Но инок со смирением умолил митрополита оставить его в Лавре, — “под покровом преподобных Антония и Феодосия Печерских”. 25 января 1808 года иеромонах Антоний получил важное и ответственное послушание. Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский) поручил ему заведование лаврской типографией, пророчески напутствовав его: “Будешь управлять лодочкой, а со временем тебе дастся корабль”. Молодой заведующий показал, каким надлежит быть духовному начальнику. Благий и кроткий к своим подчиненным, он не требовал, чтобы ему служили, а сам был всем слугою. “Кто строг к себе, тот снисходителен к другим, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним. Недолго сделать человека несчастным; нам, начальствующим, надлежит спасать, а не губить…”. Будущий Святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он благодетельствовал больным, бедным и богомольцам, был строгий постник, молитвенник и аскет в духе древних пустынножителей. 20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого; здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, “он жил в благоухании святыни” и напитывался ее благодатью. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита. Господь сподобил архимандрита Антония дара проникать в глубины человеческого сердца, неотразимо действуя силою своего кроткого и смиренного слова, дара неистощимой любви к страждущей пастве. Особенно он был сострадателен к бедным. Толпы нуждающихся наполняли Лавру, и нищелюбивый наместник отдавал им почти все, что имел. Несмотря на тяготы нового послушания, архимандрит Антоний по-прежнему соблюдал строгое монашеское правило. 31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Будучи архиепископом, Антоний обращал особое внимание на миссионерскую деятельность среди иноверцев и раскольников. Преосвященный всеми зависящими от него мерами настаивал на усилении преподавания миссионерских наук. Он упорядочил преподавание миссионерских дисциплин в Казанской Духовной Академии и Духовной семинарии и покровительствовал благосостоянию и развитию Казанской крещено-татарской центральной школы, в которой обучались татары, принявшие крещение. Владыка Атоний также всячески содействовал изучению приходскими священниками инородческих языков, особенно татарского языка, и с этой целью для поощрения ревностным в деле миссионерства священникам исходатайствовал у Синода значительные добавочные к их казенному жалованию оклады. И наконец, он обосновал несколько мужских и женских монастырей и всячески содействовал учреждению братства святого Гурия, которое было создано для просвещения инородцев и вразумления заблуждающихся. Скончался архиепископ Антоний 8 ноября 1879 года. Из ученых трудов архиепископа Антония наиболее известным является его учебный курс «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви», за который в 1848 году ему была присвоена ученая степень доктора богословия. Но, пожалуй, самым главным его трудом, и теперь уже известным, можно считать, «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения», написанное им по поручению и под руководством митрополита Филарета, в 1856 году, через год после кончины преподобного Парфения. Это первое и единственное жизнеописание стало «Житием» святого преподобного Парфения. «К самому принятию монашества в 1840 году будущий архиепископ Антоний готовился под главным непосредственным руководством отца Парфения и при самом пострижении имел его духовным врсприемным отцом и духовником до самой кончины последнего. – Правда, эти последние отношения, то есть восприемнические при пострижении и духовнические, как видно из самого жизнеописания, имели к отцу Парфению и многие другие из ученых монашествующих, как бы по заведенному уже порядку; но что между отцом Парфением и сыном духовным Антонием существовали эти отношения в ином, особенном виде и духе, достаточно прочитать само жизнеописание. – Сама долговременность общения Антония с бывшим в живых отцом исросхимонахом Парфением, в течение более пятнадцати лет, давала ему всю доступность и возможность быть не праздным зрителем и слушателем всего лично виденного и слышанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Вход в пещеру Антония Эсфигменского      Вход в Самарийскую пещеру Антония Эсфигменского с надстроенной над