Из литературных трудов преп. Нестора мы знаем: 1) Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба, 2) Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского и 3) Летопись. Главнейший труд – Житие Феодосия Печерского , составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает очень видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит, о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковно-славянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того «добрословия» и «плетения словес», которыми так изобилуют позднейшие (северорусские) жития. Древнейший список Жития Феодосия дошел до нас в так называемом Успенском Сборнике XII в. По этой рукописи, хранящейся теперь в Московск. Синод. библ., Житие издавалось три раза: Бодянским («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1858, III). А. Подовым («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1879, I) и A. А. Шахматовым и ?. А. Лавровым («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1899 г. и отд.: Сборник XII в. Моск. Успенск. Собора. Вып. I). Раньше Жития преп. Феодория Печерского Нестором составлено (вскоре после 1079 г.) Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба, стоящее совершенно независимо от других апологических памятников, посвященных свв. Борису и Глебу. В историко-литературном отношении Чтение стоит ниже Жития: в нем больше общих мест и таких подробностей, которые не имеют прямого отношения к делу, больше бесцветности и шаблонности в характеристиках; заметно пренебрежительное отношение к собственным именам и хронологическим датам, как не прибавляющим назидания; отсутствие в содержании историко-бытового материала. Указанные недостатки объясняются отчасти авторскою неопытностью начинающего Нестора, а отчасти тем, что самый предмет второго сочинения был гораздо интереснее и ближе нашему автору, как иноку Печерского монастыря, чем предмет первого. Древнейший список Несторова Чтения о Борисе и Глебе относится к первой половине XIV в.: это – так называемый Сильвестровский Сборник Московской Типографской библиотеки. По этому списку Чтение издано три раза: Бодянским («Чтения в Общ. ист. и др. рос.» 1859, I), Срезневский («Сказания о свв. Борисе и Глебе». Спб. 1860) и Абрамовичем (в «Памятниках древнерусской литературы». Вып. 2-й). Большою известностью Чтение не пользовалось, как можно видеть из того, что оно дошло до нас в сравнительно ограниченном количестве списков и не повлияло на другие аналогичные памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Нет ни малейшего сомнения, что в обращении Богориса к христианству принимали деятельное участие первоучители славянские, особенно Мефодий, хотя и невозможно отвергать того, что взгляд князя значительно был уже подготовлен в пользу новой религии и пленным греческим монахом, Феодором Куфарою, и возвращенною из Царьграда сестрою Богориса, с детства христианкою 33 . Памятники славянские, и восточные и западные, говорят об участии Кирилла и Мефодия положительно. Так, жизнеописатель св. Климента: ου μν λλα α τν τν Βουλγρων ρχοντα Βορςην, ος τ το τν Ρομαων βασιλως Μιχαλ ν, ι τοτον μγας Μεϑδιος α πλαι μεν τνον ποισατο, ι τς ιιας γλσσης τς πντα αλς ξηρτςατο 34 . Моравская легенда: egressus vero (Constantinus cum germano Methudio) venit primo ad Bulgaros, quos divina cooperatrice gratias sua praedicatione convertit ad fidem 35 ; легенда о св. Людмиле: Sanctus Cyrillus... postquam Bulgariam ad fidem Jesu Christi convertisset, Moraviam est ingressus 36 . О том же свидетельствуют и многие другие писатели, как преподобный Нестор 37 , монах из Градиште, старая летопись хорватская 38 и др. Не говорят только об этом древнейшие жития паннонские, но едва ли есть основание отвергать на их молчании сведения других источников, из которых первый не уступает им ни в древности, ни в точности, ни в возможности автора знать обстоятельно то, о чем писал он. К тому же неупоминание о деятельности Мефодия при обращении Бориса в паннонских житиях весьма легко оправдать тем, что оба они имели в виду почти исключительно изложение главнейших подвигов св. братьев, именно посольство их к сарацинам, хазарам и в Моравию: мы постараемся доказать сейчас, что пребывание Мефодия в Болгарии и его участие в просвещении князя скорее было делом случая, мимоходным. Но неужели не оставили никаких свидетельств об этом событии греки, для которых так важен был религиозный переворот в Болгарии, особенно как скоро касался он самого князя? Нет, говорят и греки, и точно так же главнейшим деятелем ставят Мефодия, хотя и не называют его братом Кирилла и вообще не определяют точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время могу только представить тот список жертвователей, который у меня на руках, а именно: в Охотске я получил от Московского генерал-губернатора Гершельмана 1000 рублей с телеграммой следующего содержания: «телеграмма от московского генерал-губернатора губернатору Якутскому от 11 сего февраля. Московский генерал-губернатор просит отправить Гижигу Камчатку миссионеру иеромонаху Нестору тысячу рублей, пожертвованных Марией Морозовой, переводимую телеграфом. Гершельман». 