В Новоспасском монастыре состоится презентация книги о преподобном Венедикте Нурсийском Москва, 28 ноября 2018 г.      29 ноября в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре состоится встреча – презентация книги о преподобном Венедикте Нурсийском. Это мероприятие откроет уникальный проект, который будет реализован на подворье Новоспасского мужского монастыря в селе Сумароково при Иоанно-Предтеченском храме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на подворье в с. Сумарокове осуществляется проект строительства надвратного храма преподобного Венедикта Нурсийского совместно с духовно-просветительским комплексом. Строения будут располагаться на восточной границе монастырской территории. Книга, презентация которой состоится 29 ноября, открывает серию о святых, совершавших свой христианский подвиг в западной части Римской империи. Данное издание было подготовлено в рамках духовно-просветительской работы центра в с. Сумароково Рузского района. Первая книга серии рассказывает о жизни и духовном наследии преподобного Венедикта Нурсийского, подвижника веры, жившего bV-VI веках на территории современной Италии. Личный пример этого святого обращал к Богу людей разных сословий и национальностей. Богатое наследие преподобного не было забыто в Европе, во многом повлияло на становление европейской культуры. Неслучайно в 1964 г. он был официально провозглашён покровителем Европы. На Руси имя преподобного Венедикта Нурсийского получило широкое распространение уже с начала принятия христианства. Древнейшее упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. Его имя включалось в перечень наиболее почитаемых святых в составе богослужебных молитв, а его фресковые изображения украшали многие храмы. Несмотря на все это, имя преподобного Венедикта мало знакомо православному человеку. Возникла идея издать научно-популярную книгу, включающую не просто сохранившиеся биографические данные, но анализ исторических, религиозных и культурных обстоятельств, оказавших влияние на становление личности преподобного Венедикта. Книга адресована широкому кругу читателей. В рамках встречи 29 ноября с сообщениями выступят гости из Италии и Бельгии. 28 ноября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/117532.html

- Что ты сделала со мною, сестра? - Я просила тебя, брат, остаться, - ответила она, - но ты не захотел послушаться меня, и вот я помолилась Господу моему, и Он тотчас же услышал меня; теперь, если хочешь, можешь оставить меня и идти в монастырь. Итак, святой Венедикт, и не желая того, оставался у ней всю ночь без сна, беседуя с сестрою о вечной жизни. Утром же, простившись, они разошлись. Чрез три дня после сего преподобный, стоя на молитве, возвел глаза свои в небу и увидал душу своей святой сестры, поднимающуюся к небу в великой светлости и принимаемую со славою в небесные селения. Узнав из этого видения о кончине своей сестры, Венедикт исполнился великого веселья, радуясь, что душа ее сподобилась такой славы и, возблагодарив Господа, передал братьям о преставлении. Он велел перенести тело ее в свой монастырь благоговейно, как многоценное сокровище, положил его во гроб, который приготовил для самого себя. Скоро преподобного пришел посетить диакон Серванд; муж исполненный небесной благодати, он был игуменом одного монастыря в Кампании, выстроенного патрикием Ливерием; они проводили время в душеспасительной беседе о пресладкой пище небесного царства; ее на земле они хотя и не могли еще вполне вкусить, однако своим устремленным к Богу умом уже отчасти вкушали ее; когда настало время вкушать телесную пищу, они стали принимать ее с воздыханиями, помня о пище нетленной. Во время же ночного покоя преподобный отец пошел в свою келию, а гость его, святой дьякон Серванд, отведен был в соседнюю с преподобным келию. Святой Венедикт, почив немного с вечера, около полуночи встал на молитву и, молясь около окна, внезапно увидел великий свет, исходящий с неба, так что самая ночь стала более светлою, нежели день; но всего чудеснее было то, что блаженному Венедикту - как он сам потом рассказывал - казалось, что он видит всю вселенную, как будто она вся находилась под одним солнечным лучом. Со вниманием взирая на этот свет, преподобный увидел душу блаженного Германа, епископа Капуанского, в огненном круге возносимую на небо. Тогда преподобный Венедикт, желая, чтобы гость его Серванд был свидетелем сего страшного видения, громким голосом назвал его два или три раза по имени. Серванд, удивясь, что святой зовет его в такое необычное время, испугался и поспешно вошел в келию Венедикта и увидел сей небесный свет, но не весь уже, а лишь только небольшую часть; а обо всем прочем рассказал ему сам святой отец. Тогда святой Венедикт тотчас же послал в город Касин, к любимому своему ученику гражданину Феопрову с просьбою: послать скорее в и узнать о святом епископе Германе. И вот оттуда пришло известие, что он преставился. Когда Венедикт узнал о самом времени кончины святого епископа Германа, то оказалось, что он скончался в тот самый час, в который Венедикт видел душу его, возносимую Ангелами на небо в огненном круге.

