Они же в Переславль пришедше и в соборной церкви молебная певше, приидоша к церкви святаго Николы, и с ними безчисленное множество священническаго и иноческаго чину, и от вельмож, и народа людей, паче перваго, мужеска полу и женска, и всякаго возраста, и мощи видевше, и над мощми панихиду певше. Чудовский архимандрит Иона, яко истязуя, вопрошаше Даниила: коея ради вины взыскал еси мощей сих и от кого повеление взем; Даниил же рече: известих сие благочестивому царю и преосвященному Митрополиту, ея же ради вины повелено ми бысть от них, и все сие явственно, ныне же паче благоволи Бог вашему великому священству своима очима видети святаго сего, се образ его зрите на иконе написан, такожде и служба ему же стихеры и канон в старых книгах писано, не от Мене сие изложено, ни мною повелено, но вельми прежде мене, и вопрошайте народа, что видеша, и недужнии како исцелеша, и от сих уразумевайте. Чудо святаго Благовернаго князя Андрея «Преподобный же Даниил, источники непрестанный изливая слез, глаголаше: О, господие мои, архимандрите, не буди нам искушати Святаго Духа, действующаго присными своими рабы, такожде не буди того глаголати великому господину, преосвященному Иоасафу митрополиту, яко не известно ему о сих. Бог свидетель, яко усты ко устом о сих известих ему, наипаче же и самому благочестивому царю и великому князю Иоанну Васильевичу уведеся и по повелению их дерзнух видети святыя мощи сия, аще ли же сие забвением ключимо, или некоим преткновением мнимо, аз о сих орудия не имам, вы узрите, еже и самим вам случится. И прорече преподобный овому престола пременение, овому же скорбных наведение, прочему же прорече, аще не супруги, обаче любимаго сына лишен будет, еже и сбыстся сицевым действом: в та времена благочестивому государю юну сущу, 377 старейшим же сигклитом между собою крамолующим и убивством друг на друга содевающе, тогда ж первосвятитель Иоасаф митрополит 378 гонзну, и таковых ради великих крамол престола отлучися, в него же место возведен бысть на превеликий престол Российския митрополии преосвященный Макарий, архиепископ великаго Новаграда, 379 со многим молением благочестиваго царя и великаго князя Иоанна Василиевича всея России и всего священнаго собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

6 августа 1260 г. Белозерский князь Глеб Василькович, плывший по Кубенскому озеру из Белоозера в Устюг, нашел свое спасение от бури на небольшом островке всего 60 саженей в длину и в благодарность Богу за своеспасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову. " И посла мужи древоделя и постави церковь деревяну во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного его Преображения. И монастырь устроив, и церковь украсив иконами и книгами " , говорится в " Сказании о Спасо-Каменном монастыре " , написанном около 1481-1482 гг. иноком Паисием Ярославовым. До этого на острове проживали 23 старца, занимавшиеся обращением в христианство местного финского населения. Московские великие князья всегда уделяли свое внимание Спасо-Каменному монастырю. Так, в 1446 г. эту обитель посетил Василий II Темный во время своего пребывания в Вологде, после чего вскоре возвратил потерянный им ранее великокняжеский престол. Здесь Иван III благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. В 1478 г. удельный князьАндрей Меньшой, брат Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной, Заозерьем, начал строительство нового каменного Спасо-Преображенского собора. Кирпич для его строительства привозили из Твери и Старицы. В 1481 г. все работы по его возведению были закончены. Собор этот был первым монументальнымхрамом в северных землях Руси. В 1528 г. на Каменный приезжал Ввсилий III со своей женой Еленой Глинской и внес денежный вклад на постройку теплойцеркви и просил Бога о даровании ему наследника. В 1543-1549 гг. на вклад Василия III была построена Успенская церковь. Оказал Каменному монастырю свое внимание и Иван Грозный, этой обители им был подарен колокол и дана жалованная грамота. Но сам Грозный из-за плохой погоды на озере в монастыре не был, а время его поездки на богомолье датируется 1545 г., о чем от 16 в. сохранилось известие следующего содержания: " Лето 7053 (1545) г. поехал Государь и Великий князь Иван Грозный по монастырям... и был на Вологде у Спаса на Прилуке, в Корнильеве, Павлове... на Устье и возвратился в Москву в 7-й день " . Удостоил эту обитель своим посещением в 1692 г. и Петр I во время своего приезда на Кубенское озеро и в с.Устье. Знаменита была эта обитель и своими святыми подвижниками, которые в разные годы несли здесь свое послушание. Это прежде всего преподобные Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушитский и многие другие. В период Отечественной войны 1812 г. в обители находили приют московские монахи. Некоторое время на Каменном находился на покаянии вологодский священник Василий Сиротин, автор слов считающейся народной песни " Улица " . В 1775 г. монастырь был упразднен, но в 1801 г., по повелению Павла I, открыт вновь. За свою многовековую историю он неоднократно опустошался огнем пожаров, страдал во время половодий.

