На особое значение Троицкого собора, как избранного места прославления Пресвятой Троицы в России, указывает и видение над собором огненного столпа 25 сентября 1608 года. В ночь под память Преподобного Сергия над монастырем разгорелось такое светлое зарево, что думали, начался пожар. Когда иноки вышли из келий, то увидели «над главою церкви Святой Живоначальной Троицы столп огненный, стоящий даже до неба [...]. По малом времени столп огненный начал нисходить, свился в огненное облако и вошел через окно над дверью в церковь Святой Троицы» (1, с. 134). Подобное явление уже было ранее в истории христианской Церкви перед взятием Царьграда турками. Но тогда огненный столп ушел из Константинопольского храма на небо, предвещая этим оскудение благодати и гибель города. Снисхождение огненного столпа на Троицкий собор в день памяти Преподобного Сергия является противоположным пророчеством: если мы идем за Преподобным Сергием, если мы ученики его, то благодать Божия сохранит нас в единстве любви и веры. 3. Учитель богословия Богословием в древности называлось учение о Троице. Троица – единственный предмет богословия. Поэтому те немногие святые, которые получили именование «Богословов», Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов , были богословы как особливые учители Троичности (40). К особливым учителям Троичности можно отнести и святителя Григория Паламу и Преподобного Сергия, хотя именование «Богословов» не закрепилось за ними. Каждый из богословов Троичности внес свою лепту в церковную сокровищницу: Иоанн – откровение неизреченных тайн Превечного Совета Троицы; Григорий – завершительные вероопределения догмата о Святой Троице; Симеон – учение об обожении человека через стяжание благодати Святого Духа и озарение Троическим светом; Григорий Палама – учение об общей благодати (энергии) Трех Лиц Пресвятой Троицы и об обожении человека через причастность Божией благодати нетварному Свету (5). Исследователи указывают, что учение святого Григория Паламы об общей благодати Пресвятой Троицы глубоко занимало «Преподобного Сергия и для осведомленности в нем он посылал в Константинополь своего доверенного представителя, одного из близко стоявших к нему учеников – Афанасия, игумена Высоцко-Серпуховского монастыря» (28, с. 12; 42, с. 14). Но паламизм послужил лишь основой богословия Преподобного Сергия. Область его собственного богословского осмысления тайны Пресвятой Троицы была иная – христианская нравственность в ее соотнесенности с основами веры. Преподобный Сергий своей деятельностью раскрыл, что духовные устои человека коренятся в благодатной причастности жизни Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Д. 22. Л. 51а–51а об. Подлинник. Автограф. 92 Преподобный Иулиан (Кочуков) родился в 1597 г. Был схимонахом Муромского Благовещен­ского монастыря. Подвизался подвигом поста под алтарем монастырского собора, где и был погребен. В 1834 г. гробница с нетленными мощами преподобного Иулиана была открыта ра­бочими, подводившими новые своды под Благовещенский собор. После чудесного исцеления женщины преподобным, явившимся ей во сне, началось его народное почитание. В храме стали служить молебны и 26 марта праздновать его память как местночтимого святого. В июле 1933 г. при осмотре мощи оказались неповрежденными. По благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в Благовещенском монастыре имена святителя Василия Муромского и преподобного Иулиана начали возноситься во время богослу­жения вместе с именами других муромских святых. Была создана новая икона – Собор всех му­ромских святых. Празднование 26 мая/8 апреля. 93 Святитель Василий Муромский († 1129) со святым блаженным князем Константином Му­ромским много потрудился в деле просвещения муромцев. Он служил в кафедральном соборе во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (на месте нынешнего Троицкого монасты­ря). Погребен в усыпальнице Благовещенского собора. Надгробной плиты не сохранилось. При построении каменной церкви мощи святителя были положены в деревянной колоде под левым клиросом. Святитель Московский Макарий в 1547 г. благословил совершать память благоверных князей вместе со святителем Василием, вместе с ними труждавшимся, 21 мая/3 июня. 95 Вероятно, имеется в виду епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский). См. о нем: наст. сб., кн. 1. 96 Сергий (Гришин Алексей Николаевич; 1889–1943), архиепископ. В 1927 г. хиротонисан во епископа Серпуховского. Управляющий делами Временного Патриаршего Священного Синода. С 1930 г. архиепископ. С 1935 г. архиепископ Владимирский. В 1936 г. арестован вместе с еписко­пом Афанасием (Сахаровым) . Находился в лагерном заключении. В 1941 г. освобожден. Архиепи­скоп Можайский, управляющий Московской епархией, затем Горьковский и Арзамасский. Член Архиерейского Собора 8 сентября 1943 г., избравшего Патриархом митрополита Сергия (Страго­родского). На Соборе был избран постоянным членом Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5824752...

