Но чем же пополнял инок Досифей опущение им иноческих обязанностей? Он пополнял их тем, что для Бога всего дороже: любовию, с которою он исполнял назначенное ему дело – ухаживать за больными. Он был истинным утешителем страдальцев; о усердием и величайшим вниманием предупреждал все их желания, облегчая их всеми способами. Он так любил своих больных, что если когда-нибудь, по человеческой слабости, случалось ему изредка раздражиться на их ропот и нетерпение, то это составляло для него величайшее горе, которое искупал он горькими слезами раскаяния, так что братии трудно было даже утешить его в такие минуты... И если отсутствовал он иногда или запаздывал к Богослужению, то или в случае крайнего утомления от денно-нощного неустанного труда, или потому, что больные в это время нуждались в усиленном его ухаживании за ними. И кто знает, легко ли было для такой души лишение «пребывания в доме Господнем во все дни жизни, созерцания красоты Господней и посещения храма Его»? ( Пс.26:4 ). Но обязанность помогать ближнему была для него дороже всего, и с беспредельною любовию и самоотвержением служил он людям, и чистейшею жертвою возблагоухала перед Господом короткая, но полная любви жизнь его... И Бог не оставил ее без знамения Своего благоволен я... Недоумение, смущавшее иноков, разрешено было особым видением о св. Досифее одному уважаемому старцу, которому явлены были прежде почившие, угодившие Богу старцы и между ними – юноша Досифей, участвовавший в блаженстве их. Недолговременные подвиги деятельной любви к ближнему явлены были равными перед Богом с долговременными подвигами поста и молитвы. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не бойтесь! Долу низвержен дьявол; Христос воскрес, и смерть Уже не царствует. 15. 1) Убежали от мipa; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять. – 2) Примеры верою явивших чудеса послушания: Досифей, Ананий, Захарий и др. – 3) Идите путем заповедей, несите послушание безропотно, и спасетесь. 17] 20. Хотя убежали мы от всего житейского, и как в пристань вступили, прияв священную схиму нашу: но все же мы пребываем в мipe сем, как на море, не зная, когда подымется против нас бурный ветер дьявольский, покушаясь погрузить во глубину ладьи души нашей, – где и как встретим пиратов мысленных, – на какие подводные камни страстей набежим незаметно, и как во все время жизни своей, без крушения совершим наше от земли на небо плавание. Посему внимать надлежит, чада мои, и беречься, бодрствовать и наблюдать, и прозревать приражения бесовского вселукавства, чтоб не неготовыми противостать внушению страсти, отвратить ее нападение и безбедно продолжать свое плавание, держа руль веры нашей. 21. Добрыми примерами отцов просвещаются обучающиеся подвижническому житью, – и непоколебимой верою крепки бывают в трудах своих. – Верою св. Досифей совершил течение послушания, без исследования, верно исполняя всякое повеление руководителя своего и безропотно перенося при этом иногда ударения в ланиту, а иногда осмеяния. Верою блаженный Авва Кир пятнадцать лет мужественно и юношески переносил побои, насмешки и гонения, как бы не чувствуя гнета неприятностей, и не только не жаловался, но сильно защищал и оправдывал нападавших пред святым отцом, когда он распрашивал его. Верою Феодор освященный, за помысел о предстоятельстве, три года нес отлучение от Великого Пахомия, без противления и ропота. Верою собрал зрелый плод послушания тот, что три года терпеливо с усердием поливал жезл отчий. Верою Акакий, присноживой, иногда синяки имел под очами, иногда следы ударов на ланитах, иногда тот или другой член пораженный, смиренно все терпя и без ропота; и за то сподобился бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Принадлежность последних двух сочинений перу племянника преподобного Иосифа Досифея Топоркова вместе с отмеченными особенностями «Письма» заставляет допустить, что Досифей был также автором рассматриваемого памятника. В последние годы жизни он работал над «Волоколамским патериком» и вполне мог вкратце рассказать историю «нелюбок» волоколамских и кирилловских иноков. Уникальные особенности этого текста не позволяют нам согласиться с мнением о том, что он является плодом деятельности позднейших