Такая промыслительная внезапность Второго Пришествия Спасителя полезна для истинных христиан, а не для тех, которые душу свою расслабили, помрачили пороками, осквернили страстями и, таким образом, стали добычей «окамененного нечувствия». Беззаботность и окамененное нечувствие людей перед Вторым Пришествием Владыки Христа будут подобны беспечности и окамененному нечувствию людей в эпоху Ноя, ибо, по слову Спасителя, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). Потому и вы будьте готовы, – увещевает Спаситель, – ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф.24:44 ). Живя этой заповедью Спасителя, Апостолы с великим тщанием передают ее христианам: Братия... пришествие Господне приближается ( Иак.5:7, 8 ); Близок всему конец ( 1Пет.4:7 ); Последнее время ( 1Ин.2:18 ). Но хотя Господь, ради нашего же спасения, оставил нас в неведении о часе Своего Второго Пришествия, Он указал нам на предзнаменования, которые будут предшествовать Его Второму Пришествию и укажут на его близость. К таковым относятся: проповедь Евангелия всем народам, всей твари; обращение Израиля ко Христу, явление антихриста, великие потрясения среди людей и в природе: войны, революции, голод, моры, землетрясения, великие знамения на небе. Проповедь Евангелия всем народам и всё произведенное ею среди них явится знамением Второго Пришествия Спасителя, по Его слову: Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ). Это значит: Евангелие станет известно всем народам ( Мк.13:10 ), но не подразумевает того, что все народы его примут. На это указывают слова во свидетельство всем народам, означающие: во свидетельство всем народам о Божией любви к ним, об искупительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви и о всем совершающемся в ней досточудном Богочеловеческом домостроительстве спасения и вообще обо всех содержащихся в ней вечных Божиих истинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но не змий сам по себе, ибо и он как творение доброго Творца должен был быть добрым (ср.: Быт.1:31 ), но он как орудие дьявола, скрывающегося в нем и говорящего из него, клевещет на Бога, склоняет Еву ко злу. А то, что в змие скрывался дьявол, легко и ясно видно из других мест Священного Писания . В нем повествуется: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольшающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ; ср.: Откр.20:2 ); «он был человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ); «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2,24 ); «змий хитростью своею прельстил Еву» ( 2Кор.11:3 ); «от жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» ( Сир.25:27 ; ср.: 1Тим.2:14 ). Происхождение зла и греха – в дьяволе; отсюда всякий грех человеческий, не только первый, в сущности своей ведет начало от дьявола как творца всех зол; между грешниками и дьяволом существует некое таинственное генетическое родство, поэтому боговдохновенный Апостол говорит: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в мире проникнута душа Священного Предания. Подобно тому, как зависть дьявола по отношению к Богу явилась причиной его падения на небе, так его зависть по отношению к человеку как богообразному созданию Божию явилась мотивом пагубного падения первых людей. «Необходимо считать, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что слова змия принадлежат дьяволу , которого к этому обольщению побудила зависть, а это животное он использовал как подходящее орудие, чтобы, прикрыв приманкой свой обман, прельстить сначала жену, а потом с помощью ее и первозданного» 1 . «Дьявол завистью отпал от Бога, – пишет святой Ириней, – и поскольку он – падший ангел, то он и может делать только то, что делал в начале: обманывать и увлекать человеческий ум к преступлению заповедей Божиих и постепенно помрачать сердце его» 2 . «Зависть дьявола, – говорит святой Григорий Нисский , – и рожденная из нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Человеческая жизнь праведна и справедлива единственно тогда, когда она непрерывно ведется в Богочеловеке Христе и ради Него. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали ( 1Фес. 4:1 ). Угождая и благоугождая Богу, человек в действительности делает благо в первую очередь самому себе во всем, что в нем есть божественного, бессмертного, вечного и богочеловеческого. Непрерывная жизнь в Спасителе Христе в высшей степени обеспечивает наше спасение, спасение от смерти, греха и диавола, поскольку только при непрерывной жизни в Спасителе Христе мы получаем от Него всепобеждающие благодатные силы, с помощью которых побеждаем всякую смерть, всякий грех и диавола. Наш чудный Господь и Спаситель, Богочеловек Христос, всегда будет с нами, согласно слову Апостола:  чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним ( 1Фес. 5:10 ). Новозаветное благовестие состоит в том, что христианская жизнь человека есть богочеловеческий подвиг. Поэтому каждый христианин, стремящийся ко спасению, становится богочеловеческим подвижником и, будучи таковым, обязан переживать каждый момент своей жизни как богочеловеческий дар, как богочеловеческую истину, правду, любовь, богочеловеческую победу над всем тленным, греховным и сатанинским. И для этого подвига христианин посредством Святых Таинств и добродетелей непрестанно получает от Спасителя все благодатные силы, необходимые для богочеловеческой жизни на земле (см.: 2Пет. 1:3 ). Ведь с помощью этих сил христиане становятся  причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ), иными словами, обоживаются, соделываются богами по благодати. Для осуществления богочеловеческих целей Богочеловек Христос даровал и все богочеловеческие средства. Нет такого евангельского требования, которое Господь Иисус Христос наложил бы на человека, не даровав ему одновременно и все благодатные средства, необходимые для осуществления этих требований на протяжении всей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Только посредством Его и с Ним жизнь человеческая побеждает все смертоносное и обеспечивает вечную радость и вечное блаженство на земле и на небе. Только и единственно тогда жизнь становится действительно вечной радостью и блаженством! Поступать достойно Бога ( 1Фес. 2:12 ) – это центральное правило евангельской жизни на земле. Жизнь христианина на земле должна быть достойной Воплощенного Бога, Господа Иисуса Христа, поскольку Господь и Бог Иисус Христос стал человеком, чтобы обожить человеческую жизнь и указать полноту жизни на земле. Ведь в Нем  обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ). В Нем содержится вся божественная жизнь в пределах человеческой природы. Он, будучи Богом, стал человеком и даровал человеку всю полноту божественной жизни, божественной истины и правды, божественной любви и вечности с той властью, какую Он имеет над всем человечеством.  Как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ( Ин. 17:2 ). От Него и через Него мы, люди, ясно и определенно узнаем, что человеческая жизнь вся заключается в Боге, направляется к Богу и совершается ради Бога. Его главное благовестие состоит в том, что жизнь – это богочеловеческая борьба, она исходит от Бога и остается с человеком на всю вечность через Богочеловечность Иисуса Христа. Поэтому Богочеловек Спаситель уверяет: Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную ( Ин. 5:24 ). Это значит, что для того, кто верит в Богочеловека Господа, смерти не существует, так что он еще отсюда переходит от смерти к жизни.  Верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11:25 ). Поэтому и каждый христианин в действительности является богочеловеком по благодати. Он весь заключается в Богочеловеке Христе, происходит от Него, существует через Него и ради Него.  Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ). И наша жизнь как жизнь христиан уподобляется богочеловеческой жизни Христа по мере нашей веры и любви к Нему, наших молитв и постов, нашего милосердия, смиренномудрия и терпения. Так что в этом мы становимся  подражателями Господу (ср.: 1Фес. 1:6 ). Христиане на протяжении всей своей жизни не подражают никакому низшему существу, но Самому Господу и Богочеловеку Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И тогда он пасет свиней своего господина – дьявола. А свиньи – это страсти, всегда ненасытные. И такая жизнь – это не что иное, как безумие, исступление из себя, лишение разума. Ибо в потрясающей притче Господь говорит о блудном сыне: Пришед же в себя ( Лк. 15:17 ). Как? Покаянием. Да, человек от греха становится безумным. Каждый грех , даже малейший – это всегда безумие души, выход души из себя. Покаянием человек возвращает себе разум, приходит в себя. И, придя в себя, он сразу же вопиет к Богу, бежит к Нему, взывает к небу:Отче! согрешил против неба и пред Тобою (ср.: Лк. 15:21 ). А Отец Небесный? Он всегда безмерно человеколюбив: увидев сына, спешащего к Нему с покаянием, Он сжалился над ним, побежал навстречу, обнял его и начал лобызать. И приказал Своим небесным слугам, святым Ангелам: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться ( Лк. 15:22–24 ). Так бывает с каждым и ради каждого кающегося грешника: ликование на небе всечеловеколюбивого Господа Бога и всех святых Ангелов. Раскаянный грех приводит покаявшегося грешника в объятия Бога, в вечное Царство любви нашего Небесного Отца. Нераскаянный же грех рождает в душе человеческой ад, чтобы затем низвергнуть его в вечный ад дьявола. Господи, дай нам покаяние. 