Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 291 . И только тогда, когда Господь утешил их Своей беседой, растолковал им предсказания о страданиях и воскресении Мессии и потом преломил хлеб, они Его узнали. Конечно, это было прежде всего действие благодатное, но, я думаю, имело значение и то, что уныние учеников сменилось радостью: она открыла им духовные глаза. Апостол Матфей, рассказывая о судьбе Иуды Искариотского, преподает, пожалуй, самый яркий и страшный пример действия уныния. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился 292 . Вот самое страшное действие уныния, перешедшее в крайнее отчаяние. Иуда решил, что спасения для него уже не существует, он во всем разуверился. Мы помним, что апостол Петр согрешил почти столь же страшно, как Иуда, – трижды отрекся от Христа, но он не потерял веры и потому не потерял надежды. Для Иуды же не было уже ничего святого. Поддержать его было некому: от учеников он отстал, а те, к кому он пристал, оказались безразличны к его переживаниям. И ему казалось, что ничего не остается, как только повеситься. Конечно же, если бы он проявил покаяние и в этот момент опомнился, то милость Божия коснулась бы и его. Есть такое мнение (об этом говорит преподобный Нил Мироточивый), что когда Господь наш Иисус Христос на кресте говорил: «Жажду», то эти слова значили не то, что Он хотел пить, а что Он жаждал покаяния Иуды Искариотского. Но этого не произошло. А незадолго перед тем, как Иуда принял окончательное страшное решение, Петр, возлюбленный ученик Христов, по преданию любивший Спасителя больше других, трижды от Него отрекся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но может случиться, что кто-либо и будет вовлечен лгуном в заблуждение. Поверив лгуну, он может подвергнуться опасности и потерпеть вред. Св. Апостол Павел учит, что христиане должны отложить ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. " Посему, – продолжает Св. Апостол, – отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». ( Еф. 4:22, 24 и 25). Позволительно ли лгать с доброю целью, например с целью спасти ближнего? Христианин, как сын света, ни в каком случае не должен прибегать ко лжи. Ложь – грех, и никакая святая цель не может освятить этого худого средства. Жизнь наша, и близких наших в руках Божьих, и мы должны предавать себя и друг друга милосердию Божьему, не прибегая к средству защиты, недозволенному законом. И строгий судья невольно снисходит к чистосердечному признанию вины. Милосердый Господь тем паче защитит и помилует тех, которые, по любви к истине, гнушаются лжи, как бы она ни была благовидна. Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди, что должно наблюдать? Должно обуздывать язык. В празднословии нельзя избежать греха, потому что невозможно обдумать каждое слово. Незаметным для себя, лишним и праздным словом можно уколоть и оскорбить ближнего и навлечь на себя неприятность. Св. Апостол Петр учит: «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр. 3:10 ). Преподобный Пимен говорит: «если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил» 12 . Другой святой подвижник Памво на вопрос: «хорошо ли хвалить ближнего?– ответил – а молчать еще лучше. 13 » Кроме того празднословие мешает серьезному рассуждению. Каждая не зрелая мысль сейчас же спешит высказаться в необдуманном и часто нескромном слове. По этому празднословие справедливо почитается признаком легкомысленных и пустых людей. Св. Апостол Иаков пишет: «если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». ( Иак. 1:26 ). О десятой заповеди Что запрещается десятою заповедью? Желания и помышления, противные любви к ближнему. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления? Во-первых, потому, что худые желания и помышления делают душу нечистою пред Богом. Мерзость пред Господом помышления злых. ( Прит. 15:26 ) Господь Иисус Христос сказал: «царствие Божие внутрь вас». ( Лук. 17:21 ). И для спасенья нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят ( Мф. 5:8 ) и в небесный Иерусалим не войдет ничего не чистого. ( Апок. 21: 27 ). И так, говорит Апостол, имея такие обетования, очистим себя от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. ( 2Кор. 7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Но хотя он знал священное Писание и владел даром слова и даром различных языков, почему и хвалится о Господе и говорит: благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками ( 1Кор. 14:18 ): однако не мог изъясняться на греческом языке достойно величия божественных мыслей. Поэтому он имел переводчиком Тита: так точно, как и блаженный Петр имел Марка. Евангелие