ней русскими паломниками в сер. XIX в. одноименной часовней      Самарийская пещера-грот Антония Эсфигменского, внутренний вид    Не существует ни одного факта, ни одного предания, которое бы связывало Самарию с преподобным Антонием. Зато существуют реальные исторические факты, связывающие ее с именем другого, не менее известного исторического лица, также носившего иноческое звание, — с именем Варлаама Калабрийского . Именно здесь, на этой горе, в уединенной келлии подвизался этот инок, «позоривший святогорцев и смущавший верующих своим неверным учением» . Варлаам Калабриец — единственное яркое историческое лицо, с именем которого тесно переплетена история Самарийской горы. Своим недальновидным и наивным подлогом насельники Эсфигмена пытаются обелить, реабилитировать историю этого места, «спекулируя» на имени одного из выдающихся русских святых. Рассмотрев подробно Эсфигменское предание о преподобном Антонии и изучив Эсфигменскую псевдо-пещеру, скажем несколько слов о святогорском пещерном подвижничестве в целом и о принципе устройства Афонских пещер. Все афонские пещеры отличаются от Киевской пещеры преподобного Антония и многих других пещер Киевской Руси принципом своего устройства. На Святой Горе, где достаточно расселин, практически все пещеры естественного происхождения, реже — выложены руками из камня или пристроены к скале. Киевские же пещеры вырыты в земле и представляют собой систему коридоров с кельями, где может обитать целое братство. Напротив, святогорские пещеры служили местом уединения, как правило, одного подвижника. На Святой Горе не существует аналога Киевских пещер. Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Следует заметить, что пещерный образ жизни, хотя и встречается среди пустынников Святой Горы того времени, но в целом Χ–ΧΙ века являлись эпохойсамого расцвета общежительного монашества. Если бы миссия Антония осуществилась в VIIuлu IX веках, то было бы вполне правдоподобным и вероятным, что он принес бы на Русь и учредил отшельнический, пещерный образ жизни. По мнению еп. Порфирия (Успенского), около 300 лет — с 675 по 970 год — Святая Гора была средоточием отшельнического, безмолвного жития. Все насельники Афона той поры жили уединенно, каждый по своему порядку и уставу . Но, как мы уже говорили, в X и XI веках, со времени основания Великой Лавры преподобного Афанасия, такой образ жительства не был уже характерной чертой Афонского подвижничества, благодаря принятию которой происходило бы приобщение к святогорской традиции.

http://pravoslavie.ru/93621.html

«Теперь время, – сказал, поднявшись, Владыка и осенил меня крестом. – Бог да благословит жизненный путь твой!» Но утреннее смущение лишило меня слов; так мы расстались. Радушный мой спутник, отец Антоний, и отец Наместник, благосклонно меня принявший в лавру, провожали меня до Святых ворот. Там, пред ликами Преподобных ее основателей, наместник окропил меня Святою водою и молитвенно вывел за ограду. С сердцем, исполненным грусти, оставил я святую обитель и стал спускаться к Днепру по горам Киевским в сопровождении одного из сослуживцев прежней военной жизни, который накануне приехал в Киев, чтобы увидеться со мною после долгой разлуки. Мы вспоминали о лучших днях молодости, и настоящее казалось для нас бледно пред минувшим. В дружеской беседе нам незаметно было, как перешли мы длинный Днепровский мост. Я простился с ним по ту сторону реки, уже в пределах Черниговских. Так много впечатлений нечаянно стеснилось в душе моей в последнюю минуту расставания с древнею столицею. Медленно подвигался я по глубокому песку вдоль берега до новой дороги, имея пред собою великолепное зрелище Киева. Вечернее солнце, беспрестанно выглядывая из-за дождевых облаков, бросало яркие лучи на его бесчисленные храмы и на окрестные горы и долины с чудными переливами света и мрака, как искусный художник, последними резкими чертами гениальной кисти довершающий главные предметы своей картины. Вся священная лавра облеклась в одну белую ризу, которой пышные воскрылия широко расстилались по зеленым коврам Печерским. Она увенчала златыми митрами многоглавое чело свое, и, как фимиам кадильный, поднялся от нее легкий туман; казалось, сонм Святительский на молитве; открылись и медные уста ее... голос их, считая время, вещал о вечности! Не мог я оторвать взоров от сего очаровательного вида, хотя уже быстро мчался по большой дороге, доколе все ни исчезло в чаще леса. Но с каждого пригорка через верхи деревьев мне опять являлась та же великолепная картина в умаленных размерах; долго еще подымался на горизонте царственный скипетр державного Киева, колокольня Печерская; наконец и она скрылась, осенив меня златым крестом своим.   Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 2. – II, 353 с. (Авт. в книге не указан; изд. является частью одноименного произведения того же автора; Каталог книг Б-ки Имп. С.-Петерб. ун-та. Т. 1. С. 517). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Где же наши христианская любовь и терпение? Они приходят с молитвой, но обязательно искренней молитвой сокрушенного сердца. Когда-то один праведник сказал, что человек становится по-настоящему верующим лишь тогда, когда он научился плакать перед Богом. Сердце должно плакать перед тем горем, причиной которого очень часто являемся мы сами. Бог ждет от нас искреннего покаяния и молитвы. — И, в завершение нашего разговора, о приятном. В воскресенье, в день памяти преподобного Антония Печерского, основателя монашества на Руси, вы празднуете день Ангела и юбилей. Поздравить вас приедут представители Поместных Церквей. Чего ждете от этого праздника? — Знаете, в своей жизни я никогда не праздновал День рождения в общепринятом смысле. Сколько себя помню, я и мои брат и сестра свои Дни рождения встречали в храме. Мы в этот день всегда исповедовались и причащались. А потом уже нас поздравляли родители. И на этом все. Но сейчас, когда мне исполняется 50 лет, многие мои друзья сказали, что хотят приехать, поздравить меня и совместно помолиться. Известно, что приедут представители Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Элладской и Польской Православных Церквей. Также будут гости из Белоруссии, России, Молдовы, Македонии, Чехии, Словакии и др. Но это не является официальным дипломатическим мероприятием. Приедут друзья, чтобы, прежде всего, совершить святую Евхаристию, засвидетельствовать наше единство и совместно помолиться о мире в Украине и в Церкви. Беседовала Надежда Стешенко-Григорьева Фото: Серафим Росоха Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2014 3 декабря, 2014 9 декабря, 2014 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

– «Бывало нередко, – прибавлял о. Антоний, – придет к Батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идет бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелел». «Однажды, – рассказывал оптинский старожил иеромонах Пимен 112 , – когда я, бывши еще новоначальным, пришел к о. Леониду с тремя другими послушниками, и мы, стоя пред ним на коленях, объясняли ему, что каждому было нужно, вошел какой-то приезжий господин в густых эполетах. Старец спросил его: „Что вам угодно?“ Господин ответил: „Я много об вас слышал и, приехавши в Оптину Пустынь, желал посмотреть на вас“. – „Извольте смотреть“, – сказал о. Леонид. При этом он встает и, поглаживая обеими руками грудь и живот, поворачивается к приезжему боком, спиною и другим боком, а потом опять обращается к нему лицом, повторяя: „Вот, извольте смотреть меня“. Озадаченный и смущенный таким поступком Старца, господин тотчас же пошел к настоятелю жаловаться, что приехал в обитель ради пользы душевной, а Старец очень странно принял его, – вставши, только кругом повернулся пред ним. Настоятель спросил: „Как вы пришли к Старцу и что ему сказали?“ – Тот отвечал: „Я ему сказал, что, много наслышавшись о нем, желал посмотреть его“. – „По вопросу вашему был и ответ вам, – заметил настоятель, – о. Леонид иногда полу-юродствует, но, уверяю вас, что Старец мудрый и святой“». «Не успели мы уйти, – продолжал иеромонах Пимен, – как господин с густыми эполетами опять явился к батюшке о. Леониду и поклонился ему в ноги, хотя Старец и удерживал его. – „Простите, Батюшка, – сказал он, – я вам не сумел объяснить о себе и вас не понял». – Тогда Батюшка махнул нам рукою, и мы ушли, а Старец часа два занимался с приезжим господином. Что они говорили, не знаю. Только после этот господин целый месяц жил в монастырской гостинице, очень часто ходил к о. Леониду, и после много раз писал ему, что он был в отчаянном положении, и