Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 3 Силою свыше облекий апостолы Господь, облече тя, отче, в ризу спасения, украси тя красотою добродетелей и чудес даром, мы же благодаряще Бога Дивнаго во святых Своих, вопием: Аллилуиа. Икос 3 Имуще обитель тебе, отче, почивающа зде святыми мощами, радостию исполняется и веселящися умильно тебе вопиет: Радуйся, избранный сосуде Святаго Духа; Радуйся, по Бозе и Богородице радосте наша и покрове; Радуйся, тихое пристанище наше от молвы греховныя; Радуйся, апостольских учений исполнителю; Радуйся, святых отец подражателю; Радуйся, яко ангел, безстрастием просиявый; Радуйся, облаче, от зноя страстей укрываяй; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 4 Буря недоумения смущает мя, како воспою тя, святе, зане буря страстей и волны грехов потопляют мя; услыши убо вопль и слезы потопляемаго и бедствующему помози, спасай мя, прибежище мое, да воспою благодарно Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще боровские людие, яко тобою грешнии спасаются, недужнии исцеляются, бесы прогоняются, гладнии питаются и скорбящии утешени бывают, потекоша к тебе и ближнии и дальнии, яко к реце, веселящей град Божий и люди. Паче же во время глада устремляхуся вси к тебе с верою в милосердие твое. Ты же и питал еси приходящия ежедневно яко тысящи и множае, дондеже глад преста. И тако прославися тобою Отец Небесный; мы же воспоминающе о сем восхваляем тя усердно сице: Радуйся, милосердый отче наш; Радуйся, благодатный врачу душ и телес наших, Радуйся, отчаянных в милосердии Божием утвердителю; Радуйся, смущенных умиротворение; Радуйся, колеблемых утверждение и падших возстановление; Радуйся, кормчий духовный ко спасению; Радуйся, гладных питателю, нагих же одеяние и пристанище нищих; Радуйся, страждущим утешение; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 5 Боготечную звезду уведевше тя, преподобне Пафнутие, ученицы твои: Иосиф Волоколамский, Иннокентий, Илия сродник твой и инии, яко мудрии волсви, ищуще Царя и Спаса миру и тобою испытующе путь, яко светильник держаще тя, достигоша того и радуются ныне с тобою, вопиюще: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Догматические и вообще отвлеченные истины выражал точно и сжато и, кроме общих мыслей, обыкновенно излагаемых в церковных службах, умел указывать в каждой и те особенности, какие свойственны прославляемому в ней святому. В некоторых своих службах, однородных по предмету, Пахомий как бы повторяется, что могло зависеть и от спешности его работ: например, в службе преподобному Никону Радонежскому немало песней, почти тождественных по мыслям и оборотам речи с песнями службы преподобному Сергию, а в службе святителю Пермскому Стефану встречаются песни, почти целиком взятые из службы Московскому святителю Ионе. В доказательство сравнительного достоинства церковных песнопений Пахомия можно указать на то, что его как песнописца высоко ценили современники, ему старались, как увидим, подражать последующие наши песнописцы, и, наконец, почти все его песни и службы приняты в наши печатные Минеи и доселе употребляются Церковию, одни с некоторыми изменениями (служба святителю Алексию), а другие даже без изменений (службы преподобному Антонию Печерскому, преподобному Сергию, преподобному Варлааму и митрополиту Ионе). Немало написал Пахомий и житий святых, но в составлении церковных служб он показал более таланта. С начала XVI в. до Соборов 1547–1549 гг. мы встречаем у себя весьма мало церковных песнописцев, известных по имени, и притом весьма небогатых количеством своих произведений. Трое из этих песнописцев составили только по одному канону. Ближайший ученик преподобного Пафнутия Боровского инок Иннокентий написал канон своему учителю и в некоторых песнях, несомненно, воспользовался готовыми выражениями из служб серба Пахомия; канон этот с 1531 г. по благословению митрополита Даниила и всего священного Собора пелся только в обители преподобного Пафнутия на день его кончины, а потом, по прославлении Пафнутия в 1547 г., вошел в общее употребление и без перемены занесен в печатные Минеи. Какой-то монах Пахомий, может быть тот самый, который по благословению Ростовского владыки Кирилла сложил повесть о ярославских князьях Василии и