Богатейшую в России обитель создавали многие известные зодчие: К. Росси, А. Мельников и И. Шарлемань, А. Баттани, тверские архитекторы И. Львов, и Е. Свинкин, Ф. и И. Ананьины. Центром монастырского ансамбля является величественный пятиглавый Богоявленский собор к колокольней, построенный в 1821-1825 годах по проекту петербургского архитектора И. Шарлеманя в стиле позднего классицизма, Памятник частично реставрирован. Неподалеку от собора находится самое старое сооружение монастыря - церковь Всех Святых с больничными палатами (1699), Красотой и богатством декоративного убранства в стиле барокко отличаются надвратные церкви - Петра и Павла (1764), преподобного Нила Столобенского Чудотворца (1751-1755), Крестовоздвиженская церковь (1788), находящаяся за оградой монастыря. Монастырь - это целый город: тут и жилые строения, и хозяйственные, огромные покои для настоятеля монастыря и братии, монастырская гостиница, многочисленные амбары, погреба, кучницы, судоремонтные мастерские, конюшенный двор и фруктовый сад. Монастырь окружен высокой каменной оградой с башнями, у стен пустыни вдоль берега разбит тенистый парк. Сейчас монастырь открыт для посещения многочисленных экскурсантов и паломников. Можно посетить храм, приложиться к мощам, подняться на колокольню, откуда открывается панорама озера, островов, деревень и храмов по берегам. Управление монастырем архимандричье. В 1999 г. количество братии составляло: наместник - архимандрит Вассиан (Шуста), иеромонахов - 5, послушников - 10. Всего в монастыре на момент написания статьи проживает чуть более двадцати монахов и послушников, от глубоких старцев до молодых людей под водительством игумена Вассиана. Правда, живут монахи в обители только с весны по осень. Все силы идут на реставрацию храмов и часовен, бытовые условия не приспособлены для зимовки. Нилово-Столобенская пустынь, заштатная, в 7 верстах от города Осташкова, на Столобенском острове озера Селигера. Основана в 1528 году преподобным Нилом (см. 7 декабря). В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивают мощи преподобного Нила в серебряной раке, устроенной в 1764 году; при них хранится схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров преподобным Нилом и находясь в его пустынной кельи, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них преподбного Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта святая Владимирская икона называется еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления преподобного Нила, 7 декабря. В пустыни находится также свято чтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался преподобный Нил, в пустыни построена в 1781 году церковь во имя Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Началось восстановление Ниловой пустыни. В восстановлении монастыря принимали участие добровольцы – паломники, жители города Осташкова и района; на восстановление монастыря Тверским экскаваторным заводом (директор П.Б. Панкратов) неоднократно выделялись средства, техника, рабочие. В 1992 г. был создан фонд «Обретение», главной задачей которого была организация разработок программ, направленных на сохранение культурного и исторического наследия. Аккумулирование средств для финансирования этих программ и мероприятий фонда и создание общественной организации, которая объединяла бы не только средства, но и силы людей, чья цель – обретение нашим городом былой славы, возрождение традиций. По инициативе администрации МО «Осташков» и фонда «Обретение» на ГРТК «Тверь» 30 сентября 1998 г. проводился многочасовой теле радио марафон «Всем миром» с целью привлечения благотворительной помощи на восстановление духовной, исторической и культурной святыни общероссийского значения – Нило-Столобенской пустыни на Селигере. На собранные средства были произведены работы по расчистке территории, начата реставрация монастырских зданий и сооружений. Монастырь Нило-Столобенская пустынь. Остров Столобный, название которого увековечил и прославил на весь христианский мир преподобный Нил Столобенский, стал после блаженной кончины святого местом паломничества богомольцев. В 1594 г. была открыта обитель, получив наименование Нило-Столобенской пустыни. Первым настоятелем (строителем) монастыря был поставлен иеромонах Герман. Много трудов по благоустройству обители совершил его преемник и ученик инок Нектарий, ставший игуменом Столобенским, посвященный впоследствии в архиерейский сан. При строительстве каменного Богоявленского собора в мае 1667 г. земля вдруг осыпалась, и открылись святые мощи преподобного. Они торжественно перенесены в храм в 1669 г. Мощи почивали в серебряной позолоченной раке, устроенной в 1764 г. При мощах хранилась мантия святого, а также чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по месту явления чудес названная также Селигерской. Принесенная на остров прп. Нилом, она всегда находилась в его келье и потому стала именоваться еще и Келейной. Монастырь являлся образцом иноческого быта. Из Ниловой пустыни вышли некоторые высшие иерархи Русской Православной Церкви: инок Евфимий в конце XVII в. был митрополитом Новгородским, инок Иоасаф с 1725 г. - епископом Воронежским и т. п. Велико было значение Нило-Столобенской пустыни как культурно-просветительного центра.