Вместе с благим игом священства получил иеромонах Варнава и новое послушание – главного свечника Лавры Теперь в его обязанности свечника входила закупка воска для производства свечей на свечном заводе Лавры и масла для лампад во все четырнадцать храмов монастыря, а также выемка пожертвований из кружек. Должность весьма хлопотная и ответственная, поскольку главный свечник отвечал за все средства, вырученные от продажи свечей, масла, за пожертвования, полученные во время тарелочного сбора, а также от некоторых частных благодетелей. В архиве Лавры, относящемся к этому периоду, – многочисленные рапорты иеромонаха Варнавы о сдаче им в казну Лавры денежных сумм В полной мере пригодились в это время отцу Варнаве прежние коммерческие знания и навыки. Страну лихорадила инфляция, и приходилось постоянно пересматривать цены на свечи в связи с возрастающими ценами на воск и прочее Однако не это было главным на его монашеском пути. Участвуя в хозяйственных делах Лавры, отец Варнава никогда не забывал о иноческом делании – о молитве и духовном совершенствовании, а также о долге священника. Как великий дар Божий принял подвижник свое иерейское служение. С глубоким чувством радости и святым трепетом предстоял он пред святым престолом, молясь за людей. С великим благоговением и страхом приносил он Бескровную Жертву. Служение отца Варнавы всегда отличалось особой торжественностью и неподдельной искренностью. Лицо его сияло, как сияют лица праведных, когда выходил он в сретение Господу: казалось, слышал он сладчайший глас Небесного Владыки: «Добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа своего» ( Мф.25:21 ). Как вспоминают очевидцы, на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьева) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди , отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. В отличие от иноков, подвизавшихся в уединении, бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утонченного интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время в слове и служении скромного лаврского иеромонаха начинали отмечать необычайную духовную глубину и силу, души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве. Все шире становился круг его духовных чад, а у дверей его кельи все чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением. Имя Тебе – Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Создавались они по проекту эсэсовских концлагерей самого нечеловеческого режима. Названия у них были как бы романтическими: Камышлаг, Речлаг, Горлаг, Озерлаг, Песчанлаг, Берлаг, Минлаг и другие. Сегодня от одних этих слов сотрясается мое сердце. Сколько светлых людей поглотила эта сатанинская система, сколько загубила душ... Кстати, это были шифрованные названия – в Речлаге не было никаких рек, как в Камышлаге не было камышей. Я был заключенным Минлага, лагеря того же типа, что и Озерлаг, в котором пребывал отец Алексий Кибардин. Это известно мне точно, так как между этими лагерями существовала определенная миграция – заключенных время от времени перемещали из лагеря в лагерь. На пересылках приходилось слышать: «Не дай Бог, если попадешь в один из зоопарков Берии!» В барак помещалось около 400 человек. Это были длинные одноэтажные здания с одним центральным входом и двухярусной системой коек. Рядом с лагерем стояла воинская часть, состоявшая из отъявленных головорезов, такими же были и надзиратели. В заключенных постоянно воспитывали самые нечеловеческие чувства, натравливали друг на друга. Об этом, собственно, писалось уже достаточно. Однажды нас заставили выкопать поблизости от лагеря огромный котлован, никто не знал, для чего это делается. Впоследствии оказалось, что, в связи с начавшейся «холодной» войной, мы подлежали немедленному уничтожению в случае начала реальных военных действий. Время от времени нас поднимали по тревоге и выгоняли из лагеря к этому котловану, безжалостно избивая прикладами, кололи штыками, травили овчарками. Всех выстраивали на краю котлована и имитировали сцену расстрела. Словами все это не передать – некоторые падали, некоторые заливались слезами... Потрясение было не из легких. Все были запуганы до самой крайней степени. Хочу поведать несколько слов о религиозной жизни. Надо сказать, что она, с Божией помощью, тихо-тихо теплилась, но шла катакомбным образом. Уголовники могли собираться целыми стаями, но стоило собраться вместе двум-трем православным, как сразу же «стучали».