В композиции «Собор Киево-Печерских святых», в ее расширенном варианте, оформленной в 80-х гг. XVII в., П. занимает место в группе преподобных (чьи мощи почивают в Дальних пещерах лавры) справа от центра с изображением Великой Успенской церкви лавры и чудотворной иконы «Успение Пресв. Богородицы». В поярусной схеме композиции П. было определено замыкающее место в «пятерице» святых 7-го снизу ряда (слева-направо: Захарий Постник, Вениамин, Софроний Затворник, Лаврентий Затворник, П.). Как правило, святой показан с опущенной головой и взором, направленном «долу» (или к центру); он в монашеском облачении, в схиме, с куколем на голове; в надписи, в нимбе, при имени значится: «Затворник». Устойчивая последовательность такого иконографического строя отмечается в наиболее ранних гравюрах с композицией «Собор Киево-Печерских святых» (по датировке Д. А. Ровинского - кон. XVII и нач. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507), а также в копиях и повторениях этого изображения, взятого с единого киевского образца (напр., работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. (Там же. С. 623-625. 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517)). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ»), образ П. соответствует варианту, представленному, напр., на гравюре В. Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах, а так же эстампах, но с разной степенью выраженности разворота головы вверх. Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (частное собрание). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579806.html

«Столпе непоколебиме, Афанасие затворниче, водружен сый в затворе, не требовал еси светлости чувственныя, понеже тебе мысленная светяше, тою моли, блаженне, просветитися тя почитающим». 779 «По имени твоему за труды велия и всегдашнее умерщвление плоти в затворе безсмертную ныне жизнь на небеси наследовавый, молим тя прилежно Афанасие, молися о нас, яко да и мы тояжде сподобимся получити». 780 «Ведый мира сего суету быти тщетну, не к тому самима очима, но и всего себя всеконечне отвратив, Афанасие Преподобне, затворился еси в темной пещере, в ней же в молитвах и слезах многовременне потруждься, и обрет на небеси безконечную радость, молися непрестанно за души наша». 781 Память его 28 Августа и 2 Декабря. 2)Преподобный Кассиан затворник, по преданию, пред всеми смирялся, был весьма послушлив, трудолюбив и предан посту. Своим святым послушанием он заставил бесов исповедать, что в печерском монастыре есть много иноков, которые могут изгонять бесов, и как демоны вообще боятся Преподобных печерских. 782 Тропарь и кондак ему: «В тебе, Отче Кассиане, известно спасеся еже по образу: восприми бо крест, и последовав Христови, творил еси заповеди Его тщательне, темже ныне со ангелы радуется, преподобне, дух твой». 783 «Пред всеми смиряяся, и во всем послушание припряженное посту, Кассиане, имея, покорил еси гордых бесов исповедати ти, сколь вельми боятся Преподобных печерских, ихже и до конца посрамив, вселися в лице праведных, с ними молися о всех нас». 784 Память его 28 Августа и 29 Февраля. 3)Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев суету мирскую, решился жить в темной пещере, чтобы посредством поста и молитвы сподобиться общения с миром Ангельским и озарения светом небесным. 785 Тропарь и кондак ему: «Затворивый себе Господа ради в темней пещере, Преподобне отче Лаврентие, многолетне к оному добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, тьмы страстей отвратитися, и светлость получити царства небеснаго». 786 «Бог рекий из тьмы свету возсияти, просия тебе из темна места яко свет, и знаема всем показа, Лаврентие, яви же и свету невечернему тя причастника, преподобне, в немже ликуя, поминай нас хвалящих тя». 787

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

10 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ преставилась в 1173 году, Мая 23. Св. мощи её почивают в Киевских пещерах пр. Феодосия. Смотри Киевский Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Мая 23. 11 . Пр. ПОЛИКАРП, Архимандрит Печерский, преставился в 1182 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июля 24. 12 . Св. ИОАНН, первый Архиепископ Новгородский, преставился в 1186 году, Сентября 7. Св. мощи его обретены в 1439 году, Октября 4, и почивают в Новгородском Софийском соборе в приделе Иоанна Предтечи открыто. Церковь память его совершает Сентября 7. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 7. 13 . Пр. НИКИТА Столпник Переславский, преставился страдальчески в 1186 году, Мая 24. Св. мощи его почивают в Никитском Переславском монастыре. Церковь память его совершает Мая 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 24. 14 . Св. ЕВСТРАТИЙ Преподобномученик, Печерский, преставился страдальчески, будучи брошен в море в XII веке, Марта 28. Св. мощи его после обретены, и почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Марта 28. 15 . Пр. ЕРАЗМ Печерский преставился в XII веке, Февраля 24. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 24. 