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Здесь скоро расстались друг с другом и стали подвизаться каждый отдельно. Ферапонт поселился между двумя озерами. Тут немало он вынес скорбей и от бесов и от разбойников. Скоро стали собираться к нему ревнители пустыннической жизни, и таким образом устроилась обитель. Св. Ферапонт не принял на себя сана настоятеля, – игуменом был другой инок, а он только руководил всем. Устав обители был строгий; никто не смел держать в келье пищи, в кельях дозволялось иметь только иконы и книги. За трапезой и в кельях соблюдалось глубокое безмолвие. Белозерская страна тогда принадлежала можайскому князю Андрею Димитриевичу, который отличался благочестием, и он обрадовался появлению святых обитателей в своей стране. Князю желалось устроить монастырь близ Можайска; он просил Ферапонта взять на себя это дело. Не хотелось святому оставлять своей обители, но он решился исполнить желание князя, видя в этом изволение Божье. Выбрал для монастыря место на берегу реки Москвы, которое от лугов называлось «Лужками», от чего и самый монастырь получил название Лужецкого. Здесь св. Ферапонт был сделан игуменом и затем архимандритом, прожил 18 лет и скончался в 1426 г. 90 лет отроду. Тут в монастыре почивают его святые мощи. Обретение мощей Преподобного Нила Столобенского. Преподобный Нил называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигер, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области, Избегая славы, преподобный удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском ты можешь спастись». Св. отшельник соорудил на острове в дремучем лесу хижину и часовню и начал подвизаться. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье деньги, стали требовать их у него. Св. Нил сказал: «Все сокровище мое в углу моей кельи». Разбойники бросились туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р Комарова) (кон. XV в., одно из селений Жабенского погоста Деревской пятины Новгородской земли (ныне дер. Жабны Фировского р-на Тверской обл.) - 7.12.1554, о-в Столбной (Столобное) на оз. Селигер (ныне в Осташковском р-не Тверской обл.)), прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых), Столобенский. Агиографические источники Основные сведения о Н. содержат посвященные ему агиографические произведения. В наст. время известно ок. 60 рукописных списков Жития Н. нач. XVII - XIX в., относящихся к 4 основным редакциям. Авторами древнейшего Жития Н. следует считать устроителя Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни прп. Германа и инока Филофея (Пирогова) из Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье в Вологде. Отличительной чертой этой редакции Жития является наличие пространного предисловия, рассказывающего об истории его создания. Фактически Житие состоит из 2 частей. Первая (собственно предисловие) представляет самую древнюю часть и озаглавлена «О сотворении жития преподобного богоносного отца нашего Нила Столобенского чудотворца» (РГБ ОР. Ф. 304/1. 672. Л. 85-85 об.). Вторая часть является собственно Житием Н. и называется «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего Нила Столобенского нового чудотворца на острове озера Селигера во Ржевском уезде, под Осташковом, пожившего блаженную свою жизнь во уединении» (Там же. Л. 86-108). Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. В предисловии Жития повествование ведется от лица самого прп. Германа: «…елико слышал от прародителей Своех, и от иных христолюбивых людей испытах истинно и написах елико возмогох, о Житии преподобнаго Нила… и написах житие преподобнаго Нила, и держах у себя не един год, и прочитах со вниманием занеже аз окаянный недоволен писание…» (Там же. Л. 85). Герман намеревался отдать собранные им сведения более опытному и талантливому духовному писателю - некоему иноку одного из монастырей близ Новгорода, но услышал от клирика Рафаила, пришедшего на о-в Столбной, о «святом и преподобном муже именем Филофее Пирогове, во обители Живоначальныя Троица Герасимовы пустыни», которому с тем же клириком передал свои записи. Филофей (Пирогов) сам интересовался жизнью Н.: «Мне же егда благослови Бог писать с того вданаго писма Германом, о житии преподобнаго Нила, обретог во обители преподобнаго Герасима страньствующих Бога роди братий нашех иноков. Бывшу же в стране той и поведаша нам о житии и чудесех преподобнаго Нила» (Там же. Л. 108). Филофей (Пирогов) «написа преподобнаго Стихиры и Канон и Житие и чудеса блаженнаго Нила» (Там же. Л. 85).