Михаил Клопский, сродник московских князей, пришел сюда из Москвы в 23 день июня, в то время монастырь уже был с довольным числом монашествующей братии под начальством игумена Феодосия 1141 . Тогда находились в нем две деревянные церкви, из коих одна была во имя святой Троицы, а другая святителя Николая с братскою трапезою 1142 . О построении Троицкой деревянной церкви сказано, что она построена в 1412 году при архиепископе Иоанне 1143 . Что касается до каменных церквей, то первая из них Троицкая основана в 1419 году. В Новг. I летописи сказано о построении сей церкви под 6927 годом: «Феодосий игумен постави святую Троицю церковь камену на Клопске, в 60 дний» 1144 . Подобное повторяется и в Новг. III летописи под тем же 6927 годом: «Клопского монастыря игумен Феодосий с братиею постави церковь камену святую Троицу, на Клопске в 60 дний» 1145 . По монастырским записям известно, что каменная церковь сия построена иждивением новгородского наместника князя Константина Димитриевича, что был брат великого князя московского Василия Димитриевича и ближайший сродник преп. Михаилу Клопскому 1146 . В 1452 году 11 генваря преставился преподобный Михаил, и мощи его положены в Троицкой церкви. Спустя 110 лет после преставления преподобного, каменная Троицкая церковь разобрана и построена новая, остающаяся в целости доныне. Об этом построении в Новг. III летописи сказано: 1147 «В лето 7070 (1562) маия в 31 день в Клопском монастыре старую церковь каменную святой Троицы разобраша, где положены быша мощи нашего Михаила Клопского чудотворца, и вновь церковь и гроб чудотворцев в той церкви устроиша, повелением благочестивого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Росии 1148 , а на строение из своей царской казны подал 50 рублев, при архиепископе Пимине Великого Новаграда и Пскова, при игумене Корнилии с братиею» 1149 . Около тогоже времени построена и Никольская церковь с трапезою, двуэтажная, в которой устроены два придела в 1811 и 1812 годах 1150 . К монастырю Клопскому были приписаны две обители – Сутоцкая и Аркажская.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Представляется не случайным, что именно в год утверждения автокефалии Русской Православной Церкви родился избранный Богом-Троицей будущий святой подвижник. Оценивая это событие во времени, утверждаешься в том, что преподобный Александр был избран Богом для выполнения особой духовной миссии, важной для укрепления Русской Православной Церкви и для России в целом. Дополнительно эта «неслучайность» подчеркивается тем, что день памяти ветхозаветного пророка Амоса, имя которого носил преподобный до пострига, день рождения преподобного Александра Свирского и день памяти митрополита Московского и всея Руси Ионы приходится на одно и то же число – 15 июня ст. ст. Новгородская земля, в состав которой входила вепсская деревня Мандера – место рождения святого Александра, стала частью образующегося тогда Московского государства, и постепенно она теряла свою самостоятельность. Новгород – древнейший русский город – пережил тогда один из самых трагических моментов своей истории. Московские власти, чтобы покончить с республиканскими порядками Новгорода, организовали самые крупные выселения новгородцев из пределов Новгородской земли. В летописи сообщается, что более 7000 семей было переселено на жительство в Москву. История сохранила пророчество св. Михаила Клопского об этом событии. В 1440 году новгородский владыка Евфимий посетил Клопскую обитель, тогда-то Михаил Клопский и заявил ему: «А сегодня радость большая в Москве... у Великого князя Московского родился сын, которому дали имя Иван, разрушит он обычаи новгородской земли и принесет гибель нашему городу». Теперь, по прошествии веков, можно понять, чему радовался св. Михаил Клопский: Ивану III удалось объединить многие удельные княжества вокруг Москвы и превратить свое Московское княжество в сильное национальное государство, способное противостоять врагу. Прп. Александр Свирский и при жизни своей и по праведной кончине исполнял особую миссию – он был молитвенником за Царей. Об этом свидетельствуют монастырские архивные документы. В одном из них – в письме монахов Александро-Свирского монастыря Великому князю Сергею Александровичу Романову – повествуется о явлении в 1820 году прп. Александра устроителю Реконьской обители старцу Амфилохию, когда тот молился Свирскому чудотворцу, прося его о помощи. Святой Александр благословил его на «подвиг ходатайствовать перед в Боге почившими Монархами». 2 Верится, что прп Александр Свирский не просто дал совет старцу Амфилохию, но преподал и нам откровение о том, какую силу имеет молитва Помазанников Божиих пред Престолом Пресвятой Троицы. Таким образом, Преподобный засвидетельствовал и свое глубокое почитание Божиих Помазанников. Примечательно, что в Троицком соборе Реконьской обители, созданной старцем Амфилохием, были особенно почитаемы образ Живоначальной Троицы, Тихвинская икона Божией Матери и икона прп. Александра Свирского . 3 Еще один архивный документ подтверждает, что прп Александр Свирский сугубо молился за Царей – Помазанников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

