Молитва 2 Теплый молитвенниче, благостный отче, преподобне Самоне! Моли Бога о мне грешнем и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление: привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим, и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки веков. Тропарь, глас 8 В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищыя возлюбивый и сия удобливый: но молися Христу Богу, Самоне милостивне блаженне, спастися душам нашым. Иуниа 28 и иануариа 26. Молитва преподобному Ксенофонту Робейскому, чтомая в церкви Ксенофонтовы пустыни, Новгородския епархии О преславне чудотворче, преподобне отче Ксенофонте, данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящыя честней твоей раце люди и просящыя сильныя твоея помощи, да твоими молитвами наставляеми, маловременное житие совершим богоугодне и ненаветно от козней лукаваго диавола: и во исходе душ наших помози нам многогрешным избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, и да улучим твоим ходатайством небесная блага, верным уготованная, и прославим вкупе с тобою всех благих Подателя, Единаго Всесильнаго в Троице Святей прославляемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Пустыни явился еси доброе прозябение, отче преподобне, от юности бо чистое житие изволил еси, духовному учителю последуя, и того учением ум твой к небесным вперив, в пустыню вселился еси, и в ней обитель создал еси, и стаду твоему премудр наставник показался еси, великому же Новуграду похвала и утверждение: темже и Христос, яко пресветла светильника, чудесы обогати и прослави тя. Ксенофонте, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашым. Иуниа 29. Молитва святым первоверховным апостолом Петру и Павлу Молитва 1, из акафиста О преславнии апостоле Петре и Павле, душы за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами якоже тучами обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи нашя, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Молитва 2, из канонника Киевскаго 1732 года

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности. В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена… Преподобный Ксенофонт Робейский По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “ Ваш преже был помысл о сем святем месте ”». Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Св. благоверный князь Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве — Давид), муромского князя, и Февронии (в иночестве — Евфросиния), память которых празднуется 25 июня. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме. Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор. • Город Юрьев-Польский в XIII в. был центром удельного княжества, в середине этого же века вошел в состав Московского великого княжества. Расположен во Владимирской обл., на притоке Клязьмы, ныне районный центр, известный памятниками церковного зодчества, среди которых основанный при Святославе Георгиевский собор. Преподобный Ксенофонт Робейский (+ 1262) Память его празднуется 28 июня в день преставления, 26 янв. в день тезоименитства с прп. Ксенофонтом (+ V—VI вв.) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Ксенофонт был иноком Хутынского монастыря, где он подвизался под руководством основателя его, прп. Варлаама (память его 6 нояб.). После его кончины и отказа от настоятельства прп. Антония Дымского (память его 24 июня) он стал его третьим настоятелем. Скончался прп. Ксенофонт в основанном им  Робейском монастыре. Святые мощи его почивали в монастырской церкви, ставшей впоследствии приходской. •  Оставив настоятельство в Хутынском монастыре, преподобный основал Троицкую обитель на р. Робейке, недалеко от Новгорода. Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Вышел в свет 39-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 16 октября 2015 г. 11:28 Вышел в свет новый, 39-й, алфавитный том «Православной энциклопедии». Он завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрополий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 году. 39-й том содержит целый ряд статей, посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимания статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ века. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 году, святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868-1950 гг.) Черниговском.

http://patriarchia.ru/db/text/4246023.ht...

Преподобный Ксенофонт Робейский был учеником преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6/19 ноября). В Хутынском монастыре он настоятельствовал после игумена Исидора († 1243). Оставив игуменство, преподобный Ксенофонт на берегу реки Робейки (недалеко от Новгорода) основал Троицкую обитель. Здесь он блаженно почил 28 июня 1262 года. Память преподобного Ксенофонта совершается также в день памяти тезоименного ему преподобного Ксенофонта (V–VI вв.) — 26 января/8 февраля. Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

