Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (197) , (5) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Россия. Нач. XVIII.] Собор Белоезерских преподобных. Икона. Россия. Начало XVIII в. 32,7 х 28,5. ЦМиАР. г. Москва. На этой редкой иконе изображены святые — основатели монастырей и пустыней на землях Белоозерья. Они предстоят в молении Богородице с младенцем Христом. Вверху находятся преподобные Кирилл, Ферапонт, Мартиниан Белоезерские и родоначальник скитского жития преподобный Нил Сорский. Ниже — коленопреклоненные заволжские старцы XVI века, постриженники Корнилиево-Комельской обители, основанной преподобным Корнилием, учеником преподобного Кирилла, в вологодских землях. Среди них — преподобный Кирилл Новоезерский (+ 1532). Он унаследовал от своего учителя любовь к странничеству. В 1517 году основал прославленный Воскресенский монастырь посреди Нового озера, на Красном острове. Следующий святой — преподобный Иродион Илоезерский (+ 1541). Им учреждена Рождественская Озадская пустынь на полуострове Озадском на озере Ило. Далее — преподобный Филипп Ирапский (+ 1527), который еще при жизни Корнилия заложил Троицкую Красноборскую пустынь между речками Большой и Малый Ирап, в 120 километрах от Белоозера. И преподобный Даниил Шужгорский (+ XVI), основатель Спасо-Преображенского монастыря, расположенного на реке Шужгоре, в 65 километрах от Белоозера. Своей «святой землей» они считали Кириллову обитель, продолжив традиции уединенного монашеского жития. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Белоезерские свв. " .

http://pravicon.com/image-4416

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАНИИЛ ШУЖГОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Даниил Шужгорский Даниил Шужгорский ( XVI в.), преподобный Память 21 сентября и в Соборах Вологодских и Новгородских святых Сведения о Данииле Шужгорском крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из " стран московских " Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре . Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня . Временем основания Даниилом Шужгорского монастыря считается XVI век. Преподобный Даниил был погребен в Преображенском храме основанного им монастыря. Около 1739 года в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи прп. Даниила, покоившиеся в Шужгорском монастыре, к которым стекались на богомолье " разных чинов люди " . В 1764 году монастырь был обращен в приход. В XIX веке мощи прп. Даниила покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской церкви за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю основателя монастыря). В настоящее время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память прп. Даниила Шужгорского содержалась в рукописных Кайдаловских святцах конца XVII века под 2 августа. В конце XIX века Е. Е. Голубинский поместил имя прп. Даниила в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В современной Минее под 21 сентября помещены две молитвы прп. Даниилу . Использованные материалы   Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609 Редакция текста от: 04.10.2015 20:12:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) (XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).

http://pravenc.ru/text/171196.html

belolikovi.narod.ru Македонская Н. М. Данилов Шужгорский Спасопреображенский мужской монастырь Описание Зверинского В.В. 778 «Данилов – Преображенский - Шужгорский, ныне погост Спасо-Шужгорский или Шушигора Новгородской губернии Белозерского уезда в 59 верстах к ЮЗ от Белозерска (на военно-топографической карте лист 55, неправильно Спас-Тужгорский), в местности безлюдной и лесистой. Основан в 16 столетии преподобным Даниилом, мощи которого почивают под спудом в церкви Преображения за правым клиросом. Нынешняя церковь построена в 1775 году. Монастырь упразднен в 1764 году». Местоположение Шужгорский монастырь находился на Шужгорской горе, ныне - урочище Шужгора в километре от урочища Пугорка Енинского поселения Белозерского района. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Шужгорского монастыря показано на листе карты 66, шифр 18-3. Основатель монастыря - преподобный Даниил ШужгорскийДаниил Шужгорский родился в Москве. Постриженик Корнилиевого Комельского монастыря. После кончины преподобного Корнилия Комельского в 1537 году многие его ученики ушли в другие места, где основали собственные пустыни.Даниил поселился в дремучем лесу на Шужгоре, он построил церковь во имя Преображения Господня, при ней через некоторое время образовался монастырь. Канонизирован Даниил Шужгорский к всецерковному празднованию. День памяти – 4 октября (21 сентября по старому стилю). Упразднение монастыря в 17 веке В конце 17 века Шужгорский монастырь уже не существовал. В переписных книгах Белозерья конца 17 века две церкви на Шужгорском погосте записаны приходскими. Холодная церковь освящена в честь Преображения Господня, тёплая - во имя преподобного Даниила Столпника. Шужгорский приход В 1710 году на территории бывшего монастыря находились приходские церкви Преображения Господня и преподобного Даниила Столпника и часовня над мощами преподобного Даниила Шужгорского. Каменная с колокольней Спасо-Преображенская Шужгорская церковь построена в 1755 году (так в клировых ведомостях) тщанием прихожан. Главный престол в холодном храме освящен в честь Преображения Господня, престол в теплом храме - преподобного Даниила Столпника, придел освящен во имя преподобного Даниила Шужгорского.Мощи преподобного Даниила Шужгорского находились в Преображенской Шужгорской церкви под спудом. Деревни прихода располагались к северо-западу от села Спас-Шужгора на речках Шужбой и Кумсара. Ближайшая деревня Пугорка находилась южнее села. В списках приходов Новгородской епархии за 1786 год Шужгорская церковь числится приписной в Желобовско-Семенораменском приходе. В 20-ом веке Шужгорская церковь – самостоятельная приходская. В 1916 году населенные пункты прихода относились к Погорельской волости Белозерского уезда. Приписная часовня находилась в деревне Лилигумзь.

