Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ДАНКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

http://pravenc.ru/rubrics/121660_36.html

Скончался первый настоятель московского подворья Православной Церкви в Америке протопресвитер Даниил Губяк 7 февраля, 2021. Новостная служба Он был одним из старейших клириков Православной Церкви в Америке 7 февраля. ПРАВМИР. На 95-м году жизни отошел ко Господу создатель и первый настоятель московского подворья Православной Церкви в Америке протопресвитер Даниил Губяк, сообщает сайт Московского Патриархата. Даниил Афанасьевич Губяк был одним из старейших клириков Православной Церкви в Америке. Родился 29 декабря 1926 года в городе Акрон (Огайо, США) в семье протоиерея Афанасия Губяка, основателя и первого настоятеля местного Николаевского православного прихода. Во время Второй мировой войны служил в армии. После окончания военной службы окончил Колумбийский университет и Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке. В 1951 году вступил в брак с Эвелин (Евдокией) Мартынюк, в браке рождены две дочери. 21 сентября 1952 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан диакона. 27 сентября 1952 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, — в сан священника. Протопресвитер Даниил Губяк Проходил пастырское служение в различных приходах в США. С 1963 года совмещал пастырские труды с послушанием казначея Американской митрополии. В августе 1970 года принимал участие в прославлении и обретении мощей преподобного Германа Аляскинского. С 1970 по 1973 годы — казначей и секретарь Православной Церкви в Америке. С 1973 по 1988 годы — управляющий делами Православной Церкви в Америке. С 1988 года — клирик Петропавловского храма в Джерси-сити. 1 января 1992 года назначен первым представителем Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси. Отец Даниил Губяк являлся создателем и первым настоятелем московского подворья Православной Церкви в Америке — сначала в надвратном храме преподобного Симеона Столпника в Даниловом монастыре, а с 1994 года — в храме великомученицы Екатерины на Всполье. В 1992 году был свидетелем обретения мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который в 1898-1907 гг. нес архипастырские труды в Северной Америке.

http://pravmir.ru/skonchalsya-pervyj-nas...

Совершенно особенный пример представляет собой роспись Спасской церкви Свято-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, выполненная во второй четверти — середине XII века. Святые столпники изображены здесь в разных местах храма, но два выделяются особо: по центру жертвенника изображен Симеон Старший, а по центру диаконника — Даниил. Как проницательно заметил российский реставратор, искусствовед В. Д. Сарабьянов, именно образ святого Даниила Столпника виден в восточном окне молельной комнаты преподобной Евфросинии Полоцкой, располагавшейся на хорах храма. Сама святая княгиня-монахиня жила на этих хорах (рядом сохранилось ее ложе), проходя здесь некое подобие столпнического подвига12. Подобную столпническую жизнь вели и другие русские монахи, обитавшие в лестничных башнях древнерусских церквей (Георгиевского собора ­Юрьева монастыря и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде)13. Наконец, не так давно российский историк, исследователь средневековой Руси А. В. Майоров проанализировал культ святого Даниила Столпника в галицкой ветви Рюриковичей14. Появление неожиданных имен Даниил и Лев у сыновей князя Романа Мстиславича исследователь объяс­няет влиянием их матери Евфросинии, дочери византийского императора Исаака II Ангела. Она желала закрепить в этой паре имен память о преподобном Данииле и его друге императоре Льве, упоминание о котором как о святом встречается в византийских синаксарях 1515 или 20 января. Сам Даниил Галицкий сооружает в честь своего небесного покровителя города Данилов и Столпье. Первым монастырским храмом Москвы была деревянная церковь Святого Даниила Столпника (1282), воздвигнутая благоверным князем Даниилом Московским на месте будущего Данилова монастыря. Впрочем, сегодня редко встретишь посвященные преподобному храмы (например, в Ставрополе) или даже приделы (например, в станице Старочеркасской). Поразительным образом святой простец Даниил Столпник оказался популярнее у ученых16, чем у простых верующих. ПРИМЕЧАНИЯ Монофизитство — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) — Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу.

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobny...

