Рубрики Коллекции Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки 3 мин., 08.11.2018 Поделиться Во второй половине XI - начале XII века в Киево-Печерской лавре жил монах по имени Нестор. Он был составителем и редактором нескольких летописных статей, посвященных родной обители. В «Повести временных лет» есть рассказ об основании обители, жизни первых иноков при преподобных Антонии и Феодосии, сообщение о смерти первых двух основателей монастыря, об открытии мощей преподобного Феодосия и его канонизации. В это же время на свет появляется шедевр древнерусской агиографии «Житие Феодосия Печерского». Ее автор - тоже насельник обители по имени Нестор, который также написал одну из версий жития первых прославленных русских святых - святых страстотерпцев Бориса и Глеба – детей князя Владимира, который крестил Русь. Вот из спора о том, сколько было Несторов в Киево-Печерской лавре во многом и родилась русская филология. С середины XVIII века «несторовский вопрос» волнует умы ученых не менее сильно, чем гомеровский. Получался настоящий детектив. В одном месте в одно время собрались два литературных таланта с одним именем. Они творили примерно в одно время (разница составляет не больше 30 лет с 1088 года по 1118), разбирались в византийских житиях и подробно описывали жизнь иноков. Окончательное решение этой загадки, кстати, до сих пор не найдено. Вся интрига строится на разных и плохо согласующихся между собой данных. Нестор-летописец говорит о том, что лично знал преподобного Феодосия, а автор жития рассказывает, что пришел в монастырь вскоре после смерти святого. Летописец не забывает рассказать, что монахи отвергли игумена, на которого перед смертью указал преподобный Феодосий, а агиограф просто опускает этот момент. Наконец, в летописи рассказывается об обретении мощей святого и его канонизации, а автор жития ничего не говорит про эти события. Добавим к этому, что в природе не существует «авторского текста» «Повести временных лет». То, что дошло до нас, - это огромный сборник, который неоднократно изменялся, подчищался и редактировался в зависимости от поставленных перед средневековым хронистом задач.

http://foma.ru/kak-prepodobnyiy-nestor-l...

Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Источниками ЧН были текст летописной статьи 6523 (1015) г., анонимное «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба», «Сказание чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида», «Слово о законе и благодати» митр. Илариона, переводные сочинения - Житие Евстафия Плакиды, «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад», Житие Алексия, человека Божия и некоторые др. Древнейший из сохранившихся списков ЧН находится в Сильвестровском сб. сер. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53). Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов В ЖФ, первом из дошедших до нас древнерус. Житий преподобных, Н. описывает биографию и духовные подвиги игумена Киево-Печерской обители прп. Феодосия. Повествование построено в соответствии с визант. житийным каноном. Агиограф сообщает о своей «худости», приводит притчу о талантах, отмечает, что родители святого были «благочестивыми» людьми, а сам он с детства чуждался мирских развлечений, носил заплатанную одежду, регулярно посещал церковь, был милостив к нищим, на удивление всем легко овладел грамотой. Сам Н. отмечает, что борьба прп. Феодосия с бесами была подобна той, которую вел Антоний Великий. Чудесное явление огненного столпа, к-рое знаменовало место возведения Успенского собора, агиограф сравнивает с аналогичным явлением, описанным в Житии прп. Саввы Освященного. Подобно прп. Макарию Египетскому прп. Феодосий проводил ночи, отдавая свою плоть на съедение оводам и комарам. Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Несмотря на влияния греч. Житий, в творчестве Н. остается много оригинального. Агиограф насыщает текст живыми характеристиками монахов и мирян, реалистичными изображениями быта, яркими диалогами героев. Необычен образ матери Феодосия, к-рая препятствует благочестивым помыслам сына, не останавливаясь перед физическими наказаниями и заключением его в оковы.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни… 9 ноября, 2012 Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни…  Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям XXI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал. Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками… Фото: INIART, photosight.ru Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни. И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями. Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец — XI haчaлo XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси .

http://pravmir.ru/svyatye-i-sovremennost...

