Молебен в часовне у мощей преп. Серафима Вырицкого. Фото А.Реутского ЖМП 4 апрель 2017 /  3 апреля 2019 г. 10:03 Жизнь в ореоле света Памяти преподобного Серафима Вырицкого 3 апреля для Казанского храма г. Вырицы не совсем обычный день. Это память одного из величайших подвижников наших дней преподобного Серафима Вырицкого, который провел в Вырице последние годы своей жизни (с 1930 по 1949 год). Те, кто знал преподобного, отмечают безграничную любовь, исходившую от старца, и его действенную молитвенную помощь. Даже прикованный к постели и страдая от тяжелых недугов, не прерывая поста и молитвы, он продолжал прием многочисленных посетителей, несущих ему свои беды и заботы. И в этот день молитвенно помянуть старца стекаются в Вырицу сотни людей не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Литургию совершает епархиальный архиерей с сонмом духовенства. Из-за большого количества молящихся исповедовать причастников приходится даже на улице. Наш корреспондент побывал в Вырице, чтобы услышать живые свидетельства об этом человеке, о его благодатной помощи в наши дни и той миссии, которую взял на себя приход Казанского храма. ПДФ-версия «Когда будешь священником, не торопись» Окруженный соснами, Вырицкий храм в честь Казанской иконы Божией Матери виден с дороги благодаря высокому шатру, а резные террасы и многоскатная крыша придают ему облик сказочного терема. От его сосновых стен веет теплом, и, переступая порог, чувствуешь, как на душе становится тихо, радостно и светло. В этом храме служил единственную Литургию по приезде в Вырицу и потом почти два десятка лет своей жизни считал себя его прихожанином иеросхимонах Серафим (Муравьев). Мы беседуем с правнучкой преподобного Серафима Натальей Даниловной Набоко на скамейке среди вековых сосен храма. Я прошу ее поделиться личными воспоминаниями о жизни святого. «Это был великий молитвенник и великий постник, порою он не вкушал ничего, кроме просфоры и святой воды за весь день, всем людям всегда говорил добрые слова. А моей маме перед смертью он сказал: “Маргариточка, ты скоро останешься без мужа и будешь одна воспитывать детей. Только не забывай Бога, и Он тебя никогда не оставит”, рассказывает Наталья Даниловна. Ветер качает вершины сосен, в кустах сирени и жасмина перекрикиваются птицы. “А Бог это Правда, Любовь и Добро. Так говорили нашей маме ее дедушка и бабушка, а она нам, своим детям”», добавляет она. Мама Натальи Даниловны, внучка преподобного Серафима Маргарита Николаевна, еще с годовалого возраста воспитывалась бабушкой и дедушкой, и, когда они оба приняли монашеский постриг 29 октября 1920 года, их трехлетняя внучка Маргарита жила в Новодевичьем монастыре вместе с бабушкой, а позднее вместе с дедушкой в Александро-Невской лавре. И в дальнейшем Маргарита Николаевна до самой кончины бабушки, схимонахини Серафимы (Муравьевой), а потом дедушки, иеросхимонаха Серафима (Муравьева), оставалась с ними всегда рядом, отдавая им свою любовь и заботу.

http://e-vestnik.ru/reports/svyatoy_sera...

Священный Синод утвердил текст службы и акафиста преподобному Серафиму Вырицкому 19 марта, 2014. Новостная служба День памяти святого отмечают 3 апреля. 19 марта. ПРАВМИР. На сегодняшнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утверждены тексты службы и акафиста преподобному Серафиму Вырицкому. Текст акафиста   (журнал и службы  (журнал святому размещены на сайте Московского Патриархата. Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. В юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Уже тогда, открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это намерение до поры оставалось тайной. Благодаря многолетним трудам, Василий Николаевич получил высокое положение в обществе. До 1914 года он и его супруга числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2-й гильдии. Существовало в ту пору еще такое сословное понятие — «временный Санкт-Петербургской 2-й гильдии купец». Такой «временный» статус, впрочем, не мешал чете Муравьевых находить общение в самых различных кругах петербургского общества и быть глубоко уважаемой и любимой многими. 13 сентября 1920 года В. Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете — целое состояние по тому времени.

http://pravmir.ru/cvyashhennyj-sinod-utv...