http://pravicon.com/info-1963

Из своих скудных запасов он приносил Преподобному пищу, которую Венедикт поднимал на веревке в свое убежище. По прошествии трех лет, в 497 году, его случайно обнаружили местные пастухи. Они отнеслись к нему с благоговением, чувствуя, что видят перед собой благочестивого подвижника. Слава о новом отшельнике распространилась настолько широко, что ему пришлось выйти из уединения, а в 510 году монахи расположенного вблизи пещерного монастыря Виковаро избрали преподобного Венедикта своим настоятелем. Пользуясь настоятельской властью и авторитетом, преподобный Венедикт установил в монастыре строгий порядок, предписывая насельникам постоянно заниматься физическим трудом и молитвой. Но вскоре выяснилось, что идеалы монашеской жизни расходятся с привычками братии этой обители; монахи были недовольны нововведениями преподобного Венедикта. Как сообщает святой Григорий Двоеслов , монахи даже пытались умертвить своего настоятеля, отравив вино, приготовленное для совершения Евхаристии. Но от крестного знамения, совершенного преподобным Венедиктом, раскололась деревянная чаша и обнаружился злой умысел монахов 15 . Отечески упрекнув их, преподобный Венедикт покинул Виковаро, вернулся в свою пещеру, но уже не обрел прежнего уединения. Число последователей преподобного Венедикта постоянно увеличивалось, и вскоре в Субиако возник новый монастырь. Часть монахов проходила послушание под руководством самого преподобного Венедикта, а остальных он объединил в общины по 12 человек, назначив настоятелями своих ближайших учеников. Около 520 года вокруг Субиако образовалось 12 таких монастырей, подчинявшихся преподобному Венедикту. Кроме постоянной молитвы и ежедневного труда, монахи взяли на себя обязанности воспитателей и учителей. «Многие уважаемые патриции отдавали своих детей на воспитание Бенедикту; так, сенатор Эквиций привел к нему своего сына Мавра, Тертулл – своего сына Плацида, и оба эти юноши, воспитанники Бенедикта, стали впоследствии апостолами в Галлии и Сицилии» 16 . В Субиако, опекаемый своей сестрой Схоластикой, преподобный Венедикт прожил многие годы, занимаясь составлением Устава созданного им ордена. Слава Преподобного постоянно росла, и это порождало неприязнь со стороны духовенства Виковаро, которое поставило своей целью изгнать великого подвижника из его обители. Претерпев различные козни от завистников, преподобный Венедикт решил уклониться от бессмысленной борьбы: в 528 году он вместе с частью своих последователей покинул Субиако и направился в Монтекассино – небольшое местечко, расположенное в Кампанье, на полпути между Римом и Неаполем. Читать далее Источник: Августин (Никитин), архимандрит. Преподобный Венедикт Нурсийский//Богословские труды. 1980. Вып. 21. С. 221-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Богородичен: Светородительнице Дево, души моея страсти отжени/и даждь чисто зрети, Владычице,/спасительную доброту возсиявшаго неизреченно из Твоея пречистыя утробы/во свет языков, Всепетая. Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский, основатель старейшего в Европе монашеского ордена бенедиктинцев, родился 14 (27) марта 480 года в итальянском селении Нурсии, расположенном к северо-востоку от Рима (ныне местечко Норча в провинции Умбрия, недалеко от г. Сполето). Святой Венедикт (или Бенедикт, от лат. Benediktus – благословенный) происходил из знатной и состоятельной семьи. Еще в детстве он отличался смышленостью и удивлял своими способностями. Получив первоначальное и довольно основательное домашнее образование, он был отправлен в 492 году родителями в Рим, чтобы завершить образование в столице. В Риме преподобный Венедикт изучал риторику, философию и другие науки, занимался и литературной деятельностью. Через два года, достигнув 14-летнего возраста, юноша оставил училище, в котором царили легкомысленные нравы и нельзя было приобрести подлинную ученость, тем более обрести духовность. Вняв призыву свыше, святой Венедикт решил удалиться от мирских соблазнов и всецело посвятить себя служению Богу. Вначале юноша поселился при храме во имя святого апостола Петра в местечке Абруццо (ныне Альфидена), близ Рима, где вел строгую аскетическую жизнь. Неожиданно стал известен чудесный случай, свидетельствовавший об особом духовном даре подвижника, который привлек к нему внимание. Избегая соблазна мирской славы, святой Венедикт покинул Рим (родители его к этому времени умерли). Он поселился в пещере малодоступной горной местности Субиако (Субъяко). Здесь, в Сабинских горах, святой проводил дни в строгом посте и неустанной молитве, подражая пустынножителям египетской Фиваиды. Отшельник из близлежащего монастыря по имени Роман, встреченный святым Венедиктом, постриг его в монашество и помогал в течение трех лет: он приносил в условленные дни хлеб и спускал его в пещеру святому Венедикту на веревке, к которой был привязан колокольчик.