Одно из таковых сокровищ, мало впрочем кому известное, есть житие преподобного Даниила Переяславского, который явил в себе пример всех добродетелей иноческих и был вместе с тем наставником и восприемником Царей: ибо он принял от купели державного младенца Иоанна, по любви к нему В. Князя Василия. Есть и было особенное назначение, для некоторых из Святых наших: сделаться светильниками и чудотворцами всея Руси, как то определено Сергию; его имя связано со всем славным и горьким, что только посетило нашу родину, в лице первопрестольной ее столицы, и доселе стекается к нему вся земля Русская! Есть и более смиренная доля для иных утаенных угодников Божиих, которые хотя и назидательны были в свое время, однако их духовная область простирается не столь широко, по неисповедимой воле Того, кто каждому назначает свое служение и кто, по словам Писания, поставил пределы языков по числу Ангелов Божиих ( Втор. 32:8 ). Таково скромное служение преподобного Даниила в Переяславле, на малом расстоянии от великого солнца России, Сергия, вокруг коего, как бы сонм меньших небесных светил, лик других праведников, проливает более тихие лучи, на радующихся их путеводительному свету, посреди житейского мрака. Преподобный Даниил Переяславльский Даниил, в мире Димитрий, родился в Переяславле от благочестивых родителей, во второй половине XV века, в темную эпоху междоусобий Васильевых. Еще с самых нежных лет благодать Божия назнаменовала его своим подвижником, ибо он чуждался увеселений детских, посвящая большую часть времени на молитву. Услышав однажды, при чтении жития Св. Симеона Столпника, что сей великий подвижник втайне обвил себя власяною вервию, для умирения своей плоти, ревностный отрок решился подражать ему; он отрезал для себя вервь, которою рыбари привязывали к берегу ладьи, и обвил ею детский стан свой столь крепко, что уже начинала врастать в тело, с чрезвычайною болью; родители нечаянно увидели на спящем сей мучительный пояс и насильно его совлекли. Обучившись грамоте, поступил он в обитель Переяславльскую Столпника Никиты, к сроднику своему игумену Ионе, много уважаемому Великим Князем Иоанном, и там научился первым началам жития иноческого. Это был век великих подвижников земли Русской, которые оставили по себе благую память и в грядущих родах. Юноша Даниил, услышав о святой жизни Пафнутия Боровского, из обители коего произошли Иосиф Волоколамский и Святители Казанские Гурий и Варсонофий, удалился в нее с братом своим Герасимом; там постриглись оба и были вверены иному великому подвижнику – Левкию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь в Переславле-Залесском. В обители находятся мощи преподобного Даниила Переяславского. Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка. Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславл стояли и люди, Сапга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и мohacmыpckiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крпости, изодрали», - записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615). Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. С XVII века основатель обители инок Даниил чтится Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля по Юлианскому календарю). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников. Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал дипломат боярин И. П. Барятинский, который пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Троицкий собор был во второй половине XVII века расписан артелью костромского изографа Гурия Никитина. Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями, выстроенная в 1695 году, выделяется необычными архитектурными формами. В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Мы постояли на могиле, помолились и пошли в кладбищенский Свято-Духовский храм поискать священника. Но в храме свободного батюшки тоже не было, и мы потихоньку побрели к выходу. И вдруг видим – навстречу нам по центральной аллее кладбища идет монах. Мы радостно бросились к нему, спросили – священник ли он? Он ответил, что иеромонах. Мы наперебой начали рассказывать ему, что нам нужно отслужить панихиду, что не пришел наш батюшка. Но иеромонах извинился и сказал, что не может, что он проездом в Москве, что торопится, что пришел на могилу старца Аристоклия (тогда мощи старца еще не перенесли на Афонское подворье) и должен сразу бежать на вокзал. Батюшка был совсем еще молодой (ему тогда было лет 27–28), очень серьезный и немногословный. Продолжая все-таки его уговаривать, я сказала: «Батюшка! Это была монахиня, схимонахиня Даниила!» Батюшка быстро и внимательно посмотрел на меня (до этого он все время по-монашески смотрел вниз перед собою) и вдруг согласился. В храме священнику дали облачение, и мы вернулись к матушкиной могиле.      