Вскоре после возвращения преподобный почувствовал совершенное изнеможение своих сил и близость кончины. На четвертой неделе после Пасхи больной велел вести себя в церковь к божественной литургии, чтобы в последний раз причаститься Св. Таин. На другой день св. старец, простившись с братиею, велел читать акафист Спасителю и Божией Матери и тихо предал свой дух Богу, 1537 года 19 мая, 84 лет от роду, после 41 года подвижнической жизни в Комельской пустыни. В, обители, кроме св. мощей преподобного Корнилия, почивающих под спудом, хранится часть власяницы и его фелонь, сшитая из шелковой материи с камчатным красным оплечьем; она ветха и покрыта заплатами. – Великий подвижник примером своей жизни и духовным руководством воспитал много мужей высокой духовной жизни, из которых многие сами сделались основателями монастырей и прославились святостью жизни. Таковы блаженные: Кирилл Новозерский, Геннадий Любинский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Даниил Шушгорский, Зосима Ворбозомский и многие другие. Все были его учениками и постриженниками его обители, которые все несомненно бывали в Павловой обители и молились у гроба ее преподобного первоначальника. Преподобне авво Корнилие! С многочисленным ликом святых учеников твоих пролей о нас теплую молитву твою, к Владыце нашему, да твоим предстательством не лишении будем и мы Его милосердия! VII. Постриженик Павловский – преподобный Логгин Коряжемский 8 В первой половине XVI века в среде братства Павло-Обнорского монастыря, спасался инок Логгин. Он прибыл в монастырь в молодых годах, прошел длинный ряд послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что все стали смотреть на него, как на старца испытанного, духовного и относиться к нему с особенным уважением. Был у него друг и собеседник в Корнилиеве монастыре инок Симон, уроженец Сольвычегодский, подобно ему старавшийся угодит Богу. Беседуя с Логгином, Симон часто вспоминал свою родину, где, по его словам, было много мест весьма удобных для отшельнической безмолвной жизни. Стремление к отшельнической жизни усиливалось более и более в душе обоих друзей, уже начавших тяготиться многолюдством общежития и возрастающим к себе от иноков почетом и уважением; оттого их мысли чаще и чаще останавливались на жизни уединенной. Для новоначальных иноков монастырское общежитие есть самое лучшее средство к тому, чтобы послушанием братии смирить мирскую гордость, отречением от собственности вырвать из сердца любостяжание, строгим исполнением монастырских правил отстать от мирских привычек и обыкновений; но когда человек пройдет период воспитания иноческого, укрепится в своем подвиге и достигнет своей зрелости, тогда общежитие уже становится для многих менее годным и полезным, как нарушающее тишину уединения и многолюдством своим могущее: подавать поводы к различным соблазнам и искушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Удивительно не только то, с каким упорством уклоняется сам Корнилий от возможности возвращения в свою обитель, но и то, как настойчиво требует этого от него часть братии. Очевидно, среди насельников монастыря были как те, кто глубоко симпатизировал преподобному устроителю обители, так и те, кто писал против него злостные кляузы князю (конечно, до той поры, пока явная благосклонность Василия игумену не стала общеизвестным фактом). По возвращении Корнилия игумен Кассиан, говорит Житие, «устыдеся отца, остави игуменство»; впрочем, это инспирированное Василием возвращение не было последним. Несколько лет спустя Корнилий покидает обитель, чтобы доживать остаток жизни в монастыре пострига, в обители преподобного Кирилла… И вновь возвращается (уже только на покой), ставя условие, что игуменом обители станет его ближайший ученик и единомышленник Лаврентий. Преподобный умирает совсем скоро, в четвертую неделю «по Пасце» 19 мая 1537 года, выстрадав блаженную кончину в кругу преданных ему иноков, окруживших его заботой и почтением на склоне его последних дней. Сохранившаяся трапезная палата Корнилиева Комельского монастыря. Фото: Шпак В. В./temples.ru      Удивительно, но в среде строптивой вольницы комельских монахов, которые своей дерзостью понудили Корнилия искать другого места для подвига, покинуть стены основанного столькими трудами монастыря и воистину лишь в страшном сне видеть час своего возвращения, росли и мужали такие иноки, как преподобный Филипп Ирапский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Зосима Ворбозомский, Геннадий Костромской, да и многие другие достойные молитвенники, имена которых история не сохранила. Преподобный Корнилий Комельский по праву считается одним из наиболее искусных средневековых духовников, взрастивших в стенах своей обители целую плеяду преподобных игуменов. Как же сочетается это представление о Комельской обители как о высшей школе преподобия со свидетельствами о внутренних нестроениях в монастыре, латентном противостоянии части насельников игумену?