7 . Только ум, очищенный от страстей и греховной тьмы и освященный благодатью Святого Духа, может ощутить, постигнуть и возлюбить святое и жить им и для него. Лишь чистые могут познать Единого Чистого. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ), – узрят прежде всего в святых, ибо Он в святых почивает. И узрят все божественное, рассеянное по всей твари Божией. Каждый святой – Богоносец, в той самой полной мере, в какой это доступно человеку: ибо он Богом живет, Богом мыслит, Богом чувствует, Богом хочет, Богом делает. В нем – все от Бога, в Боге, ради Бога. Святые – это самое ясное, самое полное, самое совершенное Богоявление, и потому – самое убедительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Еф. 3:3, 4 . Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой. Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τ μυστριον το Χριστο. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικς ( Кол. 2:9 ), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45 ), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна» – κατ ποκλυςψιν γνωρσθη μοι τ μυστριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοσαυ τν σνεσν μου ν τ μυστηρ το Χριστο. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2Кор. 12:1 ). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф. 3:9 ), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» ( Кол. 1:27 ), дабы «возвещать тайну Христову» ( Кол. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О творческой деятельности Бога Сына говорится: «Нам ... един Господь Иисус Христос , Имже вся» ( 1Кор. 8,6 ); «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1,3 ); «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1,16–17 ). О творческой деятельности Бога Духа Святого говорится: «Дух Божий создал меня» ( Иов. 33,4 ; Пс. 103,30 ); «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32,6 ). Описывая сотворение мира, боговидец Моисей повествует: «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1,2 ). Под Духом Божиим в этом стихе, по толкованию святого Василия Великого разумеется Дух Святой; а слово «носился» ( «ношашеся») означает, что Дух Святой согревал и оживотворял естество воды, приготовляя ее к произведению живых существ, подобно тому как птица, насиживая яйца и сидя на них, дает им некую животворящую силу. Богооткровенную истину Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в сотворении мира Церковь выразила в своем Вселенском Символе веры , в котором Бога Отца называет Творцом, а о Боге Сыне говорит: «Имже вся быша», тогда как Бога Духа Святого называет Животворящим. Богоглаголивые уста Церкви, Святые Отцы, вдохновенно исповедуют святую истину Откровения о Святой Троице как Творце мира. «Отец через Сына в Духе сотворяет все», – объявляет отец Православия, святой Афанасий Великий . «Ничто не приходит в бытие и не совершается, как только через Сына в Духе Святом», «ибо Святая Троица, нераздельная по естеству и единая по действу, Всецелая участвует в сотворении и произведении». Объясняя слова Апостола Павла ( Рим. 11,36 ), святой Василий Великий пишет: «Один Бог , из Которого все, и один Господь Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все». Говоря о нераздельном действе нераздельной Святой Троицы, святой Кирилл Александрийский говорит: «Бог Отец все делает через Сына в Духе». В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя путем логики идти до конца, ибо вся она пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, Которое всегда действует неделимо и триипостасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

До пришествия Богочеловека смерть была в нас и вокруг нас, и люди не знали, ни что есть вечная жизнь, ни как достигнуть вечной жизни. Но Он не оставил нас одних, но пришел и явился среди нас. 1Ин. 1:3 .  Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом. ( О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом). Откуда берет и представляет святой Иоанн Богослов это свидетельство? Из своего личного опыта. Он вкусил вечной жизни, достиг общения с ней, добился права водвориться в ней посредством Господа Иисуса. И как мог не иметь единения с Господом тот, кто жил в Нем? Он и тогда находился в вечной жизни. Эта жизнь по сути есть общение с Троическим Божеством. Вотроичествуется, троицетворится каждый посредством Богочеловека, и это не что иное, как существование в вечной жизни. Каждый сам во Христе видит и ощущает вечную жизнь. Христиане отличаются от других людей, поскольку имеют вечную жизнь, поскольку имеют личный опыт и личное созерцание вечного. Поэтому и очевидец, святой Иоанн Богослов, вдохновенно и истинно свидетельствует: «Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом». Жизнь христиан – это жизнь с