35 рублей с копейками из Владивостока от причта кафедрального собора, 21 рубль из Москвы, от Долгинской, 15 рублей от А. И. Шмейль, 4 рубля 84 копейки из Тифлиса от Ермовой, 6 рублей от священника Фигурова Нижегородской губернии, 8 рублей от редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», 10 рублей из Козлова от Спасской, 5 рублей из обители преподобного Тихона Калужского от Шмакова, 3 рубля из Керчи от протоиерея Экземплярского. Много для голодающих сделала моя мамаша и с своей стороны, и чрез обращение к своим знакомым и многим другим для пересылки мне пожертвований. Отзывчивость из России на мое горе и горе инородцев много ободрила меня, воодушевила, подкрепила и придала новую энергию для дальнейшей моей жизни и службы в далекой хладной темнице Камчатской, среди диких инородцев-язычников. Радуюсь за Россию, что есть еще много добрых, искренних человеческих сердец, готовых отозваться на нужды и беды далекой окраины нашего отечества. Искренне выражаю свою благодарность жертвователям для моих дорогих ни с чем не сравнимых детей природы, простых инородцев – христиан и язычников. Не теряю надежды, что добрые люди не оставят без внимания мою дорогую Гижигу в случае могущих явиться и являющихся нужд, вроде постройки часовни-школы и церквей среди инородческих селений, на которые совершенно нет средств, а нужда неизбежная. Миссионерское же общество 271 не только не может удовлетворить всех наших нужд, не имея больших средств, но, к сожалению, вынуждено даже прибегать к ежегодным убавлениям сметы на миссионерское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Великие поистине подвиги были совершены теми святыми черноризцами, которых добродетельное житие я помянул. Дивлюсь, как доселе молчали о них. Или, как сказал Господь: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» ( Лк.4:24 ). Но, если по нашей небрежности угаснет такое светило, то как могут засиять от него лучи, то есть подражание наших братьев? Написал я тебе, честный архимандрит Акиндин, о прежде упомянутых святых и преподобных отцах: О чудотворениях одних, подвигах других, крепком воздержании третьих, послушании одних, прозорливости других, обо всем этом свидетельствует твоей Лавры черноризец, а мой господин епископ Симон. Но другим покажутся невероятными мои повествования, ради величия описанных дел. Причина же их неверия будет та, что знают, как грешен я, Поликарп. Но я, как приказало мне твое преподобие, написал тебе то, что постиг мой ум, и сохранила память чтобы, если оно и не будет полезно тебе, то чтобы осталось для пользы тех, кто будет после нас, как сделал и блаж. Нестор. Скажу ясно, что если бы я умолчал о делах тех, кого помянул, то они, вследствие неведения о них других, были бы совсем забыты, как и было до этого дня. И вот, в пятнадцатый год игуменства твоего записано мною то, о чем не поминали за 160 лет. Ныне же, благодаря твоей любви, услышанным стало то, что было утаено, чтобы всегда была чтима и хвалима память любящих Бога, которые, угодив Ему, были увенчаны от Него. И великая мне радость украшаться ими, и думаю я, они покроют студные дела мои ради того, что только напомяну я о делах их, хотя сам и не совершу их. Я думаю, что описал чудотворения тех, которые достойны быть на небе наследниками ангельской славы. Ведь они жили на земле ангельской жизнью, не радея здесь о плоти, но, как бесплотные, с пренебрежением относились к земному и все житейское считали за сор, чтобы обрести Единого Христа, Которого Единого возлюбили и привязались любовью к Нему, и предали Ему свою волю, чтобы от Него принять обожение. Он же взамен трудов их даровал им на земле возмездие дары чудотворения, на небе же прославил неизреченною славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот такие дела, — и больше этих, — делались теми святыми черноризцами. Вспоминая же их добродетельное житие, дивлюсь я, почему остались замолчаны великие дела преподобного отца нашего Антония? Если такое светило угасло из-за нашего