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Венедикт Нурсийский Св. Венедикт родился между 480 и 490 гг. в Нурсии , не­большом провинциальном городке, расположенном в го­рах к северо-востоку от Рима, в состоятельной и благо­честивой христианской семье. Он на высоте более шестисот ме­тров, где стал жить в полной безвестности. Лишь один мо­нах из общежительного мона­стыря, по имени Роман, знал, где находится Венедикт. Он об­лачил его в схиму и стал тайно носить ему пищу, которую сбе­регал от собственной порции. Через три года Бог, не хотев­ший скрыть от людей доброде­тель Венедикта, указал на его укрытие одному священнику, и тот на Пасху принес ему еду. Венедикт, давно потерявший счет времени, приветствовал его словами: «Я знаю, что при­шла Пасха, раз я удостоился чести видеть тебя!» Потом свя­того увидели пастухи, и с тех пор многие стали приходить к отшельнику за душеспасительным словом. Однажды во время уединенной молитвы ему явился бес в виде черного дрозда. Сразу после этого на него напало пла­мя страшного плотского искушения, столь сильного, что он уже решился было оставить уединение. Но Божественная благодать подсказала ему броситься обнаженным в крапиву и колючий кустарник — так он стяжал славную победу над вожделениями. Получив в дар от Бога плотское бесстра­стие, он, как человек зрелый, с полным правом стал настав­лять в добродетелях других людей. Тем временем скончался игумен близлежащего монастыря Виковаро, и монахи уговорили Венедикта стать его преемни­ком. Но когда он возложил на них строгую евангельскую дис­циплину, не соответствовавшую их уклончивому поведению, они составили заговор против него и даже решились отра­вить. Стоило Венедикту совершить крестное знамение над предложенным ему кувшином со смертельным напитком, как тот разбился. Со спокойным лицом, без всякой злобы про­тив врагов, он оставил неисправимых и удалился в пустыню, чтобы жить наедине с собой, постоянно предстоять сердцем пред лицом Создателя, не давая душе отвлекаться на внешнее. Он возрастал в добродетели и созерцании, поэтому у не­го появились многочисленные ученики и знатные римляне доверили ему своих детей: Мавра ян.] и отрока Плакиду . Он организовал в окрестностях двенадцать монастырей, каждый был населен двенадцатью монахами. Во главе обители стоял игумен, дававший отчет человеку Божию обо всем, что касалось общинной жизни и духовного возрастания каждо­го монаха. Венедикт был для них духовным отцом и живым примером совершенного соблюдения монашеского правила. С помощью Божией он входил во все их материальные нуж­ды, а различая тайные помыслы, исправлял их смело, с отцовской любовью, иногда с помощью телесных трудов, что­бы заставить бросить дурные привычки.

http://pravoslavie.ru/52486.html

Мощи преподобного Венедикта Нурсийского – святыня баварского монастыря Бенедиктбоерн Св. Бенедикт Нурсийский Монастырь Бенедиктбоерн, расположенный на юге Германии, у подножия Баварских Альп, является одним из самых старейших и известных в стране. Он был основан в 739–740 годах. Первоначальное название монастыря – Бурон. Вот уже более 1200 лет здесь хранятся мощи преподобного Венедикта († 543 или 547), которого почитают и Православная Церковь (память 14/27 марта), и Католическая. Мощи (лучевую кость правой руки) преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского подарил монастырю покровительствовавший Церкви франкский король Карл Великий (742–814) незадолго до провозглашения его в 800 году императором. Благодаря этой ценной реликвии монашеская обитель Бурон получила широкую известность, а впоследствии и новое именование – Бенедиктбоерн. Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти святого Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии. Специально для мощей преподобного Венедикта, хранящихся в баварском монастыре, мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 году изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого. Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбоерн.