Старший его сын Василий Лонгинович после смерти отца остался в его доме и с августа 1828 года продолжил бессменно исполнять обязанности церковного старосты и благодетельствовать храму преподобного Марона. Во имя Рождества Иоанна Предтечи им устроен новый придел, в 1837 году для пользы храма куплен соседний участок земли, на котором был выстроен двухэтажный дом, где разместился приют для шести бедных женщин. В Клину попечением Василия Лонгиновича выстроена градская больница, ее так и называли Лепешкинской 344 . Всего по завещанию Василия Лонгиновича выделено более 35 700 рублей серебром на храмы и монастыри и более 50 тысяч рублей серебром на вспомоществование богадельням, сиротам и бедным, в том числе – всем богадельням Замоскворечья, на содержание четырех бедных учащихся в мещанском училище 345 и т. п. Выражаясь светским языком, он добился многого в своей жизни – стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином, мануфактур-советником и кавалером. Его духовное завещание начинается знаменательными словами, которые могут стать смыслом жизни для одаренных Божиими милостями современных христиан. «Бог убожит и богатит 346 . Чувствуя в смиренном сердце неизреченную благость Господа Бога, благословившего меня видимым достоянием, почитаю первою обязанностью часть сего достояния употребить на богоугодные устройства в славу Бога, благ Подателю». Дед игумений Афанасии, старший сын Василия Лонгиновича, Николай Васильевич (25.03.1819–24.10.1882), – купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник и кавалер. Состоял старостой Московских придворных соборов с 1847 по 1875 годы, был членом различных комитетов, выборным от московского купечества, гласным Московской городской думы с 1877 года, а с 1880 года – статским советником 347 . Торговал москательным товаром в старом Гостином дворе. Имел химический завод близ Серпуховской заставы. Николай Васильевич стал церковным старостой храма преподобного Марона после смерти отца. При нем церковь была возобновлена внутри и снаружи, полное ее освящение совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет 29 октября 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича преподобный Сергий ходил в Серпухов и там близ реки Нары в двух верстах от города построил церковь во имя Зачатия Пресвятой Богородицы, заложил (в 1374 г.) общежительный монастырь, названный по высоким горам, на которых он построен, Высотским, и дал этому монастырю в настоятеля одного из своих учеников — Афанасия . По желанию великого князя Димитрия Иоанновича Донского святой Сергий основал три монастыря. Первый — в 1378 г., Дубенский на Стромыни с церковию Успения Пресвятой Богородицы, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке , впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380 г., в благодарность Богу за победу над Мамаем, Дубенский на острову, также с церковию Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой Лавры, при другой реке Дубенке. Третий — Голутвинский, с храмом в честь Богоявления Господня, близ Коломны на урочище Голутвине. Во все эти места преподобный Сергий сам ходил, по обычаю, пешком, чтобы благословить и положить начало обители, и во все три обители поставил игуменами своих учеников, в первую — Леонтия, во вторую — Савву, в третью — Григория. Разумеется, что средства как для построения, так и для содержания этих обителей даны были великим князем . Кроме монастырей, основанных при непосредственном участии святого Сергия, явились тогда и многие другие монастыри в Руси Восточной. К числу их надобно отнести в Москве: а) Петровский, в котором архимандрит Иоанн (упоминается 1377 г.), первый из настоятелей московских, ввел устав общежития; б) Чудов, основанный (1365) в самом Кремле святым митрополитом Алексием на месте, которое подарила ему исцеленная им царица Тайдула: святитель, собрав сюда старцев честных частию из Троицкой лавры, частию из других обителей, наделил монастырь нивами, озерами, селами и людьми и с самого начала учредил в нем общежитие и архимандритию ; в) Алексеевский девич, также общежительный, здесь в 1393 г. скончалась игумения Иулиания, дочь богатых и славных родителей из Ярославля, более тридцати лет проведшая в иночестве и пользовавшаяся всеобщею любовию и уважением за свои добродетели; г) Рождественский на Рву