Божественной Троицей, видимое общение с Ней, общение с жизнедательными, творческими, вечными силами Ее. Созерцание вечного дает людям истинную вечную жизнь. Это не внешнее наблюдение, но внутренняя жизнь Святой Троицы. Это истинное общение человека с Богом, обожение, обоготворение, жизнь в Боге. Так все лично опытно, оживотворено, все «живо», заново рождено. Весь Бог Слово вошел в человека и вочеловечился, вошел в человеческое тело и воплотился. Слово – в теле человека, вошло в нас, сделалось одинаковым с нами (кроме греха), существует среди нас. С Ним и вся жизнь становится вечной, и вся истина так же вечной, и вся любовь вечной, и весь свет вечным, и все совершенство вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По учению Священного Писания, Бог наполняет небо и землю (см. Иер.23:24 ); небо – Его престол, а земля – подножие Его ног (см. Мф.5:34–35 ); всё содержит Он «словом силы Своей» ( Евр.1:3 ); всё оживотворяет (см. 1Тим.6:13 ); по-отечески печется о Своих творениях, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ; ср.: Лк.6:35 ); от сотворения мира Он непрестанно действует в мире (см. Ин.5:17 ); «все Им стоит» ( Кол.1:17 ); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов.12:10 ); от Него зависит и бытие, и жизнь, и движение, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ); Он определяет место и время жизни творений (см. Деян.17:26 ; Пс.103:8–9, 118:90–91 ), подавая им всё необходимое для существования; всем дает Он «жизнь, и дыхание, и всё» ( Деян.17:25 ); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф.10:30 ); Он надзирает за землей и напояет ее; покрывает небо облаками, посылает дождь, производит траву, подает пищу скотам и птицам, одевает поля пшеницей; всё Он питает, всё содержит, на всё призирает; нет ничего, что без Него и вне Его, ибо от Него, и чрез Него, и в Нем – всё (см. Рим.11:36 ; 1Кор.12:6 ); Он сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, – и всё это Он оживляет (см. Неем.9:6 ); Он Сам зрит всё сущее под небом, ведая всё, что на земле: всё, что Он сотворил (см. Иов.28:24 ; Притч.15:3 ; Пс.32:14 ; Евр.4:13 ). По Своей неизреченной промыслительной любви Бог заботится о нуждах всех творений: как самых больших, так и самых малых (см. Мф.6:25–34 ; Пс.90:116 ); Он питает и одевает небесных птиц, а тем паче людей (см. Мф.6:26 ); Он дает силу полевым лилиям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф.6:28–29 ). Размышляя с молитвенным удивлением о всеобщем и многозаботливом Божием Промысле, премудрый Соломон так обращается к Богу: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» ( Прем.11:25–26 ). «Вообще Божий Промысл так ясно раскрыт в Священном Писании, – говорит Климент Александрийский , – что не нужно того и доказывать, но, напротив, следует изобличать и наказывать мнящего, что Промысла нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Перед Своими крестными страданиями Спаситель успокаивает Своих учеников: Иду уготовати место вам. И аще (=егда) уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин.14:2–3 ; ср. Ин.17:24, 12:26 ). А благоразумному разбойнику человеколюбивый Господь с креста говорит: Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лк.23:43 ), Христолюбивый апостол Павел всей душой жаждет разрешиться от тела и быть со Христом ( Флп.1:23 ). И коринфянам он пишет: Благоволим паче отыти от тела, и внити ко Господу ( 2Кор.5:8 ). Ученику, егоже любляше Иисус, поведаны и явлены тайны загробной жизни: лицезрел он Божиих праведников в сиянии славы еще до того, как будет изречен последний Суд; видел вокруг престола Божия двадцать четыре престола и на них сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы ( Откр.4:4 ); видел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели ( Откр.6:9 ); и еще созерцал великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стоявшее пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах ( Откр.7:9 ; ср. Откр.5:11 ). Блаженство праведных душ в загробной жизни протекает в неисследимых, сокровенных глубинах Божией благодати. Всеобъемлющее название всего этого – рай. Святой апостол Павел, еще во время земной жизни вознесенный в рай и видевший его неописуемые красоты, благовествует, что их не леть есть человеку глаголати ( 2Кор.12:4 ). Это блаженное упокоение душ он сравнивает с покоем, наступившим для Бога Творца, когда окончил Тот сотворение мира ( Евр.4:10 ). Блаженство праведных душ в загробной жизни проистекает из их благодатной близости и общения с Господом Иисусом, по Его слову святым ученикам на Тайной вечери: Прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин.14:3 ), и по Его молитве к Небесному Отцу: Отче! ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010