16 . Пр. ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский преставился в XII веке, Января 29. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Января 29. 17 . Св. МИХАИЛ Константинович, Князь Муромский, убит в 1192 году, Мая 21, – и брат его 18 Св. ФЕОДОР. Св. мощи их обретены в 1555 году, и почивают в Муромском Благовещенском монастыре, вместе с отцом их (смотри ниже). Церковь память их совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 19 . Пр. ТИТ, Пресвитер Печерский, преставился в XII веке, Февраля 27. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 27. 20 . Пр. НЕСТОР летописец, преставился в XII веке, Октября 28. Мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобный отец наш Ипатий целебник непрестанно весь день трудился на послушании монастырском, всю же ночь стоял на молитве, весьма редко давая себе уснуть. Вкушал он один хлеб и воду в малом количестве, и поскольку служил святым отцам в их болезнях, то и сам сподобился исцелять болезни чрез возложение рук на больных. И теперь, кто прибегает с верой в своих болезнях к его мощам, получает исцеление. Память его празднуется 13 апреля (31 марта). Преподобные отцы Паисий и Меркурий Преподобные отцы Паисий и Меркурий, живя между собой в неразлучной братской любви и единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в одной келии и по смерти были положены в одном гробе, и на небе наслаждаются одной радостью вместе со Христом. Память их совершается: Паисию 1 августа (19 июля), Меркурию 17 (4) ноября. Преподобный Лаврентий затворник Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное свое тело оставив в пещере. Память его 2 февраля (20 января). Преподобный Моисей чудотворец Преподобный Моисей чудотворец, желая совершенно посвятить себя Богу и предстать чистым на всеобщий суд, умерщвлял тело свое и очищал душу свою молитвой и постом. Кроме того, он сделал собственными руками из железа пояс и крест и носил их на своем теле. Псалмопение и бесчисленные коленопреклонения были любимым его подвигом. Подвизаясь таким образом, он просветился душой и на земле сподобился дара чудотворения, а на небе – блаженства вечного. Память его 10 августа (28 июля). Преподобный Иларион схимник Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью , по одним сведениям до 1055 года, а по другим – 1067 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Иоасаф псковский прап., 4 мая.     Иона климецкий, 6 июня.     Иона пермский епископ, 29 янв.     Иона псковский, 29 мар.     Иона соловецкий, 12 июня.     Иосиф алавердский, 15 сент.     Иосиф заоникиевский, 23 июня.     Иосиф печерский, 28 авг.     Иосиф грузин муч., 16 сент.     Иулианиа, княгиня вяземская, 21 дек.     Иулиания лазаревская, 2 янв.     Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт.     Кассиан преподобный авнежский, 15 июня.     Кассиан печерский, 28 авг.     Кассиан угдицкий, 2 окт.     Кассиан спасокаменский, † 1463.     Кетевань, царица кахетинская, 13 сент.     Киккской иконы Божией Матери, 26 дек.     Киприан увотский юродивый, 2 окт.     Киприан устюжский, 29 сент.     Киприан стороженский на Ладожском озер.     Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля.     Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр.     Кирилл Алйанов, 17 июня.     Кирилл важский, 9 июня.     Кирилл челнский, 8 дек.     Кириак преподобный, 28 апр.     Климент, еп. Белицы, 27 июля.     Климент Алфанов и братья его, 17 июня.     Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр.     Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня.     Константин косинский, 29 июля.     Константин князь грузинский, 10 нояб.     Константин князь аргветский, 2 окт.     Коприй печенгский, 4 февр.     Корнилий палеостровский, 21 авг.     Корнилий переяславский, 22 июля.     Корнилий псковский, 20 февр.     Корнилий, ученик Александра свирского.     Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт.     Косма пр. яхронский, 18 февр.     Косма ученик Варлаама хутынского.     Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня.     Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб.     Лаврентий калужский юродивый, 10 авг.     Лаврентий затворник, 28 авг.     Лазарь авва мурманский, 8 мар.     Лазарь князь сербский, 15 июня.     Левкий, преподобный волоколамский, 7 апр.     Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля.     Леонид, ученик Александра свирского.     Леонтий печерский, 28 авг.     Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.     Логгин коряжский, 10 февр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Перевод: Святая твоя память Суздальский край радует, верующих же всех созывает в почитаемый храм твой, где сегодня празднуется прославляемая всеми память твоя, Евфросиния преподобная, моли Христа Бога о спасении душ наших. Елеазару Анзерскому, глас 3 Отверг плоти тленная,/нетленных потщался еси достигнути,/и, мира удалився,/вселился еси в морский остров,/и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси,/сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/отче преподобне Елеазаре.//Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость. Перевод: Ты отверг тленное и телесное, стараясь достичь нетленного и, удалившись от мира, поселился на морском острове, где усердно многие годы Господу трудился, потому и дарами прозрения и чудес обогатился ты, отче преподобный Елиазар. Христа Бога моли даровать нам мир и великую милость. Елисею Лавришевскому и свт. Лаврентию, затворнику Печерскому, еп. Туровскому, в Ближних пещерах, глас 3 Преподобне отче наш Елиссее,/с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/темже Господь увенча вас//нетленным венцем славы Своея. Перевод: Преподобный отче наш Елисей, с Лаврентием удивительным подвизался ты, учителю своему подражая, земную славу и честь повергли вы под ноги Христа, потому Господь увенчал вас нетленным венцом славы Своей. Еразму Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4 Благолепие дому Господня любя,/расточил еси нещадно имение твое во украшение того,/преподобне Еразме ,/тем ныне живя в дому Господни на Небеси,//моли и нам освятитися в жилище Господне. Перевод: Благолепие дома Господа возлюбив, потратил ты без жалости имение свое на украшение его, преподобный Еразм, потому сейчас, живя в доме Господа на Небесах, моли и нам освятиться в жилище Господа. Ефрему Новоторжскому, глас 1 Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре,/и по смерти яви тя светлость жития твоего,/темже источаеши мирови благоухание,/иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне./Тем вопием ти:/слава Давшему ти чудесем благодать,/слава Прославльшему тя в чудесех,//слава Действующему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Обращение блудницы В доме, где проживал временно преп. Ефрем Сирин , – в другой комнате жила блудница. Преп. Ефрем варил пищу себе. Она отворила окно и сказала ему: «чего еще недостает тебе для вкуса пищи?» Трех камней и немного глины для заложения окна, чрез которое ты смотришь. Она приглашала его на грех , с собою: – он сказал, что готов ей отвечать с тем, чтобы она согласилась сделать грех на торжище. Она сказала, что «там стыдно грешить потому, что люди увидят». «Если мы стыдимся людей – отвечал преп., – то тем более должны стыдиться Бога, Который знает все тайны человеческие, будет судить весь мip и воздаст каждому по делам его». Блудница, пораженная словами преподобного, покаялась и спаслась. Ревность к проповеданию слова Божия Часто изнемогала гортань препод. Ефрема Сирина от гласа, и язык от беседования слова Божия, но ум его был неистощим. Юродство полезнее для спасения, нежели высокий сан Для избежания избрания в сан епископский, преподобный Ефрем Сирин преставился юродивым. Святая хитрость Для поражения еретика Аполлинария препод. Ефрем Сирин выпросил у его блудницы две книги сего еретика, наполненные заблуждениями и, склеив листы их – возвратил. Это самое было причиною падения и смерти Аполлинария. 29. Преп. Лаврентий, затворник Печерский Не всех святых равно боится бес К затворнику, преп. Лаврентию, подвизавшемуся в особенном монастыре, привели однажды люто мучимого бесом человека, которого преп. Лаврентий повелел отвести в монастырь Печерский. При этом бесноватый сказал: «к кому ты посылаешь меня? я не смею даже приблизиться к пещере, ради святых, положенных в ней». «Кого же ты там боишься?» – спросили его. Он насчитал таких по имени до тридцати душ, а всех было 118 монахов. «Эти все одним словом могут меня изгнать», – продолжал бес, – «а прочих не боюсь. Испытайте, если хотите, – кроме тридцати – с прочими со всеми бороться могу», – и начал бес проявлять силу свою и говорить по-еврейски, римски и гречески и разными другими языками; – только стали доводить бесноватого до монастыря, – бес тотчас оставил его. 30. Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Родом Торопчанин, богатый купец; пострижен при жизни преподобного Антония. Подвергался сильным искушениям от бесов в затворе. Сказание о нем у преподобного Нестора (Викторов, Патерик Печерский, стр. 13). Память 14 февраля. Мощи в Антониевой пещере. Часть мощей перенесена в Торопец игуменом Кудина монастыря Иосифом в 1711 г., и положена в Благовещенской церкви. 83. Преподобные отцы Авраамий и Феофил чудотворцы Почивают в Антониевой пещере. Житие их не известно. 84. Преподобный Сисой постник В каноне называется «просиявшим в посте». Мощи в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 85. Преподобный Никита и Лаврентий затворник О преп. Лаврентии упоминает черноризец Поликарп в послании к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 86). О преподобном Никите ничего не известно. Мощи обоих в Феодосиевой пещере. Память 28 августа. 86. Преподобные отцы Феофил и Пимен постники Преподобный Пимен был игуменом с 1132 года до 1141 года. При нем подвизались св. князь Святоша, преподобные Спиридон и Никодим. Спиридон при нем пострижен. Кальнофойский пишет о мощах его: «кости св. инока Пимена». О Феофане ничего не известно. Память Пимена, почивающего в пещере Феодосиевой, 28 августа. 