Пр . отца нашего Смена столпника и архимандрита, и матери его Мары. Он родился в пределах Антиохии сирской от бедных родителей поселян и в юности своей пас стада. Будучи 13-ти лет, он усердно молился Богу, да покажет ему путь спасения. И отроку по молитве, было видение: снилось, что он копает землю, как бы для фундамента под здание. И слышит он голос: «копай глубже». Св. Симеон трудится и все глубже ж глубже копает землю. Считая вырытую яму достаточной глубины, он останавливается, но тот же голос снова велит ему копать глубже. То же повторилось и в третий раз. Тогда св. Симеон стал копать безостановочно, пока тот же голос не остановил его со словами: «довольно уже; а теперь, если хочешь созидать, созидай, трудясь прилежно; ибо без труда ни в чем не успеешь». И познал отрок из этого видения, что для получения спасения необходим труд непрерывный и неослабный. «Земная вся оставив», он тайно покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел нисколько времени в суровых подвигах поста, непрестанной молитвы и монастырского послушания, и затем, «привременная вся презрев», уединился в пустыню, где 3 года провел, затворившись в тесной пещере. Слава о его необыкновенных подвигах привлекала к нему множество посетителей, желавших хотя прикоснуться только к одежде св. человека. Но когда увидел подвижника св. Мелетий антиохийский (12 февр.) прикованным к камню, он не похвалил его вещественных оков, сказавши, что человек может владеть собой и без оков, силой воли. Св. Симеон немедленно снял оковы и решился положить начало новому роду подвижничества: он создал себе столп в 6 локтей вышиной и, взойдя на него, постоянно пребывал в посте, иногда «единощи чрез всю четыредесятницу пищу приемля», и возносился молитвой к Живущему на небесах. Впоследствии пр. Симеон все боле и более увеличивал высоту столпа, претерпевая в своих подвигах много тяготы, мочимый дождем, палимый солнцем, мучимый холодом, питаясь сочивом и водой. По свидетельству Никифора Каллиста, «Великий Симеон, и самым телом восходя горе и подражая житию ангелов, отрекся от всех земных благ и забот; собрав силы свои, он стремился к горнему и создал себе жилище между небом и землей, дабы вне всякого общества и препятствий непрестанно благословлять и славословить Бога купно с ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Наверное, вы удивитесь, когда услышите, что я поздравляю вас сейчас... с Новым годом! Да, да, любители церковных книг знают, что 1 сентября по старому календарю, то есть завтра Церковь празднует Новый год. И матушки клиросные спрашивали меня, надо ли петь так называемые «индикты»? – Конечно, надо. И Жития святых, составленные покровителем левого придела нашего зимнего храма, свт. Димитрием Ростовским , начинаются с сентября, как и все богослужебные книги. Св. Симеон Столпник, которого мы завтра почитаем, именуется в народе «Симеон-летопроводец». До Петра и гражданский год начинался с 1 сентября. Многие нас спрашивают: почему Церковь такая отсталая, не переходит на календарь по новому стилю? Мы отвечаем им: да потому, что по старому стилю, введенному за 44 года до Рождества Христова, родился, страдал, умер и воскрес наш Господь Иисус Христос , а нам дорого все, что с ним связано. К тому же – и астрономы могут это подтвердить – новый стиль не вполне соответствует астрономическим данным о движении Земли вокруг Солнца, и в нем накапливается постепенно ошибка, как случилось это и со старым стилем. Мы в своей общественной жизни живем по новому календарю, как и весь мир, а праздники наши считаем себя вправе совершать по-старому. Мы знаем много примеров подобных неточностей, которые, однако, никого не смущают: например, все теперь знают, что Земля вращается вокруг своей оси в течение суток, а Солнце при этом неподвижно, однако, во всех отрывных календарях печатают: «восход Солнца тогда-то», «заход Солнца тогда-то» , допуская явную ошибку. Что же пожелать вам в новом году? Воскликнем словами сегодняшнего акафиста: «Господи мой, Господи, радосте моя! Даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей!» И в Евангелии сейчас мы слышали: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». Но для этого должны быть мы кротки и смиренны сердцем, как Он Сам, и обрящем покой душам нашим. Аминь. Архимандрит Исаакий с двумя наградными крестами. 