«Да соберет храм в стенах своих множество благочестивого народа…» Участники конференции Так возвестил в своем благословении Иоанновскому монастырю в день его освящения всероссийский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня преставления которого мы отметим в скором времени (2 января 2009 года). Этой дате была посвящена прошедшая во второй половине мая III Международная конференция сообщества «ДелоРус» на тему «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», в которой приняли участие более 250 человек практически из всех регионов России, а также из Белоруссии и Украины. Собравшиеся на этой встрече имели не только возможность принять участие в деловой части конференции – пленарных заседаниях и «круглых столах», но и время для неформального общения, а молитвенная атмосфера вносила соборный дух. Уже по сложившейся традиции работа конференции проходила на борту теплохода, следовавшего из Ярославля в Санкт-Петербург с заходом в монастыри и другие святые места русского севера. А отправлялись в паломничество как раз из Иоанновского монастыря, явившегося, по определению отца Иоанна, «чудом на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы-реки». Там, в монастыре, в первый же день прошел молебен у святых мощей батюшки Иоанна. И лишь затем поездом участники конференции отбыли в Ярославль, где их ожидал теплоход. Паломнический маршрут выглядел так: Толгский, Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский монастыри и прошедшие там молебны у мощей святых, дивный остров Валаам с его неповторимыми гранитными крестами, уединенными среди высоких сосен и скал храмами, общей молитвенной обстановкой, сложившейся за много веков… И снова Санкт-Петербург, молебен в Александро-Невской лавре, посещение храма во имя преподобного Серафима Вырицкого. Последний пункт оказался, можно сказать, прямо по теме, ведь преподобный Серафим был до принятия монашеского пострига известным петербургским купцом и благотворителем; потом, избрав путь монашеского жития, он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, простояв в молитве на камне тысячу дней и ночей. Будучи предпринимателем, он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг; он высоко оплачивал труд своих работников и заботился о них, кормил тысячи нищих… Это ли не достойный пример для подражания современным предпринимателям?!