http://pravoslavie.ru/4109.html

Святой Венедикт, великий патриарх западных монахов, почил 21 марта 543 года. Он предсказал свою смерть за шесть дней до нее и велел приготовить могилу. На шестой день он попросил, чтобы его отнесли в часовню, где " он укрепился для исхода, причастившись Телу и Крови Господа " . Затем, даже в этот последний момент, являя власть души над телом, " он встал, воздев руки к небу, и со словами молитвы отдал Богу душу " . В этот же день два монаха, находившихся в разных местах, увидели стезю, протянувшуюся от кельи святого к небу и осиянную бесчисленными светильниками. Прекрасный мужчина (по-видимому, ангел), стоявший над нею, сказал им: " Это стезя, по которой возлюбленный Господом Венедикт взошел на небеса " . Труды Прп. Венедикт Нурсийский. Икона Святой Венедикт был светочем миру не только из-за своих чудес и аскетической жизни, но и из-за своих поучений. Он написал для монахов " Правило " , " отличающееся удивительным благоразумием и ясностью мысли " , которое сделалось основным монашеским уставом в Западной Церкви. Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Подробнее см. Правило Венедикта Нурсийского . Почитание Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим , епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы " Правило " Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей. Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце VI века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции .

http://drevo-info.ru/articles/1766.html

Стена заступления еси, хвалящему день и нощь Господа стаду твоему, отче Венедикте, мощи твоя имущему, источающия богатно чудес реки и непрестанно направляющия стопы, поющих сице: Радуйся, всеблаженне, аки Ангел на земли явивыйся. радуйся, предивне, монахов множество, яко птиц небесных собравый. Радуйся, кипарисе мироуханный на земли возросший. Радуйся, озлобления от многих приявший. Радуйся, яко елень палимый на источники к Богу потекий. радуйся, силою Христовою дивен явивыйся. Радуйся, разум непрелестен стяжавый. Радуйся, милосердия реку источивый. Радуйся, нищету духовную возлюбивый. радуйся, богатство непреходящее на небеси собравый. Радуйся, на высоту востекий добродетелей. радуйся, имеяй выну милости свещу возженную. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 11 Поющим ти благодати силу показавый, словесныя зари нам облистая, Троицы дом явивыйся, немудрыя умудряяй, вопиющия со смирением: Аллилуиа. Икос 11 Светоявлением богатства горняго исполнен, преставился еси к вышнему граду, богомудре отче Венедикте, и ныне предстоиши Христу радуяся; темже и мы, недостойнии, песньми память твою хвалим зовуще: Радуйся, человече Божий, мужу желаний райских. Радуйся, яко тобою почерпаем источника благодатнаго. Радуйся, ветхия мудрования отложивый. Радуйся, Духа Святаго утешение подающий. Радуйся, ничтоже паче любве Христовы изволивый. Радуйся, яко во плоти ходя, видел еси горняя. Радуйся, хранение выну устом твоим положивый. Радуйся, поющих тя к любви Божией возводящий. Радуйся, слезами пустыню оросивый. Радуйся, ю вельми процветшую узревший. Радуйся, в пучине озлобления сущих изымающий. Радуйся, по стезям правды водителю верный. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 12 Благости Божией, яко сот пчельный меда исполнен, праведности предуготовал еси обитель, приемля с любовию монахов чины, поющих верно: Аллилуиа. Икос 12 Пение всеумиленное, яко малое приношение приими, отче пречудне Венедикте, от уст грешных: ничесоже бо достойнаго сотворихом, но уповающе на Спаса, дающаго ти благодать милосердно воздвигати недостойныя, зовем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