Батюшка отслужил панихиду, неспешно, спокойно, просто, но в то же время торжественно. И вообще, весь его облик, манера держаться и как он служил – во всем было что-то по-настоящему монашеское. Хорошо пел. Антонина Емельяновна   была очень довольна и все повторяла, что он служил совсем как прежние даниловские монахи, пел, как они, таким же даниловским распевом, и вообще, что он «настоящего прежнего даниловского духа». И только после панихиды мы спросили его имя. Он, слегка улыбнувшись, сказал: «Даниил». И нам сразу стало понятно, почему он так неожиданно согласился – монах Даниил не мог не отслужить панихиды по монахине Данииле. «Вы в честь князя Даниила?» – «Нет, в честь преподобного Даниила Переяславского. Из Данилова монастыря, но из Переславля-Залесского». Все равно Даниил! Оба Даниила – и князь, и преподобный – в честь преподобного Даниила столпника! И вообще, как тесно переплелись в этой истории и святые Даниилы, и их обители, и названные в их честь монахи! У святых тоже есть какие-то свои особые связи между собой, дружбы друг с другом...

http://pravoslavie.ru/104997.html

Родители преп. Даниила, в мире Димитрия, были из г. Мценска, но переселились в Переяславль Северный 80 . Здесь родился Димитрий в 1459 году. 81 . Ещё в юных летах он обнаруживал порывы души к строгим подвигам. Услышав при чтении жития препод. Симеона Столпника, что тот тайно обвил себя верёвкой для усмирения плоти, отрок отрезал себе конец верёвки, которой рыбаки привязывали к берегу ладью, – обвил ею стан свой и так крепко, что верёвка по времени стала въедаться в тело; родители увидели у спящего мучительный пояс и поспешили снять его. Воспитанный потом для жизни иноческой в Никитском монастыре у родственника игумена Ионы, он с братом своим Герасимом тайно ушёл в Пафнутиев монастырь. Здесь, приняв пострижение с именем Даниила, поручен он был опытному старцу Левкию. В послушаниях, посте и молитве провёл он здесь 10 лет и потом два года жил с блаж. Левкием в пустыни на р. Рузе 82 . По смерти родителей, блаж. Даниил возвратился в Переяславль; пробыв несколько времени в Никитской обители, поселился в Успенской обители, что на Горнцах; архимандрит Антоний, родственник его, зная чистоту его, убедил его принять сан священства. – К нему стали приходить на исповедь и за советами. Тут совершал он особенный подвиг любви к ближним: – умерших странников, убитых, замёрзших, утопших бедняков на своих руках переносил он в скудельницу; он просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого печальною смертью , и ночью шёл отпевать покойного. – Местом скудельницы владел немилосердый воин, дорого продавший услугу свою несчастным мертвецам и никогда не приглашавший священника для отпевания их. Преп. Даниил приходил сам, никем не прошенный, и совершал память о безвестно умерших. Так продолжал он не один год. По ночам, смотря из Горицкой кельи на скудельницу, он думал: сколько тайных рабов Божиих лежит, быть может, в этой скудельнице, попав туда только оттого, что не хотели они быть известными миру, ни при жизни, ни при смерти! Эта мысль особенно часто стала посещать его после того, как один странный человек, не сказывавший о себе, кто он, но часто находивший у Даниила в кельи покой себе, зимней ночью найден был им уже умершим и был похоронен в скудельнице. По временам преподобный видел на скудельнице огонь, и до слуха его доносилось оттуда пение. Игумен Никольский с своей стороны говорил ему, что и он видал и слыхал подобное на скудельнице 83 . – В нём родилась мысль построить храм в Божедомье. Пришли к нему три странника – иноки. Он открыл им мысль свою, рассказал о немом и о видениях. «Отцы советуют, отвечали старцы, если влечёт к чему мысль, по-видимому, и полезному, не выполнять её прежде трёх лет, поручив её воле Божией. Так поступи и ты, чтобы не трудиться напрасно». Даниил положил выполнить духовный совет. – По временам