На каком основании воспоминаемому Церковью 5/18 марта Конону усвоено наименование градаря? Это наименование происходит не от слова " град - город " , а от слова " гряда " для овощей на огороде. Преподобный Конон был по занятиям своим усердный огородник из простых крестьян города Назарета в Галилее. Он жил в 3 в., отказался принести жертву языческим богам и был замучен (Пролог). Конона вертоградаря не должно смешивать с Кононом Исаврийским, празднуемым в тот же день. 7/20 марта совершается память преподобного исповедника Павла Прусского (Прусиадского). Как понимать наименование Прусский?. - От города Пруссы (Прусиады), близ Олимпа в Вифинии, а не от Европейской Пруссии. Преподобный епископствовал там в первой половине 9-го века. Святой Григорий Двоеслов (память 12/25 марта) и преподобный Иоанн Лествичник (память 30 марта/12 апреля) названы так по своим творениям. Первый среди своих трудов оставил нам " Разговоры о жизни и чудесах италийских отцов " , а второй - " Лествицу " духовного восхождения к совершенству. Почему преподобный Алексий (память 17/30 марта) назван " человеком Божиим " ? - Это святое наименование, как видно из жития святого, открыто Римскому первосвященнику Иннокентию и императору Гонорию Самим Богом (Четьи Минеи). Чем обусловились наименования преподобного Моисея Угрина (память 26 июля/8 августа) и преподобного Моисея Мурина (память 28 августа/10 сентября)? - Первое наименование заимствовано от родины преподобного - Венгрии или Угорской земли, второе - от цвета лица преподобного. Преподобный Моисей был ефиоплянин родом и имел черный цвет кожи. Следовательно, происходил из той Муринской страны, из которой был родом и вельможа - муж Мурин, крещенный святым диаконом Филиппом (Деян.8,27). Что означает выражение месяцеслова под 11/24 июля " святыя мученицы (в греческом месяцеслове - великомученицы) и прехвальныя Евфимии, сиречь предела отцев " ? Т.е. святой мученицы и всеславной Евфимии, когда она утвердила определение веры. Речь идет об одном чудесном событии, совершившемся на 4-м Вселенском Соборе. Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и приняла всехвальный великомученический венец в г. Халкидоне. Впоследствии здесь был сооружен храм в ее честь, в котором почивали святые мощи великомученицы. В этом-то храме в 451 г, происходили заседания 4-го Вселенского Собора; и когда отцы его положили в гробницу святой великомученицы свое исповедание православной веры, то рука великомученицы приняла свиток. Это и названо в наших святцах пределом отцев (Деян. Вселен. Соб., т. IV, стр. 402, Казань).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Священники ваши справедливо сказали, что если угодно будет Богу, то Сам Он и прославит (преп. Иларион). Мужество ...Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя — он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Итак, уготовим свои души и сердца смирением, и оно нам поможет в терпении всяких искушений (преп. Никон). Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет» (преп. Амвросий). Мшелоимство Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь (то есть) излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия, но да пополяем и окаеваем себя, и Господь Всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец... (преп. Лев). Н Наречение имени ...Я не одобряю преждевременной заботливости вашей о имени будущему своему чаду, правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: «не пецытпеся о утри» (Мф. 6, 34), то должно ли за полгода, или еще более, печься об имени, какое дать чаду (преп. Антоний). А мне недавно пришла мысль такая: если вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит вас (преп. Антоний). Наставления Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку. Блюди и себя отовсюду (преп. Моисей). Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедшей ко мне сестры, вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В-упор-не-видение рядом с собой меньших братьев и сестер прп. Марии Египетской, сщмч. Киприана, прп. Моисея Мурина (в прошлом — блудница, колдун, разбойник) зачастую связано с тем, что мы ограничиваем представление о тех или иных святых завершающей стадией их жизненного поприща. Если мы видим их в призме одержанной ими победы над грехом, но видим в целом — это нормально. Другое дело, что если мы ограничиваем свое видение личности святого этим завершающим этапом, то даже о прежних грехах его когда слышим, все равно воспринимаем их так, словно этот человек уже тогда был тем , кем стал в итоге своего жизненного подвига, как будто тогда был просто временный этап, а человек изначально