188. Подробнее о нём см. Экземпляров. «Великие и удельные князья», т. II, стр. 404–407). Этот князь в старинных святцах считается в числе святых не канонизованных (см. у архиепископа Сергия т. II, – Барсуков, Источники русской Агиографии, архимандрит Леонид, и др.). Память его 2 июня (см. архиепископ Димитрий, под 2 июня). 49. Преподобный Ксенофонт Тутанский Пр. Ксенофонта Тутанского иногда смешивают с пр. Ксенофонтом Робейским (см. Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, 26 января); а некоторые (как-то: Филарет, архиепископ Черниговский, «Русские святые», – Барсуков, «Источники русской Агиографии, – Савваитов, «Книга, глаголемая о русских святых» и др.) – совсем опускают пр. Ксенофонта Тутанского и говорят только о пр. Ксенофонте Робейском (у архиепископа Филарета, Русские святые, июнь, стр. 126; у Барсукова, стр. 320 и др.). Но пр. Ксенофонт Тутанский лицо отдельное от пр. Ксенофонта Робейского и оба основатели особых монастырей – один Вознесенского в с. Тутани, Тверской губернии, а другой Троицкого, в Новгородской епархии. У В. Зверинского и Строева оба упоминаются, как отдельно существовавшие. В. Зверинский (Материалы для истории монастырей) говорит: 1) «Ксенофонтов – Троицкий-Робейский монастырь, ныне каменная церковь во имя пр. Ксенофонта, приписанная к церкви с. Змейки, Новгородской губернии и уезда, в 25 вёрст, от Новгорода и 15 вёрст, от Хутынского монастыря, при речке Робейке. Основан учеником пр. Варлаама Хутынского, пр. Ксенофонтом, скончавшимся в 1262 г. 28 июня, в каковой день и чтится его память. Мощи его здесь почивают под спудом. Упразднён в 1764 г.». (Выпуск 2, стр. 195; у Строева, Списки иерархов, стр. 108; – архимандрит Леонид «Св. Русь» архиепископ Сергий т. 2, стр. 194; Толстой М. Книга, глаголемая о русских святых стр. 134. 2) Вознесенский Тутанский, мужской, ныне с. Тутань, Тверской губернии и уезда, в 30 вёрстах к юго-западу от Твери, на правом берегу р. Тьмы. По преданию основан иноком Троице-Сергиевой Лавры Ксенофонтом неизвестно когда, но не позднее XV столетия (II выпуск, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Ксенофонту Робейскому, глас 4 Пустыни явился еси доброе прозябение,/отче преподобне,/от юности бо чистое житие изволил еси,/духовному учителю последуя,/и, того учением ум твой к Небесным вперив,/в пустыню вселился еси,/и в ней обитель создал еси,/и стаду твоему премудр наставник показался еси,/великому же Новуграду похвала и утверждение:/темже и Христос, яко пресветла светильника,/чудесы обогати и прослави тя./Ксенофонте, отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Ты стал прекрасным произрастанием пустыни, отче преподобный, ибо с юности ты предпочел чистую жизнь, духовному учителю последуя, и, его наставлением ум свой к Небесному устремив, поселился в пустыни и в ней создал монастырь, и для стада своего стал премудрым наставником, Великому же Новгороду честью и силой, потому и Христос, как преяркого светильника, обогатил тебя чудесами и прославил тебя, Ксенофонт, отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ. Кукше Новому, Одесскому, глас 4 От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси,/Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих,//Кукшо, преблаженне отче наш. Перевод: С юности мир суемудрый и лукавый оставил ты, Божественною свыше просветившись благодатью, преподобный, со многим терпением во временной жизни подвиг совершил ты, потому источаешь благодать чудес всем с верой приходящим к раке с мощами твоими, Кукша, преблаженный отче наш. Кукше, сщмч. и Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 3 Мученическою кровию, священне Кукше ,/в проповеди Евангелия со учеником ти блаженным Никоном, честне украсивыйся,/и Пимене, в постничестве светозарне просиявый,/в един день и час внидосте в свет незаходимый,/идеже молитеся Господеви,//да подаст нам велию милость. Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим блаженным Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