http://sobory.ru/article/?object=01045

981. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря, ссылающаяся на древнюю рукопись, именуемую «Оповедь». 982. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18. 5). 983. Кол. 3. 11. 984. Карелы (совр.) — Ред. 985. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Словам. 986. Клиросного (совр.) — Ред. 987. Устав церковный Понедельник Святой Четыредесятницы. 988. Цветник, гл. 54, об иноческом общежитии. В этой статье, очень обширной, священноинок говорит между прочим, что в общежитиях непременно должно последовать преданию святых Отцов, учредителей иноческого общежития, те, которые преступают предание святых Отцов, не узрят света Христова. Священноинок завещает намеревающемуся вновь устроить монастырь, чтоб он исходатайствовал благословенную грамоту у Святейшего Патриарха и оградил монастырь благословением Патриарха. Цветник был особенно уважаем отечественными иноками, упражнявшимися в возвышеннейшем монашеском подвиге. По этой книге обучился Иисусовой молитве знаменитый соловецкий подвижник Иисус Голгофской; по ней обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец, как видно из рукописного жития его Последнее обстоятельство показывает, что священноинок жил во времена первых Патриархов и достиг смут отечественных, как об этом можно заключать по кратким указаниям на современность, встречающимся в его книге. Выписки сделаны здесь из книги, напечатанной в Гродне в 1687 году православными, двадцать лет спустя по низвержении Патриарха Никона, с соблюдением старинной орфографии. Что книга напечатана православными, доказывается читаемым в ней завещанием: относиться за благословением к Святейшему Патриарху, чего раскольники никак бы не допустили. Признаем нужным это замечание: орфография книги, как указал опыт, может навести сомнение относительно православия книги, при поверхностном взгляде на нее, тем более, что при таком взгляде очень легко укроется ее существенное значение, по которому писатель назвал ее Цветником. Цветник по преимуществу собрание и объяснение изречений древних Отцов, без наименования этих Отцов. Надо знать Отцов, чтоб узнать выписки из них в сборнике.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

„Всемирный род“ служит, кажется, основным характером сего Синодика, т. е. всеобъятность, или необычайная величина. Он, очевидно, задуман был широко и осуществлен величественно. Мы касались только родов первоначальной письменности, а сколько их было внесено потом. Сего, как говорится, и не перечесть! Да, очевидно, что в Свияжском монастыре издревле умели молиться об умерших и тем привлекать заказчиков поминовения из всех классов людей разных городов и даже, по сказанию самаго Синодика, со всего мира! В заключении должно сказать о предпоследней истории Синодика, а именно то, что он несколько лет пропадал и обрелся вместе с другими книгами древними в Консистории. Теперь церковному историко-археологическому обществу остается решить дальнейшую судьбу Синодика, т. е. куда его направить? 209 . Синодик Зилантова монастыря 210 . Синодик сей в четверть листа, обложен полотном, но сохранился очень хорошо, не смотря на свою довольно почтенную древность. Как бы случайно, но прекрасно сохранился в конце Синодика листочек, который гласит следующее: „Лета 54;зрпи (168о) сентября 5 написана бысть сия книга, глаголемая Синодик, повелением тоя обители архимандрита Дионисия Кучина, в дом Пречистыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Успения и всех Святых, что на Зилантове горе, с старого Литийнаго Синодика, в честь и славу и память отшедших душах века с его в род и род». Писание Синодика уставное, с киноварью, будто бы, того же мастера, который писал и Синодик Свияжский. Первых листов, повидимому, не сохранилось, ибо на первом листе прямо поминаются: Преосвященные Архиепископы-Епифаний Иерусалимский, Иосиф Суздальский. Против сего имени идет запись: „сей волею остави стадо и прииде 1640 года в обитель и пребыв в бдении, самоумерщевлении, нищете, предъуведи кончину и 15 июня 1642 года к Богу отъиде в преподобнаго Иосифа Песнописца. Панихиду пети по завещанию святителеву, а вкладу подано один рубль». Далее следуют Преосвященные Митрополиты Казанские: Ефрем, Матфей, Симеон, Корнилий, Лаврентий. Здесь же пишется: „преименованнаго монаха Левкия схимника», из чего видно, что были листы и раньше сего. Повидимому, тем