[Еще] говорит он: «Не тки ни лён вместе с шерстяной одеждой, ни наоборот, шерсть – со льном» 1603 ; «не возделывай на участке земли своей двояких плодов в одно и то же время и вторично в лето» 1604 ; «не своди разнородное животное с разнородным для приплода, но всегда сопрягай однородное с однородным» 1605 . 3,9 Всем же этим [Моисей] таинственно дает разуметь, что не порок и добродетель вместе должны в нас возделываться, но единообразно обязаны мы порождать из себя плоды добродетели, и что душа не должна входить в общение и единение с обоими духами – духом и духом Божиим. Напротив, он повелел душе, чтобы та, соединяясь только с Духом Божиим и прилепляясь к Нему, плодоносила священными порождениями добродетели и плодами духовными; чтобы произволение не соглашалось с двумя ликами, с худым и хорошим, но чтобы избирающие единственно хорошее и всячески чуждающиеся худого возделывали в душе единообразный плод добродетели, по написанному: «Сего ради ко всем заповедям Твоим направлялся, всякий путь неправды возненавидел» 1606 ; «неправду возненавидел и возгнушался [ей], закон же Твой возлюбил» 1607 , – чтобы Господь, видя таким образом душевный подвиг, по человеколюбию Своему силою Духа полностью совершил в нас великое исцеление от тайных страстей, отмщая мысленным врагам нашим, 3,10 как Сам Господь, говоря о вдовице, притесняемой соперником и пришедшей к неправедному начальнику требовать у него отмщения и получившей оное за неотступность долговременных настоятельных просьб, научает сим нас не унывать в молитвах, ибо «сказал им» и «притчу, что должно всегда молиться и не унывать» 1608 и следующее. Словами же «не унывать» Он намекает на долгое прилежное моление. После сего Господь [присовокупляет]: «Видите, что говорит судья неправедный? Насколько более Отец ваш небесный защитит вопиющих к Нему ночью и днем? Истинно говорю вам, что подаст им защиту вскоре» 1609 1610 . 3,11 Какой подвиг совершил апостол за учеников и в какую духовную меру старался привести их, внутренно молясь за них! и вместе с тем, делая очевидной высшую цель христианства всем желающим стремиться к ней незатруднительно 1611 , с любовью к истине и являя старающимся продвигаться вперед апостольское правило для новой твари 1612 , говорит он: «Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе, для чего я и тружусь» 1613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

И если кто не принял от Бога благодать, не возуповал и не получил дар Святого Духа, тот отверг волю Божию ( Лк. 7:30 ) и на самом деле отрекся от всех Писаний. Если он не воспринял действия (Божиего), то он становится жертвой мечтательных помыслов, будучи чуждым небесной Церкви первородных, не входя в общение с духами праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:23 ), и не став вышним Иерусалимом ( Гал. 4:26 ). Такой человек не поклоняется Отцу в духе и истине ( Ин. 4:23 ). В нем не обитает Бог , и он не познал Бога. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога ( Ин. 17:3 ). Рожденное от Духа есть дух ( Ин. 3:6 ) и рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин. 5:18 ). Подобные люди желают покрыть крышей дом, не заложив фундамента его. Без матери не рождается сын и без плотского соития не производится на свет чадо – так и без рождения от Духа Святого не рождается ни один сын Божий, а не будучи сыном Божиим, никто не входит в жизнь вечную. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим. 8:14 ). Ибо строящийся дом нуждается в фундаменте. Его не просто строят на песке, но весь песок вынимают, делают углубление и затем кладут камень в основание, чтобы (дом) остался незыблемым, когда наступит ненастье, подуют ветры и разольются реки ( Мф. 7:24–27 ; Лк. 6:47–49 ). А возводящие жилище (свое) просто на песке всуе трудятся ( Пс. 126:1 ), ибо оно сразу упадет и обрушится. Так и душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет (место для фундамента), отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. (И так) до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа – истинный камень, который не одолеют врата ада ( Мф. 16:18 ). Подобным образом (душа) строит (дом свой), благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру ( 1Тим. 1:5 ), согласно Апостолу. Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