По мнению А. А. Турилова , Житие М. было создано в Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мужском монастыре в 1471-1478 гг., в период острой борьбы за подчинение Новгородской республики Москве. Автор Жития знал об обстоятельствах походов Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. Однако в тексте, как заметил Л. А. Дмитриев , ничего не говорится о том, что Новгородский владыка того времени Феофил в 1480 г. был отослан в Москву. Житие известно в 3 редакциях. Первая редакция сохранилась в 2 вариантах: А («Прихожение Михайла уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопско») и Б («О житьи святого Михайла Христа ради уродиваго»; «Месяца генваря 11 день преставление преподобнаго Михайла Клопского в Великом Новеграде»; «Месяца генваря в 11 день пророчество и приход Михайла святыя Троица, зовомо Клопско, новгородцкаго чюдотворца»). Оба варианта восходят к общему протографу, который в каждом из этих вариантов отразился не в полном составе. Житие состоит из отдельных кратких повестей-чудес, не имеет вступления и заключения. Язык произведения характеризуется наличием просторечных оборотов, диалектных слов, пословиц, рифмованных фраз. Вторая редакция («Месяца генваря в 11 день прихожение преподобнаго Михайла уродиваго Христа ради ко святей живоначальней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопьско. Повесть от житиа его и како пророчьствова в лета бывшая»), созданная, по предположению Дмитриева, в 90-х гг. XV в. по благословению архиеп. Новгородского свт. Геннадия (Гонзова) , восходит к общему с 1-й редакцией протографу - первоначальному тексту произведения; в ней имеются все эпизоды обоих вариантов 1-й редакции. В 1537 г. В. М. Тучков по поручению свт. Макария , архиеп. Новгородского (впосл. митрополит Московский), создал 3-ю (Тучковскую) редакцию Жития, к-рая существует в 2 вариантах. Этот текст составлен по всем канонам агиографического жанра: рассказу о святом предпослано риторическое вступление, после Жития блаженного следует Похвальное слово святому; к повествованию о единственном посмертном чуде 1-й и 2-й редакций Тучков добавил еще 4 чуда.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

62 . Новгород и Новгородская земля. История и археология. « Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998. Новгородский Государственный объединенный музей-заповедник. Выпуск 12. 63 . Краткая летопись о монастыре- Преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего, Новгородского Чудотворца с присовокуплением Древних Граммат Царских и прочих данных сему монастырю. Издание третье в Санкт-Петербурге. При Святейшем Синоде. 1849 г. 64 . Жизнеописания достопамятных людей Земли Русской. X – XX вв. М., Московский рабочий, 1992. 65 . Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. Великому Новгороду 1140 лет. Издание Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. Издатель Розанов Олег Иванович. М., 1999. 66 . История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина . Издание 5-е. В трех книгах, заключающих в себе 12 томов, с полными примечаниями, украшенное портретом автора, гравированным на стали в Лондоне. Издание И. Эйдерлинга. Книга 3. т. 9, 10, 11, 12. СПб., 1843 г. – Т. 9, Гл. 3 67 . Белков Евг. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михайло-Клопский монастырь. Исторический очерк. Петроград, 1917. 68 . Автор-составитель Березина Л. Д. Возвращение святыни. Повествование о Тихвинской иконе Божией Матери с акафистом. СПб., Царское дело, 2004. 69 . Досифей Архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Москва, 1834 г. 70 . Преподобный Антонин Леохновский (Новгородский чудотворец). Житие и описание Леохнова монастыря. По заказу Спасо-Преображенской церкви села Леохнова. СПб., Сатис 1994. 71 . История Российской Иерархии, собранная Амвросием. М., 1813 г. тт. 1–6. 72 . А. Томилин. Энциклопедия «Полководцы и завоеватели». СПб, Издательский дом Нева, 2004. 