Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX в. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , Дионисий был основателем Введенского мон-ря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские) были погребены в пещере при Преображенской ц. Задненикифоровой пуст. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пуст. на оз. Важе и Задней пуст. на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского мон-ря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых». По-видимому, в XVIII-XIX вв. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX в. (БАН. Дружин. 131(164)) они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 окт. помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 дек.- «преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго» (Л. 85 об.), под 10 апр.- «преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти» (Л. 169), под 16 апр.- «преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре» (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично) (Л. 193 об.), под 19 мая - «преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 196 об.), под 27 мая - «преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 202). Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возрождено в 1981 г. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 378-379; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 94. 386; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Голубинский. Канонизация святых. С. 318.

http://pravenc.ru/text/293495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_17.html

В нач. XX в. в Важеозерской обители в Преображенском храме и ц. Всех святых возле правого клироса находились также большие иконы Важеозерских чудотворцев: Н., Г. и 7 Островских преподобных - учеников прп. Александра Свирского (Дионисия, Игнатия, Леонида, Феодора, Ферапонта, Афанасия и Корнилия). В росписи ц. Всех святых, исполненной в 1894 г. валаамскими монахами под рук. иеродиак. Антония, перешедшего с Валаама в Важеозерский монастырь, были представлены Олонецкие и Валаамские чудотворцы (Там же. С. 6-7). В описи епархиального древлехранилища в Петрозаводске (основано в 1903, закрыто в 20-х гг. XX в.) под 215 значится икона «Важеозерские чудотворцы»: «Изображены преподобные Никифор, Геннадий, Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Феодор, Корнилий, Афанасий… Икона ценна как памятник, перечисляющий мало известные широкой публике имена последователей и учеников преп. Никифора и Геннадия Важеских» (размер иконы 81/4×7 вершков - Книга 1 для описания памятников церк. старины, хранящихся в Олонецком губ. церк.-ист. музее - НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. хр. 1/2. Л. 36 215); сведения предоставлены В. Г. Платоновым). Одна из таких икон была спасена в годы советской власти жительницей пос. Импилахти (Питкярантский р-н Республики Карелии), когда часовня, где хранилась икона, была превращена в конюшню. В 1999 г. образ был передан в Важеозерский монастырь (в наст. время хранится в Петрозаводском ЕУ), список с него помещен на аналое в монастырской ц. Всех святых (иконописец мон. Даниил). Наиболее ранние изображения Н. известны в составе житийных циклов преподобных Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, Н. и Г.- в составе композиции «Собор Новгородских святых». Так, уже на 1-й монументальной иконе со 129 клеймами жития и чудес, созданной в связи с прославлением прп. Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля, очевидно, попечением свт. Макария (1547-1555, ГММК; см.: Журавлёва И. А. Прп. Александр Свирский, с клеймами жития и чудес//Иконы Успенского собора Моск. Кремля: 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 24. С. 808-810; 1903. 2. С. 41-48; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная кн. Олонецкой губ. за 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 334-335; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 21; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 48, 195-196; Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пуст. в XIX - нач. XX в.//Православие в Карелии: Мат-лы респ. науч. конф. (24-25 окт. 2000). Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 96-99, 180; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 64-65; Правосл. Карелия: Изд. посвящается 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 92-97; Святые Новгородской земли, или История Св. Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1416-1423; Обитель Божия под ангельским крылом: Спасо-Преображенский Важеозерский муж. мон-рь/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2007; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009. С. 108, 112-115, 160, 221-223, 225-228, 236, 238, 243, 253; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Прп. Александр Свирский и его ученики/Сост.: Л. А. Ильюнина. СПб., 2011. С. 344-345, 349-353; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta: 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintta? Joensuu, 2013. S. 125-127, 131-132; К 500-летию преставления св. прп. Геннадия Важеозерского (1516-2016)/Сост.: Н. А. Басова, иером. Аркадий (Лозовский). Петрозаводск, 2016. А. В. Пигин Иконография Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Из того, что пишет Петр сам о себе в начале книги своей, можно заключить, что он отличался крайнею нестяжательностью. «Ни одной книги не имел я у себя своей, и не приобретал никогда, но брал у людей христолюбивых, точно так же как и нужное для тела, любви ради. Со всем тщанием прочитав, возвращал опять к тем же». Скончался он от меча, убиенный арабами в 1157 году 207 . Память Преподобного Панкратия, Иеромонаха Печерского Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах, в Киевской лавре. О нем известно, что он имел дар исцелять больных и мирно скончался в Х1У столетии. Вторично вспоминается 28-го августа. Память Преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских В недавнее время в Задненикифоровой пустыни построен камен­ный храм во имя преподобных Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками препо­добного Александра Свирского , но один раньше, другой позже. Оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере; но один жил здесь отшельником, другой основал общежительную пустынь. По древней службе преподобному Геннадию, он был наследником богатого имущества; но, раздав все нищим, отправился к преподобному Александру, который жил один на Свири; не хотелось великому от­шельнику нарушить своего уединения принятием кого-либо в свою келлию: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с люби­мым уединением, – Геннадий остался учеником и сподвижником Алек­сандра. Спустя несколько годов преподобный Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келлию на Важеозере и здесь подвизался отшельнически; впо­следствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей келлии, для безмолвной молитвы. Пред кончиною своею авва сказал ученикам: «На этом месте будет храм и киновия». Отшельник почил, вероятно, в 1516 году января 8-го дня. Преподобный Никифор пришел к преподобному Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свири; великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕННАДИЙ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские Геннадий Важеозерский (+ ок. 1516 ), преподобный Память 9 февраля , в Соборах Санкт-Петербургских и Карельских святых Был сыном богатых родителей, но, раздав все, стал учеником и пострижеником преподобного Александра Свирского и подвизался с ним в отшельнической жизни на реке Свири. Затем, по благословению преподобного Александра, ушел на Важеозеро, в 12 верстах от Свирского монастыря , где, поставив келлию, проводил уединенную подвижническую жизнь с двумя своими учениками. Перед кончиной своей преподобный Геннадий сказал своим ученикам: " На этом месте будет храм и киновия " . Почил этот подвижник около 1516 года, 8 января . Позднее на месте его подвигов поселился преподобный Никифор Важеозерский (+ 1557) и основал там монастырь - Задне-Никифоровскую пустынь . Молитвословия Тропарь прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 1 Славу мира сего презревше, преподобнии,/пустынное житие возлюбили есте,/души же Богу добре повинувше,/постом, бдением и молитвою демоны препобедили есте/и, житию ангельскому непорочно поревновавше,/на Небесех мзду трудов ваших восприяли есте./Слава давшему вам крепость,/слава венчавшему вас,//слава действующему вами всем исцеления. Кондак прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 4 Житейское море подвиги вашими невлажно прошедше,/крепкаго пристанища Христова достигли есте,/идеже Престолу Пресвятыя Троицы предстояще,/Никифоре и Геннадие богомудрии,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Использованные материалы Редакция текста от: 24.10.2016 10:54:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5165.html

тогда, когда еще не была написана икона преподобного (Опись 1581 г.//Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 7 об.- 8). Родители узнали о местонахождении К. через 7 лет. Отец посетил его в монастыре через 12 лет после того, как К. покинул родительский дом. Отец святого остался в обители, принял постриг с именем Варсонофий и 3 года до смерти жил у сына в послушании. К внутренней хронологии Жития К. нужно относиться с осторожностью, т. к. все названные числа (7, 12, 3), видимо, имеют символический смысл. Мать К. перед смертью также стала инокиней с именем Елена. Похоронив родителей, еще при жизни прп. Корнилия Комельского († 1538) К. получил благословение наставника и отправился в паломничество по св. местам Русской земли. Как сообщает Житие, он обошел Поморье, где долго жил отшельником, московские, новгородские и псковские земли. В городах он вел образ жизни юродивого, никогда не останавливался в домах мирских людей, днем скитался по улицам, ночью читал Псалтирь, ходил босой, в «многошвеной ризе», посещал все церковные службы. Уснув на паперти Успенской ц. в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , К. сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро. После 20 лет скитаний К. поселился на Красном о-ве Нового оз., где увидел огненный столп. В 1-м прижизненном чуде рассказывается, что прп. Александр Свирский послал к К. старца Никифора (вероятно, это был прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные)), к-рый передал пустыннику благословение прп. Александра. В Первоначальной редакции сообщается об основании Новоезерского мон-ря 4 марта 1512 (7020) г., во всех остальных редакциях говорится, что обитель была создана 4 марта 1517 (7025) г. (возможно, разночтение возникло из-за включения или выпадения в дате буквы «есть», имеющей числовое значение 5). Сообщение Жития о 20-летнем странствии К. не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием прп. Корнилия Комельского: если вычесть 20 лет от даты основания Новоезерского мон-ря, то получится, что К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