сильно желалось ему скорее исполнить свою мысль, душа горела и волновалась; но он сдерживал себя и ожидал воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воля Божия открылась по окончании срока неожиданно, помимо воли Данииловой. – Бояре Иван и Василий Андреевичи Челядины, избавленные молитвами Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Василию Ивановичу, выпросили ему дозволение иметь в своём распоряжении всё Божедомье и построить там храм. – Неизвестная женщина принесла ему сто сребреников для построения храма над прахом родных её, погребённых в Божедомье; а два селянина принесли по стольку же и с теми же мыслями. – Получив так неожиданно одно за другим три пожертвования и для одной цели, преподобный начал строить храм во имя Всех Святых. – Это было в 1508 г. 84 . Раз, когда покупал он лес для храма, купец Феодор, один из переселённых Новгородцев, говорит ему: благослови и мне, отче, купить леса, – у церкви поставлю я себе келью и постригусь». «Я думал, отвечал Даниил, построить храм, но не монастырь, впрочем, да будет воля Божия». Феодор, с именем Феодосия, впоследствии был первым постриженцем в храме Всех Святых, а за ним и некоторые другие из граждан Переяславля и поселян, по благословению старца, построили себе кельи близ храма и стали жить под руководством преподобного. Даниил обнёс Божедомье оградой, дал правила монашеского жития и каждый день ходил из Гориц совершать службу в Божедомском храме; потом из живших при храме посвящён был иеромонах для совершения ежедневной службы и поминовения по усопшим. Не обошлись преподобному подвиги святой любви его без тяжких скорбей. – Жестокий продавец покоя скудельного и некоторые из граждан подняли ропот за землю. Близ Божедомья сельцом Воргушей владел Иван Немчин; жена его была женщина сварливая и свирепая; они каждый день бранили Даниила, опасаясь, что он завладеет их землёй, а иногда даже бивали поселившихся в Божедомье. Даниил не судился с оскорбителями, а молился за них, и вражда наконец потухла. Но явилась и другая скорбь. Братия восстали на Даниила с негодованием за скудную трапезу. Это так отяготило подвижника, что он хотел отказаться от Божедомья и удалиться на место пострижения своего; но благочестивая старица Феодосия, мать его, жившая инокиней в Переяславле, удержала его от поступка малодушия, и он с новой ревностью продолжал трудиться для Божедомья. – По его молитве Бог послал и средство содержания для Божедомья. В. князь Василий Иванович, в первый раз посетив бедную обитель, назначил для неё ежегодный отпуск хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

VI. Известно, что св. Алексий, митрополит Московский, хотел сделать своим преемником препод. Сергия Радонежского; когда митрополит в знак этого хотел возложить на него золотой крест, скромный инок пал к ногам святителя и сказал: «От юности я не был златоносцем, тем более при старости желаю остаться в нищете». Затем он умолял оставить его в монастыре и решительно отказался от митрополичьего престола. Тот же препод. Сергий, уйдя от неприятностей из своей обители, зашел, между прочим, в Махрищский монастырь. Настоятель его, препод. Стефан (14 июля), вышел навстречу подвижнику Радонежскому; поклонясь друг другу в ноги, оба святые просили один у другого благословения, и долгое время никто не хотел встать первым, пока, наконец, препод. Сергий не уступил, как гость. VII. В 1390 г. митрополит Киприан назначил епископом Тверским преподобного Арсения (2 марта), который был раньше простым иноком Киево-Печерского монастыря и по своему смирению не принял даже сана священства. Св. Арсений отказался от епископства, говоря, что он великий грешник и считает грехом даже думать о столь высоком сане, и только тогда согласился быть Тверским епископом, когда митрополит стал грозить ему судом за сопротивление соборной власти. VIII. Когда царь Иоанн IV просил св. Филиппа принять русскую митрополию, Филипп со слезами умолял его и бояр оставить его в Соловецком монастыре, где Ион был игуменом: «Отпусти меня, Господа ради отпусти, ибо неверное дело вверять ладье малой бремя великое, и недостоин я поднять такую тяготу.» Св. Филипп стал митрополитом, повинуясь только воле царя и просьбе духовенства. IX. Пр. Даниил Переяславский (7 апреля) работал в своем Горицком монастыре вместе с послушниками. Однажды во