что Старец оживил и воскресил его». Рассказ вышеупомянутого Киево-Печерского иеросхимонаха Антония: «В 1812 г. в войне с французами убит был полковник Кульнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество. Услышав глас Господень в Афоне к игумену, глаголющ: посли Ми Антония в Россию, яко тамо его требую, и прииде Антоний в новопросвещенную страну повелением Господа своего, и прослави Того Божество. Услышав Феодосий глас Христа, во Евангелии глаголюща: грядите по Мне и возьмите иго Мое на себе, абие, вся яко уметы вменив, во след Его пойде и прослави Того Божество. Услышавше равноангельное двою тою отцу в пещерах пребывание, мнози стекошася к нима подражати постнических подвигов и, образом добродетельнаго ею жития наставльшеся угождати Богу, прославиша Того Божество. Богородичен: Услыши, Владычице, стенание и мольбы христоименитых людей, призри на озлобление и горесть утесняемых отвсюду, виждь слезы и рыдания сущих в бедах и скорбех и умилосердися на рабы Твоя, да Тя, Богородицу, прославляем. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче. Просветишася, яко небеса двема светилами, горы Киевския двема начальнейшими отцы преподобными, Антонием, аки солнцем, Феодосием, аки луною, и свет святыни их во тьме пещерной светяше, и тьма не объят их: людие же, на свет добрых дел ею взирающе, прославляху Отца Небеснаго. Просветися вся Россия лучами чудес ваю, сынове немерцающаго Света, отцы преподобнии, аще и под спудом пещерным скрыстеся: творимая бо вами богоугождения втайне показа Бог яве и прослави прославляющих Его. Просвещаетеся ныне, аки солнце, во Царствии Небеснем, о богоблаженнии: просветите помраченную мою душу и на светлую заповедей Божиих стезю наставите мя. Богородичен: Просвети лице Твое на рабы Твоя, Христе, Свете истинный, и, отгнав тьму прегрешений наших, света присносущнаго общники сотвори ны, ради Рождшия Тя и преподобных Твоих, Человеколюбче. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

1 сентября 2003 года Беседа вторая Что значит быть солью земли? – Измена христианским идеалам приводит к общественным катастрофам. – Добрые дела – это не только милостыня. – Евангелие должно освещать всю нашу жизнь. – Своим поведением мы можем приводить людей к Богу или отвращать от Бога. – Черточка в Священном Писании важнее, чем весь земной мир. – О белых воронах среди христиан. – Чтобы кого-то научить, нужен опыт, а не красноречие. – Как понимать заповедь: Не убий. – Грубым словом можно уязвить человека на всю жизнь. – Если мы не хотим мириться после ссоры, то будем посажены Богом в темницу страстей. В прошлой беседе мы говорили с вами о заповедях блаженства, а сегодня будем рассуждать о прочих заповедях Нагорной проповеди Спасителя. Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки 15 ( Мф.5:13 ). Вы – соль земли. Это сказано не с той целью, чтобы вызвать в нас гордость, а с той целью, чтобы укорить нас, если мы не имеем того, что в нас должно быть. Мы являемся солью лишь тогда, когда исполняем все заповеди блаженства. К прискорбию нашему, мы откровенно можем сказать, что этого не делаем. Слава Богу, если в нашей душе присутствуют какие-то отголоски заповедей блаженства и мы хотя бы осознаём, что не исполняем их. Вы есте соль земли. Почему использован такой образ? Казалось бы, соль – это такая малость, но благодаря ей всякая пища приобретает вкус. Если приготовлено даже очень изысканное блюдо, но без соли, никто его есть не будет. Кроме того, соль во все времена служила своего рода консервантом: люди солили мясо, рыбу, овощи и таким образом надолго сберегали продукты от порчи. Выражение: Вы есте соль земли – можно понимать следующим образом: как пища теряет всякий вкус без соли, так и без христиан жизнь на земле и вообще бытие мира теряет смысл. А можно эти слова понимать и по-другому. Как без соли все портится, так и без угодников Божиих все вокруг разлагается. И наоборот: если продукт, уже начавший портиться, вовремя посолить, он перестает гнить. То же самое происходит и в окружении святых людей: возле них все освящается, облагораживается и всякое гниение прекращается. Такие люди, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Серафим Саровский , казалось бы ушедшие от мира, становились центром огромной сферы влияния, исключительно