73 . Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Историко-географическое исследование. СПб., Наука. 2002. 74 . Порфиридов Н. Г. Древний Новгород. М., АН СССР, 1947. 75 . Новгородский исторический сборник 8 (18). Российская Академия Наук СПб., Издательство Дмитрий Буланин, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Веруйте, детки, веруйте! " Дневник участников Крестного хода Санкт-Петербург - Москва. Часть 2 17.05.2008 645 Время на чтение 14 минут " Нас не покидало ощущение чуда... " 8 - 9 мая 2008 года Наш путь лежит в Святое Поозерье. Позади Великий Новгород - город со Златоглавою Софией, слева - исток Волхова, за которым бесконечные просторы озера Ильмень, справа - река Веряжа, а впереди - на всхолмленной равнине - неподалеку одна от другой, на небольших возвышениях, уютно разместились деревни. Мы сворачиваем со стороны Псковского шоссе в Клопский монастырь. Первые известия о монастыре относятся к началу XV века. Начальные страницы его истории связаны с именем Михаила Клопского. В житии он назван " своитином " Великого Князя Дмитрия Донского, и был сыном его родной сестры Анны. Михаил Клопский прожил в монастыре 44 года и умер в 1458г. Мощи его почивают " под спудом " в Троицком Соборе монастыря. В соборе нас гостеприимно встретил иеромонахом Иаков, где совместно с братией монастыря был отслужен благодарственный молебен. Нина Михайловна, которая работает в монастыре 12 лет, рассказала участникам крестного хода об истории монастыря, его жизни. В монастыре ведутся строительно-реставрационные работы, и здесь рады всем, кто захочет помочь и принять участие в восстановлении обители. В Клопском монастыре нас ждала баня, чистые новые рубашки для мужчин и русские сарафаны для женщин. " Красота в глазах смотрящего " . 9 мая, после утренней молитвы, совершенной в заново поставленном деревянном храме в честь преподобного Михаила Клопского, участники Крестного хода в традиционной русской одежде, с приподнятым настроением двинулись дальше в путь, к некогда процветавшему монастырю святого Ефрема Перекомского. На повороте с Псковского шоссе крестоходцев встретили представители Администрации Поозерья и священник Александр Фролов. Местные жители преподнесли традиционный, но всегда удивительно вкусный и приятно-радующий хлеб-соль. А теплые задушевные слова, сказанные в адрес Крестного хода, были той необходимой поддержкой, которая дает силы в долгом пути.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

В описи Клопского м-ря 1811 г. приводится описание раки М.: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ преподобнаго Михаила и на нем подпись». В описи сказано, что устроителем раки в 1806 г. был игум. Герасим (Гайдуков), однако сам игум. Герасим сообщает, что рака была действительно создана в тот год, но «тщанием игумена Паисия» (Герасим (Гайдуков). 1815. С. 4). Упоминаемый в описи 1811 г. отлитый (скорее всего из бронзы) образ М. не сохранился. На раке преподобного, согласно описи мон-ря 1695 г., находился «покровъ, шитъ образ Михаила Клопскаго разными шелки, а поля и венецъ шиты золотомъ и серебромъ в ломъ, а около покрова по опушке шито золотъ тропарь и кондак Михаилу Клопскому, подложенъ тотъ покровъ дорогами двоеличными. Дача тотъ покровъ бояринъ Ильи Даниловича Милославского» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1695 г. 2013. С. 155). В описи также упоминаются поручи святого, у к-рых «отласъ зеленой опушены отласомъ черленымъ, а на нихъ нашито Спасовъ образъ, да Пречистые Богородицы, да Иоаннъ Предтеча, Никола Чюдотворец, Михайло Клопский… шиты золотомъ и серебромъ, около венцов низано жемчюгомъ среднимъ въ одну нить» (Там же). Шитый образ М. вошел в программу изображений на саккосе патриарха Никона, выполненного в 1655 г. мастерицами Царицыной мастерской палаты (Оружейная палата, ГММК),- помещен на подольнике (кайме) саккоса, фронтально (чуть ниже пояса), в монашеских одеждах. Образ М. в молении на фоне мон-ря представлен в гравюрах, напр. в изд. «Житие прп. отца нашего Михаила Клопскаго…» (М., 1900; Новг., 2014п). В XVIII в. появился иной тип гравюр с видами монастырей и их святых заступников и молитвенников. Основную часть композиции занимает изображение мон-ря, а фигуры святых - небольшие. Молящийся в облаках Св. Троице М. с изображением Клопского мон-ря представлен на литографии 1807-1808 гг.; он стоит на коленях в 3/4-ном развороте влево, правая ладонь прижата к груди, левая опущена и обращена к Св. Троице (НГОМЗ; датировку см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Прим. 29; опубл.: Секретарь. 