время работы пришел в обитель боярин и, не зная пр. Даниила в лицо, спросил у него самого, дома ли архимандрит. «Архимандрит – пустой человек, но иди в обитель, там тебя примут», – сказал Даниил, между тем сам поспешил в монастырь и радушно принял гостя. Отправляясь по делам в Москву, пр. Даниил обыкновенно сажал своего спутника монаха в повозку, а сам шел подле пешком, как послушник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме. В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница. В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме «Отрада и Утешение» (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется. Настоятель храма – иеромонах Антоний (Семкин). Храмы: Проезд : ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ (мужской монастырь) Вознесенская Давидова Пустынь Расположена на высоком правом берегу р. Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости. Она основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, происходившим, согласно преданию, из рода князей Вяземских и носившим в миру имя Даниил. Даниил родился в начале 50-х гг. XV в., а в начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского. Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский, великий иконописец Дионисий, иеромонах Макарий (Леонтьев), будущий митрополит Московский и всея Руси. Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Основание обители призвано было укрепить духовный авторитет Москвы и самодержавной власти. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 г. обитель посетил прп. Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа. Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется Преподобным.

http://pravoslavie.ru/1877.html

И вспомнил князь о преподобном Данииле и обратился с молитвой к нему: «Преподобный отче! хотя ты телом и ушел от нас, но духом пребываешь с нами. Помоги нам и рассей мои подозрения, чтобы мне избавиться от греха и не наказать домочадцев, если они невинны». И вот смотрел раз Андрей из окна своего дома на уток, которые купались в дождевом потоке и гонялись друг за дружкой. Одна из них держала в носу пропавшую пуговицу, и, будто показав ее князю, бросила на землю. Пуговицу подняли и прославили Господа за избавление от греха. Князь Андрей немедленно пошел в Данилов монастырь, попросил отслужить панихиду над мощами преподобного, сделал покров к его гробу и соорудил каменное надгробье. В походе с царем Uoahhoм IV под Казань 1552 года был пресвитер, знакомый преподобному Даниилу и всегда призывавший его в своих молитвах. Однажды ночью этот пресвитер погрузился в сон и видит себя как бы в обители Данииловой: преподобный — на каком-то высоком месте, около него стоят необычайные мужи, а он, пресвитер сидит у ног святого старца и имеет на себе монашеское одеяние; предстоящие спросили Даниила: «Что прикажешь об этом человеке, одетом по-монашески, который имеет жену и детей?»Даниил ответил: «Бог хочет теперь пощадить его». Пресвитер проснулся и так живо почувствовал на себе монашеские одежды, что даже стал искать их. Он преисполнился радости, что небесный покровитель защищает его и что ему не суждено умереть под Казанью. Открыв окно, пресвитер среди глубокой ночи видит явственно необычайный свет над городом, а в свете огненные столпы, которые, подобно горящим факелам, понимали свое пламя к небесам. Он разбудил близкого к царю раненого вельможу, чтобы и тот взглянул на чудесное видение; вместе с раненым смотрели на свет другие и сказали: «Это должно быть знамением для христиан». Кроме того, многие (и в числе их царь Uoahh IV) слышали в осажденной Казани звон наподобие звона большого колокола в Московском Симоновом монастыре. Царь и вельможи видели в этих явлениях залог победы над неверными и вознесли свои теплые молитвы к Пречистой Богородице и всем святым; призывался в молитвах и крестный царя преподобный Даниил. Казань, как известно, была взята войсками московского царя. Боярин Лаврентий Дмитриевич Салтыков рассказал: жена моя Евдокия впала в тяжкую болезнь, что не могла двинуть ни одним членом. Страдала она около 3 лет без всякого облегчения; стали готовить ее к смерти: исповедали, приобщили. Поднялся большой плач. Вдруг больная впала в какое-то оцепенение и видит: к ней подошел благообразный старец в монашеском одеянии со словами: «Ты страдаешь, женщина, почему