И он пришел к старцу, говоря: «Я их восхвалял». Старец сказал: «Они тебе ничего не ответили?» Он сказал ему: «Нет». Старец сказал ему: «Ты видишь, сколько ты порицал их – и они ничего не сказали; сколько ты восхвалял их – и они ничего тебе не ответили: подобным образом и ты, если хочешь спастись, иди, сделай себя мертвым; не считай обид от людей, ни почестей от них, подобно мертвым; и можно тебе спастись» 17 . 12 . Говорили о нем, что, если какой брат приходил к нему со страхом, как к святому и великому старцу, он ничего не говорил ему; но если кто-нибудь из братии говорил ему, уничижая его: «Не ты ли был погонщиком верблюдов, который воровал из веялки 18 и продавал? Сторожа не тебя ли били?» Если кто говорил ему в этих выражениях, он отвечал ему с радостью о том, о чем он спрашивал его 19 . 13 . Авва Чичои 20 [Сисой] говорил: «Когда я был в скиту с аввою Макарием, мы пошли вверх 21 , чтобы жать, будучи всемером 22 . И вот одна вдова сзади нас собирала колосья и не переставала плакать. Старец позвал хозяина поля и спросил: «Что случилось с этой старушкой, что она не переставая плачет?» Он сказал ему: «Была вещь на хранении у ее мужа; он умер внезапно и не сказал ей, где положил эту вещь; а владелец вещи хочет увести ее в рабство вместе с ее детьми». Старец сказал ему: «Скажи ей, чтобы она пришла к нам в то место, где мы будем отдыхать во время жары». И когда она пришла, старец сказал ей: «О чем ты плачешь не переставая?» Она сказала ему: «Мой муж получил вещь на хранение от одного человека и не сказал мне, где положил ее». Старец сказал ей: «Иди, покажи мне, где ты похоронила его». И он взял своих братии с собою и вышел с нею. Когда они пришли на место, старец сказал ей: «Иди домой». И когда они помолились, старец позвал мертвого, говоря: «Такой-то, где ты положил чужую вещь?» И он ответил ему и сказал: «Она лежит в моем доме, в ногах постели». Старец сказал ему: «Покойся же до дня воскресения». И когда братия увидели это, они пали от страха к ногам его. Старец сказал им: «Не ради меня случилось это, ибо я ничто, – а ради этой вдовы и сирот; но великое дело, что Бог желает души безгрешной».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ибо в разнообразных притеснениях и искушениях обнаруживается, какие души недостойны и какие достойны, какие имеют веру, надежду, терпение и какие не имеют, – чтобы, показав свою крепость и верность, достойные души, которые претерпели до конца, утвердились в надежде и за то приняли через благодать искупление и по праву унаследовали Царство. Пусть поэтому каждая душа, хотящая благоугодить Богу, прежде всего мужается в благородной надежде и терпении; тогда она сумеет перенести все нападения и все притеснения лукавого. 2 . Ибо не настолько попускает Господь быть искушаемой душе, надеющейся на Него и ожидающей Его, чтобы она встала в тупик и изнемогла, подвергшись испытаниям и тесноте, которые она не в силах перенести; как говорит Апостол: Верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтобы вы смогли перенести ( 1Кор.10:13 ). В самом деле, лукавый не сколько хочет испытывает и теснит душу, а сколько отпущено ему от Бога, только бы душа мужественно крепилась в надежде и с верой ожидала Его помощи и заступничества. И невозможно ей быть оставленной, но чем упорнее она борется, с верой и надеждой прибегая к Господу, чем с меньшим сомнением ожидает Его помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всех обступивших ее бедствий. Он Сам знает, какие нужно душе пройти испытания, какую школу, какие искушения, и настолько допускает; лишь бы она сама была до конца крепка в терпении и надежде, и тогда она постыдится. Как сказано: От скорби происходит терпение, от терпения испытанность, от испытанности надежда, а надежда не постыжает ( Рим.5:3–5 ); и еще: Как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах..., и прочее ( 2Кор.6:4 ). И Господь говорит: Претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ), и еще: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ); и в другом месте сказано: Кто верил Господу – и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел его? ( Сир.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении! ( Евр. 2:2–3 ). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв ( Мк. 11:13 ) а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа ( Гал. 5:22 ) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плода духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью . Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня ( Мф. 25:34–35 ). 