1960-е годы. Елец 17 сентября 1959 г. О церковном благочестии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 мая), Прокл (20 нояб.), Палладий (еп. Елеонопольский, в V в. написавший «Лавсаик» ), Пафнутий (преславный), Патермуфий (9 июля), Петроний (ученик и преемник пр. Пахомия Великого , скончавшийся ок. 349 г.), Петр (25 нояб.), Пиннуфрий (преподобный, настоятель обители близ Панифиса в Египте, в IV в.), Пимен (27 авг.), Поликарп (23 февр.), Пуплий (5 апр.), Псой (9 авг.), Равула (19 фев.), Руфь, Сисой (6 июля), Силван (пр. Скитский, в Египте, затем в Синае и Палестине, в IV в.) и его ученики: Марк и Зинон, Савва (5 дек.) и его ученики: Анфим, Афродисий, Дометиан и Иеремий (из Армян), Симеон (24 мая, 21 июля, 1 сент. и столпник Киликийский, убиенный молнией, в VI в.), Серапион (пр. Нитрийский, скончавшийся в 358 г.), Софроний (11 мар.), Спиридон (12 дек.), Тимофей (21 фев.), Тарасий (25 фев.), Фармуфий (11 апр.), Флавиан (18 фев.), Фока (отшельник Скитский, потом Палестинский, живший после IV Всел. соб.), Федим (еп. Амасийский III в., рукоположившей св. Григория Неокесарийского ), Харитон (28 сент.), Херимон (16 авг.), Феодор (22 апр., архиеп. Константинопольский, 27 дек., пр. Египетский, подвизавшийся в Еннате близ Александрии, и пр. Ферминский, скончавшийся ок. 387 г.), Феофан (11 окт.) и брат его Феодор (27 дек.), Феодул (14 янв.), Феодосий (Великий, 11 янв.) и его современник (из послушания к нему во гроб вселивыйся) иерей Василий, Феоктист (3 сент.), Фалассий (высокий), Анастасия (10 мар. и 29 окт.), Вриена (пр. Нисивийская, при Диоклетиане) и ее ученицы: Иерия и Фомаида (Нисивийская), Евпраксия (12 янв. и 25 июля), Евфросина (25 сент.), Исидора (10 мая), Иулитта (подвизавшаяся в пощении), Иустина (или Иуста, мудрая), Мария (12 фев. и 1 апр.), Марина (небомудренная), Матрона (9 нояб.), Мелания (31 дек.), Платонида (6 апр.), Пелагия (8 окт.), Синклитика (5 янв.), Сарра (пр. Египетская, в конце IV в.), Таисия (8 окт.), Феврония (25 июня), Феодотия (1 нояб.), Феодора (11 сент. и 30 дек.), Феодула (Тавенская подвижница, огнеявленная в жизни, скончавшаяся ок. 410 г., – сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В отличие от своего учителя Мелетия Кармы, к-рый хотел заменить синаксари, имевшие хождение в Антиохийской Церкви, переводами греч. печатных изданий и тем самым унифицировать культ святых по к-польским образцам, М., не отвергая визант. агиографическое наследие, стремился обогатить его местночтимыми святыми. В контексте этого формирования локального патриотизма и арабо-правосл. идентичности М. во время 1-го путешествия составил сб. «Жития святых, происходивших из нашей земли», куда вошли биографии подвижников из Сирии, Киликии, Месопотамии, Юж. Кавказа гл. обр. эпохи Вселенских Соборов. Патриарх поддерживал почитание памяти мучеников, богословов, канонистов, гимнографов, живших на средневековом Востоке, таких как прп. Симеон Столпник Младший, свт. Софроний Иерусалимский, свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маюмский, мон. Никон Черногорец, диак. Абдаллах ибн аль-Фадль Антиохийский, Павел, еп. Сидонский, Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон и др., составляя т. о. «пантеон героев» арабо-христ. мира. Множество житийных текстов разбросано по разным сборникам М., не исключено открытие новых, принадлежащих ему переводов и компиляций. Широкий круг интересов Антиохийского первосвятителя включал и литургику. Став патриархом, он организовал переписку и распространение богослужебных книг, исправленных Мелетием Кармой, продолжая тем самым его литургическую реформу ( Nasrallah. 1979. P. 115). Контакты М. с Римом в 60-х гг. XVII в. во многом были связаны с проектом издания на Западе араб. Евхология в редакции Мелетия. М. принадлежит также ряд переводов с греческого: комментарий к Божественной литургии мон. Иоанна Нафанаила; комментарий к Символу веры свт. Симеона Фессалоникийского; церковный календарь Гавриила Севира, митр. Филадельфийского; чин освящения церкви, отсутствовавший в араб. Евхологиях. Заметки М. о перстосложении при крестном знамении и пастырском благословении связаны с его участием в богослужебной реформе Московского патриарха Никона ( Serikoff. 2014. P. 245-247). Во время пребывания в Грузии М. составил компилятивный трактат «О церковных гласах и песнопениях» ( F        ), в к-ром рассматривается история церковного пения и приводятся сведения о выдающихся гимнографах ( Kilpatrick. 2009. P. 267).