же ты не просишь игумена Даниила Переяславского, чтобы его молитвами получить исцеление?» «Кто же ты, что подаешь мне этот спасительный совет?» «Я игумен Даниил, пришел дать тебе здравие; мощи же мои лежат в Троицкой обители Переяславля Залесского, мною созданной». Сказав это, старец стал невидим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И Бог внушил ему мысль устроить при скудельнице церковь, чтобы поминались в ней души там лежащих и прежде всего этого неведомого странника. Но он никому этого не открыл, решив так «Если это угодно Богу, Он сотворит по воле Своей». Не раз говорил ему иеромонах Никольского монастыря Нифонт, что он часто слышит на скудельницах колокольный звон. Однажды пришли в Горицкий монастырь три заволжских старца, они посоветовали прп. Даниилу отложить свое намерение на три года. «Если помысел твой не от Бога, — сказали они, — незаметно переменится твое настроение и мысль, тебя волнующая, мало-помалу исчезнет. Если желание твое внушено Господом и согласно с Его волей, в течение трех лет твоя мысль будет расти и разгораться сильнее огня и никогда не пропадет и не забудется, Днем и ночью она будет волновать твой дух, и ты узнаешь, что помысел твой от Господа, и Всесильный произведет его в дело по воле Своей...» Прп. Даниил так и сделал. Через три года опальные бояре Челяднины, жившие невдалеке от Переславля, просили молитв прп. Даниила, чтобы вел. князь вернул им свою милость. Господь сотворил по молитве его. Вернувшись в Москву, они рассказали митрополиту и вел. князю о прп. Данииле, вызвали его, представили им, и преподобный получил «храмозданную грамоту», в которой было сказано, что новая церковь должна зависеть от него одного. Но средств для созидания ее у него не было. Посещая скудельницы для избрания места церкви, он часто встречал родственников усопших, которые все рассказывали ему, что они видят на этом месте свет как бы от множества свечей, слышат звон и пение; все они давали ему деньги на поминовение своих родственников, так что у преподобного скоро собралось достаточно средств для построения храма. Один священник посоветовал посвятить храм Всем Святым от века Богу угодившим. «Если среди усопших окажутся угодники Божий, — сказал он, — то и они причтутся к лику всех святых и будут заступниками и покровителями храма Божия!» «Да и тот безвестный странник, — подумал прп. Даниил, — который мне говорил „дядюшка " , если он воистину угодник Божий, со всеми святыми будет призываться в молитвах, а ведь он главный виновник того, что я стал размышлять о построении церкви. С тех пор как я положил его в скудельнице, необыкновенно разгорелось во мне желание создать храм на божедомье!» В то время престарелый купец Феодор, высланный из Новгорода еще при вел. князе Иоанне III, высказал желание, чтобы на скудельницах был устроен монастырь, где бы он и сам мог постричься.

http://sedmitza.ru/lib/text/437063/

С.И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 530 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат, служил пресвитером в одном из переяславских храмов и был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Однажды был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился от опасности призыванием имени преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержець избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшаго место. Ты же, аще и не хошеши, но будеши тамо в предыдущая лета». В Житии добавлено: «Еже и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святаго» 531 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуди, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многых летех благоговейне предстоя олтарю Господню и от основаниа въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславли, всех святых прилежай добродетелем, всех странных и беспомощных погребаше и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 532 . Поскольку преподобный Даниил скончался в 1540 г., то его проречение своему духовному сыну о духовничестве у царя, можно думать, исполнилось в 1550 году 533 . Традиционно великокняжеские и царские духовники были протопопами придворного Благовещенского собора в Кремле. Можно предполагать вероятное участие протопопа Андрея как царского духовника в заседаниях Стоглавого Собора в 1551 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010