Григорий, архиеп. Омиритский, ум. ок. 552. 10 дек. Григорий Двоеслов, папа Римский, ум. 604. 12 марта. Григорий, еписк. Акрагантийский 7 и 23 ноября. Григорий, и с ним другой Григорий, мучч. Цареградские 767 г.. при Конропиме, с Василием и др. 28 ноября. Григорий, архиеп. Александрийский, при Льве иконоборце. 5 ноября. Григорий, преп. Акритский 9 в. 5 янв. Григорий Декаполит, преп. 9 в. 20 ноября. Григорий. преп. Печерский, ум. 1094. 8 янв. Григорий Синаит, преп. 13 в. 8 авг. Григорий Палама, архиеп. фессалонитский 14 в. 14 ноября. Григорий, преп. Вологодский, ум. 1442. 30 сент. Гурий, Самон и Авив, мучч. Едесские, первые два ок. 306, последний ок. 322 года. 15 ноября. Гурий, архиеп. Казанский, ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. Д Давид, царь Израильский, с Иосифом Обручником и Иаковом Богобратом. 26 дек. (В нед. по Р. Хр.) Давид преподобномуч., с Миной и Иоанном. 12 апр. Давид, преп. Фессалийский, ум. ок. 540. 26 июня. Давид преп., прежде бывший разбойник. 6 сент. Давид, сын Феодора князя Смоленского, ум.1321, с отцом и братом Константином. 19 сент. и 5 марта. Давикт, муч. Мелитинский при Максимиане, и дочь его Каллисфения. 4 окт. Дада, муч. Доростольский ок. 303 г., с Максимом и Квинтилианом. 28 апр. Дада, Гаведдай, сын Сапория, царя Персид., и Каздоя. мучч. Персидские. 29 сент. Далмат, преп. Цареградский 5 в., с Исаакием и Фавстом. 3 авг. Дамиан, безмездный врач, муч. Римский при Карине, с Космою. 1 июля. Дамиан, бессребреник Асийский, с Космою. 1 ноября. Дамиан Аравлянин, бессребреник, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и др. 17 окт. Дамиан, пустынник Сирийский 5 в. 23 февраля. Дамиан пресв., преп. Печерский, ум. 1071. 5 окт. Данакт чтец, муч. Иллирийский. 16 янв. Даниил пророк и три отрока. 17 дек. Даниил, муч. Палестинский, с Памфилом пресв., постр. от Фирмилиана 309 года. 16 февр. Даниил, из 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Даниил столпник, ум. 489. 11 дек. Даниил, преп. Скитский 5 в. В субб. с. Даниил, в схиме Стефан, исповедник, преп. Иерусалимский 10 в. 17 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Надвратный храм прп. Симеона Столпника Данилова монастыря. 1900е гг. Как-то ранним утром Иван с друзьями отправился в лес по грибы и ягоды. Мальчики помолились на опушке, поклонились на четыре стороны по обычаю и разошлись кто куда. Потом, уже с полными лукошками, сошлись снова и отправились домой. И вот в поле они увидели, будто на меже два священника-монаха в епитрахилях совершают каждение. «Храм-то наш недалеко был, — рассказывал отец Даниил. — Первый, кто увидел их, это был я. На меня напал страшок, и я бросился бежать… А через несколько лет, когда мы с мамой уже переехали в Москву, я увидел этих монахов над воротами Данилова монастыря на фреске. Это были Симеон и Даниил Столпники». Преподобный Даниил Столпник — небесный покровитель святого благоверного князя Даниила Московского, прославлять и почитать которого Иван Сергеевич будет всю жизнь. А в честь преподобного Симеона Столпника освящен надвратный храм Данилова монастыря. Эти два подвижника древности совершали один из самых тяжелых подвигов: столпничество, то есть длительное время стояли на высоком столпе в ограниченном пространстве, вознося деннонощные молитвы. Вот как описывает храм Симеона Столпника в своих дневниках выпускник Даниловской начальной школы звонарь Михаил Макаров. «На первой неделе Великого поста мы ходили в уединенный монастырский храм во имя Симеона Столпника. Храм этот находился над главными воротами монастыря, под колокольней. Со стороны монастырского двора, над воротами, на стене была написана большая картина: преподобный Симеон Столпник, стоящий на столпе, и толпящийся у столпа народ, пришедший к преподобному. Выходящие из монастыря богомольцы, приближаясь к воротам, видели эту картину и вспоминали о великом угоднике Божием. Слева от картины, внизу, в левой части ворот был вход на лестницу, ведущую в храм». К сожалению, настенная роспись храма до наших дней не сохранилась. Духовник Симонова монастыря В начале двадцатых годов семью Сарычевых постигло горе: умер кормилец Сергей Васильевич. Овдовевшая супруга, чтобы прокормить детей в голодные годы, отправилась с ними в Москву к родственникам, которые жили на Малой Тульской улице в Даниловой слободе. Батюшка Даниил с любовью вспоминал:

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

belolikovi.narod.ru Македонская Н. М. Данилов Шужгорский Спасопреображенский мужской монастырь Описание Зверинского В.В. 778 «Данилов – Преображенский - Шужгорский, ныне погост Спасо-Шужгорский или Шушигора Новгородской губернии Белозерского уезда в 59 верстах к ЮЗ от Белозерска (на военно-топографической карте лист 55, неправильно Спас-Тужгорский), в местности безлюдной и лесистой. Основан в 16 столетии преподобным Даниилом, мощи которого почивают под спудом в церкви Преображения за правым клиросом. Нынешняя церковь построена в 1775 году. Монастырь упразднен в 1764 году». Местоположение Шужгорский монастырь находился на Шужгорской горе, ныне - урочище Шужгора в километре от урочища Пугорка Енинского поселения Белозерского района. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Шужгорского монастыря показано на листе карты 66, шифр 18-3. Основатель монастыря - преподобный Даниил ШужгорскийДаниил Шужгорский родился в Москве. Постриженик Корнилиевого Комельского монастыря. После кончины преподобного Корнилия Комельского в 1537 году многие его ученики ушли в другие места, где основали собственные пустыни.Даниил поселился в дремучем лесу на Шужгоре, он построил церковь во имя Преображения Господня, при ней через некоторое время образовался монастырь. Канонизирован Даниил Шужгорский к всецерковному празднованию. День памяти – 4 октября (21 сентября по старому стилю). Упразднение монастыря в 17 веке В конце 17 века Шужгорский монастырь уже не существовал. В переписных книгах Белозерья конца 17 века две церкви на Шужгорском погосте записаны приходскими. Холодная церковь освящена в честь Преображения Господня, тёплая - во имя преподобного Даниила Столпника. Шужгорский приход В 1710 году на территории бывшего монастыря находились приходские церкви Преображения Господня и преподобного Даниила Столпника и часовня над мощами преподобного Даниила Шужгорского. Каменная с колокольней Спасо-Преображенская Шужгорская церковь построена в 1755 году (так в клировых ведомостях) тщанием прихожан. Главный престол в холодном храме освящен в честь Преображения Господня, престол в теплом храме - преподобного Даниила Столпника, придел освящен во имя преподобного Даниила Шужгорского.Мощи преподобного Даниила Шужгорского находились в Преображенской Шужгорской церкви под спудом. Деревни прихода располагались к северо-западу от села Спас-Шужгора на речках Шужбой и Кумсара. Ближайшая деревня Пугорка находилась южнее села. В списках приходов Новгородской епархии за 1786 год Шужгорская церковь числится приписной в Желобовско-Семенораменском приходе. В 20-ом веке Шужгорская церковь – самостоятельная приходская. В 1916 году населенные пункты прихода относились к Погорельской волости Белозерского уезда. Приписная часовня находилась в деревне Лилигумзь.

http://sobory.ru/article/?object=19288

местам с намерением удалиться в пустыню. На пути он встретил некоего старца, похожего на Симеона, к-рый уговорил Д. С. отказаться от паломничества в Палестину, где в это время происходили вооруженные столкновения, а идти в К-поль и затем исчез. Д. С. последовал совету внезапно исчезнувшего старца. Он нашел пристанище в ц. архистратига Михаила в Анапле (недалеко от К-поля, европ. берег Босфора). Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Д. С. затворился там, оставив только маленькое окошко, постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через неск. ночей Д. С. удалось одолеть их, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей. Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него патриарху К-польскому свт. Анатолию, утверждая, что Д. С.- еретик. Побеседовав с Д. С., патриарх убедился, что перед ним не еретик, а святой. После того как Д. С. излечил патриарха от тяжелого недуга, свт. Анатолий просил Д. С. задержаться у него или остаться в к.-л. мон-ре в черте города, однако святой отказался и вернулся в затвор, где прожил 9 лет. Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ) Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ) Однажды ему явился прп. Симеон, призывая святого на подвиг столпничества. На следующий день в окрестностях храма, где жил Д. С., оказался Сергий, один из учеников Симеона, к-рому после смерти Симеона было поручено отнести имп. Льву куколь преподобного. Однако, разговорившись с Д. С., Сергий понял, что облачение по праву принадлежит Д. С., поскольку именно он должен стать духовным преемником Симеона. Сергий навсегда остался с Д. С., став его учеником. По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, к-рое ему было указано по знамению.