http://pravenc.ru/text/2561412.html

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

Рождественский пост начинается 1 дек. (обязателен для всех верных только с 15 дек.). На следующий день после Рождества Христова совершается Похвала Богородице (26 дек.), затем, после Богоявления, празднуется память Иоанна Предтечи (7 янв.). 2 февр. отмечается Сретение. За 3 недели до начала Великого поста совершается пост ниневитян. Недели Великого поста посвящены воспоминанию чудес, совершенных Христом (1-е воскресенье - Чудо в Кане Галилейской). В среду 5-й седмицы отмечается Воздвижение Креста и принятие христианства Авгарем, царем Эдесским. 25 марта отмечается Благовещение. С недели после праздника Пятидесятницы начинается 7-недельный период апостолов. Такой же по продолжительности период в конце Г. ц. посвящается Кресту. Празднику апостолов Петра и Павла (29 июня) предшествует пост (16-28 июня, сейчас пост начинается 26 июня). 6 авг. отмечается Преображение Господне. Успение Пресв. Богородицы, как и во всех монофизитских Церквах, празднуется дважды - 15 янв. и 15 авг. Последнему празднику предшествует 15-дневный пост. 8 сент. празднуется Рождество Пресв. Богородицы. Среди особо почитаемых святых - Игнатий Богоносец (20 дек.), 4 евангелиста (20 мая), 12 апостолов (30 июня), Симеон Столпник (2 сент.). В армянском богослужении на протяжении средних веков сосуществовали неск. календарных систем; в наст. время обычно используется григорианский календарь. Арм. лекционарная система восходит к иерусалимской традиции, но испытала влияние визант., сир. и лат. традиций. Г. ц. делится на Господские праздники (главные из к-рых - Богоявление, Пасха, Преображение, Успение, Воздвижение - называются праздниками шатров; к числу Господских относятся также и др. праздники - в честь Богородицы, Креста и Церкви и все воскресные дни), памяти святых и постные дни. Пасхальный круг начинается за 10 недель до Пасхи с т. н. Начального поста [Ар " аджаворац " ] (упом. в правосл. богослужебных книгах как       Триодь Постная. Ч. 1. Л. 9). Великий пост продолжается 7 недель, включая Страстную седмицу. После Пятидесятницы совершается 7-дневное попразднство, через 5 недель после к-рого начинается пост перед праздником Преображения (14-е воскресенье после Пасхи). 3-дневное попразднство Преображения завершает пасхальный круг.

http://pravenc.ru/text/год ...

