Преп. Савва написал первый устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского (или Типика св. Саввы). Скончался в 532 году, имея 94 года от рождения. † Преставление преп. Нектария Бительского Когда Турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария 101 , работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где либо; Турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, – немедля ни мало вся семья оставила родное место; Турки вслед затем разграбили и опустошили Битель 102 , а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей. Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители бессребреников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собой и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря бессребреников, награждающих так чудно любовь к ним. Николай, стремясь к жизни высшей и тревожась посещением мирян, пошёл в Афон. Здесь он просил подвижника Дионисия принять его под своё управление. Когда Дионисий спросил совета на то у старца Филофея, тот, лично незнакомый с Николаем, назвал по имени и его и отца его и с любовью принял его в свои послушники. Вскоре Николай принял иночество с именем Нектария и безусловно предал себя воле старца Филофея. Напрасно дух злобы старался возмутить Нектария против старца; не успев в том, он возбудил злобу в другом послушнике старца против самого Нектария: тот прямо стал говорить Филофею и Дионисию, что, если не отошлют Нектария, он убьёт Нектария. Напрасно старцы вразумляли несчастного и просили его усмирить сердце своё; – чтобы дать место гневу, старцы предложили Нектарию удалиться на время от них, пока придёт в себя завистливый брат. Нектарий перешёл к проту Даниилу. Когда же умер блаженный Филофей, Дионисий, не вынося более дурного нрава послушника, сказал ему: пусть идёт куда хочет, а к себе принял Нектария. Дионисий и Нектарий занимались рукоделием и, питая себя, уделяли милостыню бедным. Блаженный Дионисий, исполненный дней, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В августе 1503 года Геннадий подписался под определением собора не брать пошлин за ставленнические дела ни епископу, ни его казначею и дьяку (секретарю), что было полезною мерою против крика еретиков. В июне 1504 года великий князь вызвал Геннадия в Москву, и здесь архиепископ подал владыке грамоту, которою отказался он от управления епархиею и решился «жить в монастыре иночески, в покорении и послушании». У ревностного архипастыря много было врагов: и еретики, и невежи попы с их покровителями, и псковичи. Конечно они-то воспользовались произволами дьяка его, оклеветали блаженного архипастыря пред великим князем, и он решился удалиться в уединение 965 . Местом уединения избрал он Чудов монастырь, где так много трудился он для святителя Алексея. Здесь он «преставился к Богу» 4 декабря 1505 года 966 ; честное тело его положено было в Михайловском храме, на том самом месте, где лежало нетленное тело святителя Алексия до перенесения его в новый храм святителя Алексия 967 . Писания блаженного Геннадия назидательны и для времен последующих. Он не поблажал в современниках страсти к обрядной набожности и осуждал пользовавшихся этою страстью для личных выгод. Не обратят ли этого в наставление себе промышляющие наружною цивилизациею? В прибавлении к пасхалии его написано: «Обоя единако судити. Занеже трегубое аллилуйя, а в четвертое – слава Тебе, Боже, являет Триипостастного Божества и нераздельного. А сугубое аллилуйя являет в двух естествах едино Божество. Ино как молвит человек мыслию, так и добро». В той же пасхалии член веры о Святом Духе читается так: «и в Духа Святого Господа Животворящего» 968 . День пятый Преставление преподобного Нектария Бительского Когда турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария 969 , работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, – не медля нимало вся семья оставила родное место; турки вслед за тем разграбили и опустошили Битель 970 , а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Период 2. Монгольский. От опустошения России до разделения митрополии (1237–1410). М., 1888. Сношения с Грецией; о богослужебных книгах, полученных с Афона; о переводах на Афоне греческих сочинений: с. 57, 64–65, 95–97. Период 4. Период патриаршества (1588–1720). М., 1888. Поездка Суханова на греческими рукописями: с. 231–232. Период 5. Синодальное управление (1721–1826). М., 1888. О Паисии Величковском : с. 217. 868 . – Святые южных славян. Опыт описания жизни их. Отд. 1–2. Чернигов, 1865. То же. Изд. 4-е... Описание жизни их. С рис. акад. Ф. Г. Солнцева. СПб., 1894. 312, II, V с. О святом Савве, архиепископе Сербском: с. 13–24; о преп. Симеоне – Стефане Неемани, владетеле Сербском (отце св. Саввы): с. 44–53; о священномученике Никите: с. 71–72; о преподобном Феофиле Мироточивом: с. 132–135; о преп. Никодиме: с. 136–137; о св. Никодиме, архиепископе Сербском, чудотворце: с. 175–177; о блаж. Иоанне Кукузеле: с. 190–192; о преподобном Козме Отшельнике: с. 209–212; о преподобном Игнатии: с. 226–229; о мученичестве 26-ти зографских иноков: с. 229–231; о преподобном Евфимии, основателе Дохиарского монастыря: с. 269–270; о преподобном Нектарии Бительском: с. 300–301; о преподобном Григории, основателе Григориата: с. 301–302; о святом Даниле, архиепископе Сербском: с. 306–310. 869 . Φлоринский Т. Д. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. Библиогр. разыскание. СПб., 1880. 106 с. (ЗИФФ, ч. 5). Описано 38 документов Хилендаря, 5 – Зографа, 1 – Святого Павла. 870 . Фонкич Б. Л. Библиотека Лавры Святого Афанасия на Афоне в X–XIII вв. – В кн.: Палест. сб. Вып. 17. Л., 1967, с. 167–175 с илл. 871 . – Материалы для истории греческих средневековых библиотек. Библиотека Иверского монастыря на Афоне в конце XV – начале XVI вв. – «Вести. Отд-ния обществ, наук АН ГрузССР», 1, с. 193–194. То же. – В кн.: Палест. сб. Вып. 23. Л., 1971, с. 26–27. 