Двадцать девятый день. Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский. (О добродетели послушания и в особенности о послушании духовным пастырям в деле спасения). I. Препод. ныне ублажаемый Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца – инока и представил в жизни своей образец дивного послушания. Несмотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, препод. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца. Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: «слава Богу, благополучно». Между тем, синие полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: «отче, Акакий, ученик мой, умер». «Нет, не умер, спроси его и он сам тебе это скажет». Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: «разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе». Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика. II. Препод. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания. а) И во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ее члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ее члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе; ко вреду для себя и для семьи. б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: «жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкви» (Еффс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то над семьею почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовию, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Видя, что он подвижник, я говорил ему: хорошо, хорошо, брат, терпи – и получишь спасение. Блаженный Акакий пробыл у немилостиваго старца девять лет и отошел к Господу. Спустя пять дней после погребения его, Акакиев наставник пошел к одному жившему там великому старцу и говорит ему: отче, брат Акакий, ученик мой, помер. Услышав об этом, старец отвечал ему: поверь мне, досточтимый отец, я в этом сомневаюсь. – Приди и посмотри, продолжал пришедший к нему. Старец тотчас встал, пошел с наставником блаженнаго подвижника на кладбище, и здесь возгласил к почившему, как к живому: умер ли ты брат Акакий? Благонравный послушник, исполняя и по смерти послушание, отвечал великому сему старцу: не умер я, тому, кто исполняет послушание, умереть невозможно. Услышав это, старец Акакиев ужаснулся, и со слезами пал лицем на землю. Потом упросил игумена св. Лавры позволить ему поставить близ гроба Акакиева келью, в которой он жил уже богоугодно. Когда жил Иоанн Савваит еще в обители св. Саввы, пришли к нему однажды три юные инока, желая от него научиться добродетельной жизни. Он их принял ласково и угостил, стараясь всячески успокоить их после трудов, подъятых ими в дороге. По прошествии трех дней старец говорит им: я, братия мои, по природе моей человек-блудник, и не могу никого из вас к себе принять. Они этим не соблазнились; ибо знали подвиги сего старца. Когда же они никак не могли упросить его, то поверглись ему в ноги, и просили его, по крайней мере, наставить их, как и где им жить. Послушался их старец и, зная, что они примут наставление его со смирением и послушанием, говорит одному: Господу угодно, чтобы ты, сын мой, поселился в безмолвном месте и жил в послушании у какого-нибудь отца. Потом говорит второму: иди, продай свои хотения, отдай их Богу, и возьми крест свой, и с терпением пребывай в собрании и общежитии с братиею, и поистине будешь иметь сокровище на небесах. Потом и третьему сказал: непрестанно держи в своем сердце слово: претерпевый до конца той спасется. Иди, и сыскав себе, сколько можно, суровейшаго и строжайшаго наставника о Господе, не оставляй его, но терпеливо живя с ним, пей у него ежедневно поругание и посмеяние, как мед и молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи живым мертвецом, полным рабом старца и послушным орудием в его руках, ученик не имел никаких оснований самовластно нарушать своё подчинение и повиновение ему, как бы ни было тяжело ему это, как бы его духовный руководитель ни был плох. Уче- —705— ник должен развить в себе добродетель терпения. „Если случится, что наставник проповедует добродетель словом, но нерадит о делах“, учащимся нельзя быть непослушными и прекословить 2402 . Послушник не смеет обижаться на старца, когда тот оказывает другому предпочтение 2403 . Насмешки он обязан переносить и из уважения к отцу и по долгу 2404 . Нил Синайский советует иноку философски и великодушно принимать от отца духовного всё, что ни скажет тот неприятного или жестокого по малодушию: он всё-таки любит ученика своего, как мать, которая в дурном настроении бранит своего ребёнка, но будет скорбеть, как только он занеможет 2405 . Разительный пример терпения рассказан в Лествице. „Был один старец, весьма нерадивый и невоздержный. Не знаю, как он приобрёл себе ученика юного, по имени Акакия... И он (Акакий) столько потерпел от такого старца, что это многим покажется может быть невероятным. Старец ежедневно мучил его не только оскорблениями и бесчестием, но даже побоями. Терпение Акакия было не неразумно. Итак видя, что он ежедневно бедствует как купленный раб, при встрече с ним неоднократно я спрашивал его: „что, брат Акакий, каково сегодня?