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Высшие Коммерческие курсы состояли в ведении Министерства финансов и по количеству и объему преподаваемых предметов и составу преподавателей относились к типу ВУЗов. Срок обучения на курсах составлял два года. К занятиям привлекались лица, уже имевшие солидную практику торгово-промышленной деятельности. Обучение проводилось по вечерам. Высшие Коммерческие курсы открылись в начале 1695 года и первый выпуск 1897 года составил всего 22 человека, в числе которых был и Василий Николаевич Муравьев. В дальнейшем число слушателей неуклонно росло: 1896–97 годы – 67 человек; 1897–98 годы – 147 человек; 1698–99 годы – 316 человек; 1699–1900 годы – 353 человека и так далее. Профессорско-преподавательский состав курсов был очень представительным. Заведовал курсами действительный статский советник, профессор Императорского Александровского Лицея Василий Гаврилович Яроцкий. Преподавание вели известнейшие деятели науки и техники того времени. Основными предметами, изучавшимися на Высших Коммерческих курсах были: 1) бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией; 2) коммерческая математика и вычисления; 3) политическая экономия – а) общий курс, б) история хозяйства и торговли, в) финансовое право (история хозяйства, торговли и права изучалась, начиная со времен Древней Греции и Рима); 4) законоведение – теория права и строй государственных учреждений; 5) торговое право с основами вексельного права; 6) гражданское право; 7) коммерческая география; 8) статистика; 9) товароведение. Обучение было весьма разносторонним. Слушатели курсов очень ответственно относились к получению знаний и неуспевающих среди них практически не было. Ярославское благотворительное общество Еще одна замечательная страница истории российской благотворительности, которая была открыта в ходе изысканий об отце Серафиме. Как много сегодня забыто того, что некогда являлось нормой жизни, естественным состоянием души русского. Великодушие и отзывчивость, искренняя любовь к ближним, находившая свое выражение в нелицемерной заботе о попавших в трудные обстоятельства жизни, болящих и обездоленных всегда отличали наших предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Старшему лейтенанту и в голову не пришло ослушаться. Дал приказ, и солдаты расстреляли цистерны из автоматов. Спирт полился отовсюду. Все стояли в недоумении, не понимая, зачем они это сделали. Тогда решили обратиться к полковнику, узнать, кто он и почему отдал такой приказ. А полковник как сквозь землю провалился. Комбат подумал: «Может, это было наваждение». Начал спрашивать у солдат, но все отвечали, что был полковник и был приказ. Как выяснилось впоследствии, в цистернах находился метиловый спирт, так что тех, кто выпил бы его, ожидала смерть. Вот такое непонятное происшествие. Когда старший лейтенант вернулся с фронта домой, то увидел у матери в уголке с иконами фотографию монаха, в котором узнал полковника, приказавшего расстрелять цистерны. Он спросил ее, кто это. Мать ответила, что это духовный отец ее, иеросхимонах Серафим. «Он молился за тебя всю войну, – сказала мать, – я его просила, чтобы молился за тебя, чтобы ты вернулся живым». Помощь с жильем Одна женщина вернулась в Ленинград с детьми после эвакуации, а комната ее занята. Стала судиться. Жить негде, скиталась по квартирам. От переживаний заболела так, что не могла с постели встать: с сердцем совсем плохо. Все хотела к старцу поехать, а сил нет. Попросила знакомую спросить у батюшки, что делать, может, отступиться. Старец передал: «Пусть судится, комната ее будет». И, правда, вернули комнату – после седьмого разбирательства в суде. Другая женщина по имени Анна пережила Ленинградскую блокаду в чужой квартире, сохранив ее и все находившиеся в ней вещи. Когда в 1946 году хозяева квартиры вернулись, она осталась без жилья и без прописки. Обращалась в разные инстанции, писала заявления, и всюду отказали, отчего пришла она в полное отчаяние. Кто-то посоветовал ей съездить в Вырицу к старцу Серафиму. Анна поехала к батюшке, который сказал ей кратко: «Будет у тебя и прописка и комната, не отчаивайся». Буквально на следующий день Анну вызвали в домоуправление и предложили прописку и комнату в том же доме: в одной из квартир жили больные старые люди, которые нуждались в уходе. Управдом и паспортистка порекомендовали Анну как добросовестного и надежного человека, сохранившего чужую квартиру. Анну прописали и дали комнату «по уходу за больными и одинокими людьми». Александра