http://pravoslavie.ru/113422.html

Зосима Ворбозомский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Зосима Ворбозомский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Зосима Ворбозомский, прп. Преподобный Зосима Ворбозомский (память 4 апреля и 7 ноября по старому стилю) Основал Благовешенский монастырь на острове Ворбозомского озера. В продолжении многих лет преподобный управлял обителью, неся большие труды и подвиги. Преподобный скончался около 1550 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Зосима Ворбозомский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2365

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Зосима Ворбозомский, прп. Описания иконы Зосима Ворбозомский, прп. - житие Преподобный Зосима Ворбозомский (память 4 апреля и 7 ноября по старому стилю) Основал Благовешенский монастырь на острове Ворбозомского озера. В продолжении многих лет преподобный управлял обителью, неся большие труды и подвиги. Преподобный скончался около 1550 г. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6193.jpg:   Размер: 300x1200, 0.36 MPix, 53 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (4) . Описание: Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. Гос. музей-усадьба «Архангельское». Файл 17297.jpg:   Размер: 355x400, 0.14 MPix, 75 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (3) . Описание: Преподобный Зосима Ворбозомский. Начало ХХ века. Хромолитография. 12,6 х 9,9 х 1,2 см. Местонахождение: Филиал " Музей фресок Дионисия " федерального государственного бюджетного учреждения культуры " Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " . Файл 31905.jpg:   Размер: 633x800, 0.51 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (135) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1835

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6193.jpg:   Размер: 300x1200, 0.36 MPix, 53 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (4) . Описание: Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. Гос. музей-усадьба «Архангельское». Файл 17297.jpg:   Размер: 355x400, 0.14 MPix, 75 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (3) . Описание: Преподобный Зосима Ворбозомский. Начало ХХ века. Хромолитография. 12,6 х 9,9 х 1,2 см. Местонахождение: Филиал " Музей фресок Дионисия " федерального государственного бюджетного учреждения культуры " Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " . Файл 31905.jpg:   Размер: 633x800, 0.51 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (135) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1835-photo

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима Ворбозомский (+ ок. 1550) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 апр. в день тезоименитства с прп. Зосимой (+560), 7 нояб. в день обретения мощей сподвижника своего прп. Кирилла Новоезерского Прп. Зосима был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Обитель свою он основал на Ворбозомском озере. Когда он прибыл туда — точно не известно. Святые мощи его покоились в обращенном в приходскую церковь его упраздненном монастыре. • Преподобный основал Благовещенский монастырь на острове Ворбозомского озера, в 23 верстах к югу от Белозерска, т.е. в северных Новгородских землях. Ныне это место — в Белозерском р-не Вологодской обл. (Вологодская епархия). Обитель прп. Зосимы была одной из составлявших монашеское «Заволжье». После упразднения монастыря вместо деревянной церкви во имя Благовещения Божией Матери построена в 1809 г. каменная, с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и прп. Зосимы, основателя обители. • В некоторых источниках указывается, что прп. Зосима был учеником прп. Корнилия Комельского (память его 19 мая). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437051/