“ – и он немедленно показывал мне то посиневший глаз, то шею, то голову избитую“. Так прожил Акакий у своего старца девять лет до своей смерти 2406 . „Поэтому, кто пребывает в подчинении у отца, пишет Нил Син., тот да предаст себя на обиды и да побеждает их смирением, да управляется долготерпением“ 2407 ... Бывали случаи, что терпение послушника исправляло дурного старца. Так, один инок жил у старца-пьяницы, который ежедневно продавал циновки, сплетённые им и учеником, и пропивал вырученные деньги, жил без ропота, в скудости ел хлеб и не уходил к другому старцу. Три года спустя, удостоившись видения, послушник помер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 331 году император Константин дал поручение епископу Евсевию Кесарийскому изготовить 50 пергаменных кодексов с текстом Священного Писания для церквей новой столицы 17 . Некоторые исследователи полагают, что два известных сегодня наиболее древних пергаменных кодекса Священного Писания, Синайский и Ватиканский, принадлежат как раз к числу тех 50, которые Константин заказал Евсевию. Есть свидетельства тому, что тексты с папируса часто переписывали на пергамен, чтобы спасти их от гибели, потому что, как уже замечено, папирус был довольно хрупким и неудобным в обращении. Блаженный Иероним в своём 34-м Послании сообщает, что епископ Кесарийский Акакий и его преемник на кафедре Евзой между 340 и 380 годами по Рождестве Христовом позаботились о том, чтобы переписать на пергамены книги Кесарийской библиотеки, основанной там Оригеном и Памфилом. Поскольку пергамен был довольно дорогим материалом, нередко случалось, что старые тексты стирали (точнее, соскабливали) и поверх них писали новые христианские или, наоборот, в поздние времена стирали христианские тексты, чтобы написать какие-либо другие. Такие кодексы называются палимпсесты 18 (codices rescripti). В наши дни при помощи специальной фототехники можно сфотографировать стертый текст, если он интересует нас более, чем поздний, написанный поверх него. Начиная с XIII века на смену пергамену приходит бумага, которая была дешевле, уже многие века изготавливалась в Китае и была известна в Египте и Сирии с VIII века по Рождестве Христовом. Многие византийские рукописи, которые хранятся в монастырях, и особенно на Афоне, написаны либо на пергамене либо на бумаге. 1.1.2. Виды рукописей В отношении способа написания рукописи Нового Завета довольно разнообразны. Но прежде чем говорить об этом, следует заметить, что в древности было два основных вида письма. В повседневных нелитературных текстах, таких, как письма, счета, договоры, использовалась обычно скоропись (literae cursivae), или минускульное письмо, в котором маленькие буквы в словах писались слитно. А в литературных произведениях предпочитали более тщательно прорисованные буквы большого размера, так называемое унциальное письмо (literae unciales – от лат. uncia, что означает двенадцатую часть чего-либо; в данном случае подразумевается строка унциального текста, которая занимает двенадцатую часть обычной страницы). Однако со временем, и особенно с IX века по Рождестве Христовом, минускульное письмо входит в употребление и для литературных текстов. Некоторые исследователи связывают это новшество с деятельностью образованных монахов Студийского монастыря в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

ed. PellPlatt] эфиопского перевода. На основании всех этих авторитетных свидетельств, первое чтение принято в тексте в трех критических изданиях новейшего времени: у Триджельза (1857 – 1879 г.), у Тишендорфа (в 8-м большем критическом издании 1869 г.) и в кембриджском Весткотта и Хорта (1881 г.) – В печатном славянском тексте чтение «вси бо не оуспнемъ, вси же изменимся» следует этой высокоавторитетной версии и отличается от нее только прибавкой «бо». – Второе чтение встречается в С.-Петербургской синайской рукописи IV [или V] в. и в парижском палимпсесте Ефрема Сирина V в., в древне-латинском тексте дрезденской бёрнеровой греко-латинской ркп. IX в., в армянском переводе и в некоторых изданиях эфиопского перевода. Это чтение Акакий Кесарийский и Дидим Александрийский встретили в весьма многих греческих рукописях, Иероним и Августин – во многих греческих рукописях. Это же чтение находят у Оригена (по некоторым изданиям) и у некоторых других позднейших. В александрийской рукописи: κοιμηϑησμεϑα οι рукою писца, во это οι переправлено в ου рукою первого справщика. Греческий столбец бернеровой ркп. и парижская кольберова греч. ркп. XI в., писанная строчными буквами, дают чтение «ον κοιμηϑησμεϑα oυ». На Основании этих свидетельств Триджельз признал второе чтение настолько твердо установленным, что принял его, по крайней мере, на поле своего издания, но с измененной интерпункцией «πντες κοιμηϑησμεϑα ο, πντες δ λλαγησμεϑα», т.е. в смысле, согласном с первым чтением. – Третье чтение, которое Иероним и Августин встретили во многих латинских рукописях, которому следовали Иларий Пиктавийский и некоторые другие, встречается в греческом столбце клермонской ркп. рукою самого писца. Ему же последовал и Иероним в своем переводе (vulgata): «omnes quidem resurgemus, sed non omnes immutabimur». Третье чтение выражает, следовательно, западную традицию]. Читать далее Источник: Глориантов Н.И. Взгляд на учение современной геологии о происхождении мира и будущей его судьбе при свете Божественного Откровения//Христианское чтение. 1892. 7-8. С. 38-57. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

    Адриан, (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр.     Адриан, муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр.     Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Аетий, из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Аза, муч. исаврийский, 9 ноября.     Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр.     Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр.     Азария, из трех отроков, 17 дек.     Азат скопец, муч. персидский, 17 апр.     Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября.     Аифала, муч. арвильский, 11 дек.     Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб.     Акакий, (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта.     Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая.     Акакий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Акакий, муч. милитский (в Карии), 28 июля.     