фальсификаторов, которые пытались «удревнить» споры эпохи «Стоглава» о монастырских селах. В «Письме о нелюбках» встречаются неточности, вполне объяснимые для рассказа, записанного спустя 34 десятилетия после описываемых событий. Но главное – сведения «Письма о нелюбках» (притом, что мы не сомневаемся в достоверности этого документа) не могут считаться достаточными для решения вопроса о начале полемики между иосифлянами и нестяжателями. Рассказчик сообщает, что началом полемики стал спор Нила и Иосифа о монастырских селах на церковном соборе 1503 г., а спор по поводу новгородских еретиков начался уже после смерти Нила по инициативе князя-инока Вассиана Патрикеева. А. И. Плигузов, считая «Письмо» поздним и недостоверным источником, полностью отрицает достоверность первого известия, однако второе использует в качестве доказательства тезиса о том, что споры о допустимости казни еретиков начались не ранее 15111512 гг. Полагаем, что у нас есть возможность более тщательно рассмотреть этот вопрос. 3 . О том, что на церковном соборе 1503 г. обсуждался вопрос о праве монастырей держать села, сообщают не официальные документы и не летописи, а источники агиографического и полемического жанров. Эта ситуация породила в историографии значительную дискуссию. Об участии преподобного Нила и его выступлении против монастырского землевладения вместе со старцем Дионисием Каменским сообщает «Слово иное», но там главным противником Нила назван игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион. Наряду с Иосифом Нил назван участником спора о монастырских селах в полемическом сочинении Вассиана Патрикеева «Прение с Иосифом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Слово о сътворении жития началник соловецскых Зосимы и Саватия Слово о создании жития основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия Вдомо да будет о сих началникох соловецскых, како житие их начало приат написанию. Азъ, многогршный и неключимый ни в коемъ же дле блаз и грубый разумом священноинок Досифей, 286 ученикъ блаженаго Зосимы, пребых у него и до скончаниа его, скутах и погребох честное и трудолюбное тло святаго, и елика очима видх и слышах от честных его устъ, сие и предах писанию. По преставлении же государя своего преподобнаго игумена Зосимы пребых у его спутника у старца Германа в клии. Б же той Герман пришедый прежде со преподобным Саватием. И повда ми вся яже о преподобнмь – бывшее житие и отчасти чюдес. Но азъ, грубый смыслом, недоумвах сие удобрити, но толико памети ради написах, да не в забытии будет такова праведнаго мужа житие. Потом же начах въпрашати старца Германа о блаженм Зосим: како прииде с ним на остров и како при живот преподобнаго чюдодйствоваша святыя его молитвы и кая суть до нашего пришествие къ старцу съдяшеся чюдеса. Сиа вся написах памети ради и сим ползовахся. Б же той Герман от простых человекъ, не учився Божественному Писанию, но тако просто повдааше святых житиа и чюдеса. Азъ же, неразумный, како слышах, тако и написах, не украшая писаниа словесы, понеже груб сый и невжда, но точию памяти ради писах. Братиа же – овии любяще писанная мною, а иныи глумящеся о написанных и въ смх сиа полагааху. Прииде же нкий священноинок именем Иосиф з Бела-езера тамошних манастырей и пребысть у нас время немало въ обители Соловецской. И той испроси почести житиа святых, и удержав в клии у себя много время. И пакы отиде въсвоями, и житие святых, написаное Германом, с собою увезе. Мы же остахом бес паметий о житии началником, понеже Герман преставися. 287 По времени же послан бых игуменом и братиею на службу в Великий Новоград. И приидох къ архиепископу Генадию 288 благословитися от него. И благослови мя, и начат въпрашати многими словесы о вдании места, и о устрои манастыря, и о началникхмста того и манастыря, како и от кого зачатся. Азъ же, елико помня, вся подробну повдах архиепископу. Онъ же рече: «Напиши ми, брате, о житии и о чюдесх началников манастыря вашего вся сиа, еже ми еси повдал». Азъ же отвещах: «Господи архиепископе, человекъ есмь груб естеством, на сие дло не доволенъ, како добр изложити». Архиепископъ же рече: «Елико Богъ вразумит тя, напиши. Вру бо имам к началником манастыря вашего, понеже Саватие, началник вашь, старець ми был, 