Александра Свирского, прп. Михаила Клопского, блж. Максима Московского, прп. Макария Калязинского, свт. Иоанна Новгородского. Клосс был склонен объяснять эту странную ситуацию существованием еще одного Собора, состоявшегося в 1548 г. и «узаконившего» присутствие тех святых (предположительно канонизированных в 1549), к-рые попали в месяцеслов «раньше срока». Однако эта гипотеза не объясняет отсутствие в Уставе 1548 г. памятей святых, о которых точно говорит грамота Собора 1547 г. Кроме того, Святцы 1552 г. упоминают прп. Макария Римлянина, который официально был канонизирован не ранее рубежа XVI-XVII вв., и оба текста (Устав и Святцы) содержат имя прп. Антония Римлянина, мощи которого были открыты только в 1597 г. (тогда же было установлено его празднование). Включение этих святых в списки задолго до предполагаемой даты их К. еще раз подтверждает мысль о том, что соборное решение не было обязательным условием К. ( Страхова. 2009. С. 99-102). По мнению А. Е. Мусина, необходимо отказаться от утвердившейся в историографии т. зр., предполагающей, что начиная с 1547 г. любое изменение в месяцесловах должно иметь соборную санкцию ( Мусин. Соборы св. митрополита Макария 1547-1549 гг. 2003. С. 74-86). Согласно его выводам, месяцесловы, совр. Соборам 1547-1549 гг. и последующего времени, демонстрируют весьма незначительную степень зависимости своего состава от соборных решений. Наличие многих редакций соборной грамоты 1547 г., возможно, свидетельствует о том, что соборное решение дополнялось по мере подготовки новых литургических и агиографических текстов. Видимо, изначальным был минимальный по количеству имен список Кирилло-Белозерского обиходника ( Макарий (Веретенников). 1998. С. 17. Прил. III), включавший в себя 10 имен: святители Иона Московский и Иоанн Новгородский, преподобные Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, Макарий Калязинский, Зосима Соловецкий, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Александр Свирский и св. Александр Невский. Отсутствие в тексте обиходника к.-л.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В Клопском монастыре крест сребропозлащенный чеканный с указанием разных мощей и с надписью на исподней стороне в клеймах: «лта 7206 (1698) мсяца генваря въ день построилъ крестъ въ обитель Живоначальные Троицы и преподобнаго отца нашего Михаила Клопского чудотворца». В Климентовской церкви на Торговой стороне крест напрестольный с мощами св. Ипатия, обложен серебром; на исподней стороне надпись: «207 (1698) года декабря въ день отдала сей крестъ благословящей въ Новгородъ въ церковь къ чудотворцу 367 , по гостя Васильевича Воронина жена вдова едосья Васильевна по своихъ родителехъ въ вчное В новг. Антониевом монастыре крест напрестольный сребропозлащенный чеканный, с изображением распятого Спасителя, со св. мощами и с драгоценными камнями. На передней стороне его внизу надпись: «1701 году въ 19 день построенъ сей крестъ въ церковь ради, гд положенъ стольникъ Самойловымъ Салътыковъ, а убитъ на бою на ево великого Государя служб подъ городомъ Ругодевымъ, а убитъ на память святаго Пророка Авъдя»; а в надписях на задней стороне в пяти местах значится: «мощи святаго Bacuлiя Великого, мощи преподобнаго Николы Святоши, земля мощи святыя великомученицы Варвары, камень преподобного Ahmohiя Римлянина» 368 . 2 . К числу древних крестов без надписей относится каменный, шестиконечный, чёрного цвета, крест преподобного Антония Римлянина, находящийся вместе с его мусийными иконами у раки в Антониевом монастыре. Длина креста 8½ дюймов или 4½, вершка, ширина верхней поперечины 2 дюйма и 8 линий, а нижней поперечины 4 дюйма. В верхней части его мозаичное изображение другого креста в малом виде, с словами: ХС.; в девяти других местах вставлены мозаичные же разные фигуры, из которых четырёх теперь нет. В монастырской описи за 1696 год значится: «крест животворящей, каменной, обложен медью, римской». В Хутынском монастыре восьмиконечный медный литой крест пр. Варлаама Хутынского. Судя по беловатому цвету, он должен был лит из меди, олова и серебра, – из чего лились древние колокола и пушки, – вверху креста лицо неизвестного святого с надписью под ним: «Михаи обрачь» 369 , потом Спас с предстоящими, пред коими написано: «Михаил, Гавриилъ»; далее следует распятие с предстоящими, над распятием: Царь слвы 370 , Хс., Нка.; над предстоящими Мариа , Бог.; под распятием Голгофа с надписью: – Лоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Велика была любовь народная к преподобному Макарию. Многие подолгу не покидали его пустыню, некоторые же пламенно молили о позволении навсегда остаться с ним и вблизи его скромного жилища построить свои кельи. «И увидел тогда преподобный, что нет сил отказать в мольбах их, что на то – воля Господа». Усердно помолившись Творцу Небесному, он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить кельи и этим положил начало своей пустынной обители. Собравшейся братией скоро была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Постройку Успенской церкви можно предположить около 1540 г. Первым игуменом был сам преподобный Макарий, посвященный в священный сан святителем Новгородским. На Новгородской епископской кафедре был тогда известный Макарий, впоследствии митрополит Всероссийский. Являя собою пример для братии, преподобный поистине был «добрый