http://pravenc.ru/text/171316.html

В течение 10 лет святой Даниил руководил братством монастыря Воронец, как великий духовник монахов, исихастов и всего молдавского народа. Ибо хоть и пребывал по большей части в своей келлии на Соколиной скале, поскольку был великим любителем безмолвия, но часто спускался в братство, исповедовал монашествующих, исцелял больных, стекавшихся из сел, и всем давал наставления. Затем снова уединялся в своей келлии. Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период расцвета. Все монахи заняты были деланием молитвы Иисусовой Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период своего расцвета и долго считался лаврой молдавского исихазма. Все монахи братства, насчитывавшего более 60 подвижников, заняты были деланием молитвы Иисусовой. В Воронце обучилось грамоте и духовному подвижничеству множество приходских священников, игуменов, епископов, монахов, исихастов и бояр. А в вековых лесах, покрывающих горы Воронца, Рарэу и Стэнишоары, подвизались любви Христовой ради еще свыше 50 отшельников, учеников святого Даниила. За всеми ними следил и всех окормлял на благий путь Царства Небесного великий игумен и наставник – преподобный отец наш Даниил, «Старый Исихаст». Соделавшийся избранным сосудом Духа Святого, исполненным всяческой благостыни, святой Даниил, великий исихаст Молдовы, учитель пустынножительства и чудотворец, перейдя 90-летний рубеж, предал в конце XV века душу в руки Христовы (1496 г.). Множество учеников вместе с Митрополитом и Господарем страны долго оплакивали его и похоронили в храме монастыря Воронец, возложив над местом его упокоения камень с надписью: «Это могила отца нашего Давида, схимонаха Данила». После его кончины, когда ученики и верующий народ увидели, что на мощах преподобного совершаются чудеса и исцеления от болезней, его стали почитать как святого, назвав «святым старцем Даниилом», «святым Даниилом Исихастом», а в особенности «преподобным молитвенником к Богу отцом нашим Даниилом Новым». Братство монастыря Воронец вместе с митрополитом Григорием (Рошкой), его учеником, установили дату его чествования, а именно третий после памяти святого Даниила Столпника день. Таким образом, память преподобного Даниила Исихаста на протяжении столетий совершалась в Молдове 23 апреля, после престольного праздника монастыря Воронец, и 14 декабря, на третий день после чествования святого Даниила Столпника (11 декабря).

http://pravoslavie.ru/126798.html

Скачать epub pdf Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского и первенцем его второй супруги Вассы. Родился он во Владимире в 1261 г. Двух лет лишился своего отца 1 . Долго ли пользовался святой Даниил заботами и ласками своей праведной матери Вассы, неизвестно, время ее преставления не указано в летописях, известно только, что погребена она была в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной 2 . Сиротство преподобного Даниила в те бурные и тревожные времена не было омрачено лишениями и напастями. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Тогда же он строит на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя преподобного Даниила Столпника 3 . Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. По мере средств и сил заботился благоверный князь о благосостоянии своего княжества и жителей. В самой Москве большой холм, покрытый бором, с высокими крутыми и обрывистыми берегами, омываемыми Москвой-рекой и речкой Неглинкой, благоверный князь обнес деревянной стеной. Так образовалась крепость, которая сначала называлась Детинцем Кремником, а затем Кремлем. В этом Детинце князь устроил, кроме существовавшего ранее храма в честь Архистратига Михаила, деревянный храм во Имя Всемилостивого Спаса, что на Бору. Вблизи храма были и княжеские терема, и дома слуг и дружины. Кротость и миролюбие преподобного Даниила во времена, когда его властолюбивые братья боролись за великое княжение, приводили к примирению и спокойствию. Даже тогда, когда благоверный князь Даниил вынужден был выступать с оружием в руках, защищая свои земли, он стремился предотвратить кровопролитие. Так, в 1282 г. с московским войском он выступил на стороне брата Андрея против старшего брата Димитрия, но при первой же встрече удалось найти примирение, и братья разошлись без брани и кровопролития.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАНИИЛ ШУЖГОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Даниил Шужгорский Даниил Шужгорский ( XVI в.), преподобный Память 21 сентября и в Соборах Вологодских и Новгородских святых Сведения о Данииле Шужгорском крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из " стран московских " Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре . Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня . Временем основания Даниилом Шужгорского монастыря считается XVI век. Преподобный Даниил был погребен в Преображенском храме основанного им монастыря. Около 1739 года в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи прп. Даниила, покоившиеся в Шужгорском монастыре, к которым стекались на богомолье " разных чинов люди " . В 1764 году монастырь был обращен в приход. В XIX веке мощи прп. Даниила покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской церкви за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю основателя монастыря). В настоящее время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память прп. Даниила Шужгорского содержалась в рукописных Кайдаловских святцах конца XVII века под 2 августа. В конце XIX века Е. Е. Голубинский поместил имя прп. Даниила в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В современной Минее под 21 сентября помещены две молитвы прп. Даниилу . Использованные материалы   Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609 Редакция текста от: 04.10.2015 20:12:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3966.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010