http://pravoslavie.ru/1363.html

Живое свидетельство апреля 2016 Людей, знавших преподобного Серафима Вырицкого при жизни, - свидетелей - осталось не так много. Правнучка святого Ольга Данииловна Набоко прожила вместе с ним 11 с половиной лет. Она делится воспоминаниями о своем прадедушке. - Ольга Даниловна, вы прожили рядом со своим прадедушкой, преподобным Серафимом, не один год. Расскажите, пожалуйста, что предшествовало этому? - Сын преподобного Серафима, Николай Васильевич Муравьев, был женат на Евгении Любарской. Это был официальный брак. Но после того как в 1917 году в семье родилась моя мама, Маргарита Николаевна, они развелись. Я не знаю почему, не знаю причин и подоплеки развода - у нас эта тема никогда не поднималась. Но могу лишь предположить, что она просто хотела уехать за рубеж. У нас же о загранице никто не помышлял даже! А ведь с таким капиталом, какой был в нашей семье, приняли бы с распростертыми объятиями! После развода Маргариточка, как всегда называл ее преподобный Серафим, осталась с бабушкой и дедушкой. - Получается, что бабушка и дедушка заменили ей родителей? - И папу, и маму, и всех, кого только было можно. Какое-то время, до 1920 года, они живут в Тярлево. За мамой помогает присматривать бонна. Семья богатая, у ребенка есть всё, что нужно. А в 1920 году бабушка и дедушка уходят в монастырь: дедуленька (мы называли его только так) - в Александро-Невскую лавру, а бабуленька - в Воскресенский Новодевичий монастырь, куда и забирает с собой мою маму. - Почему ваша мама жила у дедушки в Лавре в течение последнего года его пребывания там? - Думаю, это произошло по очень сильной любви ее к своему дедушке. И он маму тоже очень любил. Говорил: " Я ведь схимник, мертвец для мира, а так тебя люблю. Это грех большой " . Дверь дедушкиной келии выходила на террасу (закрытая галерея Феодоровского корпуса Лавры. - Прим. ред.), и мама вспоминала, как вечером ей разрешалось там играть. Лаврская келия старца Серафима состояла из двух помещений, во втором стояла кроватка Маргариточки. И когда в 1990-е годы мы приходили в Лавру с Валерием Павловичем Филимоновым, чтобы отыскать келию, моя мама схватилась за ручку двери и принялась ее благоговейно целовать. Так дорога ей была память о дедушке.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2012 18 мин., 30.04.2012 1 страница обложки – «Бурановские бабушки», сельский творческий коллектив, выигравший в 2012 году право представлять Россию на международном конкурсе Евровидение (PhotoXpress). См. в «Интервью номера» статью «”Бурановские бабушки”: Евровидение как способ построить храм» (С.10-14). Пролог : (на заставке – фото Валерия Пешкова) Владимир Набоков. Пасха. На смерть отца («Я вижу облако сияющее, крышу…»). Стихотворение. 1922 г.//Фома. - – апрель 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о Боге. О самой главной в жизни встрече . Подборка писем и цитат//Фома. - – апрель 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). Первое послание Иоанна I :5. Цитата: «Бог есть свет…». – С.4; Освобождение / Вера , 23 года, Санкт-Петербург. – С.4; Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). « Беседа Бога с душою человека ». Цитата: «Думал ли ты когда либо, что все касающееся тебя, касается и Меня?..». – С.4; Николай Бердяев (1874-1948). Цитата: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего…». – С.4; Сомневающийся физик / М.- С.4-5; Митрополит Анастасий ( Грибановский ) (1873-1965). Цитата: «Я бы хотел верить, - говорят некоторые, - но не могу. «Нет, ты можешь, но не хочешь», - следует ответить им… ». – С. 5; Святитель Иннокентий ( Борисов ), архиепископ Херсонский (1800-1857). Цитата: «Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим…». – С.5; « Отрекаюсь!»/ В ., Санкт–Петербург. – С.5-6; Евангелие от Иоанна 3:16 . Цитата: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…». – С.6; Преподобный Силуан Афонский (1866-1938). Цитата: «Сердце рвется сказать…». – С.6; Гилберт К. Честертон (1874-1936). « Вечный человек ». Цитата: «В наши дни принято считать, что все религии равны, а все основатели религий – соперники…». – С.6; Сон / Вера , г. Саки, Украина. – С.6; См. также: Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом малом театре. Что почитать атеистам //Фома. - – апрель 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-108-...

3 апреля. День памяти прп. Серафима Вырицкого. [Этот удивительный человек происходил из простой крестьянской семьи. Он самостоятельно овладел грамотой, открыл свое дело и в начале ХХ века вошел в число самых богатых людей России. А после революции 1917 года, в разгар страшного смутного времени, сулившего муки и смерть за одно только имя Христово, раздал все имущество и ушел в монастырь. В тяжелейшие для России времена преподобный Серафим стал живым свидетельством того, что Бог никогда не оставляет человека]. Фото. — С.4; 10 апреля. Начинается Страстная седмица. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают важнейшие события Евангелия — Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, Его Крестную смерть и погребение. Эту неделю поста Церковь чтит особо: каждый ее день называется Великим, потому что он связан с величием Искупительного Подвига Иисуса Христа]. Фото пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии. — С.5. 8 апреля. Лазарева суббота. [Лазарева суббота — воспоминание о воскрешении Христом Его друга, праведного Лазаря. Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, заплакал. Этими слезами Господь показал истинность Своей человеческой природы, ведь человеку свойственно плакать об умерших близких. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа, сестра Лазаря, воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей: Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Камень отвалили, и после молитвы Христа из пещеры вышел живой Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий. И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейские первосвященники испугались и задумали страшное: с этого дня положили убить Его]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Художник Павел Сведомский. Фреска, 1890-е. — С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-240-...