благодаря своей евангельской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Потом появилась моя расстроенная Judith, которой Владыка дозвонился по телефону. Она рассказала, что в справочной аэропорта ей неверно сообщили время прилета самолета, и она приехала встретить меня на час позже, наверное, как раз тогда, когда я ушла в метро. Я надеюсь, она поняла мою радость и простила мои слова о том, как замечательно, что она приехала слишком поздно… В тот день, прощаясь, Владыка благословил меня с пожеланием доброго пребывания в Англии. А на следующий день, 23 июля, я пришла на литургию. Знала, что это день Ангела Владыки Антония (память преподобного Антония Печерского). Была удивлена, что на службе было мало людей. В России обычно именины архиереев отмечаются пышно. Здесь же даже не пропели «многая лета». Оказалось, Владыка не разрешал. В лучшем случае дозволялось пожелать «многие дни…». После литургии состоялось небольшое чаепитие, на котором присутствовало человек пятнадцать. Люди подходили к Владыке, поздравляли. Он благодарил и тут же переводил тему разговора на проблемы этих людей. Подошла поздравить и я. Он улыбнулся радостно и сказал заранее: «Только не желайте мне долгих лет жизни». Я спросила осторожно: «А Сил пожелать можно?». Взгляд его стал серьезным. – «Сил можно». Потом произнес слова апостола Павла, которые позже не раз слышала от него: «Жизнь для меня Христос, а смерть – приобретение».   Через три недели, перед моим отъездом в Москву, Владыка разрешил прийти для беседы. Вначале я задавала какие-то личные вопросы. Затем вдруг спросила, не согласится ли он на съемку цикла проповедей для российского телевидения. По правде говоря, получилось это у меня как-то спонтанно. После его ответов на некоторые мои вопросы возникло горячее желание, чтобы многие люди в России знали о Владыке, слышали его… Спрашивала его с большим сомнением, зная, что в то время он не раз категорически отказывался от каких-либо съемок фильма о нем. Переспросив меня и получив подтверждение, что фильм не о нем, а будет составлен из его бесед, он положительно отнесся к идее подобного цикла и предложил мне составить план действий.

http://pravmir.ru/olga-klodt-o-semkah-be...

И пошли они к своему покровителю преподобному Антонию. «Поставь нам игумена», просили они его. – Кого хотите? – спросил он. «Кого хочет Бог и ты», отвечали пришедшие. Сказал тогда им Антоний: «Кто между вами послушливее, кротче, смирение Феодосия, пусть тот и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу и поставили над собой игуменом Феодосия. В это время в обители было уже двадцать иноков. Но это число братии стало по немного увеличиваться. Пришлось тогда новому игумену подумать, как устроить братию. Не один только он думал об этом. Узнало про ІІечерских иноков и стало оказывать свою помощь им русское общество; а общество это было тогда великодушно и сильно: во главе его стояли князья со своею храброю дружиной, со своими боярами и управляли народом; а народ тот был – купцы, земледельцы и духовные. Трудно было жить тогдашнему русскому человеку. Войску земскому и дружине княжеской много было дела. По границам русской земли, на юге и на востоке от Киева, кочевали воинственные племена сначала печенегов, а потом половцев, а на западе и севере нужно было вести войну то с поляками, то с чудью, латышами и т. д.; а там, глядишь, свои князья повздорили между собой и решают какой-нибудь спор кровью своих подданных. Меч тогда редко оставался без дела. Земледелец пахал землю, засевал её и не всегда был уверен, дождется ли он жатвы, получит ли он с поля хлеб: найдут из степей хищные кочевники и все прижгут, все притопчут. Купцам тоже не лучше было: везут товар и не знают, будет ли он у них цел, придется ли им увидать выгоду с товара. И любило тогдашнее общество забывать свои беды, свои невзгоды за чарой крепкого меда. Нынче пирует, пьет крепкий мед русский человек, а на утро с такой же готовностью несется с мечом на врагов, побивает их или слагает свою буйную голову в битве. Нет сомнения, что привычки войны входили в мирную жизнь тогдашнего общества. Да и чем же было действовать против врагов, против грубой силы как не той же самой силой, а была эта силушка не малая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010