6 . Имея такое ожидание и такую надежду, что Господь войдет и поселится в душах наших, вернее же, наши души успокоются в Господе, ты все, что видишь делающегося в этом мире, должен умным взором и добрым произволением переводить на духовную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ибо «если не Господь созиждет дом и сохранит град, тщетно бодрствовал стрегущий и труждающийся и зиждущий» 1531 , – и снова: «ибо не мечом своим наследовали они землю и мышца их не спасла их» (хоть [и] воевали они «мечами» и «мышцами»), «но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» 1532 . Сим пророк показывает, что Божия сила содействовала собственному их подвигу, но вместе, отсекая и самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, научил, что надеющимся было спасение благодатью по вере и любви их. 3,2 Что же такое воля Божия 1533 , которой с поспешностью достигать апостол побуждает и призывает каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 1534 , и еще: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 1535 , – не требует ли Он тем самым [от них] совершенного очищения от греха, то есть полного освобождения от страстей бесчестия 1536 и окончательного усвоения себе высшей добродетели, что означает очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божиего Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верой и любовью всецело предает себя Богу? Как и Дух указует совершенную цель 1537 истины и научает желающих оказаться сынами света 1538 и стать наследниками жизни, искать ее у Бога и веровать, говоря чрез Давида: «Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, чтобы не постыдился я» 1539 . [Пророк] имел в виду, что стыд и бесчестие несут на себе еще не стяжавшие сердца непорочного от всякой скверны и нечистоты 1540 , ибо он снова говорит: «Тогда не постыжусь, когда я призираю на все заповеди Твои» 1541 . Так Святой Дух научил стяжать совершенное дерзновение пред Богом – исполнение всех заповедей 1542 и удаление от всякого грехопадения. И опять пророк, молясь, говорил: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди меня» 1543 , – указуя на ту же цель. И еще, спрашивая: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святом Его», – присовокупляет, кто и каковы сии: «Неповинный руками и чистый сердцем» 1544 Дух показал [сие], чтобы 1545 грех, совершаемый делом, словом, мыслью и помышлением 1546 , был совершенно отсечен от нас собственной 1547 деятельностью и молящиеся и по вере надеющиеся старались ежедневно достигать совершенной чистоты Божией 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ибо и в веке сем все, от царя до нищего, кажутся наслаждающимися жизнью и каждый уверен, что он живет. Но если ты сравнишь жизнь и роскошь богатых с жизнью бедняков, то обнаружишь большое различие. По сравнению с негой роскоши, многообразными яствами, различными винами, многочисленными одеяниями, золотом, серебром и прочим имуществом богача жизнь бедняка покажется тебе смертью . Ведь богач прикасается руками только к золоту и считает (свои) золотые монеты, а бедняк, если даже и в навозе найдет медный грош, не постыдится наклониться и поднять его, по причине своей крайней нужды. Поэтому если сравнишь жизнь бедного с жизнью богатого, то найдешь ее как бы несуществующей по сравнению с существующей, а (его) самого – как бы мертвым по сравнению с живым. Так и в духовном. Все считают себя христианами вследствие исповедания веры во Христа или из-за каких-либо немногих добродетелей. Но очень мало истинных христиан, богатых Духом Святым, вкушающих изысканные блюда благодати, радующихся небесным вожделением Духа, украсивших душу различными небесными одеяниями харизм, стяжавших христианство не (одним только) исповеданием и простой верой, но силой и действием Духа непрестанно в уме осязающих руками души небесное золото, то есть ведение и истолкование тайн Духа. Таковы истинные христиане. Если ты сравнишь образ мышления и жизнь души их с жизнью других, то найдешь столь же большое различие, как различие между живыми и мертвыми. Потому что другие, будучи в ужасной бедности мирского духа, лишенные силы небесного богатства и смешавшие (свой) ум со страстями, когда обретают в себе один добрый помысел из многих злых, то успокаиваются; хотя они и преследуются бедностью, но, не имея различных действий Духа, (проявляющихся) в Божественных добродетелях, преисполняются уверенностью, облачаясь в скудные одежды малых добродетелей. И Господь показал, сколь большое различие между теми, кто в будущем станут истинными поклонниками, и теми многими, которые лишь кажутся таковыми, поклоняясь не в духе и истине, а только поверхностным и внешним образом: Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:23–24 ). Он отличает небесных придворных и богатых в Духе от живущих в ужасной бедности греха, которые думают, будто они живут через (внешнее) исповедание веры во Христа, но не стяжали (духовно) богатой жизни, осуществляемой в силе Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ибо как в миру если у кого есть золото, серебро, достаток, много