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Arhiva La Pustia Cuviosului Nil Stolobenski au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii 425 de ani de la fondarea aezmântului monahal 11 iunie 2019 11:51 9 июня 2019 года, в праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского (1667), в мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь  Тверской митрополии  прошли торжества по случаю 425-летия основания обители. Божественную литургию в главном храме монастыря — Богоявленском соборе — возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Тверской и Кашинский Савва . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев , ректор Московской духовной академии   архиепископ Верейский Амвросий , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан ,  епископ Боровичский и Пестовский Ефрем , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , епископ Великолукский и Невельский Сергий ,  епископ Юрьевский Арсений , а также благочинный монастырей и монастырских подворий Тверской епархии , наместник монастыря архимандрит Аркадий (Губанов), духовенство Тверской епархии , братия Нило-Столобенской обители в священном сане. В храме молились настоятельницы женских монастырей Тверской митрополии, представители светской власти, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии. По окончании Литургии было пропето величание преподобному Нилу. Праздник завершился крестным ходом вокруг обители с мощами преподобного Нила Столобенского. Рака с мощами святого была еще долгое время открыта для поклонения верующих, в большом количестве собравшихся в этот день на монастырском острове, чтобы почтить память преподобного.    Глава Тверской митрополии поблагодарил за совместную молитву прибывших на праздник архиереев и поздравил верующих с 425-летием основания святой обители. Накануне вечером в Богоявленском соборе монастыря были совершены малая вечерня с акафистом преподобному Нилу и всенощное бдение, которое возглавил митрополит Тверской Савва. Монастырь Нило-Столобенская пустынь был заложен в 1594 году на острове Столобный на Селигере, где преподобный Нил провел 27 лет в молитвах и уединении. Главная святыня обители — мощи преподобного Нила Столобенского, обретенные в 1667 году. В настоящее время честные мощи столпника покоятся в Богоявленском соборе монастыря. Тверская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5452736...

Вслед за этим, чрез сорок лет по преставлении преподобного Нила, при содействии Божием, собрались на острове иноки, построили кельи, обнесли все строения оградой и начали здесь жить. Таким образом устроился на Столобном острове в честь и память преподобного Нила общежительный монастырь. Обитель эта приняла название по имени преподобного Нила и называется с того времени и поныне Ниловою Пустынью. Первым настоятелем (строителем) монастыря поставлен был иеромонах Герман († 1614). Разрешение на основание обители дано Герману от Патриарха Иова. Построение храма и основание монастыря на Столобном острове произошло в 1591–1594 годах. После устроения обители на Столобенском острове чудеса при гробе преподобного Нила не переставали совершаться. Упомянем два из них. В праздник Василия Блаженного (2 августа), когда в пустынь собирались богомольцы – миряне с женщинами и детьми, два мальчика зашли в часовню, где гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей, дети возвратились домой здоровыми. Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигером мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а я все-таки проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным и просил привести его на остров Столобное. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше: он сам дошел до часовни, пред гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После того вразумленный Исаия почитал преподобного Нила великим чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе: – Се покой мой, се жилище мое! Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков». «После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих. «А это разве не чудеса?» Преподобный Нил Столобенский После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого – и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове. Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем. На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила – по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

http://pravoslavie.ru/104174.html

Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского. Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху рассвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял. Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский . Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов . Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова . История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября ). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный». Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам: Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти») . Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата .

http://pravoslavie.ru/159699.html

В 1647 г. б-ка обители насчитывала 88 книг, в 1663 г.- 266 книг (174 печатные и 92 рукописные), в 1836 г.- 767 книг. В 1857 и 1873 гг. были составлены новые описи б-ки, в 1862 г.- каталог. В 1890 г. рукописные книги (129) были описаны А. Е. Викторовым . В 1913 г. б-ку разместили на 2-м этаже юго-зап. части братских келий и настоятельского корпуса. К 2018 г. значительная часть рукописного собрания Н. С. п. хранится в НИОР РГБ, отдельные рукописи - в б-ке РАН, рукописном отделе ГАТвО, Австрийской национальной б-ке, частных собраниях. Старопечатные книги хранятся в различных б-ках, музеях и личных собраниях ( Барсегян. 2005. С. 248). Некоторые книги находятся в монастырском музее «Наследие преподобного Нила» ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 428-436, 621). Святыни и достопримечательности Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 К 1917 г. в Н. С. п. находились: мощи прп. Нила Столобенского (рака установлена в Богоявленском соборе), у к-рых совершались чудеса исцеления; чудотворные Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери (по преданию, келейная икона прп. Нила, находилась у раки с мощами). Надгробная икона прп. Нила, написанная в 1595 г. насельниками Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря монахами Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила, находилась в иконостасе Благовещенского придела Богоявленского собора, Чудотворный скульптурный образ прп. Нила пребывал на месте пещеры преподобного, в нижнем храме во имя св. Иоанна Предтечи Покровской ц. Почитались гробницы устроителей пустыни - прп. Германа и свт. Нектария, колодец прп. Нила, часовня над дубом прп. Нила. Торжественно отмечались престольные праздники храмов Н. С. п.: Крещение Господне, Благовещение и Покров Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста Господня, дни памяти арх. Михаила, св. Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, прп. Нила Столобенского (7 дек., 27 мая), Всех святых, в земле Российской просиявших. Грамотой еп. Тверского и Кашинского (впосл. митрополит) Вениамина (Пуцек-Григоровича) в 1756 г. был установлен ежегодный крестный ход из Осташковской слободы (позднее г. Осташков) в Н. С. п. в день обретения мощей прп. Нила и дано разрешение обносить их в этот день вокруг мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Варфоломею было около 22 лет, когда умер его отец. Предоставив наследство своему брату Петру, он с другим братом Стефаном удалился в дремучий лес за 10 верст от Радонежа: построил здесь для себя келлию и при ней малую церковь, которая потом освящена была во имя Живоначальной Троицы. На 24-м году своей жизни он принял пострижение и имя Сергия. В это время брат его Стефан удалился в Москву и здесь поставлен был игуменом Богоявленской обители. По отшествии его Сергий около трех лет оставался один среди пустыни. Молва о святости отшельника привлекла к нему несколько иноков, составивших братство; но число братий вначале долго не превышало двенадцати. Они-то принудили своего наставника принять сан священства и игуменства от жившего в Переславле Залесском Волынского епископа Афанасия. Скудость пустынников была так велика, что по временам не хватало свечей для Богослужения, и горела лучина. Несмотря на такую скудость, число учеников росло; росла и слава Сергиева. Константинопольский Патриарх прислал ему крест и схиму и благословил его ввести в своем монашестве общежитие. Митрополит Алексий нередко употреблял святого Сергия на примирение удельных князей и, умирая, хотел даже сделать его своим преемником. Но пустынножитель отклонил от себя этот сан, говоря: «От юности моей не носил я золота, в старости же наипаче хочу пребыть в нищете». При нашествии Мамая он ободрил Димитрия Донского, возбудил всех удельных князей к единодушному ополчению против врагов и, конечно, немало содействовал победе своими молитвами. Постом, бдением и молитвами получил он дар прозрения и чудотворений и удостоился посещения Богоматери, Которая, явившись ему, обещала Свое всегдашнее покровительство его обители. Он преставился 1392 г. Под руководством преподобного Сергия воспитались многие подвижники, которые по всем концам Северной России основали обители и внесли в них новый дух иночества, пробужденный их великим наставником.     Примечание. Кроме преподобного Сергия, в XIII, XIV, XV и XVI веках знаменитейшими основателями монастырей были: преподобные Варлаам Хутынский, Кирилл Белозерский, Зосима и Савватий Соловецкие, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоколамский, Нил Сорский, Александр Свирский, Нил Столобенский и многие другие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010