пастырь». Подвизаясь немалое число лет «подвигом добрым и неослабным», достигший дара прозорливости и чудотворений, он твердо шел по пути подвижничества, руководя многими. Смиряя себя, изнуряя трудами и молитвенными бдениями, он ревностно насаждал и укреплял в крае веру Христову, поучая братию не ослабевать в подражании ему. Незадолго до кончины своей преподобный Макарий, передавши управление монастырем одному из учеников своих, удалился на излюбленный им островок – место первоподвижничества своего. Здесь мирно почил о Господе, преподав благословение братии, поручив юную обитель свою воле Всемогущего Бога. Кончину преподобного Макария можно отнести к первым годам второй половины XVI столетия. С плачем погребли иноки своего любимого игумена у стены созданного им Успенского храма с левой наружной его стороны. Память преподобного Макария местно чтится августа – день кончины и 19 января – день тезоименитства преподобного. В эти дни в обители совершается особенное торжественное богослужение, и не одна тысяча богомольцев стекается на поклонение мощам преподобного Макария. «Все бывающие в Макарьевской пустыни на поклонении угоднику Божию, – говорит один из современных писателей, – выносят из своего паломничества самое отрадное духовное впечатление». Здесь поистине пустыня!… Пустыня, освященная трудами и молитвенными подвигами прославленного угодника Божия, преподобного Макария Римлянина, чудотворца Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

СПб., 19025; Молитва прп. и богоносному отцу нашему Макарию Римлянину, новгородскому чудотворцу//Новгородские ЕВ. 1895. 1. С. 55-56; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 144-166. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 38; СИСПРЦ. 1836. С. 176; Силин П. М. Макарьевская упраздненная пуст.//Новгородские ЕВ. 1894. 11. С. 472-481; он же. Вновь открывающийся Воскресенский миссионерский мон-рь Новгородской епархии//Там же. 1895. 1. С. 45-56; Печальное событие//Там же. 1895. 4. С. 233-234; Зверинский. Т. 2. С. 202; Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие ЕВ. 1903. 3. С. 73-77; Левитин-Краснов А. Лихие годы: 1925-1941. П., 1977. С. 215-221; Таисия (Карцова), мон. Жития [рус.] святых. Серг. П., 1991. Т. 2. С. 102-104; Толпыга С. Макарьевская пуст.//София. Вел. Новг., 1998. 1. С. 13-15; Орлов В. С. Макариевская пуст.//С. -Петербургские ЕВ. 2000. 21/22. С. 92-105; Шкаровский М. В. Воскресения Господня муж. мон-рь//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 439-440; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 218, 307; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta - 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintaa?: Diss./Univ. of Eastern Finland. Joensuu, 2013. Ю. Н. Кожевникова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церковно-ист. исслед. о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 87. Примеч. 161; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18854. Ч. 1. С. 150; Чествование памяти прп. Макарию Жабынскому//Рус. паломник. 1888. 18. С. 214-216; Фирсов А. И. Белёвская Жабынская пуст.//Тульские ГВ. 1898. 87; 88; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 37, 46; Вып. 30. С. 26, 27; Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 1-6; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157-158; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никишов В. Д. Жабынь: История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011. Э. В. Шевченко, О. С. Кантинова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале” 52 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей 53 . При проведении указанных работ “на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви” 54 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 55 . В 1555 году в Москву был принесен из Хлынова чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, который поновлял сам святитель Макарий. С этого времени на Руси распространяется почитание этого чудотворного образа. Одна из икон находилась в обители преподобного Агапита Маркушевского (†1584; пам. 21 мая), который был постриженником Соловецкого монастыря. От иконы совершалось множество чудес, к иконе святителя Николая приходили для поклонения верующие люди в обитель преподобного Агапита. Подвизались в русских обителях и иностранцы. В Павло-Обнорский монастырь при игумене Протасии (1538–1546) пришел из Москвы некто Феодор пушкарь, родом фрязин, страдавший простудою. Кроме уроженца западных стран, преподобного Макария Римлянина Новгородского, а также инока Нила, родом “немецкия земли” в Даниловом монастыре, поморские предания сохранили сведения об иноке-уроженце “Свейской” земли на Соловках приигумене Филиппе. Уроженцем Сербии был псковский святой – преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). В 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре скончался преподобный Максим Грек , родившийся в Греции, впитавший в себя при обучении в Италии западную ученость. Менее известен преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; пам. 27 июня), в миру Туртас Гравирович. Это был сын казанского мурзы. После покорения Казани в 1552 году он в малолетнем возрасте был приведен в Москву и здесь при крещении назван Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563). 3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010