же уставным письмом на обороте записан митрополит Иоасаф, но Маркел уже иным способом писания, так как к его времени, вероятно, относится написание сей страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1400–1420-х гг. Димитрий Васильевич в числе других ярославских князей принимал участие на стороне великого князя Василия I в ряде войн с Великим княжеством Литовским и нижегородско-суздальскими князьями. В 1435 г. князь Димитрий, союзный с князем Димитрием Шемякой, а значит, в то время и с Василием II, хотел помешать князю Василию Косому попасть в Новгород через Заозерье. Но Василий Косой разбил около села Устья войско во главе с сыном Димитрия Фёдором, который спасся бегством. «…Много же людей заозерян на том бою избьено бысть», – отметил летописец. После Василий взял в плен на Волочке княгиню Марью, с дочерью и со снохами, а также «имение его все взяв». Зимой 1436 г. Димитрий Васильевич выдал единственную дочь свою, княжну Софью, за князя Димитрия Юрьевича Шемяку. В договоре, заключённом 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от Василия II помощи в возвращении захваченного в Заозерье Василием Косым «приданого», выделенного ему Димитрием Васильевичем по своему завещанию («душевной грамоте») – очевидно, к этому времени Заозерский князь уже был мёртв. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Дмитрий Васильевич был убит в Устюге, возможно, весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Устюг и казнил сторонников Василия II. Согласно поздним спискам Жития Иоасафа Каменского (сына князя Василия и княгини Марии, Андрея в миру), Димитрий Васильевич был убит в Ярославле казанскими татарами, там же и похоронен. У Димитрия Васильевича и Марии было много детей: дочь Софья, сыновья: Фёдор, удельный князь Заозерский (умер бездетным); Семён, ставший через брак с Марией, дочерью князя Ивана Димитриевича Дея, князем Кубенским, родоначальник династии князей Кубенских; Андрей, канонизированный РПЦ как преподобный Иоасаф Каменский. Из-за родства с поверженным Димитрием Шемякой в 1447 г. Фёдор Димитриевич был лишён Заозерья, которое Великий князь Московский Василий II Тёмный разделил между верейским князем Михаилом Андреевичем и можайским князем Иваном Андреевичем; а Семён Дмитриевич – Кубены.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Заболел он 5 декабря 1455 г. и больше не вставал. Ясно было, что он угасает, но настроением своим он напоминал путника, возвращающегося домой. 10 января 1456 г. он в последний раз был в церкви и причастился Святых Тайн. Потом ушел в свою келью, унеся с собой кадило. На другой день ему настоятель послал обед из трапезной. Но нашли его уже скончавшимся. Руки его были скрещены, и вся келья наполнена благоуханием фимиама. Архиепископ Новгородский Евфимий приехал нарочно его отпевать. Стечение народа было огромное. Но выкопать могилу было невозможно: земля слишком сильно промерзла. Лишь в том месте, которое указал блаженный для себя, она оказалась мягкой и рыхлой, как летом. Там его и похоронили. По кончине своей св. блаженный Михаил явился на море новгородскому купцу, возвращавшемуся из «латинских стран», и спас его от потопления; также спас и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере; спас и обитель свою от пожара.  Прп. Михаил Клопский был тот самый юродивый, который, еще до появления своего в Клопове,  предсказал на улице Новгорода  святительство/] мальчику Иоанну, впоследствии архиепископу Ионе Новгородскому (память его 5 нояб.). • Обитель, в которой 44 года подвизался прп. Михаил, находится в 22 верстах к югу от Новгорода, на берегу Вережи, в 3 верстах от оз. Ильмень (совр. Новгородская обл., прежде и ныне Новгородская епархия). Первое упоминание в летописях о Клопском Свято-Троицком монастыре относится к 1408 г. На этот же год приходится появление на улицах Новгорода Христа ради юродивого Михаила (родом из Москвы) и предсказание им мальчику Иоанну о его будущем святительстве. После преставления прп. Михаила в воспоминание о его приходе в монастырь совершался (23 июня) крестный ход в этот монастырь из окрестных сел. Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец (+ 1457) Память его празднуется 10 сент. в день преставления На берегу Кубенского озера находился небольшой и бедный удел князей заозерских, прямых потомков св. князя ярославского Феодора Ростиславича (+ 1299, память его 19 сент.