—14— вом Почаевским должно быть считаемо святых, канонизированных в синодальный период, не пять, а шесть. Архангельская епархия Выше мы говорим о Никодиме Кожеезерском, что в Прологе, напечатанном в 1662-м году, положено творить его память с пением стихир и канона (после Макарьевских святых 125-й). Это сказали мы на основании Житий святых Муравьева. Теперь у нас под руками сам Пролог 1662-го года, и оказывается, что ссылка на него Муравьева неверна: в Прологе ничего не говорится о праздновании памяти. Вероятно, Муравьев берёт сведение из того рукописного жития преп. Никодима, на которое ссылается. Новгородская епархия Зосима Ворбозомский, основатель упразднённого Благовещенского монастыря, который находился в 20-ти верстах к югу от Белозерска, на острове озера Ворбозомского, живший – неизвестно когда, но если справедливо то, что был учеником Корнилия Комельского 1785 , то во второй – —15— третьей четверти XVI века, ибо Корнилий скончался в 1537-м году. Когда причислен к лику местных святых, остаётся неизвестным, но в одной из церквей его бывшего монастыря, теперешнего прихода, построенной в 1809-м году, есть придел его имени 1786 . – Ворбозомский Зосимин и Илоезерский Иродионов (послемакарьевских святых 42) монастыри, как следует думать, принадлежали к числу тех многих пустынь или маленьких монастырей, которые, образуя собой так называемое монашеское «Заволжье», располагались вокруг Кириллова Белозерского монастыря. Псковская епархия Княгиню Евфросинию, в монашестве Евпраксию, мы отнесли к местным Псковским святым на основании Словаря исторического о святых, который говорит, что «местная память ей творится Октября 16». Но в настоящее время мы имеем под руками Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря 1787 , в котором покоятся останки княгини, и из сего Описания узнаём, что она остаётся не канонизированной. У гроба её повешена таблица или доска, на которой читается: «Гробница под спудом благоверной княгини схимонахини Евпраксии; память ей совершается Октября 16 числа, – поётся всенощное за упокой, тако ж литургия за упокой; по церквам раздаётся на поминовение 40 пометок (sic)» (Описания стр. 7 прим.). Русские святые в печатном Уставе, в главе 48-й, содержащей последование церковного псалмопения по месяцеслову, и в святцах других печатных богослужебных книг

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Рыбакова Екатерина Реокатовна; 1867, дер. Красново Кирилловского у. Новгородской губ.- 14.10.1937, близ г. Белозерска Вологодской обл.), игум. Из крестьянской семьи. Училась в земской школе. В 1887 г. поступила в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь , в 1896 г. определена в число послушниц, в 1909 г. приняла монашеский постриг с наречением имени в честь св. Зосимы Ворбозомского. С 1919 г. казначея, с авг. 1920 г.- настоятельница мон-ря с возведением в сан игумении. В 1921 г. арестована по обвинению в «укрывательстве монастырского имущества от описи при ликвидации последнего». Вскоре была освобождена. Работала в музее мон-ря. В 1929 г. на З. поступил донос, что она, «руководя экскурсиями, своим объяснением напоминает экскурсантам о святых, их страданиях и так далее, что в данном случае действует на малокультурное население». После закрытия в 1929 г. мон-ря жила с сестрами обители на окраине Белозерска. В 1933 г. вместе со своей двоюродной сестрой А. В. Шумиловой была вторично ненадолго арестована. В авг.-сент. 1937 г. в Белозерском р-не начались массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. бывш. насельниц Горицкого мон-ря. 24 сент. З. была арестована по обвинению в «участии в контрреволюционной организации церковников», заключена в белозерскую тюрьму. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. приговорена к расстрелу. По нек-рым данным, расстреляна в Кирилловом Новоезерском Белом мужском монастыре , превращенном в тюрьму. Арх.: КБМЗ ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 133; Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-5114. Лит.: Стрельникова Е. Р. Новомученики и исповедники белозерские//К Свету: Альм. М., 15. С. 148-149; она же. Игум. Зосима (Екатерина Реокатовна Рыбакова) и горицкие насельницы//Ленингр. мартиролог. Т. 5. С. 577-580. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/200041.html