Константине (между 1526 и 1533 гг.), написал канон князю Петру и княгине Февронии Муромским (Муром находился в Ростовской же епархии), занесенный также в печатную Минею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Радуйся, притрепетный служителю Страшных Таин; Радуйся, блюстителю Православия; Радуйся, хранителю чудный обетов монашеских; Радуйся, милостивый заступниче кающимся; Радуйся, помогаяй и нам соблюдати обеты наши Богу; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 8 Странен и дивен был еси на земли, истый же подражатель небесным житием, словом и молчанием, яко умилитися видящим тя. Приидоша бо от князя слузи буйнии, во злобе хотяще сожещи обитель твою, егда же узреша тя, аки ангела тиха и светла, внезапу применишася на кротость и мнози тако уклонишася от зла и сотвориша благо от слышания и видения твоего, мы же прославляюще о сем Бога, умильно вопием ти: Аллилуиа. Икос 8 Возведи окрест очи твои, отче, и виждь: се бо многая чада твоя, с разных стран приидоша к тебе дары носяще, паче же с верою и любовию к заступнику и утешителю своему в скорбех и нуждах и припадающе молят тя: простри руку помощи требующим, услыши нас из глубины души взывающих: Радуйся, ходатаю наш у Бога временных и вечных благ; Радуйся, сияние нам Божией милости; Радуйся, дерзновение наше к Богу; Радуйся, яко милостива его обретаем к нам; Радуйся, яко тобою от гнева Божия избавляемся; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 9 Всякое естество человеческое удивися ангельскому житию твоему на земли: попрал бо еси бесов, яко прах под ногама, низложив их шатания, разогнав соблазнов тьму и вся стрелы лукаваго на главу его обратив: сораспялся еси Христу и научил еси многих со страхом пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии не возмогут по долгу восхвалити тя, преподобне, точию ангели достойно восхваляют ангельскими пении, от нас же, яко из уст младенец приими хвалу сию: Радуйся, похвало ангелов, монахов же и всея Святыя Церкве; Радуйся, вшедый в радость Господа Бога Твоего; Радуйся, Патриархом в угождении Богу поревновавый; Радуйся, пророков дара сподобленный; Радуйся, апостольская уста; Радуйся, мучеником соучастниче в распятии плоти и в язвах Господних на теле твоем носимых; Радуйся, миру умерый, Христу же Единому поживый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В «Пустыннике», как и во многих работах на подобную тему, – изображение воды, озера ли, реки – это и возможность отобразить молитвенную тишину, и – намек на преображенную реальность, ведь вода отражает, но иначе – всё окружающее, и главное – вызывает евангельские ассоциации, напоминает об Источнике жизни: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Например, в 1890 году художник напишет работу, известную как «Святой Пафнутий Боровский», на которой изображен старец, сидящий на берегу водоема с удочкой в руках. И здесь снова – человек, пребывающий в гармонии со всем, что его окружает. М. Н. Нестеров, «Святой Пафнутий Боровский» (1890)      В мире с окружающим и герои картины «Лисичка» (1914) – три старца, с умилением смотрящие на доверчиво вышедшую к ним лисичку. За ними тоже широкая гладь водоема. Интересно, что старцы изображены на высоком берегу, это еще более усиливает ощущение простора, а зритель невольно для себя начинает думать и о другой высоте – духовной, которой достигли эти простые пожилые монахи. Они не только верят – они знают, что Бог рядом, ведь они постоянно общаются с Ним. Эта и другие подобные картины Нестерова буквально наполнены тишиной. Когда находишься в Третьяковской галерее, в зале с работами художника, кажется, что ты слышишь эту тишину, она поглощает, заглушает внешний шум, голоса экскурсоводов, реплики зрителей… И тишина эта особенная, молитвенная. М. Н. Нестеров, «Лисичка» (1914)      Дорога к преподобному Сергию Все, о чем сказано ранее, безусловно, можно отнести к серии работ, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) – первая из этого цикла. На картине – момент явления будущему святому Ангела в монашеском образе, который передал мальчику частицу просфоры. Вроде бы – иллюстрация жития, но Нестеров уходит за рамки просто иллюстрации, ему важно творческое осмысление прочитанного в жизнеописании преподобного Сергия.