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Как видим, текст «толкования» был дословно включен священноиноком Дорофеем в свой Цветник, за исключением упоминания об апостоле Павле или Златоусте и без «счета слов». Особое внимание Дорофея к молитве Иисусовой и «толкование» ее не прошло мимо внимания свв. Игнатия Брянчанинова , Амвросия Оптинского и Феофана Затворника . Епископ Игнатий предположил, что по Цветнику Дорофея обучался Иисусовой молитве прп. Иоасаф Каменский, вологодский чудотворец, допуская здесь анахронизм 1162 , ибо прп. Андрей, князь Вологодский, преставился 10-го сентября (по старому стилю) 1453 г., а отнесению времени создания Цветника к XV в. или ранее препятствует упоминание в 6-й главе книги имен русских подвижников XV-XVI вв. прп. Зосимы Соловецкого, Александра Свирского с кратким изложением их жизнеописаний. Что же касается текста Иисусовой молитвы с «толкованием» (со ссылкой на Иоанна Златоустог о, отсутствующей в Цветнике!) в Житии прп. Иоасафа Вологодского, написанного, по-видимому, в конце XV в., то он восходит, как было показано выше, к другим источникам. Недоумение прп. Амвросия Оптинского проявилось как раз по отношению к рассматриваемой главе Дорофеевского Цветника: «Книга эта полезная и преполезная, только 31-я глава, кажется, испорчена раскольниками, в которой говорится, что через молитву Иисусову через три года вселяется Святая Троица. Эта глава, во-первых, не согласна с содержанием и всей книги, а во-вторых, не согласна и с учением других святых отцев, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь лиц Святой Троицы» 1163 . Как мы могли видеть, текст 31-й главы вовсе не был «испорчен раскольниками», но замечание прп. Амвросия о несогласии учения о вселении благодати «в трехлетний срок» со святыми отцами абсолютно верно. Похожий, но более резкий отзыв о 31-й главе и всей книге Дорофея дал свт. Феофан Затворник : «Письмо от 9 сентября опять говорит о П... брате, в сердце образно зрящем Св. Троицу. – Приведены доказательства его от Отцев. 1-е из Аввы Дорофея русского. Это не Отец, и книга его запрещена. Он содержит много назидательного, но имеет и неодобрительные мысли, в числе коих и то, что Св. Троица не вдруг вселяется в человека, а по годам: в 1-й год вселяется Дух Святый, во 2-й Сын Божий, в 3-й Бог Отец. Есть и еще что-то. Под конец книги перечисляет черные дни, что есть пустое суеверие. Но он не говорит об образе Пресвятой Троицы, а только, что лица Св. Троицы вселяются одно за другим, через год. Грех его состоит в том, что он разделяет лица Св. Троицы, а они исповедуются нераздельными» 1164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Князь Димитрий и княгиня Мария почитались на Руси издавна особенно как родители своего сына Андрея (преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского), житие которого упоминает об их благочестии и милосердии, влиянии на образование и воспитание сына. Имя Димитрия Васильевича было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, память местно чтилась в день его тезоименитства – 26 октября. Канонизированы супруги (включены в Собор Вологодских святых) были Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Расскажем немного и об их сыне Андрее – преподобном Иоасафе Каменском, Спасокубенском. Преподобный Иоасаф знаменит не только по своему высокому княжескому происхождению, но главное – по высоте своих добродетелей и равноапостольной жизни. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Мы уже писали о том, что во время нападения на Заозерье Василия Косого, когда князь Димитрий с дружиной защищал свои земли, княгиня Мария осталась с детьми одна. Благочестивая женщина встретила разразившееся над ней бедствие с совершенной преданностью воле Божьей и с истинно христианским терпением, и всё внимание уделяла воспитанию малолетних детей своих. Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею. Он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился ещё в детском возрасте. Юный Андрей остался круглым сиротой, но бодрствовал над ним Промысл Божий. Он вёл своего избранника к предназначенной ему цели, невидимо руководя всеми обстоятельствами и переменами в его жизни. Находя отраду и утешение в чтении священных книг, он стал удаляться от общества и чувствовать отвращение к мирской жизни. В то время, когда князь Андрей решил удалиться от мира и посвятить себя иноческой жизни, неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасо-Каменный монастырь, отделённый от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельной жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому юноша отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Но супружество святых Лазаря и Милицы продлилось, к сожалению, недолго: во время знаменитой Косовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 г. казнен – усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 г. его нетленные мощи были перенесены в Рованицкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 г., и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Рованица на Прусской горе. После смерти мужа княгиня управляла народом, пока не подрос ее сын, Стефан (Высокий). В 1393 г. она поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгения. Когда ее сын, в 1402 г., на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, снова управляла государством. Милица была умной и деятельной правительницей, отличалась благочестием и материнской заботой о своем народе, который в то время притесняли турки. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные турками храмы, строила монастыри. Именно она получила от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. Святая Милица, сама рано потеряв мужа, особенно заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни она приняла великую схиму с именем Евфросиния. Скончалась святая 11 ноября 1405 г. От нетленных мироточащих мощей ее совершилось множество чудес. И сегодня вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей Сербии. Скажем несколько слов и о сыне Милицы и Лазаря, он также был канонизирован. Святой Стефан Высокий, король Сербский, был очень любим своим народом за милосердие и доброту. Он в тяжелое время турецкого ига строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Умер он мирно в 1427 г. Благоверные Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Димитрий Васильевич, прозвищем Меньшой, был удельным князьем Заозерским. Жил он в промежутке между 1380 и 1440 гг. в г. Устюг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Род Василия Годунова. Помяни Господи Иосифа (Годунов), (жену его) Анну, Василия, (дочь Василия Годунова) Евгению, Ивана (Зубастаго) жену его Анну. Род Сахаровых. Помяни Господи Иоакима, Анну, Тита, Дементия, Матфея, Агафии, Ульяну, млад. Лукиана, млад. Ивана, Василису, Марию, Ивана, Логина, Алисаду, Марфу, Василису, Марью, Дарью, Евдокию, Мавру, Василису, Логина, Марью, Василия, Ивана, Федосию (Иванова). Кончается синодик сей указанием кого и как поминать за всеми службами. Причем опять поименно называются великие князья и цари, начиная с В. кн. Владимира и оканчивая царем Иоанном (IV) и Велик. князьями: Димитрием, Андреем и Михаилом, потом кратко называются митрополиты киевские, московские, начиная с Михаила и оканчивая митр. Филиппом и Кириллом († 1577 г.) а также новгор., начиная с Иоанна и Луки и оканчивая Пименом и Леонидом. На листе пятом от конца обратно письму на поле означено: «Старца Исаии Кириллова монастыря», чем указывается, что синодик сей имеет случайное бытие в Сийском монастыре. Но так как в числе пришедших с препод. Чудотворцем Антонием был один старец по имени Исаия, то можно думать, что сей синодик был составленным в Сийском монастыре и тут послужил образом для многим других. Наконец, можно думать, что по нему молился о усопших и сам Преподобный Антоний. 2 . Вторым из числа Сийских синодиков можно считать синодик, значащийся под 185. Он писан прекрасным уставным письмом XVII века и начинается помянником Великих князей, начиная с Владимира Ярославича и оканчивая царем Михаилом, над которым сделана надпись киноварью: «представися рнг года июля в в день». Этим годом приблизительно определяется и время составления синодика, в котором патриарх Иоасаф значится в тексте, а Иосиф на поле. После игумена Антония и рода его (Филиппа, Агрипины, Елевферия и Никифора) значатся игумены обители, начиная с Феогноста и Геласия и оканчивая Ионою и Титом. Об Ионе на поле киноварью замечено: «представися года (1634) Марта в день», а Тит скончался около 1637 года. Иным почерком вписаны потом имена игуменов Игнатия и Киприяна, без соблюдения последовательности. Все это ясно показывает, что синодик сей составлен несомненно в начале XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010