2007. Ил. 4). Гравюра на металле с подобным изображением вшита в виде фронтисписа в кн. «Служба преподобному Михаилу Клопскому» (1816, НГОМЗ; см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Примеч. 29) - М. также в коленопреклоненном молении (вправо) Св. Троице, руки протянуты вперед, расчесанные на прямой пробор длинные вьющиеся волосы лежат на плечах, короткая борода разделена на 2 пряди.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Еще некоторые монастыри основаны были в значительных расстояниях от Новгорода. Таковы: Николаевский Понедельский на реке Понедели, в 24 верстах от Новгорода к юго-востоку (упоминается в 1386 г.); Троицкий Клопский, в 20 верстах от Новгорода к югу, на правом берегу Веряжи, где с 1408 г. подвизался преподобный Михаил Клопский, сродник князей московских, принявший на себя юродство Христа ради , и Николаевский Отенский, или Отня пустынь, в 50 верстах от Новгорода к северо-востоку (упоминается в 1420 г.) . После сделанного нами перечня новгородских обителей неизлишним считаем упомянуть два случая, замеченные местными летописями. В 1386 г., когда великий князь Димитрий Иоаннович Донской приближался с своими войсками к Новгороду и новгородцы собрались защищаться, они сами сожгли вокруг своего города 24 монастыря. А в 1419 г. во время сильного наводнения, случившегося в Новгороде, затоплены были водою 19 монастырей, так что иноки по доскам ходили в церкви или ездили на лодках . В Пскове и его окрестностях возникло несравненно менее обителей. Кроме Спасского на Мироже, который основан еще епископом Нифонтом Новгородским и продолжал существовать теперь, здесь упоминается только двенадцать новых монастырей. И именно: Иоанно-Предтечев женский в пригородном селе Завеличье, основанный (около 1243 г. ) святою Евпраксиею, супругою псковского князя Ярослава Владимировича, которая вскоре потерпела мученическую смерть от своего пасынка и погребена в этой обители; Снетогорский Богородичный на горе Снетной (упоминается 1265, 1310, 1367–1421 гг.); Космодамиановский с Гремячей горы за рекою Псковою вне города и Свято-Духовский со Усохи женский в самом городе, в которых построены в 1383 г. каменные церкви; Николаевский с Валку, или на Волоку, на берегу реки Великой, в котором (1395) построил каменную церковь посадник Захария Костроминич; Пантелеимонов, упоминаемый в 1396 г.; Михайловский женский на поле, где в 1398 г. поставил каменную церковь некто Захария Фоминич; Стефановский в Лугу, недалеко от Пскова, где в 1404 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Деятельность архиепископа была разнообразна и далеко не ограничивалась делами Церкви и христианской благотворительности. При жизни своей он сумел сохранить мир и тишину в отношениях Новгорода с великими князьями московскими, которым самостоятельность Новгорода была как бельмо на глазу, и не раз увещевал Василия Темного не поднимать оружия на своих соотечественников. Когда новгородцы задумали присоединиться к Литве и тем навлекли на себя гнев Uoahha III , архиепископ Иона, уже в преклонных годах, ездил в Москву ходатайствовать за родной город и еще раз умолил князя пощадить его. Примечательно то, что репрессии Uoahha III против Новгорода, который к тому времени был единственным русским городом, не желавшим склониться перед великокняжеской волей, начались спустя примерно год после смерти архиепископа. Архиепископ Иона заранее готовился к смерти. Еще при жизни он изготовил себе гроб и завещал похоронить себя в Отне. Новгородскую кафедру он занимал до самой кончины. Скончался святитель 5 ноября 1470 года. В течение сорока дней тело его не было предано земле, но не издавало запаха тления. В 1549 году архиепископ Иона был причислен к лику святых. Мощи его находились в Предтеченском храме Отенской пустыни. От них совершались многие чудеса. Труды: Послание митрополиту Феодосию Бывальцеву 8 июля 1461 года//Русская историческая библиотека. – СПб., 1908. – Т. 6. – С. 690–694. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 245–247. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 86. Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп. М. В. Толстого . – М., 1887. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1090, 1111, 1353, 1355, 1356, 1553. Белковский Е. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михаило-Клопский монастырь. – Петроград, 1917. – С. 1–2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 122–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

