечески; а кожу оленицы повесили на столпе во свидетельство о случившемся. На той самой горе, где подвизался святой Симеон, невдалеке от столпа поселился страшный змей, из-за которого даже трава не росла на месте том. Однажды в правый глаз змея вонзился сук, величиною около локтя, и причинял змею сильную боль. Тогда змей приполз к столпу преподобного и, лежа пред дверьми ограды, весь перегибался, как бы выказывая смирение и прося милости у святого Симеона. И когда святой воззрел на него, тотчас сук выпал из глаза, и пробыл змей там три дня, лежа пред дверьми, как овца. Все безбоязненно приходили и уходили без всякого вреда от него. Когда же глаз совершенно исцелился, змей ушел в свое логовище. И все смотрели и удивлялись чуду тому предивному. В стране той жил пард 5464 , зверь большой и весьма страшный, пожирающий и людей и скот. Никто не осмеливался проходить мимо того места, где поселился зверь – и много бед творил он по окрестностям. О нем возвестили преподобному. Он повелел взять земли от ограды своей и воды оттуда же и, обошедши вокруг того места, где был зверь, издалека посыпать и покропить. И сделали так, как повелел святой. Спустя немного времени, видя, что зверь нигде не появляется, пошли поискать и нашли его мертвым, лежащим на той самой земле, которая была взята от ограды преподобного. И все прославили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

был stationarius. Молва о таком необычайном стоящем подвижнике скоро распространилась по всем окрестным странам и все жизнеописания святого Симеона согласно говорят о чрезвычайном стечении к нему народа. Приходившие были не только из числа окрестных жителей, но и из далеких стран, и из-за границы римской империи. По свидетельству блаженного Феодорита, уже в это время к преподобному Симеону приходили измаильтяне, персы, подвластные последним армяне, ивиры, гомириты, равно как испанцы, британцы и галлы, не говоря уже о жителях Италии. При этом все приходившие старались прикоснуться к подвижнику, получить от него благословение и унести какую-нибудь частичку кожаных одежд его как знак его благословения. Это-то обстоятельство, т.е. огромное стечение народа и воздаваемое ему почтение, и было, по словам блаженного Феодорита, причиной того, что святой Симеон решил уединиться от людей, впрочем, не в горизонтальном направлении, а в вертикальном, поднявшись на столп. О таком, а не ином каком-либо мотиве восхождения преподобного Симеона на столп мы уже отчасти говорили, когда касались вопроса о происхождении стилитизма. Теперь приведем свидетельства источников, помимо свидетельства блаженного Феодорита, которое, заметим между прочим, решительно опровергает мысль немецкого ученого Holl’я 45 , будто фактическое совпадение подвига столпничества с языческим подобным обычаем в той же самой Сирии не случайно и показывает родство этого подвига с почвой, на которой он явился. Vita Антониева сообщает о восхождении святого Симеона на столп в связи с повествованием о многочисленном паломничестве к сему подвижнику 46 , хотя и не связывает эти факты причинной связью, равно как вообще оставляет без мотивировки стояние преподобного Симеона на столпе. Но и сирийское житие также в сущности ничем не объясняет этого знаменитого в истории сирийского отшельничества подвига преподобного Симеона. Правда, исследователи (Uhlemann 47 , Zingerle 48 ) привлекают в данном случае одно чудесное видение, о котором рассказывается в конце сирийского жития 118 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Скажем, однажды в начале подвижнической жизни преподобный Антоний был так безжалостно избит злыми духами, что едва не умер. Впоследствии уверял, что боли, испытанные им во время избиения, были такими мучительными, какими никогда не бывают боли от ран, наносимых людьми. Воздействие же демонов на душу бывает куда более сильным и разрушительным. Как демонам удается встраивать в сознание человека греховные мысли и образы, возбуждать в нём дурные аффекты и желания, толкая на грех, нам неизвестно. Однако известно, что далеко не всегда даже и опытный подвижник способен отличить бесовские внушения от движения собственной воли и ума. Не менее опасны воспламеняемые демонами в человеке мечтательные наслаждения, порою превосходящие удовольствие, которое грешник испытывает при действительном совершении греха. Поэтому демоны способны подвигнуть человека не только на отдельное греховное деяние, но и на страстное, повседневное, регулярное нарушение духовных Божественных норм. Порою демоны предстают перед людьми и видимым образом — например, в форме животных или человека, в ужасных леденящих фантастических ликах, иногда в облике ангела. Так, устрашением человек может быть доведен до отчаяния, утраты надежды на Господа и богоотступничество, а явлением в образе ангела обращен в добровольного и послушного исполнителя воли врага. К примеру, однажды обманутый видением ангела с конями и огненной колесницей преподобный Симеон Столпник едва не шагнул в неё, чтобы быть вознесенным на небо, подобно Илие, и только особое вмешательство Божие, предваренное смиренной благодарственной молитвой святого, удержало его от этого действия. Примером же логически завершенного демонического обмана может служить Полихроний, который по указанию явившегося ему злого духа исповедовал еретическое учение о единственности воли в Богочеловеке Иисусе Христе. Несчастный так был очарован видением, что даже и будучи уличенным епископами в неправоте, отказался от покаяния и был осужден. Для того чтобы не обольститься явлением ангела, важно учитывать следующее. Видение небожителя может быть созерцаемо двояко — телесными очами созерцается чувственное видение, а видение духовное подразумевает созерцание духовными очами веры, умом и сердцем, очищенными Божьей благодатью. Чувственное видение бездуховного дает человеку лишь внешнее, поверхностное представление о явившемся и не дает более полного глубокого объяснения, кто он такой. Поэтому чувственными видениями легко обмануться. Как правило, они преподаются людям неопытным и зараженным тщеславием — волхвам, колдунам, прорицателям, изводителям духов. Духовное же видение свойственно людям духовным, святым, наделенным Божественным даром отличать небожителей от обольстителей.

http://azbyka.ru/video/pravoslavnoe-uche...