http://pravoslavie.ru/133830.html

Осенив себя крестным знамением и приложившись к преподнесенной ему иконе, юбиляр в глубоко-прочувствованных словах благодарил всех за оказанное ему внимание и любовь. Затем от имени Совета Боровского Братства, в котором со времени его основания он состоит председателем, были преподнесены отчеты Братства, роскошно переплетенные в одну книгу. Преподнесение отчетов сопровождалось чтением следующаго адреса: Ваше Высокопреподобие, пречестный отец Архимандрит! Члены Совета Братства преп. Пафнутия, в знаменательный день исполнившегося пятидесятилетия служения Вашего в священном сане, сердечно приветствуют Вас, как члена Братства и в особенности как председателя Совета, и в знак глубочайшего почтения к Вам, во всегдашнее воспоминание, имеют честь преподнести Вашему Высокопреподобию отчеты о состоянии Братства за восемь лет его существования. Слишком восемь лет Вы достойно и великочестно проходите обязанности председателя Совета Братства, а исполнение этой обязанности есть высокое служение Ваше св. церкви и отечеству. Да продлит Господь Вашу жизнь еще на многия и многия лета на пользу нашего Братства и на утешение членов его! В это время подошли несколько бедных учеников Боровского уездного училища, получающих от Братства вспомоществование для своего обучения в училище, чтобы поблагодарить юбиляра, как представителя Братства, и один из них прочитал следующее приветствие: Ваше Высокопреподобие, отец и благодетель наш! Настоящий день – праздник для нас, бедных сирот! Милосердный Господь длит Вашу жизнь для нашей радости и счастия. Мы видим в Вас отца и благодетеля. Вы даете нам возможность чрез помощь Братства получать образование в уездном училище, а потому мы вместе с другими и явились в настоящий священный день в сию святую обитель – вознести и нашу детскую молитву о здравии и долголетии Вашем и поблагодарить Вас за Ваши благодеяния. Примите же, отец наш, и наш детский лепет за самый искренний привет. Молим Господа, чтобы и впредь он, Всемогущий, хранил Вас и Вам подобных благодетелей еще на многия, многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сторожевая башня представляет собой наиболее мощное крепостное сооружение архитектурного ансамбля. Все четыре её стороны выходят за пределы стен, только один угол находится внутри двора. Такое расположение значительно повышало боевую мощь башни, так как наблюдение и обстрел противника можно было вести во все четыре стороны. Башня квадратная по форме, снаружи имеет утолщённый, расширяющийся книзу кирпичный цоколь. Толщина стен первого яруса — до 3,6 м. Вход в нижний сводчатый этаж, к бойницам пушечного боя, сделан со двора через узкий проход в углу башни. На второй этаж ведут два входа с примыкающих крепостных стен. Кирпичная лестница в толще западной стены соединяет средний ярус с верхним. Как утверждают старожилы, раньше высота башни достигала 35 метров, ее крыша представляла собой высокий деревянный шатер со смотровой площадкой на вершине (как на остальных башнях), но его снесло ураганом в 1929 или 1930 году. В 1964 году на башне был установлен водонапорный бак объемом 30 куб.м, который, после возвращения монастыря Церкви, за ненадобностью был демонтирован. Вместо него построили временную плоскую крышу, покрытую металлочерепицей. Высота башни, ее расположение на самом высоком месте архитектурного ансамбля, особенности укреплений – всё это делает её наиболее мощной, строгой, оправдывающей название Сторожевой. В старину дозорный на башне мог охватывать взглядом огромную территорию с северо-восточной стороны, заметить приближающуюся опасность и поднять тревогу. Сейчас с северной стороны башни виден глубокий овраг, заросший лиственными и хвойными деревьями, густым кустарником. По дорожке, идущей по берегу оврага, можно пройти вниз к источнику преподобного Пафнутия, поклонному кресту и монастырской купели. По обеим сторонам дороги, идущей вдоль крепостной стены с подъемом на восток, протянулось село Рябушки, в прошлом Рябушинская слобода. Здесь жили крестьяне, мастеровые люди. Дорога соединяла Боровск с городом Серпуховом. Сейчас возле башни за металлической оградой, находится братская могила бойцов Красной Армии, погибших в Великой Отечественной войне. В старину мощный овраг, русло быстротекущей речки Истерьмы и три искусственных пруда являлись хорошей преградой для продвижения противника. На речке Истерьме была плотина, вода заполняла три пруда и через вторую плотину в конце третьего пруда сливалась и уходила опять в свое русло. На этой плотине стояла мельница, которая приносила доход монастырю, проточная вода в прудах способствовала разведению рыбы. В советский период дамба разрушилась, пруды обмелели и пришли в запустение. По возобновлении монашеской жизни их вычистили, укрепили плотину и вновь запустили рыбу. Далее на север, за прудами расположено парковое хозяйство монастыря. Это замечательное место для отдыха с сосновыми и липовыми аллеями, смотровыми площадками, плодовым садом.