В незримом подвиге. Годы жизни отца Серафима в миру (1866–1920) Поступок «Господь испытывает праведного...» ( Пс.10:5 )   Грозный 1917 год... Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания. Сотрясает многовековые устои государства российского февральский переворот. Со словами: «Кругом измена, и трусость, и обман...» – начинает свой мученический путь на Голгофу Государь Император Николай II. Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, творческой интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. В это же время известный петербургский коммерсант Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима), занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок – он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Ново-Девичьего женского монастыря в Петербурге и Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иеромонахом Варнавой, старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Василий Николаевич владел высокоприбыльным, процветающим предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке и его контора поставляла меха в торговые дома Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и других стран. Не помешала этому и первая Мировая война – обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела. Его знали в европейских столицах – Вене, Берлине, Варшаве, – которые он посещал по роду своей деятельности. Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья – вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал... От юности имевший от Господа многие дарования и обладавший богатейшим жизненным опытом, Василий Николаевич мог вполне предвидеть надвигающиеся октябрьские события и братоубийственную войну. Казалось, ничто не мешало ему вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на Западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь. Однако, для Василия Николаевича такого выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Высокопреосвященнейший Гедеон, Митрополит Ставропольский и Владикавказский. Любящим Бога все содействует ко благу. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ЛЮБЯЩИМ БОГА ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ (Рим. 8, 28) Высокопреосвященнейший Гедеон, Митрополит Ставропольский и Владикавказский 28 февраля 2001 года. Пройдет гроза над Русскою Землею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит... …Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит, и имя Русского, Великого Народа, как гром, по всей вселенной прогремит! Преподобный Серафим Вырицкий В годы тяжелейших испытаний русские православные люди не унывали, ибо знали, что невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27) . Вся история России подтверждает это. Ведь не раз и не два за истекшее тысячелетие казалось, что Отечество наше погибло, — так было в XIII веке во время татаро-монгольского нашествия, в XVII веке во время Смуты … Весь XX век, с его войнами, революциями, распадом государства, стал для России веком нечеловеческих испытаний. Но, как это бывало не раз, и эти испытания, Богу содействующу, мы все же преодолели. Почему же сегодня, когда нет войны, нет тех кровавых гонений, через которые прошли наш народ и Русская Православная Церковь, мы вступаем в третье тысячелетие с таким пессимизмом? Послушайте, о чем говорят и безбожники, и верующие в Бога люди: Русь на краю гибели, русских все не любят, дают миллиарды долларов на их уничтожение . Такое настроение совершенно непонятно, если исходить из внешних обстоятельств жизни. Разве только в России есть житейские трудности? Не будем говорить уже о странах третьего мира, где царят голод, эпидемии и бесправие. Но посмотрите, что происходит в благополучной Европе: Англия стоит на грани уничтожения всего поголовья скота, та же беда постигла Германию, Францию; всюду процветает наркомания, преступность. Неужели на этом фоне положение России кажется таким плохим, неужели ее никто не любит , и каждый готов погубить ее? А как же ирландцы в Ольстере, воюющие против англичан и своих же соплеменников, но другой веры; баски в Испании, убивающие полицейских и политиков, ради какой-то автономии? Есть десятки стран, куда не рекомендуют ездить американцам, — то есть, подразумевается, что в этих странах человек может пострадать только потому, что является гражданином США...