Мартирологи были, как и календарь, церковною книгою. Одним из наиболее известных является так называемый     Иеронимов или, как теперь уже принято его называть, Псевдо-Иеронимов. Иеронимовым он называется на основании переписки епископов Хроматия и Илиодора с Иеронимом. В своем ответе Иероним дает списки ему известных мучеников, с обозначением подробностей их жизни и кончины. После критической работы ученых выяснилось, что этот мартиролог не оригинален, а составлен на основании Римского календаря, Восточного мартиролога и Африканских каталогов святых. По Дюшену его надо отнести к самому концу VI века. Он носит кодификационный характер и содержит до 6000 имен. В нем 10 великих праздников (кроме Преображения и Введения), много ветхозаветных памятей (пророки Аггей, Аввакум, Елисей, Иов:3 отрока, Аарон); если в упомянутом выше Сирском месяцеслове нет памяти св. Иоанна Предтечи, то псевдо-Иеронимов содержит и его зачатие, и рождение и усекновение. В разбираемом мартирологе есть памяти: начало проповеди Господа (I. V), исшествие из Египта (7. 1), одиннадцать апостолов (нет Матфия), преп. Антоний и Симеон Столпник. Малый Римский Мартиролог или Адонов мартиролог; издан в IX веке еп. Виенским Адоном. В нем нет прибавки «святой» или мученик» к имени, что показывает на его древнее происхождение, хотя сам он уже является копией более древнего времени. Он имеет гораздо меньше памятей, чем т.н. Иеронимов, но в нем много северо-африканских мучеников, много ветхозаветных, 72 апостола Господних и т.д.    Кроме того, на Западе было много и других менее для нас интересных мартирологов, имена коих все же можно привести. Это — мартирологи Бэды Достопочтенного (VIII в.) Флора, Рабана Мавра, Вандельберта, Узуарда (все IX в.) и Ноткера (X в.). В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них)    К богослужебным Евангелиям и Апостолам издревле прибавляемы были и специальные указатели чтений в праздничные дни. По ним тоже может быть восстановлено постепенное развитие дней года, и нарастание праздничных памятей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Симеон мученик во дни мусульман (как и в Калькасендиевом), еще Феодор муч. во дни мусульман 4 мая и патриарх александрийский Иаков 8 октября ( 830 г. 8 февр.). Календарь Евангелия1338 г., кажется, также не имеет святых восточных позднее Симеона столпника 24 мая 596 года. В синаксаре коптском 1425 года под 11 дек. значится память Луки столпника, а 13 дек. перенесение мощей Луки столпника перса (?) в Константинополь. Он подвизался в 10 веке, находится и в абиссинском синаксаре у Людольфа. Оба сии синаксари, коптский и абиссинский, важны в том отношении, что, сообщая краткие сведения о святых, они дают об них более определенные понятия, чем календари при Евангелиях, и служат объяснением их. В календаре преосвященного Порфирия найдено до 25 памятей, кои не находятся в вышеприведенных коптских и абиссинских памятниках. При сравнении коптских и абиссинских календарей с календарями восточной и западной церквей оказывается, что они имеют не мало особенностей. 1) Многие памяти святых общих с восточною церковию и даже большие праздники в коптских и абиссинских календарях находятся под другими днями. Приведем немногие примеры: Кирик и Иулитта 9 января и 9 июля вместо 15 июля; 7 отроков в Ефесе 8 января вместо 4 августа и 22 октября; Успение Божией Матери у абиссинцев 16 января, а 9 (по абис. 16) августа взятие Ее на небо (по другому преданию); ап. Иуды 26 января и 10 мая (у нас 19 июня); ап. Матфия марта 5 (у нас 9 авг.); ап. Тита 17 марта вместо 25 августа и вообще довольно святых из августа греч. святцев перенесено на март в абиссинские и коптские святцы, Рождество Богородицы по синаксарю 1425 г. празднуется в верхнем Египте 7 сент., а в Каире 26 апр.; зачатие Ее 31, июля по 1425 и 12 дев. по Людольфу; Введение во храм 29 ноября; Иоанна милостивого 3 мая. Память Феодора освященного 27 апреля, в день кончины, в одних коптских верно. 2) Довольно внесено памятей и событий в абиссинские и коптские святцы из ветхого и нового заветов, коих нет в святцах других церквей; именно: 1 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Никита исп. игумен триклийский (апр. 2). Георгий знаменоносец, е. митилипский (апр. 7). Косма, е. халкидонский (апр. 18). Михаил, е. синадский (мая. 23). Емилиан исп., е. кизический (авг. 8). Должно заметить впрочем, что почти все страдавшие в эпоху иконоборства потерпели только заточение, но не смертную казнь. 