последнего составлено так: Петр повествовал, а этот писал. И что два послания, приписываемые Петру, разнятся между собой по слогу, характеру и строю речи, объясняется для нас тем, что он вынужден был обстоятельствами пользоваться различными переводчиками. Итак апостол Павел скорбит: потому что не нашел в наличности свирели для своей проповеди и органа для своей песни Христу. И пошел он в Македонию: потому что явился ему муж македонянин, говоря: приди в Македонию и помоги нам ( Деян. 16:9 ), – пошел, чтобы найти там Тита и посетить братию, или чтобы испытать себя в гонениях: ибо таков смысл слов его: но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. – Дает торжествовать победу нам, потому что торжествует ее нами или устрояется победное торжество чрез нас, которые, как сказал апостол в другом месте: сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор. 4:9 ). Впоследствии апостол рассказывает: ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением ( 2Кор. 7:5–7 ). Итак апостол, простившись с троянами или троадянами, отправился в Македонию, чтобы найти там Тита, и иметь утешение в переводчике и в проповеди Евангелия; но как видим, он не застал его там, а Тит явился неожиданно уже после беды и гонений, которые претерпел апостол. Итак до прихода еще Титова, претерпев многое, апостол благодарит Бога о Христе Иисусе, которого проповедовал язычникам, что избрал в нем достойное лицо для того, чтобы устроить в нем победное торжество Сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Образ апостола Павла всегда привлекал иконописцев – одной из вершин русской иконописи является икона апостола Павла из Звенигородского деисуса работы преподобного Андрея Рублева. На иконе Рублева апостол Павел предстает философски углубленным и созерцательным. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Апостол Петр До призвания О жизни апостола Петра до призвания его Господом известн о очень немного. Изначально апостола звали Симоном. Он был уроженцем Вифсаиды – небольшого рыбацкого городка на берегу огромного Галилейского озера, иначе называемого Галилейским морем. Отца Симона звали Иона и он, согласно преданию, был рыбаком. Как известно, в семье рыбака Ионы был еще один сын; он в отличие от брата, названного традиционно еврейским именем Симон, носил эллинистическое имя Андрей. Можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, Симон женился и перебрался в Капернаум в дом родителей своей супруги. Из Евангелия известно, что в доме вместе с семьей Симона проживала его теща. Также можно предположить, что и Андрей, брат Симона, также жил в его доме. В Евангелиях неоднократно упоминается, что своим ремеслом – рыбной ловлей – братья промышляли совместно. В любом случае, до призвания Господом Иисусом Симон – глава и кормилец семьи. Он, унаследовав ремесло своего отца, добывал средства рыболовством. Это занятие было скорее рискованным и тяжелым, чем доходным – он имел всего одну лодку и не располагал достаточными средствами, чтобы нанять помощников. Несмотря на трудную жизнь и отсутствие должного образования, Симон – пылкий по характеру – отличался горячей искренней верой, стараясь по мере возможностей соблюдать заповеди. Вообще религиозная пылкость – семейная черта Симона. Известно, что его брат Андрей, услышав проповедь Иоанна Крестителя стал его учеником. Симон часто навещал брата, подвизавшегося в Иудейской пустыне. Однажды, когда Симон пришел к брату, тот рассказал ему, что встретил Спасителя – ожидаемого Мессию. Симон также пожелал увидеть Господа, и Андрей привел его к Спасителю. Евангелие от Иоанна так рассказывает об этой встрече: Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр (Ин. 1, 40–42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он был пустынник: " Поведен был духом в пустыню " (Лк. 4, 1); был постником: сорок дней постился, но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: " Святой, непричастный злу, непорочный " (Евр. 7, 26), но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворец, изгонявший бесов, исцелявший слепых, хромых, расслабленных и воскрешавший мертвых, однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он готовится к мученичеству и выходит на этот путь, тогда Он и говорит ученикам: " Ныне прославился Сын Человеческий " . После же крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Он сказал: " Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? " (Лк. 24, 26). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою. Святой Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет об узничестве Павла: " большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником " . Этот учитель считает мучеников даже выше Ангелов. Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: " Если бы мне кто сказал: кем хочешь быть: Ангелом или Петром в узах, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами " . Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: " Мне желательнее жестоко страдать за Христа, нежели почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все " . Святитель Димитрий Ростовский (103, 510-511). Святитель Амвросий рассказывает, что Петр, выходя из Рима, увидел Господа, идущего навстречу, и спросил: " Куда Ты, Господи, идешь? " " Иду в Рим на страдания " ,-ответил Господь, объявляя тем волю Свою пострадать в Своих учениках. Петр понял эту волю Господа и возвратился в Рим. В это-то время писал он к малоазийским христианам второе послание, в котором как бы намекает на только что рассказанный случай: " скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне " (2 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

«Он учил нас жизни, подсказывал не словами, а своим примером, личными делами своими, своим молчанием, кротостью, терпением, смирением, – вспоминал иеромонах П. – И еще говорил, что самое трудное в жизни – это руководить людьми, их духовной жизнью, это самое ответственное дело перед Богом». Пройдя трудный путь борьбы со страстями, сознавая великую ответственность пред Богом за души вверенных ему от Господа, старец брал на себя нелегкое дело руководства чужими душами, ибо наделен был от Бога одним из величайших даров – даром духовного рассуждения. Никогда и ни в чем старец не укорял своих чад, он старался подействовать на человеческую совесть, подвести к тому, чтобы человек пришел к самоукорению. Руководствуясь в своих наставлениях учением святых отцов, он приучал к тому же и окормляемых им и часто советовал обращаться в поисках ответов на волнующие вопросы к Священному Писанию. «Он никогда не старался объяснить все до конца, а хотел, чтобы человек сам нашел ответы на свои вопросы, – рассказывал протоиерей Петр С., – и советовал искать их в Библии, в Священном Писании. Все, что у нас происходит, говорил он все это написано в Библии, нужно только внимательно читать. Читай и перечитывай, и ты познаешь Истину». Будучи необычайно строгим к себе, старец в то же время был снисходителен к людям. «Мы должны быть строги к себе, а не к другим», – говорил он, и потому никогда не судил строго. Он очень не любил осуждения. «Кто мы такие, чтобы судить?» – говорил старец, указывая на Единого Судию, могущего судить всех и вся. «Как-то я пришел к старцу, – вспоминает протоиерей Петр С., – и посетовал на то, что мало людей приходит в церковь , что неурядицы с певчими, плохие голоса, а он сказал, что служить можно не только с пением, но и с чтением. А если видишь в храме какие-то неурядицы – это просто твое упущение. Значит, мало пребываешь в молитве, мало молишься тому святому, которому посвящен храм». Так пас он стадо Божие, какое было у него, надзирая за ним, не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Пет. 5, 2–3 ) и трудился над умерщвлением нравов ближнего своего, вразумляя... и научая всякой премудрости, чтобы представить... совершенным во Христе ( Кол. 1, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Подобные слова врач Петр, научаемый братьями святого Николы, часто говорил ему, когда сидел с ним то в поварне, то при воротах. Блаженный всегда на это отвечал ему: – Брат Петр! Часто думая о спасении души своей, я решил, что не должно щадить плоти, дабы она не вступала в борьбу с духом и не возбуждала в душе моей брани. Утомляемая же подвигом воздержания, она смиряется, но не изнемогает; а если бы и изнемогла, то ведь апостол сказал: «сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). И еще: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:12 ). Бог желает смиренного и чистого сердца, но его не может быть без поста и подвига, потому что пост – матерь целомудрия и чистоты. И еще сказано: «Он смирил сердце их работами» ( Пс.106:12 ). Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и соделал меня рабом для Своих рабов, – сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи князем, под видом работы для них, работаю для Царя царей. Братья же мои пусть заботятся о себе самих: «каждый понесет свое бремя» ( Гал.6:5 ). Довольно с них моего наследия, которое я для того оставил вместе с земным княжением, чтобы получить наследие в царствии небесном: «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Филип.3:8 ). К чему же ты угрожаешь мне смертью, укоряешь в моей нищете и в воздержании от излишних яств? Ведь и ты, когда лечишь телесную болезнь, не повелеваешь ли больному быть воздержным, а некоторых яств и совсем избегать? А мне таким же способом нужно врачевать недуги душевные. Если я и умру телесно, то ведь мне «смерть» Христа ради «приобретение» ( Филип.1:21 ). Если же я сижу при мусорных кучах, – то почему ты меня считаешь хуже бояр? ведь мне надлежит царствовать с Иовом, о котором сказано, что он был знаменитее всех сынов востока ( Иов.1:3 ). Если сего не делал раньше меня ни один из Русских князей, то я, последуя Царю Небесному, положу начало; может быть, с сего времени кто-нибудь и станет подражать мне, последуя моему примеру. Наконец, вместе с научающими тебя советую заботиться более о себе самом!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Почему еще так важно пребывание праведных среди народа? Потому что мы в них имеем предстателей и ходатаев пред Богом. Святой апостол Павел, постигший глубины тайн Божиих и тайн духовной жизни человека, говорит нам, что из всех духовных дарований вековечное и неумирающее есть любовь: « Любовь, – говорит он, – никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Но святые Божии в земной своей жизни и водились, и жили именно любовью к Богу и ближним. До какой высоты самоотречения доходила их любовь к людям – видно из молитвы Моисея о согрешившем родном народе: «О, [ Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:31). Вся жизнь святого Серафима также была исполнена деятельной самоотверженной любви к людям, она светилась в его взоре, она изливалась в словах его привета ко всем посетителям: «Радость моя», – она проявлялась в его частых поклонах до земли своим ближним и лобзаниях, она давала ему изумительное терпение при беседах с тысячами посетителей – выслушивать их печали, сомнения, исповедь грехов, ободрять словом утешения, вразумления и прощения грехов, она одушевляла святою мудростью его наставления тем простым и верующим душам, что тысячами ежедневно приходили ко святому старцу, она пламенела в его молитвах за людей, она, наконец, мощно и благодатно действовала в том дивном даре чудесных исцелений больных, который ниспослал ему Господь в конце жизни. Неужели эта любовь должна прекратиться после смерти старца? Неужели святые, сильные в молитве о ближних при жизни, немы и глухи по смерти? Неужели душа их после смерти тела уже не объята любовью, и к скорбям земных братии они вдруг станут равнодушны, они, которые, живя на земле, готовы были все свое и себя самих принести в жертву ради блага ближних? Так именно рассуждают и наши сектанты, удаляющие себя от почитания святых и от молитв к ним. Но ведь против этого вопиет и разум и сердце, против этого говорит и слово Божие, уверяющее нас, что « любовь никогда не перестает»(1 Кор. 13:8). Вот почему апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (2 Петр. 1:14-15), вот почему это же обещали все святые, обещал и ныне прославляемый преподобный отец наш Серафим Саровский. «Когда меня не станет, – говорил преподобный, – ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще – тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду».

http://pravoslavie.ru/50916.html

Свернуть Песнь 8 В восьмой песни приводятся примеры покаяния из Нового Завета. Святой Андрей упоминает благоразумного разбойника — первого человека, оказавшегося в раю после смерти Христа. Когда Спаситель висел на Кресте, один из разбойников, находившийся по правую сторону от Христа сказал: «помяни меня, Господи, в Царстве Твоем», на что Иисус ответил: «сегодня же будешь со Мной в раю».  Преподобный также упоминает апостола Петра, который, несмотря на свое обещание быть до конца со Христом, отрекся во дворе первосвященника от Своего Учителя, сказав, что не знает Его. В этой же песне говорится о молитве мытаря, которая приводилась выше, и описывается история с хананеянкой — женщиной, которая умоляла Христа избавить ее дочь от беснования. Еще в восьмой песне Андрей Критский вспоминает кровоточивую женщину, исцелившуюся после прикосновения к одежде Христа, и сестер Лазаря Марфу и Марию, которые оплакивали умершего брата. Автор сравнивает себя со всеми упомянутыми людьми. «Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову яко мытарь, слезю яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино» (Как разбойник, взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской). «Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» (Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем). Читать полностью отрывок из Библии Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:39–43).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010