684 Согласно преп. Максиму, со времени грехопадения Адама над человечеством властвует универсальный «закон себялюбия», который распространяется как на отдельные личности, господствуя в умах и сердцах людей, так и на целые нации. Из него проистекают «закон убийства» и «закон тирании». Национальные и социальные конфликты коренятся в этих законах, а, в конечном счете, в недостатке почитания Бога, любви к Нему и к ближним. Предшественником преп. Максима в развитии этой идеи был Климент Александрийский , утверждавший, что войны есть дело рук тех, которые не желают отказываться от своего себялюбия и проистекающего из него властолюбия. См.: Hausherr I. Philautie, р. 88–89. 688 В данном случае преп. Максим опять возвращается к одной из своих излюбленных мыслей, что страсти должны не только отсекаться и подавляться, но что они, обуздываемые и руководимые разумом, могут служить духовности. 689 Это «равноангельское житие ( πολιτεαν)» как бы является отражением на земле «формы правления» Града Небесного. В своей «Церковной истории» Евагрий Схоластик говорит о св. Симеоне Столпнике: «Во плоти подражания житию ( πολιτεαν) небесных Сил Симеон отрешился от земных вещей и, побеждая природу, тяготеющую долу, стремился к высшему» (The Ecclesiastical History of Evagrius, p. 21). 690 Схожие мысли развиваются и Оригеном , который говорит, что как тело нуждается в пропитании, так и духовная часть нашего естества насыщается «нетелесными умозрениями и словами». Причем разумные существа получают такую духовную пищу не в равном количестве, но соразмерно их потребностям и возможностям: младенец во Христе не может вкушать твердой пищи, подобно зрелому мужу, а духовно больной – употреблять то же, что разумный ( λογικτερος) и духовно здоровый человек ( νοητς). См.: Origene. Commentaire sur Saint Jean, t. III, p. 144–148. 692 Преп. Максим использует здесь популярную этическую максиму, известную еще в античности, но при этом подчеркивает, что необходимо не просто «жить», но «жить для Бога». См.: Dalme I. Un traité de théologie contemplative, p. 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

К чистоте и святости оно призвано просто в силу своей близости к Источнику Чистоты и Святости. Ангелы непосредственно черпают из Источника Светолития; ангелоподобные иноки, стоя ближе чем миряне к источнику этой святости и света также черпают из него. Но они, подобно страшному Серафиму Тайнозрителя Исаии, беря раскаленный уголь от жертвенника, касаются им нечистых язв греховного человечества и т. обр. исцеляют их и очищают. Это касание ими жертвенного угля, происходит не ради самих себя, не только для своего личного очищения, самоуслаждения своим персональным спасением, но именно ради освящения человечества. Поэтому молитва , постничество, подвиг, богомыслие и созерцание, – все это только средства для служения другим чинам низших ангелоподобных иноков и еще более низших человеков. Цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя, но спасение всего мира и освящение твари. Это не только спасение от мира, но именно спасение мира. Поэтому без гнушения его болезнями и, не брезгуя его нечистотой, иночество служит миру: охраняет его, отмаливает его, окормляет его, исповедует его и за него предстательствует. К этому сводилось служение многочисленного сонма преподобных отцов, как в пустынях подвизавшихся, так и открывавшихся этому миру. Вознесение себя на столп (Симеон, Алипий, Никита, Даниил Столпники) или на камень (преп. Серафим Саровский ), уход в затвор, в пустынные пещеры, лесные скиты, – все это подвиг молитвенного заступничества за мир. Но и этот подвиг за мир, отмаливание его перед престолом Господним видоизменяется подчас открытым служением человечеству. Особенно созревшие духом подвижники предают себя подвигу исключительной сострадательной любви к миру, обращаются к нему с исцелительной молитвой и советом. Они раскаленным углем Имени Божия касаются язв души, То «милующее сердце», о котором так глубоко трогательно говорит авва Исаак Сирианин , содрогающееся печалью и состраданием о всякой душе и всякой твари, и даже о врагах истины, т.е. демонах («Слова Подвижнические». Москва. 1858. стр. 299), обращается к миру в подвиге духовничества и старчества. От древних подвижников Востока эта линия тянется к Паисию Величковскому и нашим знаменитым оптинским старцам. Оптина – один из прекраснейших цветков иноческого вертограда, один из лучезарных светочей православного мира и его ангелоподобного собора монашествующих. Исповедь, руководство жизнью, совет самого, казалось бы, прозаического, повседневного содержания приближают иноков к их назначению быть ангелами-хранителями мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010