2). Св. иноки Иночество в византийской империи было самым обычным путем для лиц, ищущих нравственного усовершенствования и душевного спасения. Посему число иноков, знаменитых святостью жизни и включенных в календарь, в византийской империи было весьма значительно. Таковы были: в IV веке: Павел простой и Аммоний подвижники (окт. 4). Иларион отшельник ок. 333 (окт. 21). Пр. Синклитикия (янв. 3). Пр. Домника (янв. 8). Павед Фивейский 343 (янв.15). Антоний великий 356 (янв. 17) 420 . Маркиан куринейский (янв. 18). Макарий египетский и Макарий александрийский -- (янв. 19) 421 . Ефрем Сирин 379 (янв. 28) 422 . Иоанн Колов (февр. 2). Пр. Марон и Авраамий (февр. 14). Пр. Евгений и Макарий (февр. 19). Пр. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Моисей и Дамиан (февр. 23). Пр. Агафон (март. 2). Исаакий Далматский (март. 21 мая 30 и авг. 3). Аполлоний пустынник (март. 31). Пахомий великий ок. 348 г. и Феодор освященный, ученик его ок. 360 г. (мая 15). 423 . Феодор чудотворец (июн. 5). Онуфрий великий (июн. 12). 424 . Паисий великий (июн. 19). Сысой великий (июл. 6). Макрина, сестра Василия великого (июл. 19). В V веке: Симеон столпник 461 (сент. 1). 425 . Феодора александрийская ок. 474 г. (сент. 11). 426 . Евфросиния, дщерь Пафнутия египтянина (сент. 25). Кириак отшельник 408 (сент. 29). Роман, творец кондаков, автор песни: Дева днесь пресущественного рождает (окт. 1). Пр. Пелагия бывшая прежде блудница (окт. 8 и март. 4). Андроник ок. 500 г. и жена его Афанасия (окт. 9). Пр. Василиан (окт. 10). Ученица его пр. Матрона (ноябрь 9). Нил синайский (ноябрь 12) Иоанн молчальник (дек. 3). Даниил столпник 490 г. (дек 11) 427 . Маркелл игум. Обит. неусыпаемых ок. 460 г. (дек. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

    3. О коптских и абцссинсках календарных памятниках. Календари коптской и абиссинской церквей имеют большое сходство между собою и резко отличаются от календарей других церквей восточных и зацадных. Из колтских мы имели под руками два календаря, обнародованные Сельденом: а) один заимствованный им из древнего манускрипта арабского писателя Калькасендия, б) другой из евангелия, написанного по-арабски в 1286 году; также два памятника, обнародованные Анжело Маем: в) календарь из евангелия1338 года, г) пролог иди синаксарь коптский, писанный в 1425 году, и д) наконец календарь, изданный преосв. Порфирием на все дни года, исключая 24 ноября, 14 .и 25 дек., 6 и 22 февр., 2 апр., 4 и 30 мая, 12 июля по коптскому счислению. Из абиссинских памятников мы имели абиссинский календарь, составленный Иовом Людольфом, писателем ефиопской истории, на основании абиссицского стишного синаксаря, который написан не ранее XV века, потому что в числе святых в нем находится царь Феодор из восстановленной фамилии Соломоновой, живший около 1400 года. Сей календарь отличается полнотою памятей пред всеми дошедшими до нас коптскими памятниками, особенно обилием имен патриархов александрийских. Калькасендиев коптский календарь имеет немного памятей; в нем меньшее число дней в году с памятями, чем без памятей; позднейший из восточных святых в нем есть Фома патриарх 28 марта, без сомнения, константинопольский, в том же месяце находящийся в календарях константинопольских и правивший церковию от 601 до 610 года. Из святых коптской церкви, по-видимому, позднейший есть Макарий 27 января, по всей вероятности, патриарх александрийский, ибо в абиссинском стишном календаре 27 января, по объяснению Людольфа, разумеется Макарий II, 69 патриарх, умерший 1128 года 19 декабря; менее поздние святые 17 июля Симеон патриарх, по Людольфу в абиссинском 1-й, 700 г. 18 июля, дек. 10 Симеон мученик во дни мусульман. Календарь евангелия1286 г. имеет памяти на многие дни в году, но не на все. Позднейший из святых восточной церкви Симеон великий 24 мая, без сомнения, столпник, в сей день находящийся в наших календарях, 596 года; из коптских 10 дек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010