Память преподобного Севастиана празднуется местно, с какого времени — точно неизвестно, вероятно, после учреждения Святейшего Синода (1721 г.). Декабрь 19 Илия Муромец, преподобный Преподобный Илия, по народному именованию Чоботок (Чеботок), был родом из Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Некоторые из историков считают преподобного Илию Печерского за одно лицо с богатырем Ильей Муромцем. В былинах Илья Муромец представляется человеком религиозным, в народных сказаниях проводится та мысль, что Илья Муромец после ратных подвигов и воинской службы раздал нажитые им богатства на украшение храмов и нищим и посвятил себя исключительно богослужению и, подвизаясь в делах благочестия, странствовал по земле Русской. Паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храбраго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать; а правая рука его изображена крестным знамением». Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII–XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Декабрь 20 Игнатий архимандрит Печерский, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Игнатий от юности соблюдал себя в чистоте и непорочности. Принявши на себя иноческий чин, святой своей жизнью, кротостью и любовью ко всем обратил на себя взоры всех. Братия по монашеству так любили и уважали его, что единогласно избрали его настоятелем, руководителем и пастырем иночествующих в Печерской обители. Но св. Игнатий, став выше других саном, не ослабевал в подвигах монашеских; напротив, он превосходил братию и добродетелями: постом, молитвою и смирением. Его усердные молитвы и священнослужения чудотворно действовали на других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В другой раз святитель был призван с Афона в 1325 году для возведения во архиепископа Сербского, состоявшегося на праздник Воздвижения Креста Господня. В торжестве приняли участие прот Святой горы Гервасий и святогорские старцы. Архиепископ Даниил был примером благочестия, мудрым архипастырем. Совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии святых храмов отличали его святительское служение. В 1335 году в Дечах святитель воздвиг храм в честь Вознесения Господня, один из лучших христианских памятников Сербии. Собрав сведения о прошлом Сербии, святитель составил «Родослов», где описал жизнь сербских властителей и сербских первосвятителей. Еще при жизни святитель Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений. После четырнадцати лет архиепископского служения святитель Даниил отошел ко Господу 19 декабря 1338 года. Преподобнаго Игнатия, архимандрита Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь , глас 4: Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/Богоносе отче Игнатие,/приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/исцели, молим тя, и немощи наша,/моля о нас Единаго Человеколюбца. Кондак, глас 1: Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/всем служил еси, Игнатие, и угождал,/тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/в чесом паче Господеви благоугождь и стадо его добре упасши,/молися о нас, чадех твоих. Преподобный Игнатий, архимандрит Печерский . В общей службе Киево-Печерским святым о нем сказано: «Игнатие пастырю иночествующих и целителю болящих, в недузех наших пособствуй тя почитающих, да в памяти твоей песнь хвалы Богу приносим» (1-я песнь канона). Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах, и память его совершается вместе с преподобными отцами этих пещер. 20 декабря преподобному Игнатию положена память по тезоименитству его со святым Игнатием Богоносце м. Еще памяти с Собором всех отцов Киево-Печерских во 2-ю Неделю Великого поста и 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. А.В. Фомин Библиография 1. Александр (Милеант) , епископ. Ангелы – благовестники воли Божией. Лос-Анджелес, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Миссионерский Листок 14. 1998. 2. Алексий, архимандрит. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. О вере, неверии и сомнении. М., 2002. 4. Викторова М. Киево-Печерский патерик. М., 1911. 5. Грузов А.И., священник. Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти и жизни загробной вечной. М., Тип. Фаворского, 1888. 6. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. 7. Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901. 8. Дионисий Ареопагит , св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. 9. Дьяченко Г. М., протоиерей. Духовные посевы. М., 1897. 10. Епифаний Премудрый . Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1993. 11. Знаменский Г.А. О творении невидимого или ангельского мира. Православная Русь, 22, 1972. 12. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 13. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Слово о смерти. М., 1991. 14. Иоанн Мосх , прп. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. 15. Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. 16. Малиновский Н. П., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад, 1914. 17. Мальцев М.В., священник. Ангел Мой с вами. Явление св. Архангела Михаила в Русской земле. Православие и русская народная культура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1994. 18. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 19. Никандр (Колпиков Н.П.), протоиерей. О мире невидимом – Ангелах и злых духах. Киев, 1904. 20. Николай Сербский (Велимирович), свт. С нами Бог . М., 2004. 21. Никольский Павел . Святые Ангелы. Тамбов, 1907. 22. Орлов Георгий , священник. Ангел-Хранитель. М., 1905. 23. Орлов Георгий , священник. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Мечь духовный, еже есть Глагол Божий, на помощь Церкви воюющей из Уст Христовых поданный. Или книга проповеди Слова Божия, юже сооруди Господу поспешествующу и слово утверждающу, Лазарь Баранович, Епископ Черниговский», и проч. – Печатана в Киево-Печерской Лавре в 1666 году. Книга сия первого издания; в «Историческом словаре» о духовных писателях упоминается, что она во второй раз издана в Киеве в 1686 году в четвертую долю листа. См. во втором томе сего Словаря, издания 1827 года, с. 6. Служебник, изданный в Москве при Патриархе Иоакиме в 1676 году. Патерик, или Отечник печерский, изданный в Киево-Печерской Лавре в 1678 году. – Второе издание, с тремя планами внутреннего расположения пещер, с указанием в них мест, где покоятся мощи святых и с обозначением имен их. – Два отдельных рисунка изображают пещеры Преподобных Антония и Феодосия, от третьего же рисунка сохранилась одна половина, не имеющая подписи. Издан при настоятельстве архимандрита Иннокентия Гизеля. Псалтирь Царя и Пророка Давила, рифмы преложенная. – Сочинил иеромонах Симеон Полоцкий . Печатана в Москве в Верхней типографии (то есть в Дворцовой, или Придворной, учрежденной самим Полоцким) в 1680 году. Феотран, трактаты об обязанностях начальников. Сочинение Иоанна Максимовича , Архиепископа Черниговского, впоследствии переведенного в Тобольск. – Печатана в типографии Свято-Троицкой Ильинской обители в 1720 году, – при Императоре Петре Великом. В первый раз издана эта книга в 1703 году в той же типографии. Жезл Правления, утверждения, наказания, казнения, на поражение жестоковыйных и хищных волков на стадо Христово нападающих, сооруженный от всего Освященнаго Собора, бывшего в Москве в 7174 (1666) году, месяца майя в 7-й день, в царствование Государя Алексея Михайловича. – Печатана в Москве в 1753 году при Императрице Елисавете Петровне. – Книга сия сочинена по поручению Патриарха Иоасафа иеромонахом Симеоном Полоцким и первоначально издана в 1668 году. Номоканон. – Из предисловия видно, что он собран в Афонской горе, а исправлен по благословению Патриарха Иоасафа; год же издания неизвестен, потому что нет начального листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

•  Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил. После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.   •  Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (+ 1147) Память его празднуется 3 авг. в день преставления, 11 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, омываемая морскими волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до  Русских пределов,  через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода — в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы  и дал ему общежительный устав.  Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Крестный ход в открывшейся Лавре. Монах Руф (Резвых; † 2009) и иеродиакон Игнатий, в схиме Иларион (Дзюбанин; † 2007) Рассказывал, что Лавра пребывает в «мерзости запустения», что из храма, где предполагалось служить, братия вынесли горы мусора, идет ремонт и Литургия пока совершается на втором этаже 50-го корпуса, где должна разместиться братская трапеза. О том, что мощи преподобных, томившиеся многие годы в каких-то старых простынях, обрядили в новые облачения и что в пещерах, изуродованных безбожным временем, также идут ремонтные работы. Что в Лавру вернулись старые насельники, принимавшие постриг еще в 1950-х годах, а также пришло много молодежи, желающей монашества, и что нужно возрождать лаврский песенный обиход… Что сухие главы, покоящиеся в одной из старинных келий Дальних Пещер, вдруг покрылись маслянистой влагой – замироточили! – и это указывает на помощь Божию и покровительство Пресвятой Богородицы и угодников Печерских. Наместник архимандрит Ионафан у 49-го корпуса (ныне – митрополия УПЦ), ноябрь 1988 г. А еще молодой архимандрит тогда сказал о сокровенной мечте – возрождении из руин главной святыни Лавры – Великого Успенского собора, «богосозданного прообраза всех монастырских храмов Древней Руси», отстроенного греческими мастерами по велению Божией Матери стараниями преподобного Феодосия и взорванного немецкими оккупантами в 1941 году… Руины Успенского собора после взрыва 3 ноября 1941 г. Помню, как главный редактор-фронтовик молча читал этот материал, качал головой и после раздумий сказал: «Моя мати ходила в Лавру на прощу мене благословляла перед на фронт… Будемо друкувати, мабуть час прийшов…» С тех пор минуло почти 30 лет. Киево-Печерская Лавра готовится к празднованию в следующем году 30-летия ее возвращения Церкви. За это время святая древняя обитель, родоначальница русского монашества, превратилась в цветущий оазис Православия, стала духовным центром Украинской Православной Церкви. Здесь находится резиденция Предстоятеля – митрополита Онуфрия – священноархимандрита Лавры; Киевские духовные школы; корпус синодальных отделов, издательство, типография, редакции газет и журналов, паломнический центр, многочисленные мастерские. В отстроенном Успенском соборе (2000) и других храмах, в том числе и пещерных, возносится молитва. Со всех уголков Украины и из-за рубежа, как и в далекие времена, сюда ежедневно устремляются паломники. Неслучайно Киев был назван «вторым Иерусалимом», «матерью городов русских». Здесь нашел упокоение первомученик безбожного гонения ХХ века митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918), прославленный Церковью в 1992 году. И Лавра сегодня, как и встарь, остается «кузницей кадров»: многие ее современные насельники стали настоятелями возрожденных и вновь открывшихся обителей, известными иерархами на Украине и за ее пределами.