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Был награжден боевыми наградами. В 1918 году, вернувшись после демобилизации в Петроград, поступил в Петроградский университет, который блестяще закончил в 1922 году. Там и остался работать, уже с 1932 года - в должности профессора, впоследствии возглавлял кафедру теоретической физики. При этом в разные годы одновременно работал в Физико-техническом институте АН СССР, Государственном оптическом институте, Физическом институте АН СССР и Институте физических проблем АН СССР. С 1932 года - член-корреспондент Академии наук СССР, с 1939 года - академик. Годы войны провел в блокадном городе на Неве. Многие труды Владимира Александровича имели исключительно важное значение для развития военно-промышленного комплекса страны. Награжден медалью " За оборону Ленинграда " , орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Ленина (1945, 1953, 1958, 1968), Сталинской премией первой степени (1946) за научные работы по теории распространения радиоволн, Ленинской премией (1960) за работы по квантовой теории поля и рядом других наград, включая звание Героя Социалистического Труда. В.А. Фок был избран иностранным членом Норвежского королевского общества, Королевского общества Дании, Немецкой академии наук в Берлине, почетным доктором университета Дели, Мичиганского университета, Лейпцигского университета и членом Международной Академии квантовой теории молекул. Фундаментальные труды Владимира Александровича " Дифракция радиоволн вокруг земной поверхности " , " Теория пространства, времени и тяготения " , " Работы по квантовой теории поля " и другие стали выдающимся вкладом в мировую науку. На юбилейной монете Центробанка РФ, посвященной Санкт-Петербургскому государственному университету, Владимир Александрович Фок изображен рядом с Димитрием Ивановичем Менделеевым. Леон Абгарович Орбели - выдающийся физиолог, академик Академии наук СССР, академик Академии медицинских наук СССР, вице-президент АН СССР, академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР, начальник Военно-медицинской академии РККА имени С.М.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Вадим К. Александру С. 25 ноября 2017, 12:49 Одна книга одного полуизвестного автора неубедительно. Может быть и был якобы миллион у Власова, но этот миллион сидел в тылу и немцы ему не доверяли. Многие из них пошли на это, только чтобы спастись от смерти в лагере военопленных. Были и такие натуры, для которых личная месть была выше интересов народа и они с удовольствием ею занимались под немецкой рукой. Это что ли герои? Или те, которые ехали работать в Германию и восхищались их хозяйством? Ну а предатели это конечно же те, которые стиснув зубы и отложив счет к сов. власти, работали на победу, кидались на амбразуры, таранили нем. самолеты. Кстати, многие до сих пор Россию считают коммунистической и ее за то ненавидят. За дело, так? Вадим К. 25 ноября 2017, 12:27 Иван, ответьте прямо: умиравшие сголоду в Ленинграде были предатели? Жуков, отстоявший Москву, был предателем? Почивший недавно о. Кирилл Павлов, воевавший в Сталинграде, был предателем? Преподобные Лаврентий Черниговский и Серафим Вырицкий тоже кем были, молившиеся об изгнании немцев? Кем они по-Вашему все были? Ответьте прямо. Иван 25 ноября 2017, 02:03 АлександрГ: " Да, я считаю, что большевики желая своему Отечеству поражения в годы русско-японской войны и первой мировой войны совершили акт предательства. " Ну слава Богу, хоть в чем-то мы сошлись. Именно поэтому, для представителей белоэмиграции это не было актом предательства. Наоборот - это была СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА С ПРЕДАТЕЛЯМИ! Которую они и не прекращали. Так что Краснов и другие белоэмигранты предателями точно не являются. Формально предателями можно называть власовцев, из бывших военнослужащих РККА, они давали присягу советам и её нарушили. НО... только формально. Поскольку, те, кому они давали присягу, сами были такими же предателями, 20 лет назад (в 17-ом) также изменившими присяге... Игорь В.К. 25 ноября 2017, 00:11 Меня в этой дискуссии вообще больше всего вот что удивляет. Люди на голубом глазу сравнивают немцев с большевиками, чтобы доказать что немцы всёж хуже. Люди, окститесь! Немцы есть немцы, это чужой народ и они не обязаны испытывать к нам нежных чувств. Это внешний враг. Но большевики творившие зверства похуже немецких, как-никак выдавали себя за " своих " (о чем тут писал Иван). Одно это должно делать их куда отвратительнее любых немцев. Нет?