872 . – Переводческая деятельность Евфимия Святогорца и библиотека Иверского монастыря на Афоне в начале XI в. – В кн.: Палест. сб. Вып. 19. Л., 1969, с. 165–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силою заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было всё.– Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сент. 1370 г. на том же месте, где злодей носился с злодейским замыслом 782 . Между тем тело праведного страдальца оказалось нетленным и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестию положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в сремский язакский монастырь 783 . 5 ч. Преставление преп. Нектария бительского Когда турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария 784 , работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, не медля нимало вся семья оставила родное место; турки вслед за тем разграбили и опустошили Битель 785 ; а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей. Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители безсребренников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собою и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря безсребренников. Такое приношение бывало каждый год, в день св. Козмы и Дамиана. Однажды, когда весело совершалась благочестивыми память святых, истощился запас виноградного вина.– Пахомий взял порожний сосуд и свечу, чтобы вымыть его. Но неожиданно чувствует, что сосуд полон вина. На это чудо сошлись братия и гости, пробуют вино и оно оказывается ароматическим и приятным на вкус, какого и не бывало. Все прославили Бога и безсребрфнников, награждающих так чудно любовь к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

177. 17) Зап. геогр. общ. XIII, 325. Летопись в Гласнике V, 76. 77. «Исаия мниха о крале Влъкашине» у Миклошича: Chrestomathia palaeoslovenica, Vindob. 1854. По Цароставнику (Раич II, 693) убит сент. 26. 6879 - 1370 г. 18) Раича II, 676. Сербляк л. 76. Летоп. в Гласнике 75. 76. 5 ч. Преставление преп. НЕКТАРИЯ бительского. Когда турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария19), работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, не медля ни мало вся семья оставила родное место; турки вслед затем разграбили и опустошили Битель20); а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей. Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители безсребренников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собою и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря безсребренников. Такое приношение бывало каждый год, в день св. Козмы и Дамиана. Однажды, когда весело совершалась благочестивыми память святых, истощился запас виноградного вина. - Пахомий взял порожний сосуд и свечу, чтобы вымыть его. Но неожиданно чувствует, что сосуд полон вина. На это чудо сошлись братия и гости, пробуют вино и оно оказывается ароматическим и приятным на вкус, какого и не бывало. Все прославили Бога и безсребренников, награждающих так чудно любовь к ним. Николай, стремясь к жизни высшей и тревожась посещением мирян, пошел в Афон. Здесь он просил подвижника Дионисия принять его под свое управление. Когда   19) Жизнь препод. Нектария, из ???? ???????? нап. в афонском патерике 2, 39-44. 20) Битель, так ныне называют болгары, у Кедрина в 1014 г. Бутель у араба Эдриси (Tafel de provinciis p. 34) Бутили, был столицею болгарского царя Гавриила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Мстислав Новгородский † 1180 г., 14 июня. Н адежда муч. II века, 17 сентября. Назарий Олонецкий XV века, 4 июня. Назарий муч. I века, 14 октября. Наркис, Апостол из LXX, 4 января и 31 октября. Наркис, еп. Иерусалимск., 213 г., 7 августа. Наркис муч. (с Фидием), 15 сент. Нарс (с Нарсес) муч. 347 года, 20 ноября. Наталия муч. IV века, 26 августа. Наум Болгарский † X века, 27 июля. Наум, пророк, 1 декабря. Нафанаил, см. Варфоломея Апостола. Нафан пророк – в неделю Праотцов. Неарх исп. † 259 г., 9 января. Неемань – Стефан, король Сербский, 13 февраля. Неемия вождь – в неделю Праотцов. Нектарий Бежецкий † 1492 года, 3 апреля. Нектарий Печерский XII века, 29 ноября. Нектарий Бительский † 1500 года, 5 декабря. Неонилла муч. III века, 28 октября. Неон муч. † 285 г., 29 октября. Неофит священномуч. † 643 года, 28 октября. Нестор муч. † 306 г., 27 октября. Нестор Летописец † 1114 года, 27 октября. Нестор некнижный XIV века, 28 августа. Никандр преп. XVII века, 15 мар. Никандр муч. 302 г., 15 марта. Никандр муч. (с Пасикратом), 25 мая. Никандр Псковский † 1581 года, 25 марта и 24 сентября. Никандр муч. † 298 г., 7 ноября. Никанор Апостол из 70-ти, 4 янв., 28 июля и 28 декабря. Никита Новгородский † 1108 года, 31 января. Никита исповедник † около 824 г., 3 апреля. Никита священномуч. † 1808 года, 4 апреля и 17 июня. Никита Алфанов † XV века (с братьями), 4 мая и 17 июня. Никита Переяславский † XII века, 24 мая. Никита Халкидонский, IX века, 28 мая. Никита муч. † 1732 г., 21 июня. Никита Ремессианский, † не прежде 420 г., 24 июня. Никита муч. в Готфии † 372 года, 15 сентября. Никифор муч. 260 г., 9 февраля. Никифор Алфанов † XV в., 4 мая и 17 июня. Никифор Важеозерский † 1550 г., 9 февраля. Никифор исповеди. 1818 г., 2 июня. Никифор муч. (из Струмницких муч.), 28 ноября. Никифор натр. Константинопольск., † IX века, 13 марта и 2 июня. Никодим муч. 1722 г., 11 июля. Никодим, потаённый ученик, 2 августа (со Стефаном]. Никодим Сербский † 1325 г., 30 авг. Никодим Кожеозерский † 1640 г., 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...