Но чтобы не два года, а 12 лет Феодосий мог провести в просфоропекарстве, это представляется нам совершенно невозможным. 1037 Летописец и Нестор не одинаково говорят о приобретении Феодосием Студийского устава. Первый пишет – «и нача (Феодосий) искати правила чернечьского, и обретеся тогда Михаил чернец монастыря Студийского, иже бе пришел из Грек с митрополитом Георгием, и нача у него искати устава чернец Студийских, и обрет у него и списа»... Нестор пишет: «посла (Феодосий) единого от братия в Костяньтинь град к Ефрему скопцу (помянутому выше, который ушёл из Печерского монастыря в Константинополь и жил там по всей вероятности именно в монастыре Студийском), да вьсь (весь) устав Студийского монастыря исписав пришлет ему; он же преподобного отца нашего повеления ту абие и створи, и весь устав монастырский исписав посла блаженному отцу нашему Феодосию». Как можно и вероятно примирять эти известия, см. выше. 1038 И поэтому-то Антониевы пещеры суть ближние пещеры к монастырю, до сих пор остающемуся на его втором месте. 1039 И поэтому его, Феодосиевы, пещеры суть дальние от (теперешнего) монастыря пещеры. Не совсем понятно, что Феодосий погребён был не вместе с Антонием и не в одной с ним пещере. Это как будто наводит на подозрение, что когда умер Феодосий, Антоний был ещё жив. – О погребении Феодосия летописец и Нестор говорят не совсем согласно. 1040 В Патерике Печерском даётся знать, что к росписи церкви было приступлено спустя более 10 лет после смерти Феодосия (рассказ о живописцах) и, следовательно, спустя более 7 лет после окончания кладки. 1043 Подробно говорит о разрушении монастыря Татарами Синопсис, но известия берёт он, по всей вероятности, только из устного предания. 1044 Если в Патерике Печерском врач Николы Святоши говорит этому последнему, постригшемуся в монахи в 1106г.: «кто из бояр поступал, так или хотя желание имел идти по этому пути (монашескому), кроме Варлаама, бывшего здесь (в Печерском монастыре) игуменом», то это ничего не доказывает: это только позднейшее ораторство. 1045 Нестор называет Стефана то екклесиархом, то доместиком (деместик), и весьма возможно, что у нас в его время оба названия означали одну и ту же должность или обе должности соединялись в одном и том же лице. Екклесиарх, что значит начальник церкви, в монастырях греческих в древнее время чин важный, был смотрителем над церковью (начальником над пономарями), уставщиком и распорядителем в ней относительно богослужения и вместе с тем и смотрителем над монахами во время их пребывания в церкви. Доместик – начальник хора певцов, регент. 1046 Так рассказывает летописец; Нестор в житии Феодосия рассказывает иначе (и также с явно намеренным погрешением против истины, как и в том случае, когда построение Печерского монастыря усвояет не Варлааму, а Феодосию). Будучи пострижеником именно Стефана, он совсем умалчивает об Иакове и представляет дело таким образом, будто Стефан был предложен прямо самим Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нестор Летописец -преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и мн. др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, на ряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) иещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго», «времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословия, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобжическия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Главным подвигом жизни преподобного было составление «Повести временных лет» 9 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Двадцать седьмой день. Поучение 2-е. Преподобный Нестор летописец. (Вера – основание любви к отечеству). I. Нынешний день св. церковь совершает память преп. Нестора, нашего первого летописца. Родом киевлянин, он, 17-ти лет, поступил в Печерскую обитель, в то время, когда был еще жив великий подвижник, преп. Феодосий. При преемнике его Нестор уже славился святою жизнию. Мало сохранилось подробностей об этой жизни, посвященной всецело молитве и труду, но о самом Несторе дает нам ясное понятие его летопись, дошедшая до нас. «Она дышит глубокою верою, горячею любовию к отечеству и смирением». В простом, занимательном рассказе преп. Нестор повествует о начале Руси, о племенах, населявших Россию, о призвании варяжских князей, о вещем Олеге, герое Святославе, о мудрой Ольге, Владимире святом – просветителе земли русской, о преемниках его до Владимира Мономаха . Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Ефрем. О происхождении его преподобный Нестор не говорит, а говорит только, что еще в мире он был «каженик», или скопец, служил при дворе великого князя Изяслава и «бе зело любим князем, придержа у него вся», потом один из первых принял пострижение в пещере преподобного Антония и чрез несколько времени переселился в Константинополь, где и подвизался в какой-то неизвестной обители. Там списал он, по поручению преподобного Феодосия, устав Студийский и переслал к нему около 1063 г. Когда кафедра Переяславская сделалась праздною, Ефрем вызван был из Константинополя и хиротонисан на эту кафедру или, как выражается Нестор, «изведен бысть в страну сию и поставлен бысть митрополитом в городе Переяславли» . Это случилось после 1072 г., потому что тогда был еще Переяславским епископом Петр, и прежде 1089 г., потому что под этим годом читаем в летописи Несторовой: «В се же лето священа бысть церкы св. Михаила переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, бе бо преже в Переяславли митрополья». Таким образом, преподобный Нестор, который был современником Ефрему, два раза называет его митрополитом, но только митрополитом Переяславским, а не Киевским, и называет ради чести, ради того, что «был прежде Переяславль митрополья», а не потому, чтобы Ефрем был действительно митрополитом. Напротив, сам же Нестор свидетельствует, что в том же 1089 г., когда митрополит Ефрем освящал свою церковь в Переяславле, действительным митрополитом Киевским и всея России был Иоанн III, скончавшийся уже в следующем году, сам же Нестор называет потом (в 1091 г.) Ефрема только епископом Переяславским . Достойно замечания, что и продолжатель Нестора, говоря о падении в 1123 г. , Николай поставлен к нам митрополитом в 1106 г.; по краткому каталогу святого Димитрия Ростовского — в 1114 г.; по каталогу Кульчинского — в 1102 г. и правил Церковию только два года; по каталогу Лекеня поставлен в 1105 г. и управлял Церковию до 1112 г. Татищев даже вовсе не упоминает о митрополите Николае, а говорит, что по смерти митрополита Ефрема в 1096 г. избран на его место по воле великого князя Полоцкий епископ Никифор и поставлен Собором русских епископов (2. 169 В имени Никифора вместо Николая можно предполагать описку, потому что о приходе к нам собственно митрополита Никифора из Греции Татищев говорит далее под 1105 г. (2. 203 если только он не допускал у нас двух митрополитов Никифоров сряду. Но откуда взял он, будто бы первый Никифор или Николай был избран и поставлен у нас в России, подобно митрополиту Илариону? Это известие было бы любопытно и важно, если бы чем-либо подтвердилось. Надобно заметить, что и в Никон. Летоп. под 1097 г. вместо митрополита Николая упоминается Никифор (2. 24 хотя далее говорится о приходе к нам другого митрополита Никифора (2. 38