289 азъ у него в послушании бых немало время и вм достойна житием старца, велика и свята. Нын же благословляю тя: иди и напиши». И так, понужен бых от архиепископа, приах благословение, испросихся у него писати в манастыр и к нему привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, в 1699 г. над южными св. воротами Н. М. п. была построена ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси «запад-восток» 2-этажный объем. Нижний ярус, больший по площади, чем верхний, прорезан св. воротами и вост. калиткой, по сторонам к-рой расположены кладовые палаты. Во 2-м ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами 3-частной апсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею ведет кирпичная лестница у сев.-зап. угла здания. Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма через центральный проход и 2 окна. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде 3-частную композицию благодаря арочной нише, имитирующей зап. калитку, повторяющую восточную. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразцами. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. На уровне 1-го света помещено по 2 окна, расположенных по сторонам портала, к-рым соответствуют лишь 2 окна 2-го света. В верхней части четверика, имеющего 4-скатное покрытие, проходит пояс декоративных кокошников, расположенных по 3 на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада. Согласно описи 1741 г., глава Зосимо-Савватиевского храма была декорирована зеленой черепицей ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 400). В процессе реставрационных работ 1976-1977 гг. утраченное черепичное покрытие главы было восстановлено.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Вот официальная, так сказать, программа императорского правительства, которое, вследствие этого и в силу договоров с Турцией, даровавшею множество привилегий Иерусалимской Патриархии, считает в настоящее время логически неизбежным признавать епископскую юрисдикцию Православного Патриарха в Иерусалиме и в этом смысле регулирует нашу деятельность. Поэтому, как бы заманчиво ни казалось желание некоторых увлекающихся деятелей разрешать все эти щекотливые вопросы самостоятельно, ни наша правительственная программа, ни инструкции, ни само положение, пока они не изменены, – не дают нам на это ни малейшего права, ни возможности; а при таких обстоятельствах всякое внепрограммное разрешение данного вопроса было бы простою авантюрою, весьма опасною и, с точки зрения общих интересов родины, едва ли допустимою. Ясно поэтому, что пока официально признаваемый принцип не отменен, он должен служить бесспорною меркою, с которою мы должны подходить ко всем иерусалимским вопросам, в том числе и к Айн-Фарскому. Если императорское правительство признает пока неизбежным считаться с епископскою юрисдикцией по отношению к такому нашему учреждению, как Духовная Миссия 1165 , то каким же образом можно допустить, чтобы афонский монах о. Досифей был здесь совершенно независимым монахом, сана которого, как афонца, мы даже не можем и признать? Каким образом генеральное консульство может защищать, поддерживать этих монахов или, вообще, управлять ими, когда они не признают, да и не могут признать за нашим консульским учреждением законной компетенции вмешиваться в их монашескую деятельность и не допускают вмешательства, как не допускают вмешательства Духовной Миссии и Патриархии. Канонически – это какая-то особенно безначальная деятельность, вызывающая вполне естественные протесты местного епархиального начальства, не лишенные основания, так как, действительно, она не согласна ни с канонами Православной Церкви, ни со смыслом привилегий Православной Патриархии (в Турции), которая недвусмысленно говорит, что она повергнута в недоумение пред такими фактами, как помощь генерального консульства поселению афонцев в Палестине. Она не хочет верить, что императорское правительство, вопреки своим вековым традициям, вопреки официальному направлению церковной политики, намерено поддерживать дела афонских монахов в пещерах Преподобного Харитона, и хотела бы ныне выяснить это недоразумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