http://sobory.ru/article/?object=19288

Изображения Н. присутствуют также в относительно ранних композициях «Собор Белозерских святых», которые появились в кон. XVII - нач. XVIII в. в связи с прославлением целого сонма белозерских преподобных. Наиболее ранним известным изображением является икона нач. XVIII в. «Белозерские святые в молении Пресвятой Богородице» (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева. 1995. С. 48-51). На фоне условного изображения Белозерска предстоят 8 святых: Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Филипп Ирапский и Даниил Шужгорский. На миниатюрной иконе «Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленной в средник складня, изображены 6 преподобных: Иродион Илоезерский, Ферапонт и Кирилл Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский и Даниил Шужгорский (частное собрание; см.: Романенко. 2003. Вкл. Рис. 13). Н. представлен в правой группе в верхнем ряду (напротив прп. Иродиона) в мантии и куколе, у него короткая русая борода. Др. тип этой иконографии - «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Белозерскими чудотворцами и избранными святыми» - известен на иконе 1696 - нач. XVIII в. (под поздней записью) из ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). Н. представлен в левой группе предстоящих, куколь на его голове округлой формы. В центре образа 1-й пол. XVIII в., происходящего из ц. Успения Богородицы урочища Усть-Андога Белозерского р-на Вологодской обл. (Белозерский КМ), изображена стоящая на облаке Богоматерь с Младенцем, а также Белозерские (в правой группе преподобные Н., Ферапонт, Мартиниан, Филипп Ирапский; в левой группе преподобные Иродион Илоезерский, Кирилл Новоезерский, Кирилл Белозерский) и избранные святые (преподобные Алексий, человек Божий, Александр Свирский, Корнилий Комельский). Н. написан справа в верхнем ряду; он в схиме, руки воздеты в молении к Богородице, надпись на нимбе: «Нил Сороарский». Большинство подобных икон, различающихся по композиции и составу святых, созданы белозерскими мастерами.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Мартиенаном; сильно скорбел Иоасаф, что в его келье погибает одна вещь, весьма ценная по своему изяществу. Юродивый укорял его за такую житейскую скорбь; когда же услышал, что это сокровище монастырское: то, осенив себя крестным знамением, бросился в пламя и вынес оттуда желанную вещь; он поставил ее пред владыкою Иоасафом и сказал ему: «вот оно, не тужи; ты скорбишь о худом деле». Раз, во время пожара, опасность грозила колокольне; сбежавшиеся сторонние люди хотели снимать колокола; но Галактион прогнал всех и сказал: «этому не гореть». И точно, колокольня осталась цела. Это было пред кончиною Мартиниана в 1483 году. Когда один из братии хотел оставить обитель, обуреваемый унынием, Галактион сел на пороге его кельи и сказал: «что это, брат, умыслил ты послушать врага? нельзя будет тебе избежать волнения, хотя бы от нас и удалился, от лукавых сетей врага нигде ты не избегнешь»! Блаженный Галактион после наставника своего преп. Мартиниана прожил в обители довольно долго, служа постоянно примером строгой жизни и по временам подкрепляя ослабевавших. Галактион предвидел кончину свою и сказал о ней братии; сотрудник его Савва скорбел о разлуке с ним. «Не скорби, чрез восемь дней, увидимся», сказал Галактион. И точно, спустя 8 дней после кончины Галактиона, умер и Савва. Кончина преп. Галактиона последовала в 1506 году. Препод. Галактион погребен в Ферапонтовом монастыре, сведения о коем сообщены в сказании о преп. Мартиниане под 12 числом января месяца. См. ист. слов. о свят. прав. Росс. ц. стр. 60 и жит. св. Русс. под 12 ч. января месяца 1857 и 1861 года. 4. Препод. Даниил Шужгорский О преподобном Данииле Шужгорском известно только то, что он Московский уроженец, и постриженец Корнилиева Комельского монастыря. Он почитается основателем Шужгорского Данилова монастыря. Монастырь же Шужгорский по штатам 1864 года упразднен и переименован в село Шужгора, которое находится в Белозерском Новгород. епархии уезде, в 45 верстах от Белозерска к югу и в 500 верст. от Новгорода. В Преображенской каменной церкви этого села Шужгоры и почивают под спудом мощи препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