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Бяше бо блаженный всяческыми божествеными даровании украшенъ, в совте мудръ и разуменъ при всем, благодать бо Божиа свтящися на немъ. И не мощно было насытитися оку человеческому, зрящи его образа аггеловидное и ухо слышаниа чюдных его глаголъ. 610 Не достизаеть бо умъ нашь исповедати добродтельное мужа житие, ни языкъ изрещи, ни слово сказати противу подвигъ его и трудовъ. Но съ богооцемъ Давыдомъ реку: «Удиви Господь вся воля своа в немъ» 611 и украси его всми своими даровании: в живот пророчествомъ и чюдесы, и по преставлении внча его подвигоположникъ Христос не масличным и инми цвты внцем, но нетлнным и вчным, имиже внча верховныя своя апостолы Петра и Павла. И что ми много преподобнаго похвалы слов плести! Небесныйчеловекъ и земный аггелъ! Прииде въ глубокую старость, поживе бо въ своемъ манастыри, егоже труды безмрным и поты снискавъ, 30 лт и 3, и тако преставися въ старости мастит, конечными треми духновении честную свою душу в руц Богови предасть, 612 прообразуя треми духновении Святую и Живоначалную Троицу. А всх лтъ живота его въ плоти 80 лт и полътретья лта. И тако святый от здешнихъ отшед, Святй Троици предстоить, идже праведных дуси въдворяются, а чюдотворивое и цлебное тло и до сего часа исцлениа неоскудно подаваеть приходящим с врою, наипаче же тайныя душевныя язвы исцляеть. Обитель же его, яко многоцнное съкровище имат в себ чюдотворивыя его мощи, велми радуется. Мы же, отцы и братиа, сынове и раби великаго сего свтилника, просвщающаго душа наша и Господеви работати нас наставляющу и Пречистй его Богоматери, ликуимъ убо, братие, весело и празднуимъ торжество, свтло хвалу въздающе въ Троици единому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу нын, и присно, и в вки вком. Аминь. 607 ...за час нощи... наставши 1-му часу дни... – В Древней Руси наступление ночи определялось временем захода солнца и зависело соответственно от смены времен года. Ночь длилась от конца сумерек до первых признаков зари. Таким образом, кончина Пафнутия Боровского свершилась 1 мая примерно в 15 часов по современному исчислению, а погребен был св. Пафнутий 2 мая около 5 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему трудно различать слова в их полной силе и в их истинном смысле. Так же трудно различать предметы в сумерках. Путь восстановления возможности слышания Слова и Его постижения и приобщения к Нему – вот смысл наших трудов. 29 апреля 1989 г. Страстная Суббота. Восемь человек послушников облачили в подрясники. Среди них сподобился и я пребывати и вкусить страха Божия, своего недостоинства и великой милости Господней. 30 апреля 1989 г. Пасха. Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем. 9 мая 1989 г. Почему Евангелие трудно читать? Господь отвечает не на вопрошание уст, а на сокрытые помыслы сердца. В них вся суть, они – причины, а вопрос – следствие. То есть устроение сердца важнее произносимых слов, важнее логической стройности речи. 13 мая 1989 г. Свт. Игнатия (Брянчанинова). Молиться Святителю о даровании слез и покаяния. 14 мая 1989 г. Преподобного Пафнутия Боровского. После литургии крестный ход на кладезь преподобного Пафнутия. Повторение пасхальной радости. (Воды вспять возвратитеся и о временах утекших нам поведайте; травы сельные ороситеся, и слезы, землю напитавшие, источите… земле утренняя оросися, слезы иноческие показуя.) 22 мая 1989 г. Радуйся, преподобне отче наш Амвросие, патриарше старцев Оптинских! 25 мая 1989 г. Распоряжением отца наместника с иеродиакона Феофила снят клобук и мантия за дерзостное (немонашеское) поведение в трапезной. А вчера был вывешен список участвующих в братской трапезе. Гости и др. – с благословения отца наместника или благочинного. 31 мая 1989 г. Дары исцелений от Бога приявше и людям источая, славою обогатился еси Иудо; приношения содержа и милостыню подавая, благодарениями услаждался еси; и аз же, треокаянный, тщеславия богатство скопив, страшуся единожды Бога предати; спаси мя, Господи, да воздам Тебе Единому славу и благодарение. 