http://pravoslavie.ru/108286.html

Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варнава, вместе с тем, служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел. Послушание главного свечника, которое нес отец Варнава, было не из легких. Торговля – дело весьма хлопотное и ответственное, тем более, что помимо свечей и лампадного масла, в киосках Лавры продавались образочки, крестики, краткие молитвословы и акафисты, изготовленные в мастерских обители. Труд свечника Лавры требовал ежедневной отчетности и оформления целого вороха деловых бумаг. Документы Лавры за 1921–1923 годы пестрят множеством докладных записок, рапортов и отчетов, составленных иеромонахом Варнавой (Муравьевым), и все они написаны четким, характерным почерком, говорящим о редкой целеустремленности его обладателя. Давала о себе знать прошлая многолетняя практика коммерческой деятельности, которую отец Варнава в совершенстве освоил еще в миру, в бытность одним из крупнейших петербургских мехоторговцев. Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия Лавры решили избрать иеромонаха Варнаву (Муравьева) членом Духовного Собора, с назначением его на один из ключевых административных постов Лавры – ее казначеем. Как ни стремился отец Варнава к уединению и отрешению от мирских забот, тяжелейшая работа распорядителя денежных средств обители, связанная с постоянной ответственностью за ее финансовое положение и взаимоотношения с властями и официальными инстанциями, была принята им с истинно монашеским смирением и послушанием воле Божией. Аккуратность в денежных расчетах, желание безупречного порядка во всех хозяйственных делах, вошедшие в привычку, не допускали даже маленькой неточности или поблажки. Поэтому часто случалось так, что оформлением документации и деловых бумаг, различными выкладками и начислениями отцу Варнаве приходилось заниматься далеко за полночь. Немалых сил стоило и участие в Духовном Соборе Лавры, заседания которого проходили 3–4 раза в месяц. Как удавалось неутомимому подвижнику совмещать свои послушания с непрестанной молитвой, богомыслием и пастырской деятельностью, остается тайной, известной только Господу. Так подвизался отец Варнава «достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца...» ( Кол.1:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Член Союза писателей России, вице-президент Петровской Академии наук и искусств Андрей Антонов отметил, что, к сожалению, сегодня русская интеллигенция разделена по идеологическим критериям, разделена по отношению к основным периодам развития России. Появился значительный коллектив, который придерживается дохристианского мировоззрения, - родноверы, обособленно держатся православная интеллигенция и интеллигенция советская, приверженцы коммунистической партии. Но мы же все – русские. И это главное, вне зависимости от идеологических воззрений. В единстве наша сила. Недруги России действуют по известному ещё с времён Древнего Рима принципу: разделяй и властвуй. Нельзя поддаваться их разрушительному воздействию. К тому же, историю России, русского народа нельзя разделить, это единый процесс, ко всем периодам и событиям которого надо относиться с уважением. В заключение поэт Татьяна Егорова прочла стихотворение, посвященное Св. Серафиму. Завершился круглый стол молитвой преподобному Серафиму Вырицкому. И здесь участники дискуссии оказались едины. Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель «Собора православной интеллигенции СПб» Фотографии Дарьи Белянской: Валерий Филимонов Аудитория Валентин Семёнов Владимир Малышев Борис Дверницкий Андрей Грунтовский Андрей Антонов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 10. Ответ на 9., Даневский Саша: Красный захочет стать белым, а белый красным?Запросто,Саша!Некое... Событие - и все! Так было и так будет,если разумеете. Но тогда разделение никуда не денется? Для электроника это просто: взял лист - он белый, потом кисточку и красную краску, закрасил - терерь он красный. А что белые пели: мы смело в бой пойдём за Русь Святую и за неё прольём кровь молодую, а красные переиначили: мы смело в бой пойдём за власть советов и как один умрём в борьбе за это, спроси его за что - за это? Вероятно за советский авангардизм, которым наш электроник машет как флагом. Он ведь даже не понимает зачем Герасим утопил свою Муму. Будет куробить, что верхи не могли, а низы не хотели, вот от этого всё и вышло.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/13/se...