•  Обитель была основана к югу от Вологды, в районе совр. г. Грязовца Вологодской обл. В 1588 г. ее приписали к Корнилиево-Комелъскому монастырю. Вологодские, или Перцовские, подвижники в ближайшее время после преставления были записаны в святцы как угодники Божий. Позднее это место перешло к вологодскому Горнему женскому монастырю. Преподобный Александр Вочский, Галичский (XVI в.) Память его празднуется 21 марта и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Александр Вочский, Галичский подвизался в XV—XVI вв. Он основал  монастырь в честь Преображения Господня на реке Вочи, в 50 верстах от  Галича. Преподобный преставился в начале XVI в. и был погребен в церкви Преображения основанной им обители. Вскоре после смерти святого началось его почитание и был написан образ преподобного, установленный над мощами, погребенными под спудом •  Галич во времена преподобного входил в состав Московского княжества. Расположен город на берегу одноименного озера в Костромской обл. Название монастыря (Вочский) происходит от речки на востоке Костромской обл. Он находился в 50 верстах от Галича. Преподобный Даниил Шужгорский (XVI в.) Память его празднуется 21 сент. Прп. Даниил пострижение в иноческий сан получил в Корнилиево-Комельском монастыре. Устав, данный монастырю прп. Корнилием (память его 19 мая), предписывал инокам со страхом Божиим пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании, бодрствовать душою, сокрушаться сердцем и отгонять от себя все земные помыслы. Из монастыря преподобный ушел в безлюдную местность и подвизался в полном уединении на лесистой  Шужгоре.  Святые мощи его покоятся в церкви в честь Преображения Господня его  упраздненного монастыря, ставшей приходской. •  Прп. Даниил был родом из пределов Московских. Место подвижничества преподобного было в Белозерском уезде Новгородской земли (ныне Вологодская обл. и епархия), где он основал монастырь в честь Преображения Господня на горе, именовавшейся Шужгорой, в 50 верстах от Белозерска.  •  Преображенский монастырь упразднен в 1764 г, монастырский храм обращен был в приходской Преподобный Киприан Сторожевский (XVI в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Сохранился фундамент Рождественской церкви. Сведения о преподобном отце нашем Данииле Шужгорском 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † XVI Преподобный Даниил был родом из пределов Московских. Пострижение в иноческий сан он получил в Комельском монастыре преподобного Корнилия. (Комельский монастырь основан преподобным Корнилием в 1498 г. Существует до сих пор и находится в Грязовецком уезде Вологодской губернии, в 6-ти верстах от города Грязовца. Память преподобного Корнилия 19 мая.) Отсюда преподобный Даниил ушел для подвигов в безлюдную и лесистую местность, на гору, называемую Шужгорской, и основал здесь свой монастырь. (Шужгорский Даниилов-Спасо-Преображенский монастырь Новгородской губернии, Белозерского уезда, в 59-ти верстах к юго-западу от г. Белозерска. В 1764 г. был обращен в приход, известный теперь с именем погоста Спасо-Шужгорского, или Шушигоры.) Время жизни подвижника относится к XVI столетию. Празднование преподобному Даниилу местное. Его мощи почивают под спудом за правым клиросом, в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви в честь Преображения Господня. Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобных отцах наших и Важеозерских, Задне-Никифоровских 8, 9 и Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, 8, 9 учениках прп. Александра Свирского Память их празднуется месяца августа в 30-й день † XVI Многие из учеников преподобного Александра Свирского прославились подвигами благочестия: в бывшей Оредежской пустыни – ученик его преподобный Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.; в Важеозерской Спасской пустыни, в 12 верстах от Сиверского монастыря, почивает сподвижник его и основатель пустыни преподобный Никифор; а выше поименованные семь преподобных подвизались, почили и погребены в Оятской пустыни (И. П. Барсуков). 8 Никифор, преподобный, монах, ученик преподобного Александра Свирского , основал в половине XVI столетия пустынь во имя Спаса, находящуюся в 54 верстах от города Олонца, известную под именем Задне-Никифоровской. Пустынь сия в начале XVII века была разорена литовцами. Потом возобновлена и приписана в 1723 г. к Сяндемской пустыни. В 1764 г. обращена в приходскую церковь и приписана к Коткозерскому приходу; наконец, в 1800 г. приписана к Свирскому монастырю. Близ этой пустыни, в горе (в пещере), почивают мощи преподобного Никифора и Геннадия, сотрудника его, в часовне, в честь основателя поставленной. В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского . О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ударили в колокол к утрени и игумен Лаврентий с братиею с великою честью