87. Преподобные отцы Онуфрий и Анатолий О жизни их ничего не известно, только Кальнофойский называет преподобного Онуфрия «старцем и чудотворцем», а канон Печерский – «любителем молчания». Мощи его в Антониевой пещере. Память 21 июля. 88. Преподобные отцы Исаия и Сильвестр Кальнофойский называет Исаию «старцем трудолюбивым». Ум. 15 мая, 1115 года. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., май, стр. 106). Память преподобного Сильвестра 2 января. Мощи обоих почивают в Антониевой пещере, а житие их не известно. 89. Преподобный Прохор лебедник Родом из Смоленска. Он не ел хлеба, а собирая лебеду, растирал ее и готовил из нее хлеб и тем питался. Во время сильного голода он кормил нуждающихся тем же хлебом из лебеды и давал им золу вместо соли; то и другое оказывалось приятным на вкус. Сказание о нем помещено в послании черноризца Поликарпа к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 116). Ум. 1103 г. февраля 10 (Словарь Ист. о Росс. Св., стр. 234). Память 10 февраля. Мощи в Антониевой пещере. 90. Преподобные отцы Иосиф и Агафон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

16. Поклонение честным веригам святаго и всехвальнаго апостола Петра. Праведнаго Максима, иерея Тотемскаго (1650). Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161 –180). Мученика Данакта чтеца (II). 17. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Великаго (356). Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Преподобнаго Антония Черноезерскаго (XVI). 18. Иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444). Святителя Максима Новаго, митрополита Угровлахийскаго (1516). Преподобнаго Афанасия Сяндемскаго, Вологодскаго (XVI). Праведнаго Афанасия Наволоцкаго (XVI–XVII). Преподобнаго Маркиана Кирскаго (ок. 388). 19. Преподобнаго отца нашего Макария Великаго , Египетскаго (390–391). Преподобнаго Макария, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Праведнаго Феодора, Христа ради юродиваго (1392). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (обретение мощей, 1652). Преподобнаго Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI–XVII). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобнаго Макария Александрийскаго (394–395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирскаго (VIII). Преподобнаго Антония, столпника Марткобскаго (VI) (груз.). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесскаго (1457). 20. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновскаго, Болгарскаго (1393). Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобнаго Евфимия Сянжемскаго, Вологодскаго (ок. 1470). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). 21. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303–305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Мученика Анастасия (662). Преподобнаго Максима Грека (1556). Икон Божия Матери Ватопедских: Ктиторския (IV) и именуемыя «Отрада и Утешение» (807).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь именно повествуется: а) о преподобном Никите затворнике, бывшем впоследствии епископом Новгородским; б) о преподобном Лаврентии затворнике; в) о святом Агапите, враче безмездном; г) о святом Георгии чудотворце; д) о многотерпеливом Иоанне затворнике; е) о преподобном Моисее Угрине; ж) о черноризце Прохоре лебеднике; з) о блаженном Марке печернике; и) о преподобных отцах Феодоре и Василии; й) о Спиридоне просфорнике и Алипии иконописце; к) о преподобном и многострадальном Пимене. Вообще, эти рассказы почти все гораздо обстоятельнее и обширнее рассказов святого Симона, так как Симон имел в виду определенную цель и иногда упоминает лишь об одном или двух случаях из жизни какого-либо подвижника в назидание Поликарпу, а Поликарп старался по возможности начертать полные жития избранных им святых. Некоторые рассказы Поликарповы оканчиваются обращениями к Акиндину и нравственными соображениями. Так, в конце сказания о Лаврентии затворнике, во дни которого, по свидетельству одного бесноватого, приведенного в Печерский монастырь, жило здесь до тридцати черноризцев, имевших власть над бесами, Поликарп замечает: «Вот почему я написал тебе, господин Акиндин, да не покроются тьмою неведения дивные чудеса, знамения и исправления тех блаженных и преподобных наших отцов, да уведают и прочие их святое житие и то, что в одно время были такие мужи, числом до тридцати, которые могли словом изгонять бесов. Бесноватый сказал: «Я не смею приблизиться к пещере ради положенных в ней отцов Антония и Феодосия и прочих святых черноризцев, которых имена написаны в книге животной». Блажен, кто удостоится быть положенным вместе с ними! Блажен и спасен, кто сподобится быть написанным вместе с ними! Да сподобит и меня Господь вместе с ними милости в день судный молитвами твоими». Еще обширнее приложение в житии преподобного Агапита. «Такие-то,— восклицает Поликарп,— и даже большие дела совершены теми священными черноризцами. И я, вспоминая добродетельное житие их, дивлюся, как доселе умолчаны были великие исправления святого отца нашего Антония.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010