небрежения, то как же воссияют от него лучи? — разумею преподобных отцов и братьев наших. Поистине, как сказал господь: «Никакой пророк не признается в отечестве своем». Я бы написал тебе, честной архимандрит, господин Акиндин, о прежде упомянутых святых и преподобных отцах, — одних чудотворения, иных — подвиги, других — твердое воздержание, тех — послушание, иных — прозорливость, и все эти знамения и чудеса засвидетельствованы верою твоего черноризца, а моего господина, епископа Симона. Но иные не признают истины моих сказаний из-за величия описанных в них дел, и причина этого недоверия та, что они как грешника знают меня, Поликарпа. Но, если повелит твое преподобие написать это, я исполню, как мой ум постигнет и память припомнит. Если не пригодится тебе, то пусть останется написанное на пользу тем, которые будут после нас, как сделал блаженный Нестор — написал в Летописи о блаженных отцах — о Дамиане, Иеремии, и Матфее, и Исаакии. И в «Житии святого Антония» все их жития вписаны, хотя и вкратце. Постараюсь я подробнее, чем об упомянутых черноризцах, поведать, ничего не утаивая, как и до этого делал: ведь если я умолчу и предам их полному забвению, то и совсем не вспомнятся имена их, как было и до сегодня. Это говорится в пятнадцатый год твоего игуменства, а за сто шестьдесят лет не вспоминали о них, и только теперь, твоей ради любви, утаенное услышалось, и память любящих бога постоянно почитаема и хвалима, так как угодившие ему, они им и увенчаны. Для меня же величие — украшать труд их именами — это, надеюсь, оправдает недостатки труда моего, я же только вспомнил слышанное и пересказал разысканные мною чудеса их. Если, как сказал господь, «радость бывает на небесах и об одном грешнике кающемся», то сколь радостнее веселие ангелов о таких праведниках, житие которых подобно на небесах живущим, и достойны они их славы быть наследниками. Здесь о плоти не радели они, и, как бесплотные, земным пренебрегали, и все житейское за ничто вменяли, чтобы единого Христа приобрести; его одного возлюбили они, и к любви его привязались, и ему волю свою предали, чтобы чрез него приблизиться к богу; и он здесь, на земле, в возмездие за труды их, дал им дар чудотворения, а в будущем прославит их неизреченною славою. Без духа святого ничто не дается человеку на земле, если не дано это свыше.

http://sedmitza.ru/lib/text/438101/

В Арсеньевской (1406 г.) и последующих редакциях Патерика сообщается, что Феодосий был родом из Василева — ныне г. Васильков Киевской области. В то время Василев был второй по значению резиденцией князя Владимира — крестителя Руси, названной им в честь своего крещения с именем Василия. Летописец не исключал, что именно в Василеве состоялось личное крещение Владимира: «глаголют, яко крестился есть в Киеве, инии же реша в Василеве, друзъи же ънако скажут» (ПВЛ). Если так, то небольшому ныне провинциальному городу Василькову суждено было дважды отличиться в древнерусской истории: сначала благодаря духовному рождению крестителя нашего народа князя Владимира, затем появлению на свет законоположника нашего монашества — преп. Феодосия Печерского. Поскольку Феодосий пришел к преп. Антонию около 1056 г., будучи весьма молодым человеком — «отроком», как называет его Нестор, то, следовательно, рождение его приходится на 30-е годы века. Обе даты получены методом косвенных вычислений, исходя из соотношения других датированных событий, а потому не могут претендовать на точность и быть основой каких бы то ни было исторических утверждений. Вероятнее всего, Феодосий происходил из семьи бояр великокняжеского окружения. Такой вывод следует на основании ряда косвенных свидетельств Жития, как например: «командировка» отца в Курск по повелению великого князя, присутствие отрока Феодосия на обеде у тысяцкого (градоначальника) и пр. Как ни странно, но едва ли не единственным упущением автора было отсутствие упоминания мирского имени будущего Печерского игумена. Но также известно, что юные годы Феодосия прошли в городе Курске. Когда юноше было 13 лет, скончался отец. Мать несомненно рассчитывала, что сын продолжит боярскую (или дружинную) службу отца, от которой зависело благосостояние вдовы. Но, возмужав, юноша не стремился наследовать патриархальные устои своего сословия. Известно, что он отказывался носить подобающую его родовому положению парчовую одежду, которую, лишь немного поносив, отдавал нуждающимся. Внешняя простота была зеркалом смирения души, что создавало отчетливый контраст на фоне знати, влиться в среду которой Феодосий был обязан по своему происхождению.