на головах понесли тело отца своего в церковь , где немного успокоившись от слез и рыданий, совершили воскресную службу. В тот же день весть о кончине пр. Корнилия разнеслась по окрестности; в понедельник по утру собрались игумены ближайших монастырей и по совершении Божественной литургии при чрезвычайном стечении народа, при всеобщем плаче и рыдании, многотрудное тело преподобного было погребено близ церкви Введения во храм Богородицы, – в 41 год по пришествии Корнилия на это место и на 82 году от рождения его. Великий подвижник своим примером и наставлениями воспитал много мужей высокой духовной жизни, бывших впоследствии основателями других обителей, так его обитель сделалась рассадником иночества. Преподобные Кассиан и Лаврентий – игумены Комельские, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Иранский, Адриан Пошехонский, Даниил Шужгорский были его пострижениками и учениками. Вскоре Бог прославил своего угодника. Многие из его учеников и посторонние люди, знавшие преподобного лично и бывшие свидетелями его подвигов и чудес, совершенных им еще при жизни, начали призывать его и по смерти, посещать могилу старца и по вере своей получали просимое. Поэтому уже на четвертый год по преставлении старца, как в его монастырь, так и в вологодском Софийским соборе и во всей вологодской стране стали ублажать его, как угодника Божия, и совершать память его по особо сочиненной службе. Были ли в это время записываемы в Корнилиеве монастыре чудеса, совершавшися при гробе преподобного, неизвестно, так как в 1552 году случился в монастыре пожар, во время которого сгорели даже некоторые жалованные монастырю грамоты. В древнем рукописном житии преподобного значится только 10 чудес и сам жизнеописатель говорит, что он написал из многого малое, только то, что было пред ним незадолго 177 . Вот некоторые из чудес преподобного. Комельский помещик князь Семен Иванович Гагарин, сделавшись нездоров, приказал везти себя в монастырь пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако при современном изучении, когда в распоряжении исследователя появилось дополнительное число списков синодиков, можно опре­делить, что так называемые “непочитаемые” святые в действитель­ности всегда были в сознании народа и памяти их чествовались в различных уголках России. Свидетельством этого является то, что мно­гие из непочитаемых, по Голубинскому, святых позднее вновь были внесены в месяцесловы и остаются, таким образом, в святцах Русской Церк­ви поныне (например, Аркадий Новоторжский, Иринарх Соловецкий, Даниил Шужгорский, Симон Юрьевецкий и др.). Кроме единичных канонизаций в Синодальный период была осуществлена одна большая соборная канонизация — святых Киево-Печерской Лавры. Трудами митрополита Киевского Петра Могилы преподобные отцы, почивающие в Ближних и Дальних пещерах Киевской Успенской Лавры, общим числом сто восемнадцать, были причислены к местночтимым святым города Киева в 1643 г. и внесены в русские святцы по указу Святейшего Синода для общего почитания в 1762 г. В то же время установилось местное празднование малороссийским святым: преподобному Иову Почаевскому, Макарию Овручскому и дру­гим. В актах двух последних канонизаций не указаны чудеса, происходившие от мощей или святых икон. Тогда как установление общецерков­ного празднования памяти пяти святителей (Димитрия, епископа Рос­товского, Митрофана, епископа Воронежского, и других) сопровождалось свидетельством о чудотворениях у мощей угодников Божиих. К началу двадцатого века кроме святцев обще- и местнопочитае­мых святых составлялись списки усопших православных христиан, которые по достоинству именовались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Указанные списки включали около пятисот имен, половине из них постоянно пелись панихиды с молитвенными к ним обращениями, а другая половина лишь наличествовала в этих списках особыми заботами их составителей 17 . Это не было чем-то новым в практике Русской Церкви. В грамоте 1690 г., отвечая соловецкой братии на челобитие о “всенощном пении” в честь преподобного Германа Соловецкого, Афанасий, архиепископ Холмогорский, раз­делял угодников Божиих, которых следует всегда почитать за их постнические труды и подвиги, и угодников Божиих, которым положено уставное празднование памяти. В частности, сей грамотой он повелел “почитать (Германа) яко угодника Божия”, но “песнопения творить со всенощным пением” не повелел, впредь до суда святительского и царского 18 . Вопреки формализации процесса канонизации церковное самосознание открывало все больше и больше святых угодников Божиих, сведения о них бережно хранились, публиковались в церковной печати и систематизировались в помесячные своды “Жизнеописания отече­ствен­ных подвижников благочестия”.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  001     002    003