309 См. «Жития святых российской церкви» и «Сказание о житии и чудесах преподобного Михаила» В последнем чудеса по кончине преподобного перечисляются так: 1 – «чудо о купце», 2 – о «иереи неверующем» (об этих двух чудесах упоминается и в церковной песни 7 и 8 канона святому); 3 – о «расслабленном», 4 – «о князе Василии Белоозерском» и 5 – «чудо о запалении монастыря», см. с. 28 – 32. 311 Исторический словарь о святых российской церкви, с. 172; и «Святая Русь», с. 55. В Клопском монастыре показывают колодезь, «коего источник, извел святой Михаил молитвами своими». 313 Толстой М.В. Описание о российских святых, с. 42. По исследованиям В.О. Ключевского , «Ни одна редакция жития Михаила не говорит, откуда он пришел на Клопско, и ничего не знает о прежней его жизни. Биограф архиепископа Ионы рассказывает, что прежде поселения в Клопской обители Михаил явился в Новгород, пришедши туда из дальней земли и «иного отечества сый», при архиепископе новгородском Иоанне, т.е. до 1415 г. Тогда при первом появлении в Новгороде, Михаил предсказал архиепископство Ионе, бывшему еще мальчиком. Одна летопись сохранила известие, что это было в 1408 г. Неизвестно, долго ли жил Михаил в Новгороде. Когда он явился в Клопскую обитель, в монастырской церкви Святой Троицы шла служба. По-видимому, это был тогда монастырь новый, недавно образовавшийся. По древней Новгородской летописи, деревянная церковь Троицы в монастыре построена в 1412 г. Несколько лет спустя, когда была построена каменная церковь , Михаил жил уже в монастыре. Отсюда видно приблизительно время его прихода в Клопско; отсюда же обнаруживается другая неточность краткой редакции. По ее известию, Михаил жил в монастыре 50 лет и 6 месяцев, следовательно скончался около 1462 г. Но биограф архиепископа Ионы, современник юродивого, знавший о последнем более всех редакций его жития, говорит, что он умер прежде смерти архиепископа Евфимия, т.е. до 1458 г. Поэтому более доверия внушает показание пространной редакции пророчеств, что блаженный жил в обители 44 года, следовательно умер около 1456 г.» (См. Древнерусские жития святых, с. 211 – 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ни игумен, ни братия не могли узнать, однако, имени новоприбывшего брата, откуда он пришел и каково его происхождение. Однажды посетил Клопскую обитель князь Константин Димитриевич 481 ; услышав во время трапезы чтение святого Михаила, князь подошел к нему близко, узнал его и сказал: – Это Михаил, сын Максимов. Преподобный ответствовал на это: – Один Создавший меня знает, кто я. Тогда игумен заметил: – Сын мой, отчего ты не скажешь своего имени? И святой подтвердил, что имя его – Михаил 482 . Во время жития своего в Клопской обители преподобный Михаил вкушал только хлеб и воду, притом один раз в неделю и в малом количестве. Когда после великих молитвенных подвигов святой испытывал утомление, то отдыхал, лежа прямо на земле; в келии у него не было никакого имущества, ни одежды, кроме той, которая покрывала его тело. Нет возможности рассказывать о тех великих трудах, которые подъял преподобный Христа ради; от подвигов и воздержания тело его уподобилось как бы тени. В то время в великом Новгороде и его окрестностях была засуха, продолжавшаяся три года: пересохли не только ручьи, но и реки. Тогда, по молитвам преподобного Михаила, близ монастыря произошло сотрясение земли и стал бить обильный водою ключ, который и доселе служит на потребу и братии, и пришлым людям 483 . После засухи настал в той области голод, во время которого толпы бедных стали приходить в обитель за кусками хлеба. Игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что делать; но преподобный Михаил, указав на то, что Господь напитал семью хлебами четыре тысячи человек, уговорил игумена кормить всех голодных. Когда же братья возроптали на то, преподобный повел их с игуменом в хлебный амбар, и те с изумлением увидели, что запасы хлеба, по молитвам святого, не уменьшались. Много пророчествовал преподобный Михаил о взятии Великого Новгорода 484 и, сотворив во имя Христово многие чудеса, мирно почил о Господе 485 . Честное и многострадальное его тело предано было игуменом с братиею погребению в монастыре Живоначальной Троицы 486 , где подвизался преподобный Михаил, и положено в правой стороне соборного храма; здесь почивает оно и до наших дней, источая многоразличные исцеления с верою притекающим, во славу Христа Бога нашего. Тропарь, глас 8:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010