«Умертвив движения плоти крепким пощением ты, стал обителью Владыки, святой Евфимий! Умоли Его, да прибегающе к тебе избавимся от бед и смущения страстей». 747 3 ч. Преставление преп. бежецкго В рпк. святцах читаем о святых г. Твери: «преп. Нектарий, начальник Введенского монастыря пресвятой Богородицы, преставился в л. 7000 (1492) апреля в 3 д.». По этим словам, препод. Нектарий был основателем Введенского монастыря, находившегося в Бежецке и закрытого с 1764 г. Мощи его почивают под спудом. 748 4 ч. Память о преп. ЗСИМ ворбозомском Преп. Зосима ворбозомский, соименный пр. Зосиме палестинскому , коего память 4 апреля, приобретал спасение на месте глубоко безмолвном, на острове оз. ворбозомского, в 20 верстах от Б Белозерска. – Начальное иноческое воспитание получил он у преп. Корнилия комельского. Оставив комельскую обитель, он подвизался на уединенном острове сперва один: потом построил храм в честь благовещения Богоматери и к нему собрались любители пустынной тишины. – Люди мирские думают о себе, что они крепки, что мир – не помеха спасению души. Печальная мечта! Ныне и вчера душа полна образами нечистыми, раздражающими страсти; ныне и вчера заняты всем, за исключением Бога; ныне и вчера убито время без пользы для души. И это не по чем! «Как глаз, говорит Василий вел., когда непрестанно движется и обращается то на стороны, то вверх, то вниз, не может ясно видеть предметы, и чтобы хорошо рассмотреть вещь, должен устремить зрение на нее одну: так и уму человеческому, когда развлекают его бесчисленные мирские заботы, не возможно ясно видеть истину». 749 В дали от сует и тревог людских, на безмолвном острову, преп. Зосима посвящал все свое Господу и заботился об одном, – о душе. Нетление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем и мирно почил в 1550 г. 750 6 ч. Страдание св. ПАВЛА Блаженный Павел еще в юных летах уведен был из России татарами, – и потом продан был в Константинополь. Сколько страданий вытерпели русские от крымских разбойников – татар! Хищники не в одной честной войне, но в воровских, тайных наездах захватили русских и потом насмехались в лицо их над человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

126 .  Зосима Ворбозомский, основатель упраздненного Благовещенского монастыря, который находился в 20-ти верстах к югу от Белозерска, на острове озера Ворбозомского, живший – неизвестно когда, но если справедливо то, что был учеником Корнилия Комельского 346 , то во второй третьей четверти XVI beka, ибо Корнилий скончался в 1537-м году. Когда причислен к лику местных святых, остается неизвестным, по в одной из церквей его бывшего монастыря, теперешнего прихода, построенной в 1809-м году, есть придел его имени 347 . В библиотеке Московской Дух. Академии есть рукопись, – фундамент. 35, написанная в 1592-м году монахом «Благовещения пресвятые Богородицы Ворбозомского острова из Заволжия, от страны Белозерскиа» (подпись на л. 235). Так как монастырь не называется Зосиминым, то с вероятностью нужно думать, что в 1592-м году преп. Зосима был еще жив. 127–137. «В Новгородском Софийском соборе почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука 348 († ок. 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий 349 († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимин († 1571)» 350 . XVII века: 138 .  Антоний Леохновскин, основатель упраздненного Антовиева Леохновского монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 17-го Октября (14-го Сентября?) 1611-го года. О начале местного празднования (12-го Июля) ничего не может быть сказано. В церкви его бывшего монастыря один из приделов посвящен его имени 351 . 139 .  Трифон Вятский, основатель Трифонова Успенского монастыря, который находится в городе Вятке, скончавшийся 8-го Октября 1612-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 140 .  Вассиан Тиксненский, основатель упраздненной Тиксненской Спаса Нерукотворенеого пустыни, которая находилась в Тотемском уезде Вологодской губернии, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1624-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010