http://zavet.ru/gedeon1.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Смерть на Пасху Рассказ христианина 24.04.2018 1267 Время на чтение 6 минут Впервые в Русскую Православную Церковь я вошел в 1992 году - это было время, когда явно рушилось государство, когда прежние идеологические аксиомы старыми же коммунистическими пропагандистами вдруг представлялись явными глупостями и злобно высмеивались. Казалось, что общество превращается в жестокий балаган разврата, где уже не будет места ничему святому, ничему тому, что мы сохраняли в себе и стремились защитить, хотя бы, в глубине своей души. После принятия Святого Крещения 29 декабря 1992 года для меня открылась новая, доселе неведомая Вселенная - Вселенная Света и Добра, Вселенная Подвига Любви, и эту Вселенную было очень интересно познавать на личном опыте церковной жизни, на примерах Священного Писания и Священного Предания. Меня, как успешного командира производства и бывшего пропагандиста марксизма-ленинизма, сразу же заинтересовали сроки Последних Времен - когда они уже начнут наступать, и с какого момента физическая жизнь христианина станет опасной, с точки зрения возможного непопадания в Царствие Небесное - ведь впереди будут ждать жестокие искушения и жестокие испытания, которые ты можешь и не выдержать, предать Христа, приняв какую-нибудь, с виду безобидную, антихристовую «похлебку», а потом падать еще и еще, и «пролететь» мимо такого желанного Царствия Небесного, «как фанера над Парижем». А так как, признаки Последних Времен нам ярко демонстрировались и на работе, и на улице, и по телевидению, то очень хотелось определить для себя те грани Бытия, за которые уже нельзя заступать. Откровение Иоанна прямо говорило о печати антихриста, без принятия которой нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать. Ага - это электронные документы, электронные карты, чипы, метки и т.д. Также ясно и с «последним отсчетом» - антихрист будет править миром в течение трех с половиной лет, а до того времени будет идти к власти тоже три с половиной года. Преподобный Серафим Вырицкий пророчествует нам из времен жестоких гонений богоборческого ХХ века: «Наступит такое время, когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут приезжать к нам креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист» (Новиков А.Н., «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургскские епархиальные ведомости», 1990,

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/25/...

Исторические справки и приложения Общество по распространению коммерческих знаний Небезынтересны сведения по истории и устройству Общества, найденные в ходе архивного поиска документов, связанных с отцом Серафимом. Созданное в 1869 году, оно состояло под Августейшим покровительством самого Императорского Высочества великого Князя Александра Михайловича и одновременно объединяло в себе функции учебного заведения, предпринимательской коллегии и благотворительного фонда. Главной задачей Общества было развитие в России коммерческого образования. Учредители Общества писали о своем детище как об учреждении, «...которое объединяло бы разрозненные силы в мире коммерческих вопросов, которое служило бы одному общему делу, возможно широкому распространению и развитию коммерческих знаний, должно способствовать дальнейшему подъему российской торговли и промышленности» с. 1–2]. Сначала Общество размещалось в доме 57, а затем в доме 90 по Невскому проспекту. В течение многих лет вплоть до 1917 года бессменным Председателем Общества был потомственный почетный гражданин, действительный статский советник Григорий Григорьевич Елисеев. В Общество входили прочие члены этой всемирно известной купеческой фамилии. Членами Общества были министр финансов С.Ю. Витте, директор департамента промышленности и торговли В.И. Ковалевский и другие известные государственные деятели. Ежегодные восемь общих собраний членов Общества и 27 заседаний совета Общества всегда начинались и заканчивались общей молитвой. Среди членов Общества была проведена добровольная подписка для приобретения в зал заседаний Общества иконы Спасителя в резном дубовом киоте. Освящение иконы совершал протоиерей Исаакиевского собора Григорий Петров. Иконы также находились во всех прочих помещениях Общества. Начало каждого семестра обучения предварялось торжественным молебном, ибо главной целью русского купечества, обучавшегося на курсах, всегда был труд во славу Божию и на благо Отчизны. В состав Общества входили: Высшие Коммерческие курсы; курсы бухгалтеров; торговая школа для мальчиков 12–14 лет; курсы иностранных языков и коммерческого письма на иностранных языках; другие учебные подразделения, благотворительные фонды и обширнейшая научная библиотека по различным отраслям знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010