или на Трубе девич, основанный княгинею Мариею, в монашестве Марфою, матерью князя Владимира Андреевича Храброго, которая и погребена здесь в 1389 г.; д) Вознесенский девич, в самом Кремле, устроенный около 1387 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Доселе хранятся в монастыре 17 книг, писанных его рукою. По примеру этих великих подвижников и их монастырей, занимались списыванием книг в то же время и другие иноки в других монастырях, как видно из приписок к рукописным книгам и из житий святых подвижников северо-восточных монастырей. В самой обители Препод. Сергия его любовь к книжным занятиям унаследовал, после его блаженного преставления, ученик и преемник его по степени игуменства, препод. Никон. Он имел, кажется, достаточно средств к тому, чтобы поддерживать в себе любовь к книжной мудрости, потому что великим своим учителем сперва был отдан «в научение духовное» к известному ревнителю «добросписаний» – игумену Серпуховского монастыря Афанасию. Приняв на себя Троицкое игуменство после смерти Преподобного Сергия, преподобный Никон ревностно заботился уже об обогащении обители книгами. И теперь в лаврской монастырской ризнице можно видеть – Евангелие препод. Никона, на пергамене, «малой меры», с надписью на нем «Евангелие четвертное, на харатье, Никона чудотворца. А не отдати его никому». Служебник, писанный, может быть, для препод. Сергия рукою препод. Никона в 1381 году, на пергамене в 12-ю долю; и в библиотеке Лавры доселе хранятся Никоновские «Октоих и Триодь постная – харатейные». В 1418 году «замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа списаны бысть книга святой Троице в Сергиев монастырь, рекомая по Еллинех Диоптра, по нас же Зерцало» 8 . В то же время и в среде учеников преподобного Никона, подвизавшихся одновременно с ним в Троицкой обители, были иноки, отличавшиеся любомудрием. Так, в 1411 году «помощью Святыя Троицы списася ей же наименование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубого и худого, странного последнего во иноцех, смиренного многымы грехы Варлаама» 9 . На имя того же священноинока Матфея в 1414 году, в обители царской Святыя Живоначальныя Троицы в устроении игумена Сергия при настоятельстве препод. игумена Никона рукою другого многогрешного инока Антония, списана была другая книга «Поучения Аввы Дорофея » и другие статьи аскетического содержания 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова 18 мая 2015 г. 21:36 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Я с большой радостью вступил на землю героического города Серпухова, с историей которого связаны многие подвиги защитников нашего Отечества. Так, князь Владимир Андреевич Серпуховской, близкий родственник благоверного князя Дмитрия Донского, духовный сын преподобного Сергия, отправился на Куликово поле и там, возглавив засадный полк, добился перелома в страшной битве, после чего его стали именовать Храбрым. И это была лишь первая страница в героической летописи Серпухова. Затем он был прославлен именами своих горожан в Смутное время — жители Серпухова составили значительную часть и первого, и второго ополчения, которое, в конце концов, и изгнало поляков из Кремля и из города Москвы, а затем и из России. А когда в грозные дни Отечественной войны 1812 года потребовалось могучая рать, город Серпухов опять поставил своих воинов, которые мужественно сражались на Бородинском поле. Наконец, в Великую Отечественную войну фронт проходил в 15 километрах от города, но Серпухов не сдался, и очень скоро враг был отброшен на 150 километров. Жители города приступили к работе сразу же. Заработали фабрики и заводы. В 150 километрах — страшный враг, а жизнь города закипела благодаря энергии людей, веровавших в победу и стремившихся добиться ее как можно скорее. Совершенно неслучайно такое мужество было присуще жителям Серпухова, потому что по благословению преподобного Сергия его учеником, Афанасием Старшим, была создана эта обитель, а затем и Афанасий Младший, который долгие годы был ее игуменом, сформировал очень сильную духовную дружину. Память об этом святом угоднике и сейчас бережно хранится в Серпухове, и я с особым трепетом приложился к его мощам в Покровском храме, памятуя о великом деле, которое совершил этот преподобный отец, устрояя монашескую жизнь в Серпухове.