VI век Преподобный Бенедикт Нурсийский На Востоке – в Египте и Палестине – первые монастыри появились еще в конце III – начале IV столетия. Но в Европе организованных по единому уставу монашеских общин не было вплоть до VI века. В западных странах уход человека от мира имел, как правило, форму отшельничества. Родоначальником европейского монашества, то есть иноческих общежитий со своим единым внутренним уставом, считается преподобный Бенедикт Нурсийский . Русская Православная Церковь называет его святой Венедикт, что в переводе с греческого означает «благословенный». Некоторые светские историки говорят: « Бенедикт Нурсийский лишь по стечению житейских обстоятельств оказался у истоков западного монашества». Отчасти это правда. Но факт остается фактом: именно вокруг его загадочной личности в Италии возникли первые строгие обители. Преподобный Бенедикт родился в 480 году близ городка Нурсии, что в Сабинских горах Средней Италии. Была у Бенедикта и сестра-близнец по имени Схоластика, ставшая впоследствии прославленной святой. Сабинские горные жители испокон веков отличались суровостью нрава и исключительной добросовестностью во всякой работе. Именно в этих традициях и воспитывали Бенедикта его родители – мелкие землевладельцы. Когда Бенедикт стал юношей, отец сказал ему: «Я хочу, чтобы ты вышел в люди. Ты не будешь пахать землю, как я. Так что вот тебе деньги, поезжай в Рим и выучись там на врача». Но скромный и замкнутый Бенедикт не выдержал зрелищ разгульной студенческой жизни и попросту сбежал из Рима, куда глаза глядят. Беглец остановился в небольшой деревеньке. Но вскоре он понял, что хочет бежать вовсе не от столичной суеты, а от суеты вообще. Даже от суеты тихой деревни. В памяти Бенедикта всегда был пример его любимой сестры Схоластики, которая еще раньше посвятила себя Богу, поселившись при храме и исполняя там всякую работу. Бенедикт избрал другой путь: он ушел в безлюдные горы, где случайно наткнулся на некоего Романа, проводившего жизнь в молитвах и трудах. Бенедикт поведал Роману, что тоже хочет стать отшельником, и тот показал ему уединенную пещеру на вершине скалы. Святой Бенедикт прожил там три года, закаляясь духовно и физически. Он во всем старался подражать великим египетским пустынножителям. Хлеб и воду ему на веревке спускал Роман. Однако Роман в конце концов не выдержал и проговорился людям, что в уединенной пещере живет святой отшельник-чудотворец. И к Бенедикту потянулись паломники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СХОЛАСТИКА НУРСИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Схоластика Нурсийская. Икона Схоластика Нурсийская ( 480 - 543 ), игумения , преподобная Память 10 февраля (Греч.) Сестра-близнец преподобного Венедикта Нурсийского , родилась в Нурсии в 480 году. Во всех отношениях она была ученицей и помощницей брата. С юных лет посвятив себя Господу, она вооружила душу всеми святыми добродетелями. Когда святой Венедикт оставвил Субиако и переселился в Монтекассино , где основал монастырь , она, чтобы иметь возможность продолжать пользоваться его наставлениями, переселилась в близлежащее селение Пломбариола , где также создала женскую обитель, управлявшуюся по тому же строгому уставу, что и мужской монастырь. Таким образом, Схоластика стала одной из первых игумений на Западе. Преподобный Венедикт лишь раз в год, перед Великим постом, виделся с сестрой в небольшом домике, стоявшем на полпути между ними. Весь день они проводили в духовной беседе; когда же наступал вечер, после скромной трапезы они расставались и возвращались каждый к себе. Папа Григорий Двоеслов , родственник св. Схоластики, рассказывает о чуде, произошедшем по её молитвам в 543 году, в день такой ежегодной встречи: В один день она пришла, по обыкновению, и к ней вышел с учениками достоуважаемый её брат; целый день они провели в хвале Богу и в святых беседах, а когда стала уже наступать ночь, вместе приняли пищу. Они сидели ещё за столом, и между святыми разговорами время казалось медленнее, как святая женщина, сестра Венедикта, стала упрашивать его: " Пожалуй, не оставляй меня в эту ночь; проговорим до утра о радостях небесной жизни " . Он отвечал ей: " Что ты говоришь, сестра? Я никак не могу оставаться вне монастыря " . А такое было ясное небо, что в воздухе не видно было ни одного облака. Благочестивая жена, услышав отказ брата, положила сложенные пальцами руки на стол и склонила на руки голову для молитвы всемогущему Богу.

http://drevo-info.ru/articles/9024.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010