610 Досифея житие блажен. Иова по нечатн. изданию, стр. 8–10. По описании этого чуда, как в печатном издании, так и в Xiege endow, следует выражение: «доселе Досифей, ученик блаженнаго». Это значит, что здесь оканчивается труд Досифея по изложению жизни и прославления препод. Иова. Следующие за тем известия внесены другими авторами. 611 Архива Почаевской лавры, Дело 3 / 50 , стр. 16. Кроме сего из других оффициальных бумаг Почаевской лавры о чудесах преподобного Иова упоминается еще в инструкции, данной Луцким епископом Дионисием Жабокрицким, православному почаевскому игумену Иосифу Добромирскому, 1695 г., августа 30 дня. В этой инструкции между прочим, в § 4 читаем: «Xiega Cadow przy obrozach Cydowuych Matki przynaswietzey i innych, takze przy moszczuch Bkzennaho starca Iowa Zeleza dziejacychsie, przysiego stwierdzoiiych jak dawnieyezych tak i tych, klore w pizyszle lata z woli Botkiey dziacsie moga, zaweze miec powinna, w oprawie prziatoyney у w skarbcu one chowac» (Архива Почаевской лавры Дело 8 /769, стр. 65 на обороте). Надобно полагать, что это та самая «Xiega Cudow», которая была у нас под руками. 613 Об этой войне читает у Ригельмана, в его «Летописном повествовании «о Малой России». – Магомет IV, султан, вознамерился наисильнее мстить Польше «за нарушение буджакскаго (или бучацкого) мира и за поражение войск при Хотине. «Он препоруча войско свое новому визирю Кара-Мустафе, отправил его с оным на Польшу (часте II, стр. 144). Визирь же турецкий пошел в Подолию. – Там давно живущих волохов на колья посажал. Такую же казнь по взятии города и в Микулине делал; потом взял на договор крепость Подарецу, оную срыл, а церкви и кладбища посрамил и имение разграбил. За сим чрез измену получил Збараж... и расположив свой стан при Збараже, отправил 60, человек конницы турок и татар, под предводительством Нурредина, султана татарского, с тем, чтобы учинили нападение на короля и лишили бы его постоев и все опустошили б на пути своем... Нурредин султан следуя к Львову, все что было ему на пути мечем и огнем пленил» и т. д. (стр. 146 – 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

139). Вскоре инок Феофан прибыл в Киев. К этому времени старец Досифей уже пребывал в Китаевской пустыни. Почувствовав приближение кончины, затворник сказал своему ученику: «– Возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне; теперь я отхожу в путь отцов моих; когда погребешь меня, не оставайся здесь, но иди на север: там, в обители Соловецкой, ты найдешь спасение. Феофан отвечал: – Отче, я обещался проводить жизнь при пещерах преподобных Антония и Феодосия. – Чадо, – сказал старец, – пред Богом равны здесь Антоний и Феодосий, там Зосима и Савватий; они имеют у Бога одинаковую благодать ходатайствовать о духовных чадах своих. Вижу, что Божественный промысл указует тебе место на севере, и верую, что строит все по желанию твоему, на пользу и спасение души твоей, и поможет тебе понести скорби пустынного жития. Не противься определению Вышнего; но, пребывая там, внимай себе и блюдись от лютого зверя, ищущего поглотить тебя. Если же и найдет искушение, не унывай, – но мужественно старайся исправить себя» (1, с. 139). Инок Феофан сначала не исполнил завета своего старца и остался жить в Киеве. Ископав себе пещеру, он думал поселиться в ней, но ему не позволили; потом он удалился в пустыню в окрестностях Лавры, но и здесь ему жить запретили. Видя неблаговоление Божие за ослушание старцу, он оставил Киев и направился в отдаленную Соловецкую обитель. Он прибыл в обитель при архимандрите Иерониме и проходил разные послушания, начав с просфорни. Здесь он нашел подобного себе инока Климента († ранее 1873), проводившего очень внимательную и углубленную подвижническую жизнь. Изнуряя себя различными аскетическими упражнениями, отец Климент говорил своему телу: «Я смиряю тебя сухоядением, алчбою и жаждою, чтобы ты было покорно и удобнее текло своим путем, неся возложенное иго» (1, с. 141). В беседах Феофана с Климентом речь заходила о прежде бывших на Соловецком острове пустынножителях, о том, как они, ведомые только единому Богу, жили в алчбе и жажде, питались мхом и разными плодами, терпели всякую тесноту, мороз и различные страхования от исконных врагов спасения – бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весьма