http://pravoslavie.ru/1869.html

Но иные не признают истины моих сказаний из-за величия описанных в них дел, и причина этого недоверия та, что они как грешника знают меня, Поликарпа. Но, если повелит твое преподобие написать это, я исполню, как мой ум постигнет и память припомнит. Если не пригодится тебе, то пусть останется написанное на пользу тем, которые будут после нас, как сделал блаженный Нестор – написал в Летописи о блаженных отцах – о Дамиане, Иеремии, и Матфее, и Исакии. И в Житии святого Антония все их жития вписаны, хотя и вкратце. Постараюсь я подробнее, чем об упомянутых черноризцах, поведать, ничего не утаивая, как и до этого делал: ведь если я умолчу и предам их забвению, то и совсем не вспомнятся имена их, как было и до сего дня. Это говорится в пятнадцатый год твоего игуменства, а за сто шестьдесят лет не вспоминали о них, и только теперь, твоей ради любви, утаенное услышалось, и память любящих Бога постоянно почитаема и хвалима, так как угодившие ему, они им и увенчаны. Для меня же величие – украшать труд их именами – это, надеюсь, оправдает недостатки труда моего, я же только вспомнил слышанное и пересказал разысканные мною чудеса их. Если, как сказал Господь, «радость бывает на небесах и об одном грешнике кающемся», то сколь радостнее веселие ангелов о таких праведниках, житию и славе которых достойны наследниками быть живущие на земле. Здесь о плоти не радели они, и, как бесплотные, земным пренебрегали, и все житейское за ничто вменяли, чтобы единого Христа приобрести; его одного возлюбили они, и к любви его привязались, и ему волю свою предали, чтобы чрез него приблизиться к Богу; и он здесь, на земле, в возмездие за труды их, дал им дар чудотворения, а в будущем прославит их неизреченною славою. Без Духа Святого ничто не дается человеку на земле, если не дано это свыше. Потому и я, грешный Поликарп, покоряясь воле твоей, державный отец Акиндин, это и написал тебе. И еще расскажу тебе нечто – о блаженном и преподобном отце нашем Григории Чудотворце . О СВЯТОМ ГРИГОРИИ ЧУДОТВОРЦЕ .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марк очолив молебень у святого Климента, де почивають святого Кирила. Переяслав-Хмельницький Олександр, секретар керуючого Московського в Филип (Васильцев), Риму (Севрюк) духовенство, що прибуло на свято. За молився Корсунський Нестор. того ж дня в в святковий концерт з нагоди дня Кирила. за темою Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану Священний Синод ухвалив низку кадрових Священний Синод скасував закордонних установ та передав його церковних зв " Митрополит Корсунський очолив на " Церкви Чеських земель Словаччини у Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия о сборе средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям [Документи] групи з до святкування перенесення мощей князя Олександра Невського до Санкт-Петербурга В знайдено преподобного Алтайського (Глухарьова) У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського У день пам " преподобних Кирила та голова Синодального з чернецтва звершив в Покровському Хотьковому з ключовими словами – закордонних установ – святих   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1495712...

Но у преподобного Максима имеется замечательный труд, представ­ляющий собой первый образец древнерусских лексиконов. Этот труд озаглавлен «Толкование именам по алфавиту» 232 . В древнерусской рукописной традиции произведение сохранилось в трех редакциях. Наи­более близкой к оригиналу следует признать первую редакцию. Она представлена наиболее древними и авторитетными списками и имеет более стройное построение. Словарь написан по-русски и представляет собой толкование грече­ских, латинских и еврейских собственных имен и названий некоторых предметов и понятий. Всего в словаре до 270 толкований. Толкования расположены в порядке греческого алфавита, но этот порядок не выдер­жан. Максим часто указывает, из какого языка взято то или иное сло­во, но иногда признаётся, что не знает значения того или другого име­ни (Игнатий, Сергий, Нестор). При некоторых словах имеются свое­образные замечания («Флавиан – рус не языком, а власы и брадою»). Слово «синклитии» переведено термином «бояре веденные», который при Максиме Греке не был уже живым термином. Словарь составлен, несомненно, для русских по просьбе кого-либо из друзей Максима Грека . Источники словаря указать невозможно. Он создан по образцу Лексикона Свиды 233 , но прямых заимствова­ний оттуда не заметно. Возможно, что Максим использовал латино­греческие словари, которые он мог вывезти из Италии. Толковый словарь Максима Грека вместе с другими его лексико­графическими трудами послужил одним из главных источников для нового типа произведений в русской литературе, получивших название Азбуковников, или Алфавитов, и имевших характер небольших энцик­лопедий. Один из наиболее древних Азбуковников, упомянутый нами выше, на котором особенно заметно отразилось влияние Максима Грека ,– это «Книга, глаголемая Лексис, сиречь недоведомыя речи, превод Мак­сима Грека от иноверных на русский язык право». Порядок располо­жения материалов в «Лексисе» следующий. Вначале приводится оглав­ление, составленное довольно подробно, с разделением на 25 глав. Затем сообщаются сведения о важности просодий, особенно для кал­лиграфов, указывается количество этих знаков (10), выясняется, где ставится каждый. Далее говорится о залогах, временах; потом о про­исхождении славян, их делении и снова о просодиях, этимологии, 8-ми частях речи. На листах 21–23 находится краткое предисловие к сло­варю, а листы 24–175 занимает самый словарь, в котором по алфави­ту расположены греческие слова и слова из других языков с перево­дом их на русский язык и толкованиями, иногда довольно обширны­ми 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Аудио    Начало княжения Святослава, сына Игорева    Об убиении Бориса    Начало княжения Ярослава в Киеве    Начало княжения Изяслава в Киеве    Начало княжения Всеволода в Киеве     «Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов XV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.     Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил. Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010