http://sedmitza.ru/lib/text/435807/

Отошел ко Господу архимандрит Нестор (Жиляев) Москва, 12 октября 2019 г. Утром 12 октября 2019 года на 65-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храма Живоначальной Троицы в поселке Назарьево Одинцовского района Московской области архимандрит Нестор (Жиляев), сообщает сайт Московской областной епархии . Отпевание почившего состоится 16 октября в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 9.00. Соболезнования в связи с кончиной архимандрита Нестора (Жиляева) выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Хорошо зная почившего лично, могу свидетельствовать, что он был человеком очень глубокой и искренней веры, ревностным служителем Церкви, горячо преданным своему призванию и делу Божию», — говорится в Патриаршем послании. Архимандрит Нестор (Жиляев Александр Николаевич) родился 13 марта 1955 года в г. Москве. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1975 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1981 году окончил Ленинградскую духовную академию. В 1981-1982 годах проходил стажировку в институте г. Боссэ в Швейцарии. 18 апреля 1982 года ректором ЛДАиС архиепископом Выборгским Кириллом (будущим Патриархом Московским и всея Руси) рукоположен в сан диакона, 8 июня 1983 года — в сан иерея. В 1983 году получил ученую степень кандидата богословия. С 1983 по май 1990 года — референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Служил в Новодевичьем женском монастыре города Москвы. 26 декабря 1987 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с наречением имени Нестор в честь преподобного Нестора Летописца. В 1988 году возведен в сан игумена. С 1991 по август 1993 года —настоятель Свято-Духовского прихода города Нестерова Калининградской области. 26 августа 1993 года назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.

http://pravoslavie.ru/124627.html

Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба». Нестор участвовал в изгнании беса из Никиты затворника О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного иудейским мудрствованием. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения Святых отцов и назидал в этом других: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Как было глубоко его собственное смирение, видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он называет себя не иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия. В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем мученика Нестора Солунского, принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием (+ 26 октября/8 ноября 306 г.). По мнению церковных историков, память преподобного Нестора установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства (27 октября/9 ноября). День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году.

http://pravoslavie.ru/75010.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010