часто даже Зонара, Вальсамон, Аристин и анонимный толкователь вместо собственно правил нумеруют и толкуют названия, заголовки или краткие изложения правил. Удивительно, как эти благословенные толкователи впали в столь глубокое заблуждение и не потрудились отличить сами озаглавленные правила от их заголовков. И это еще не всё. Кроме того, настоящие правила на самом деле не были правилами и определениями в собственном смысле этого слова. По большей части они представляют собой только рассуждения и собеседования отцов в вопросах и ответах и, вообще говоря, деяния и протоколы, такие правила, которые находятся в процессе формулировки, а не такие, которые уже сформулированы. По всем указанным причинам мы позаботились, насколько было в наших силах, с большим усердием привести в порядок эти правила: касающиеся разных вопросов разделили, а посвященные одному предмету объединили, исключили заглавия, а рассуждения и вопросоответы изложили сжато в определениях и правилах и, говоря кратко, тем самым превратили их собственно в правила, потому что до этого они были деяниями. Итак, пусть никто не осуждает нас за это, но лучше поблагодарит за труд, во-первых, потому, что мы сделали это, последовав примеру тех, кто таким же образом сжато изложил и сделал определениями и правилами 29-е и 30-е правила IV Вселенского собора, которые на самом деле были деяниями и вопросоответами, а также тех, кто сжато изложил вопросоответы Сардикийского собора, сформулировав из них правила. И во-вторых – потому, что мы сделали это не по своему разумению, а по совету людей более мудрых и рассудительных, чем мы. 226 Второй номер, указанный в скобках, – это номер по толкователям Зонаре и Вальсамону, чтобы всякий желающий мог легко найти эти правила на древнегреческом языке. 227 То были, по всей вероятности, Цецилиан Карфагенский, который жил при Константине Великом , и с ним 20 епископов. Об этом говорит Досифей (Двенадцатикнижие. С. 997), а также знаменитый Евгений в «Логике» (с. 304). То же отмечается и в начале деяний настоящего Собора на древнегреческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Не теките, прошу вас, вотще ( Гал. 2:2 ) и не трудитесь всуе. Вы ведь совершили уже много преуспеяний: вы оставили родителей и ближних, мир и все мирское, приняли обет девства, проявили нестяжательность, порвали совершенно всякую связь со всеми мирскими делами, скоропреходящими и приводящими лишь в тление смерти и греха, так как вы вси едино есте во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ); наконец, своим блаженным, очищающим от страстей и искупляющим от прегрешений послушанием вы предали себя Небесному Царю. Как же велики ваши преуспеяния! Как чудны ваши подвиги! Так смотрите же, братия мои, не упадите, ничтожным нерадением и мелкими поползновениями не погубите своей высокой надежды и не разрушьте до основания духовного храма своих преуспеяний. Посему, как чистые, совершайте для Чистого все как следует, приносите противящемуся гордым Богу ( Притч. 3:34 ) все со смирением, представьте Жениху Христу все непорочным. Слово ваше, сказано, да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати ( Кол. 4:6 ), ваше обращение должно быть проникнуто приветливостью, ваши движения, походка и речи должны как бы управляться Богом и наставлять смотрящих на вас. Я желаю, чтобы вы все были не такими, как я, так как я не чист и не разумен, а как наши отцы – Акакий, Досифей, Аввакир, Антиох, Орсисий, Петроний, а также Евфимий, Савва 646 . Я прибавил бы сюда и совершеннейшего Антония 647 . Но можно назвать образцы еще и выше их. В едином теле братства никто не лишен ничего Отцы и братия. Земледелец обыкновенно стремится пожать на своей земле то, что он посеял. Равным образом и купец может получить столько барыша, сколько он старался во время своих морских и сухопутных путешествий. И вообще, всякий почти человек старается собрать плоды трудов своих и, собрав их, радуется. Вот и я, единый на земле грешник и недостойный раб, коль скоро несколько трудился над вами, пахал и сеял в ваших честных сердцах слово истины, – тоже начинаю пожинать свои плоды и собираю в громадном количестве ваш обильнейший урожай добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010