уже был другой. Поэтому (если руководствоваться таким пониманием) прп. Моисей Мурин — это, пусть когда-то и грешивший крепко, но святой, а какой-нибудь современный рецидивист — это отброс общества, на исправление которого надеяться глупо. И прп. Мария, и сщмч. Киприан, и прп. Моисей Мурин, и другие святые, чья жизнь складывалась весьма негладко в духовно-нравственном отношении — вряд ли мы, глядя на них в не лучший период жизни, всерьез допустили бы мысль, что они когда-нибудь покаются и возродятся для жизни вечной. Многие их современники, мнившие себя благочестивыми, тоже не думали. Однако ж, вот… И где теперь те современники, а где они? В-упор-не-видение рядом с собой меньших братьев и сестер вышеупомянутых грешников, просиявших в лике святых, зачастую связано с нашей неспособностью отрешиться от однобокого видения святых: не в целом как бы сквозь их победу, а  ограничиваясь ею. Отсюда недооценивание усилий, направляемых «меньшими» к исправлению, при недостаточно устойчивом результате. На святого мы смотрим как бы сквозь результат и знаем: что бы он ни совершил на пути к святости, он все равно победитель, а «победителей не судят». Однако на своего ближнего мы смотрим не сквозь его будущие достижения (они нам неизвестны) и не сквозь неизгладимый в нем образ Божий (а следовало бы), но сквозь его грех.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-mariya-eg...

" Достичь святости " сентября 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого царя Николая при военном госпитале " Святая Церковь совершает сегодня память многих святых, - сказал владыка в проповеди, - я несколько слов скажу о самом древнем из них - преподобном Моисее Мурине, который жил в четвертом веке. Мурин - это было его прозвище. Он был эфиоп, темнокожий раб богатого человека. В одной драке он не рассчитал силы и убил соперника. Хозяин его за это выгнал. Идти ему было некуда, и он оказался в шайке разбойников, которые обрадовались, решив, что силач, убивающий одним ударом, им пригодится. Вскоре он возглавил шайку грабителей и убийц. Но через несколько лет Моисей задумался, почему так живет и с чем явится на Суд Божий. Он решил покончить с прошлой жизнью и пришел в ближайший монастырь на покаяние. Монахи, которые знали его как разбойника, не хотели принимать такого насельника. Он плакал, умолял, говорил, что не надо его бояться, он будет вести благочестивую жизнь. Его все-таки приняли, и он действительно начал каяться, исправляться, потом решил стать отшельником. Однажды к нему в отдаленную келью пришли четверо разбойников, не зная, кто там живет. Он их связал, взвалил на плечи и понес в монастырь. Спросил у братии, что делать с такими гостями, они ответили - отпустить. Когда разбойники увидели, что бывший главарь их отпускает, решили не возвращаться в шайку и тоже остаться в монастыре. И остальные разбойники, узнав, что их товарищи не вернутся, оставили греховную жизнь и пришли в монастырь " . " Все было бы хорошо, но Моисея преследовала блудная страсть, - продолжил архипастырь. - Бесы нашли лазейку к его сердцу, и он страшно этим мучился, особенно по ночам. Старец посоветовал ему всю ночь молиться. Это не помогло, тогда  старец велел ему всю ночь носить воду для братии. Моисей носил воду, и однажды бес его подстерег и так сильно ударил, что тот упал и целый год был парализован. Исцелившись, он решил снова носить воду по ночам. Но старцу было открыто, что блудная страсть покинула Моисея, и он велел ему идти в храм, исповедоваться и причащаться - до этого он не причащался.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь. 15/28–16/29 ноября 1922 г. Оптина Пустынь. Уже 2-й час ночи. Письмо М. Елизавете ... Прп. Мартиниан (13 февраля) Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля) Прп. Моисей Мурин (28 августа) Прп. Моисей Угрин (26 июля) Прпмц. Евдокия (1 марта) Св. мц. Фомаида (13 апреля) Св. мц. дева Иустина (2 октября) Прп. Мария Египетская (1 апреля) Св. свщмч. Киприан (2 октября) Св. мч. Вонифатий (19 декабря) Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо 190. С.: 327–328). «... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию. Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем... ... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их ( Пс. 101, 18 ). Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы... Молитва ко Пресвятой Богородице О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь. Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской». Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария 6 предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит. Грешный Иеромонах Никон. Оптина пустынь 10/21 января 1923 г. Письмо М. Елизавете Честнейшая о Господе сестра Елизавета! Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Но исповедь, как я вам сказал, должна быть не только беседой, не просто рассказом о своих грехах, а плачем о них. Ведь часто люди рассказывают о своих грехах без всякого покаяния, а иногда даже гордясь ими. Затем, в-третьих, человек должен решиться больше не повторять эти грехи. Иметь решимость скорее умереть, чем согрешить снова. Есть древняя пословица: «Мудрый дважды не падает на одном месте». И, наконец, четвертое условие – человек должен стараться исполнять в своей жизни добродетели, противоположные прежде совершенным грехам. Тогда, братия и сестры, наше покаяние будет принято Богом. Покаяние – это основа всей духовной жизни христианина. Почему мы бываем холодны в великие праздники? Почему, причащаясь, мы не чувствуем, как огонь и свет входит в наши сердца? Только потому, что мы не пробудили, не смягчили, не очистили душу покаянием. А нераскаянное сердце твердо как камень. Нераскаянное сердце – это дверь, закрытая перед Иисусом Христом. Есть древняя притча о том, как Господь послал Своих Ангелов, чтобы они принесли Ему то лучшее, что увидят они на земле. И каждый Ангел принес с земли дар Богу. Не было лишь одного из них. Но вот явился и он и сказал Господу: «Я принес Тебе в дар слезу грешника. Я увидел, как ночью грешник, презираемый всем миром, один горько плакал о грехах своих и молился о прощении. Я взял его слезу и принес Тебе». И Господь сказал: «Это самый лучший дар. Слеза кающегося грешника – драгоценный дар для Меня!» Итак, братия и сестры, как память о смерти, укоренившись в человеческом сердце, дает ему мужество пережить все превратности жизни, дает ему глубокий мир, так и покаяние кончается небесным покоем и чистой радостью. Пусть святой Иоанн Предтеча, покровитель кающихся, научит нас истинному покаянию, дабы мы были причастниками благодати Духа Святого, особенно завтра – в день великого праздника Крещения Господня. Аминь. О неосуждении Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святые Отцы указали нам различные пути ко спасению. Каждый из них обладал особыми добродетелями: преподобный Макарий Великий – смирением; авва Агафон – даром рассуждения; преподобный Сисой – огненной молитвой, во время которой сияло как солнце его лицо, и даже пальцы рук светились, будто унизанные горящими свечами; преподобный Ефрем Сирин – покаянным плачем; преподобный Моисей Мурин – милосердием, заботой о престарелых и больных монахах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

аввы Маркиана находилась около Вифлеема. ( < < back) Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. ( < < back) Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии северо-восточная страна Африки, по реке Нилу. египетское слово — значит весы, испытание сердца. Другие производят от греческого «скитос» — кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии 25–30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет. Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества древне-христианских иноков, разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа. Захария скончался в конце IV века по Р. Хр. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Те которые не имели возможности жить в подчинении у старца, но имели доброе расположение и внутренне покорный дух, тоже получили великую благодать Божию. Духовно больны некоторые священники, которые изучают психологию, чтобы помогать душам (человеческим искусством). И удивительно, что их учителя-психологи не верят в Бога и не признают существования души или признают своим особым образом (почти все). Этим подобные священники показывают, что больны духовно и нуждаются в святоотеческом обследовании. Выздоровев, они сами будут различать эту духовную болезнь и одновременно познают благодать Божию, чтобы впредь использовать в отношении страждущих душ действие божественной благодати, а не человеческое искусство. Когда человек получает помощь и начинает верить в Бога и будущую жизнь, то есть начинает понимать глубочайший смысл жизни, кается и изменяет свою жизнь, тогда к нему немедленно приходит божественное утешение вместе с благодатью Божией, которая изменяет его и изгоняет всю его дурную наследственность. Так было со многими людьми, которые покаялись, подвизались с ревностью и смирением, получили прощение грехов, стали святыми, и сейчас мы с благоговением почитаем их и просим их молитв, хотя прежде они и имели множество страстей и дурную наследственность. Например, хотя преподобный Моисей Мурин и был прежде самым