http://pravoslavie.ru/107026.html

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы – древнейшая: она ископана руками первых подвижников. Здесь почивают преподобные; Ефросиния, княжна Полоцкая, – Арсений, редкий пример трудолюбия и воздержания в пище, – Евфимий схимник, безмолвствовавший со дня принятия схимы, – Вениамин, обладавший прежде богатством, но потом всё раздавший бедным и на церкви, – Тит воин, – Ахилла, дьякон, – Паисий и Меркурий 2 . Около церкви во имя преподобного Феодосия находится небольшая келия; сюда уединялся и здесь, в этом пещерном уединении, молился преподобный, любивший это место даже и тогда, когда был уже игуменом. Как сказано выше, мощи святителя впоследствии перенесены и поставлены в Великой церкви лаврской, в церкви же пещерной во имя Феодосия почивают преподобные: Макарий диакон, много молившийся, – Пимен не ослабевавший постник. За кельей почивают преподобные: Силуан схимник, – Агафон чудотворец, – Захария постник, отказавшийся от богатого наследства в пользу обители, – Игнатий, архимандрит Печерский, прославившийся особенно смирением и молитвой. Богомольцы далее поклоняются гробу преподобного Феодосия, оставленному и сохранённому в том же виде, как был он, когда в нём почивало тело преподобного, и молятся иконе Божией Матери, изображение которой часто встречается: Богоматери предстоят два ангела, преподобные Феодосий н Антоний преклонили колени. Это и есть, так называемая, Печерская икона Божией Матери. Здесь же происходит помазание миром поклоняющихся из мироточивых главы; здесь же и частица мощей младенца, убитого Иродом, искавшим убить Христа. Третья подземная церковь – во имя Рождества Христова. У входа в эту церковь покоятся мощи преподобного Лонгина, вратаря печерского, имевшего дар прозорливости. Кроме того, в Дальних пещерах много мироточивых глав, хранимых обыкновенно за стеклом, и принадлежащих, по большой части, святым, имена коих неизвестны. Посещением церкви Рождества Христова и поклонением мощам преподобного Лонгина заканчивается хождение по пещерам. По выходе из пещер Дальних тем же путём, который вёл и в пещеры, богомольцы возвращаются той же галереей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 6 по 16 октября 2007 года пройдет официальный визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II Москва, 2 октября 2007 г. С 6 по 16 октября 2007 года с официальным визитом в Русскую Православную Церковь будет находиться Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во главе делегации Александрийского Патриархата. Нынешний визит Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II в Русскую Православную Церковь является первым со времени избрания Его Блаженства Предстоятелем Александрийского Патриархата, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. В состав делегации Александрийского Патриархата, в частности, входят: митрополит Кейптаунский Сергий, епископ Мадагаскарский Игнатий, епископ Киринский Афанасий (представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском), архимандрит Нифон (Цаварис), настоятель монастыря святого Георгия в Старом Каире, архимандрит Петр (Паргинос), сотрудник Йоханнесбургской митрополии, Спиридон Камалакис, Глава архонтов Александрийского Патриархата, Никос Кацикас, заведующий пресс-службой Александрийского Патриархата. В программе пребывания Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II – встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II . 8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершат Божественную литургию в Троице-Сергиевой Лавре. Делегация Александрийского Патриархата посетит Нижний Новгород, Серафимо-Дивеевский монастырь и город Саров. Блаженнейший Патриарх Феодор будет присутствовать на торжественном приеме в Посольстве Арабской Республики Египет и примет участие в открытии конференции, посвященной 90-летию восстановления Патриаршества в России. В ходе визита Предстоятель Александрийской Православной Церкви посетит Украинскую Православную Церковь и совершит Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира; также Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор посетит Одессу.