Можно даже попробовать такое упражнение. В течение недели не говори ни о ком ничего плохого. Просто в качестве эксперимента. От воскресного дня до воскресного, от исповеди до исповеди не произноси ни одного плохого слова в адрес ближнего. Если и говорить что-то о ком-то, то только хорошее. Так уже начнется работа над собой. Иногда мы думаем, что не осуждаем, а всего лишь рассуждаем о действиях другого человека. Как одно отличается от другого? Рассуждение переходит в осуждение по упомянутому простому принципу: когда мы начинаем говорить о людях плохое. Пусть это плохое вроде бы соответствует им, но, произнося темное, мы ставим на них клеймо. Постараемся говорить хорошее, светлое, доброе, тогда осуждения точно не будет. Поверьте, если мы перестанем говорить о людях дурное, то ничто не обрушится, не рухнут ни правопорядок, ни педагогика, ни внутрисемейные отношения. Напротив, станет больше чистоты и света. Пусть картина жизни покажется неполной. Но лучше она будет неполной из-за вытеснения тьмы, нежели из-за постоянного изгнания света. Но исправить свое слово недостаточно, важно исправить мысль. То, что мы в человеке видим, зависит от того, как мы смотрим. Пчела везде найдет красивый цветок и сядет на него, чтобы собрать полезный нектар, а муха везде найдет грязь и сядет туда, чтобы собрать новых микробов. Вот ты увидел пьяного человека и сразу подумал: «Бездельник, попрошайка! И как только свет носит такого?!» Но представь, что было время, когда на него с любовью смотрела родившая его мама, как она не чаяла в нем души и надеялась, что его жизнь сложится счастливо. Его пьянство – это болезнь, он мучается от этого, как и каждый из нас страдает от своих тайных недугов души. Его душа ждет помощи, и даже простая от сердца молитва о нем окажет пользу ему. Авва Пимен: «Если человек находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства» К преподобному Серафиму Вырицкому как-то молодая супружеская пара принесла большую сумму денег в качестве пожертвования. Святой Серафим их не принял, а благословил отдать первому встречному по дороге на станцию. Каково же было их удивление, когда первым встречным оказался шатающийся от опьянения мужчина. Молодая супруга растерялась: как можно давать деньги такому? Но муж принял решение: «Поступим по словам батюшки». Когда они протянули деньги пьяному человеку, то оказалось, что тем самым они спасли его от самоубийства. Он работал в торговле, и у него образовалась недостача ровно на ту сумму, которую они вручили ему. Боясь тюрьмы, он впал в отчаяние и думал наложить на себя руки. Неожиданная милостыня спасла ему жизнь. Так святые прозревали беды людей и спасали их, а мы бываем готовы заранее осудить их и тем самым способствовать их погибели.

http://pravoslavie.ru/111422.html

Этим первым встречным оказался, как говорят, вдребезги пьяный мужчина. Молодая женщина растерянно сказала мужу: «Как же нам быть?» Однако, он невозмутимо ответил: «Поступим по словам батюшки...» Как только они вручили деньги этому мужчине, он моментально протрезвел: «Миленькие! Да как же мне вас благодарить! Вы меня от смерти спасли!» Оказалось, что этот несчастный работал в торговле, и у него образовалась недостача ровно на такую сумму. Денег дома не было, и ему грозила тюрьма. Он впал в отчаяние, и решил наложить на себя руки. Для «храбрости» порядком выпил... Так необычайная прозорливость батюшки Серафима спасла этого человека от самого страшного смертного греха. Можно сказать, что старец вытащил его из ада преисподнего и отнял у врага спасения еще одну душу... «Ты будешь по всей стране ездить!» Рассказ Ольги Федоровны Куликовой вновь свидетельствует о необыкновенной прозорливости Вырицкого старца. ... Случилось так, что война разлучила меня с моей мамой – она оказалась в Вырице, а я у родных в Петербурге, где и провела все годы блокады. В военную пору мама пела в хоре Вырицкой Казанской церкви и часто посещала батюшку Серафима. Он всегда говорил домашним: «Дайте ей мучки и сахарку!». После снятия блокады ходила вместе с мамой к старцу и я. Никогда я не видела человека такой необъятной доброты. У него всегда было как-то особенно тепло и спокойно. Мы уходили от батюшки умиротворенными, с ощущением неизменной радости, которая долго не покидала нас. Как легко было тогда на душе! Я заканчивала школу и с детства хотела стать портнихой. Однажды сказала об этом старцу, на что он ответил: «Портнихой стать всегда успеешь. Ты будешь по всей стране ездить!» После окончания школы я поступила на работу в одну из научно-исследовательских организаций города. Работала сначала чертежницей, затем конструктором. Со временем потребовались новые знания, и в 1959 году я поступила в Судостроительный техникум, который закончила в 1964 году без отрыва от производства. Тогда-то и сбылись пророческие слова великого старца – меня стали посылать в командировки по всей стране. Бывала на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, на Черном и Балтийском морях. Всю жизнь хранило меня благословение батюшки Серафима, около двадцати лет колесила я по стране...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010