128 В память этого чудного события доныне совершается крестный ход из Софийского собора в Хутынский монастырь, в первую пятницу Петрова поста. 129 Храм Преображенский, построенный преподобным Варлаамом, существовал около 312 лет. Он был разобран за ветхостью, и на месте его построен в 1515 году великолепный собор, который сохранился доныне. В арке между этой соборной церковью и южным Покровским приделом почивают нетленные мощи преподобного Варлаама, прикрытые богатой серебряной ракой. Подле раки повешены тяжелые вериги его, с большими железными крестами спереди и сзади. В ризнице монастыря сохранились облачения преподобного Варлаама: фелонь, епитрахиль, подризник, поручи и власяница, около 18 фунтов веса. Вообще все эти облачения отличаются необыкновенными размерами и доказывают, что Хутынский чудотворец был огромного роста. 130 Чудеса преподобного Варлаама подробно описаны в моей книге «Святыни и древности Великого Новгорода», с. 180–189. 131 Еще и ныне Дымский монастырь окружен густыми лесами. В 1409 году он был ограблен и сожжен полчищами Едигея; в 1613 году опустошен шведами. 132 Мощи преподобного Антония обретены нетленными, прославлены чудесами и с того времени стояли открыто в храме Дымской обители. По слуху о приближении татар в 1409 году святые мощи сокрыты были в земле и доныне остаются под спудом. На раке преподобного Антония лежит железная 15 фунтовая шляпа его. 133 Преподобный Ксенофонт Робейский преставился в половине XIII века; мощи его почивают под спудом в храме упраздненной его пустыни. 134 Косинский Николаевский монастырь, в 3 верстах от Старой Руссы, упразднен в 1764 году. Мощи преподобного Константина и Козьмы почивают под спудом, под деревянной крытой папертью, соединяющей сооруженную ими каменную церковь святого Николая с деревянной колокольней. 136 По словам современного писателя Никиты Хониата , крестоносцы нашли столько серебра, золота и разных драгоценностей в домах цареградских жителей, что из бедняков вдруг сделались богачами. В храме Святой Софии крестоносцы изрубили на части и разделили между собой святой престол, слитый из золота с драгоценными каменьями, сорвали все украшения, захватили священные сосуды и утварь. Они навьючивали сокровища в храме и поднимали ударами копий вьючных животных, когда они скользили и падали на мраморном помосте: кровь животных и другие нечистоты оскверняли святилище. Развратная женщина пела непристойные песни и плясала на горнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Ксенофонт Робейский, ученик преп. Варлаама Хутынского, почивает под спудом основанной им, а после упраздненной Ксенофонтовой пустыни. Преставился 1262 года 28 июля. Память его совершается местно 26 января. Преподобный Михаил, почивает под спудом в Клопском монастыре, где подвизался более 44 лет, преставился 11 января 1452 года. Память его совершается всей Российской Церковию, а в Клопском монастыре 23 июня, торжественно воспоминается пришествие его. Преподобный Савва Вишерский почивает под спудом в основанном им монастыре, где подвизался 43 года, преставился 1461 года 1 октября, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Преподобный Ефрем, почивает под спудом в Перекомском монастыре, подвизался в основанной им обители 42 года, преставился 26 сентября 1492 года, мощи его вместе с обителию перенесены с первоначального на нынешнее место 1545 года 16 мая, в который и память его совершается. Преподобный Арсений, почивает под спудом в Новгородском Кириллове монастыре, подвизался 8 лет в созданном им Арсениеве монастыре, скончался и погребен в 1570 году 12-го июля, в который и память его местно совершается. Мощи же его по упразднении упомянутого монастыря перенесены в Кириллов в 1757 году. Праведная Харитина, почивает под спудом в церкви упраздненного Петропавловского монастыря, что на Синичьей Горе. Местная память ее совершается 5-го октября. Праведный Феодор блаженный, почивает под спудом в часовне за алтарем Георгиевской церкви, местная память его совершается 19 января. Праведный Никола Кочанов, современник Феодора, скончался в том же 1392 году 27 июля, и почивает под спудом в Пантелеимоновской церкви. Местная память его совершается в день преставления. Праведная Гликерия, почивает под спудом в Фроловской церкви, мощи ее обретены в 1572 году. Местная памятнее совершается 13 мая. Праведные два брата, отроки Иаков и Иоанн, почивают под спудом в церкви упраздненного Минюжского монастыря, память их совершается местно 24 июня. Образ Спасителя в главном куполе Софийского собора, написанный по гласу небесному со сжатою, а не благословляющею десницею. Этот чудесный глас от образа был еще до освящения собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

  001     002    003    004