http://pravoslavie.ru/24183.html

(Архиепископ Новгородский Геннадий сделал преподобного Иосифа Волоколамского своим наместником в Волоколамском округе, – Житие Иосифа, написанное неизвестным, по изданию К. И. Невоструева , стр. 47: „Толико же (Геннадий) почитание мужа (Иосифа), яко и наместника своего церквам Волоцким сътвори 17;, и вся оправдаша и вины церковные вручи ему, ещё же и плодоношения града того в епископи и от доход церковных некая монастырю его даровав в вся лета епископства своего”. – Архимандрит Печерский в 1474г. был наместником митрополии Киевской, – запись на Академической рукописи (Златоструй). [Описание рукописей архимандрита Леонида выпуск II, стр. 67: „написана... книга сия... повелением господина Иоанна архимандрита Печерского и наместника митрополии Киевьской”. Ср. запись на Патерике 1 Кассиановской (Акакиевской) редакции у Д. И. Абрамовича Исследование о Киево-Печерском Патерике, СПБ., 1902г., стр. 67. Митрополит Иона ставит наместника, „со всеми бояры обговоря” (со своими или великого князя?), – Акты Исторические т. I, Памятники Павлова, col. 570]. 75  Упоминаемый в Новгородских летописях под 1476г. наместник архиепископа Новгородского Юрий Репехов, как кажется, был наместником кафедральным, а не одним из уездных. 76  [„Егда начнут кликати многолетье всем православным христианом, и тогда архиепископ говорит Софейскому боярину и диаком великого князя и честным людем и всем православным христианом: будите здоровы”, – см. у А. П. Голубцова Чиновник Новгородского Софийского собора, М. 1899г., стр. 253–254 или Чтения Императорского Общества Истории и Древностей Российских 1899г., книга II. В сказании об обретении мощей Никиты епископа Новгородского в 1558г. говорится о болярине, которому в Новгороде были поручены церковные дела (боярин архиепископский, данный архиепископу царём). 77  См. Акты Исторические т. II, стр. 422, col. 1 (У митрополита Иоасафа боярин сын Богданов, дворецкий – Игнатий Черт, – Акты Экспедиции т. I, стр. 161). 78 В деяниях Стоглавого собора дворецкий является как судья, – глава 69, Казанское издание стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тм же поимъ и молимся славимому отъ всхъ небесныхъ силъ и отъ человкъ, яко въ вкы милость его на всхъ, творящихъ волю его, яко тому слава и честь, и дръжава, и покланяние Отцю и Сыну и Святому Духу и нын, и присно, и в вкы вкомъ. Аминь. 4 ...Самоила Анн подасть.– Анна – библейский персонаж, жена Елканы и мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога дать ей потомство, которое обещала посвятить служению Богу. Родив наконец сына Самуила, она отдала его служению в храме. 7 ...отъ града дале 5 поприщь...– Поприще – древнерусская мера длины, равная приблизительно версте (1066 м). 8 ...Селища нарицають. – Богородицкий монастырь на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 10 ...чюдотворца Еуфимья... – Евфимий Великий (Благодушный, 376–477 гг.) – пустынножитель, с 29 лет жил в пещере близ Иерусалима, где позднее возникла Евфимиева лавра. «Житие Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским (VI в.), известно на Руси уже в XI в. 11 ...иже по нихъ Саву и Феодосья архимандрита... – Савва (Освященный, 434–531 гг.) – палестинский монах, основатель монастыря близ Иерусалима (484 г.), названного его именем. «Житие святого Саввы», написанное Кириллом Скифопольским (VI в.), известно на Руси уже в XI в. Один из героев жития – архимандрит Феодосий, сподвижник Саввы. 14 ...Феодосия Печерськаго... – Феодосий Печерский (ум. в 1074 г.) – русский святой, основатель Киево-Печерского монастыря. Житие его, написанное Нестором, используется в жизнеописании Авраамия дважды: во вступлении и в рассказе об основании Авраамиевого монастыря. 15 ...князя Мьстислава Смоленьскаго и всея Рускыа. – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214 г., когда он занял киевский престол. Убит в сражении на Калке (1223). 30 ...слово, яже отъ житья преподобнаго Савы и о патриарс Ерусалимъстмъ Ильи... – Приводится эпизод из «Жития святого Саввы». Илья – патриарх Иерусалимский (ум. 20.7.518 г.); как рассказывается в житии Саввы, изгнан византийским императором Анастасием I (430–518, император с 491 г.). 32 Пишеть бо въ «Златыхъ Чепехъ»... – «Златая Цепь» – древнерусский сборник поучений о христианско-аскетических добродетелях. 35 ...церквицю во имя Богоносца... – Святой Игнатий Богоносец – один из «мужей апостольских»; предание считает его вторым епископом Антиохии. Во время преследования христиан при римском императоре Траяне (53–117, император с 98 г.) был казнен в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010