1 июня 1989 г. Вем, Господи, вем, яко биеши всякого сына, его же приемлеши, обаче не имам силы слезы сдержати, егда зрю наказуемых чад Твоих; прости, Господи, и терпение с благодарением даруй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Радуйся, не забываяй и нас заблуждших, призывающих тя; Радуйся, отче, низпосылаяй нам с небесе милость твою; Радуйся, далече провозгласивый: разумейте языцы, яко с нами Бог; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 10 Спастися хотящии притекаху к тебе, доброму пастырю, указателю путей Господних, сильному о Господе. Ты же яко имеяй дарование прозрения, всех любезно приимал еси, точию, иныя паки отсылая, обаче николиже глаголя о них злая, аще и ведый, мы же благодаряще Бога, дивнаго во святых своих, вопием: Аллилуиа. Икос 10 Стену тя нерушиму имея и молитвенника тепла, из глубины души тебе, покровителю, глаголем: Радуйся, промышления Божия о людех исполнителю; Радуйся, сокровище сокровенное обретый и участники себе многи сотворивый; Радуйся, Царствия Божия наследниче и иным молитвами твоими двери отверзаяй; Радуйся, всю жизнь со Христом соображавый и в ничесомже от Него отставый; Радуйся, делателю в винограде Христовом; Радуйся, немощных сило о Господе; Радуйся, искушаемых скорый о Господе покров и заступление; Радуйся, унывающим ободрение и скорбящим радосте. Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 11 Пение ангельское слышашеся во святем преставлении, отче, святыя и богоугодныя души твоея, в небесная селения преславно восходящия, горния бо силы радующеся сретаху тя, поюще Богу: Аллилуиа. Икос 11 Божием светолитием просвещен быв, отче, яко молния грозная блистал еси, гоня и поражая демоны, якоже и от жены некия отгнал еси их: беси бо являющеся, устрашаху ю, чесо ради смущашеся умом и боляше; овогда видяше являющася старца: низка и согбенна, браду имуща седу и велику, худыми ризами одеянна, со властию отгоняюща демоны, и бываше здрава. Слыша и глас: Пафнутий, иже в Боровске, отгонит от тебе бесы. Нетерпит бо спадый денница и тайные клевреты его не точию присутствия, но и молитв смирения твоего. Мы же, ведуще сия, молим тя: сохраняй и нас от злоб их, да ходим во свете заповедей Божиих, вопиющия ти усердно: Радуйся, идеже осеняет благодать твоя, отче, оттуду прогонится диаволя сила;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Такие кадры могли бы с честью послужить на благо России не только на районном и региональном уровнях, но и на государственном и международном. В течение многих лет я наблюдаю, как ответственно и красиво работают такие талантливые и принципиальные руководители и исследователи, как Наталья Денисовна Верзилина, Виктор Николаевич Терников, Геннадий Станиславович Новосельцев, Людмила Сергеевна Силаева, Тамара Викторовна Анохина, и их замечательные помощники. А сегодняшнее событие значительно расширило для меня круг талантливых личностей руководителей и прекрасных организаторов законодательного и управленческого руководства и представления о возможностях Калужского региона в области социокультурного и образовательного сотрудничества. Здесь складывается особая управленческая и межличностная культура, которая проявляется даже в преемственности власти, мне посчастливилось наблюдать, как, переходя на новую работу, уезжая из Боровского района, руководитель бережно передаёт район со всеми программами и начинаниями своему преемнику, который так же бережно принимает. Это совсем не похоже на то, что происходит, например, сейчас в Москве, и я просто не могу не поделиться радостью по поводу великого блага - столь желательного для всех граждан высокого культурного стиля управленческой преемственности. Просто удивительно, что это имеет место быть на русской земле. Конечно, такое может быть только там, где сформированы государственно-духовные приоритеты. Думаю, что в этом большая заслуга Владыки Климента, но главное - живое молитвенное покровительство Преподобного Пафнутия Боровского и других великих святых. Сегодняшний форум, как и многие другие очень важные события, прошедшие в последнее время в Калужской области, говорят о том, что для подавляющего большинства педагогов и руководителей не приемлем принцип «после нас - хоть потоп», что перед лицом общих социальных и экологических бедствий народ старается выработать стратегию сохранения культуры и здоровья подрастающего поколения, найти выход из запущенной экономической и экологической ситуации, спровоцированной невежеством, коммерциализацией, и либеральной направленностью реформ.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/31/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010