http://patriarchia.ru/db/text/4085218.ht...

Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша». Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину. А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал, увидев икону преподобного Варлаама – строителя Владычного монастыря. После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона – перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли. Память о ней вернулась в город в 80х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости – по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый. Радуйся, на лоно Авраама Ангелы несенный. Радуйся, пением неземным от святых небожителей встреченный. Радуйся, яко память твоя с похвалами и успение со святыми. Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый. Радуйся, в Чертозе Небеснаго Домовладыки ликовствуяй. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 9 Вся братия удивляхуся зело, егда церковных вещей хранитель на тя, преподобне, гневался и не хоте и на погребение мощей твоих итти и сего ради от дручения демонскаго мучим быв, в ров могильный ввержеся и абие исцеление получи, поя его мучения вражия свободившему Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствовати язык не довлеет воспевая милость и кротость твою, егда брату гневавшемуся на тя, преблаженне, прощение ниспослаше: уже сый в гробе своем погребен из онаго руку свою протяже, приемше брата твоего рекл еси ему: “вскоре имаши оставити жизнь свою, близ кончина твоя”. И в третий день по глаголу блаженнаго преставися монах той. Сему удивляющеся вопием ти сице: Радуйся, разрушителю вражды и насадителю братолюбия. Радуйся, яко по успении твоем руку мира брату твоему милостиво подавый. Радуйся, сим преславным видением всех удививый. Радуйся, яко и по смерти твоей отец чадолюбивый являешися. Радуйся, щедрот и милования струя неизсякаемая. Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное. Радуйся, душевных недугов благосердный целебниче. Радуйся, телесных болезней предивный врачу. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 10 Спасение принесл еси, блаженне, обители твоей и граду Серпухову иногда, егда зловерцы агаряне и польския люди разорити сии устремишася и множество народа плениша и разориша и острием меча побиша. Дивно в видении всем явися, враги устрашая и прогоняя, и вся верныя подвизая пети избавителю Богу: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго Христа явился еси отче грозный воин, егда на коне белом из обители вышедший виден был еси и в церковь каменну во граде стоящу вшедый, яко дивитися агаряном зело. От церкви же тоя, в руках жезл велик имея един, внезапу зело скоро на врагов оных устремися, грозя жезлом тем. И бежаша вон вся орда, убоявшися видения сего; людие же свобожденнии с благодарностию воспеша тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Интервью Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл: «Монахи – лучшие ученики Христа» Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в беседе с выпускающим редактором «МВ» Христиной Поляковой рассказал о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре. История Монашество северного Подмосковья Сергиево-Посадская епархия относительно молодая. Однако история ее монашества древняя и почтенная. Расцвет иноческой жизни на этой земле связан с именами преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Строго говоря, отсюда пошло среднерусское монашество. Среди святых епархии, прославленных в лике преподобных, немало подвижников, которые почитаются во всех концах Святой Руси. В первых рядах следует назвать преподобных Сергия (и птенцов его гнезда), Никона Радонежского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Мефодия Пешношского, родителей святого Сергия схимонахов Кирилла и Марию, старца Варнаву Гефсиманского , Антония (Медведева). В годы гонений на Церковь просияли священномученики Серафим (Звездинский) и Николай (Крылов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина) и множество мучеников и исповедников, имена которых знает только Господь. Статью подготовила Елена Владимирова. Духовная география Монастыри земли Радонежской Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Сергиева Посада, Хотькова, Дмитрова с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, соцсети, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований Интервью Архимандрит Захария (Шкурихин): «Монашество – царская печать» Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник лаврской братии, прихожан и паломников архимандрит Захария (Шкурихин) в интервью Христине Поляковой и Илье Абрамову пояснил, в чем состоит служение духовника монастыря, поделился особенностями духовной жизни в таком крупнейшем монастыре, как Лавра преподобного Сергия, ответил на вопросы, является ли монашество таинством и действительно ли во время монашеского пострига постригаемому прощаются прежде содеянные грехи.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010