богатства, то он хочет родить от своей породы детей, чтобы они унаследовали отцово добро, а не будет иметь наследника, скорбит и тоскует, – так Господь, сотворив Адама, сделал всю землю и небо ему домом и поставил его царем всего сотворенного, приготовив ему и небесное наследие, да станет другом и братом Христовым, невестой и сотоварищем Святого Духа. В самом деле, как вы всем сердцем любите Господа ( Мк. 12:30 ), делаясь чужими миру и перенося гонения, так и Господь всем сердцем возлюбил нас и страдал и был распят, чтобы ввести людей в свое наследство и в жизнь; ведь Он сошел на землю ради грешников. И скорбит Господь, небесный Отец, если не родит чад от своей породы, чтобы дать им наследство, Царство Небесное, которое Он им уготовал. Все прежние праведники, которые были людьми, как и все прочие, одетыми в плоть, совершили на земле великое дело в сравнении с прочими людьми: ибо они воспарили над тварью и смертью . Сказал Моисей воде, и она превратилась в кровь ( Исх. 7:20 ); сказал земле, и вышли жабы ( Исх.8:2–3 ); сказал смерти: не войдешь в преддверие, и подчинилась смерть и исполнила волю Моисея ( Исх.12:23 ), и впредь узнала смерть, что уже более не царствует с тех пор, как убоялась повеления Моисея и послушалась его. Потому что на лице Моисеевом был знак славы божественного света ( Исх. 34:29–30 ), знак, в который Адам был облачен до падения; а был Адам облачен в славу Божию и одежду божественную. До Моисея же никто не имел этого знамения на лице, кроме самого Моисея. Вот и изумилась смерть, увидев знамение, ибо от Адама по тот день никто не имел этого знамения, а о ней самой было пророчество, что род человеческий воцарит над нею и подчинит ее себе. Так и стало: явился в конце времен небесный Адам и крестом Своим осудил смерть и сошел в гробницу и открылся прежде умершим пророкам и праведникам. Когда они уже скорбели о том, что не получили обещанного, Он поднял их из могил и одел в Божественную славу и они явились в городе Иерусалиме ( Мф. 27:53 ) и увидели своих друзей и родных и вернулись в свои гробницы; так разметал тогда Господь оплоты и цепи лукавого и диавола предал смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Любовь нелицемерна», и следующее 1823 ; и еще: «У каждого из вас есть псалом, есть откровение, есть знание, есть пророчество: всё да будет к назиданию» 1824 , – то есть, пользуйтесь каждый дарованиями друг друга в единомыслии и согласии взаимной любви. Так и вы, братья, в монастырях предавшие себя Господу и друг другу, крепкие телом ли, разумением ли, «носите тяготы» 1825 слабейших, в блаженном уповании на Христа; и каждый, какое имеет в природе своей благо, или силу, или разумение, или мужество, или некое намерение, или тщание, всецело да предадим себя друг другу; и если удостаиваемся духовных дарований по благодати Христовой, да возымеем общение друг с другом во всех благах к назиданию и пользе и самих себя, и ближних, и всех человеков: исполняя так закон Христов 1826 , мы соделаемся достойными вечной жизни. 11,9 А что дело молитвы и слова, исполняемое надлежащим образом, стоит выше всякой добродетели и заповеди, свидетельствует Сам Господь. Ибо, когда пришел Он в дом Марфы и Марии, и Марфа занималась служением, а Мария сидела у ног Господних и питала душу спасительным учением, Марфа же жаловалась на сестру свою, что та не помогала ей, и сказала Господу: «Господи, скажи, чтобы сестра моя пришла [и] помогла мне, потому что одну меня оставила», – Господь первое и главнейшее предпочел второму, сказав ей: «Марфа, Марфа, заботишься ты и суетишься 1827 о многом, нужда же в одном; Мария же благую часть избрала» 1828 . Сказав так, Господь показал дело первое и большее добродетели. 11,10 Но и дело служения Он не счел ничем. Если бы оно было ничем, то как Сам Он стал бы причастным к служению Марфы и Сам лично исполнил бы [такое] дело, умыв ноги ученикам? и уча [их], Он увещевал [поступать так], сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ваши, учеников, ноги, то должны и вы умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали, как Я сделал» 1829 ; и еще: «Желающий между вами быть первым, да будет всем слугою и всем рабом, как и Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» 1830 ; также: «Если кто сделает одному из них, Мне сделал» 1831 ; и: «Кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» 1832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.  Неделя о слепорожденном. (Деян 16:16-34; Ин 9:1-38). Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», — ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон… Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010