В каменном храме во имя Всех Святых в советское время размещали и клуб, и спортзал, и многое другое богохульное. От прежнего благолепия не осталось и следа, лишь на стенах, облупившихся и неприглядных, заметны следы живописи. Но оскверненный, он не представляется жалким и потерянным, кажется, что вместе с солнцем, со всех сторон проникающим в храм сквозь стекла, посылается сюда благодать Божия. Она, благодать Божия, – там, где святыня: под храмом находятся святые мощи основателей монастыря – преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, они подвизались здесь в шестнадцатом веке. Господь скрыл своих угодников от поругания, и, даст Бог, они еще явятся нам во утешение. Сначала, в конце пятнадцатого века, поселился здесь Геннадий, затем, уже по его кончине, – Никифор, основатель и первый игумен Важеозерского монастыря, или так называемой Задне-Никифоровской пустыни. Оба подвижника были учениками преподобного Александра Свирского , в разное время получили они от своего учителя благословение на уединенное подвижничество. Из жития преподобного Геннадия известно, что, поселившись на берегу Важ-озера, где устроил себе келью-пещеру, он прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником, отказываясь по смирению руководить другими. Перед своей кончиной он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы. Удостоившись от Господа за свою праведность дара прозрения, преподобный Геннадий предсказал перед своей кончиной, что в пустыни будет храм и киновия. И это предсказание сбылось. Стараниями преподобного Никифора, прошедшего начальный монашеский искус в обители Живоначальной Троицы у преподобного Александра Свирского и стремившегося к уединенной подвижнической жизни, около 1530 г. будет построена деревянная церковь во имя Преображения Господня, келии для братии, испрошена царская грамота на владение землей. Примечательно, что прежде чем благословил своего ученика Никифора, преуспевающего в монашеских подвигах, на уединенное житие, преподобный Александр отправляет его на Белое озеро, в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоезерскому, побеседовать о монашеской жизни и поучиться от него монастырскому уставу. Благословляя Никифора в далекий путь, Свирский старец сказал ему «Когда подойдешь к Белому озеру, не ищи лодки для переезда в обитель, но обожди некоторое время там, на другом берегу в безлюдном месте. И по милости Божией ты увидишь исполнение просимого нами от Господа и будешь перевезен». И благословил ученика в далекий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это и Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Ондрусовского, Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Кассиан Соломенский…). Преподобный взял на себя еще один труд… Он проповедовал пришедшим к нему людям, будил для них дома-кельи, носил воду, готовил… Сохранились свидетельства, что когда он обходил свою обитель ночами и видел заснувших за работой людей, то не будил их, доделывая за них незавершенные труды… (Преп. Александр поет псалмы и мелет зерно жерновом. Клеймо 69 иконы «Образ Александра Свирского чудотворца, с деянием») А когда трапезник попросил его отправить какого-нибудь свободного монаха на озеро за водой, преподобный кротко ответил:«Я свободен» и пошел сам…Слава о нем разлеталась по Руси все дальше и дальше…Число братии росло…Александр хотел быть отшельником, но… «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»… Бог видел в Свирском чудотворце не только стремление к Нему, но и таланты вести за собой людей. Обучать их, просвещать, воспитывать… И было ему явлено Удивительное… То, о чем не хватит ни слов, ни таланта, рассказать ни одному поэту в мире… На Свирские берега ступил Бог… …Однажды, в году 1507, когда Александр стоял на молитве в отходной пустыне, его келью залил необычный свет и на порог ступили трое мужей в белых одеждах. Видом они были «благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца невыразимо славным пресветлым светом, и каждый из них имел в руке своей посох». Преподобный получил благословение воздвигнуть на этом месте храм, освященный во имя Животворящей Троицы… Существует мнение (и весьма логичное), что после прихода на землю Христа, для человечества уже нет надобности в посещении его всей Троицы. Но, из каждого правила есть исключения, а человеческая логика и Божий промысел — вещи все же разные… Дело в том, что именно в то время, расползалась по Руси едкая и опасная ересь, именуемая в народе «ересью жидовствующих» (в тех или иных формах она и доселе процветает своими сорняками). Хитрые лжеучителя, пытались убедить народ, что нет никакой Троицы, да и сам Христос — не Бог, пришедший к людям на краткие 33 года, а всего лишь пророк… Многие верили «ученым мужьям» … И тут это событие…Всего два раза Бог ступал на землю в виде Троицы.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Вот еще опыт прозорливости преподобного. Когда освящал он храм св. Троицы: после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. – Поселянин Григорий также хотел подать от себя что-то: но преподобный не принял. Два и три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобного: но преподобный отталкивал руку его. «Рука твоя смердит, сказал ему наконец преподобный, ты бил ею мать твою и тем навлек на себя гнев Божий». – Что ж мне делать? спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять ее». Незадолго до смерти своей, преподобный построил еще каменный, теплый храм в честь покрова Богородицы, с братскою каменною трапезою. Тогда же утешен он был видением Богоматери, которая обещала ему не забывать обители его и умножить число иноков ее. Препод. Александр воспитал многих подвижников благочестия. В бывшей Оредежской пустыни – ученик его преп. Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г. 347 . В важеозерской Спасской пустыни, в 12 вер. От Свирского монастыря, почивает подвижник его и основатель пустыни преп. Никифор. В Оятской пустыни скончались питомцы свирского наставника: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Феофан, Корнилий и Афанасий 348 . Александр – великий авва. В духовном своем завещании он писал: «братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь – то все пошло в дом св. Троицы и боголепного преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход» 349 . Св. старец скончался на 85 году от рождения, 80 августа 1533 г. Наружный вид его: плешив, борода широкая и долгая, но редкая. С 1547 года уже чтили преп. Александра церковною службою 350 , но мощи его открыты только в 1641 году и ц. Михаил в 1643 году устроил для них серебряную раку, в которой они и ныне покоятся 351 . Перенесение мощей благов. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010