кровожадным разбойником с наследственной злобой, однако, как только он уверовал в Бога, покаялся и начал подвизаться, сразу же исчезли все его страсти, его посетила благодать Божия, и он удостоился принять даже дар пророчества. Тонкостью своих духовных чувств он превзошел даже Арсения Великого , который происходил из знатнейшей аристократической римской семьи, имел наследственные добродетели и большую научную образованность. Следовательно, благодать Божия – это все, и душе может помочь только благодатный духовник, имеющий веру, любовь, сострадание к душе, поскольку знает ее великую ценность. Он помогает ей в покаянии, приносит ей облегчение с помощью исповеди, освобождает ее от гнетущей ее тяжести и ведет в рай. Он устраняет помысел, которым лукавый мучает чувствительную душу, и она исцеляется. Нет большей болезни в мире, чем помысел, то есть когда диавол внушает человеку с помощью помыслов, что с ним что-то не так. В таких случаях нет лучшего врача, чем опытный духовник, который своей святостью вызывает к себе доверие и отгоняет все эти помыслы от чувствительных созданий Божиих, исцеляя души и тела без лекарств – одной лишь благодатью Божией – и обеспечивая им рай. Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Любовь к родине и женщине - но не любовь к человеку. Умеренность - но не воздержание. Скромность - но не смирение. Почти все эти идеалы перешли в постсоветские каноны гражданской нравственности. Да, мы смотрим советские фильмы и черпаем из них что-то. Там есть много героизма и пафоса, но вот святости нет. В той эпохе полно героев, но крайне редко вспомнишь фильм или историю из жизни, где выполняется заповедь-индикатор: если ударили тебя по одной щеке - подставь другую (Лк. 6, 29). Более того, сложно вспомнить и такие фильмы, где герои снисходят с пьедестала просто для того, чтобы попросить прощение ... Советское смирение - это мягкотелость, аморфность и нерешительность. Христианское смирение - отказ от своей греховной воли. Вот оно - в поведении царя Давида, который шел с воинами и смиренно выслушивал поношения Семея (2 Цар. 16, 5-13). Быть сильным и вооруженным и смиряться перед бредом пигмея - такого не знает и даже помыслить не может ни советский кинематограф, ни советский гражданин, ни просто наши современники, находящиеся далеко от церковной ограды. Логика православия - неземная. Христианство смотрит на все из вечности, поэтому земные стереотипы рушатся при сопоставлении со сверхнормами веры. По земной (и советской) логике не прав преподобный Серафим Саровский , когда с топором в руках позволил безоружным злодеям покалечить себя, а не наказал их. В светском понимании его поступок - нечто сродни трусости. Хотя, если бы он был трусом, то постарался бы убежать или молил о пощаде. Преподобный Моисей Мурин тоже был богатырского телосложения, как и преподобный Серафим, и когда на него напали четверо воров, он связал их, как котят, и принес в скит. И скитские отцы осудили его за применение силы, хотя по земным меркам - он герой. Не прав и преподобный Иоанн Колов. Представьте ситуацию: приходит к нему погонщик верблюдов за корзинами, тот говорит: «Сейчас принесу». Заходит в келью - и возносится к Богу в созерцании, садится в молитве на стул - и напрочь забывает про погонщика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Пимен Великий, прп. Описания иконы Пимен Великий, прп. - житие Преподобный Пимен Великий, Египетский (память 27 августа по старому стилю) Родился ок. 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием (IV в.; память 5/18 июня) и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Преподобный Пимен проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец отвечал: «Злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу». Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Илья Пророк, Пимен Великий, Моисей Мурин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 9442.jpg:   Размер: 860x1094, 0.94 MPix, 156 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (189) , (9) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Пимен. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9445.jpg:   Размер: 438x1168, 0.51 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9447.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 84 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (131) , (5) . Описание: [Россия. 2005.] Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Файл 9448.jpg:   Размер: 797x1200, 0.96 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (165) , (6) .

http://pravicon.com/icon-2719

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010