Акакий, пресв. прусский, 19 мая.     Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент.     Акакий, преп. синайский 7 июля и 29 ноября.     Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября.     Акепсим, преп. сирийский, 3 ноября.     Акепсий, муч. арвильский, 11 дек.     Акила (орел лат.), или Аквила, ап. из 70, 14 июля.     Акила, муч. трапезундский, 21 янв.     Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня.     Акилина, мученица синопская, 7 апр.     Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр.     Акиндин, муч. фракийский, 22 авг.     Акиндин, муч. персидский, 2 ноября.     Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр.     Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая.     Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля.     Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр.     Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Александра, муч. амисская, 20 марта.     Александра, мученица коринфская, 6 ноября.     Александр, (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты, 25 янв.     Александр,муч. африканский, 10 апр.     Александр, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Акакий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Акакий, муч. Милитский (в Карии) при Ликинии. 28 июля. Акакий, пресв. Прусский, муч от Иулия, правителя Вифинского, с Патрикием еп. 19 мая. Акакий преп., еп. Мелитинский, 5 века. 17 апр. и 15 сент. Акакий, преп. Синайский, иже в Лествице. 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. Персидские в 380 году. 3 ноября. Акепсим, преп. Сирийский. 3 ноября. Акепсий и Аифала, мучч. Аравильские. 11 дек. Акила, или Аквила, ап. из 70. 14 июля. Акила, муч. Трапезундский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Акилина, мученица Вивлийская (в Финикии) 290 года. 13 июня. Акилина, мученица Синопская ок. 310 г., с Руфином диаконом. 7 апр. Акиндин, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и друг. 18 апр. Акиндин муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и друг., мучч. Персидские ок. 345 года. 2 ноября. Акутион, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и друг. 21 апр. Алвиан, еп. Апейский, и ученики его, мучч. при Максимиане. 4 мая. Алевтина Египтяныня. мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом, братом своим. 16 июля. Александра царица, супруга Диоклетиана, муч. ок. 303 года. 23 апр. Александра, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Александра, Клавдия, Евфрасия и др. мучч. Амисские при Максимиане. 20 марта. Александра, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Александр, муч. Римский, из 7 сынов св. Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Александр, муч. Африканский при Декии, с Терентием и друг. 10 апр. Александр, еп. Иерусалимский, муч. при Декии. 12 дек. Александр иерей, муч. Памфилийский при Аврелиане. 15 марта. Александр, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Александр муч. и с ним другой, того же имени, постр. ок. 305 г., с Агапием. 15 марта. Александр, Алфей, Зосима и др., мучч. Антиохийские в Писидии при Диоклетиане. 28 сент. Александр, из 10 мучч., постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Раба блаженной Анны, клеветавшая на Стефана, будучи отдана за одного царедворца, родила от него двух мальчиков, которые в одну ночь, как лютые звери, засосали ее на смерть. 29. Преп. Акакий Синайский Послушание не умирает Преп. Акакий, образец послушания и терпения, будучи послушником у одного старца, в течение двадцати лет перенес много скорбей, потом умер. Старец сказал о его смерти и погребении одному великому старцу; тот не поверил ему и пришел ко гробу и спросил: «Акакий! ты умер?» «Нет, отвечал он, не умер, отче, ибо делателю послушания невозможно умереть». 30. Св. апостол Андрей Первозванный Пророчество о Киеве Св. апостол Андрей, быв на том месте, где ныне Киев, сказал ученикам своим: «Видите ли эти горы: поверьте мне, что на них благодать Божия воссияет, и будет здесь град великий, и многие церкви воздвигнет здесь Бог и просветит святым крещением всю землю Российскую,» – и крест водрузил на горах. Когда Бог отвращается от людей, то бесы порабощают их Св. Андрей сказал Анфипату: «Римские цари не знают того, что ради спасения рода человеческого Сын Божий пришел на землю и показал, что идолы не только не боги, но и бесы нечистые, и роду человеческому враждебные, так как они учат людей, прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтоб Он не слушал их; когда же прогневанный Бог отвратится от людей, тогда бесы пленяют их в рабство, и обманывают их, пока их души не выйдут из тел обнаженными, ничего другого не имеющими кроме грехов». Тайна креста и воплощения Христова Как первый человек, сказал св. ап. Андрей, древом преслушания ввел смерть, так надобно, чтобы древом страдания изгнана была смерть из рода человеческого. Как от чистой земли был создан первый человек, введший преслушанием смерть, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный Человек, Который есть Сын Божий, создавший первого человека, с тем, чтобы обновил вечную жизнь, потерянную всеми людьми, и древом креста отверз бы древо похотения, к которому первый человек, простерши руки, согрешил; вот почему надлежало, чтобы Сын Божий неповинные руки на кресте простер за невоздержание рук человеческих, и за сладкую запрещенную пищу горькой желчи вкусил, взявши же на Себя смерть нашу – подал бы нам Свое бессмертие». Муки будущие вечны

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Адодуров Иван Иванович, кн. Адония, четвёртый сын ц. Давида, библ. Адриан, патр. Московский и всея Руси, прежде митр. Казанский и Свияжский Адрианова-Перетц В.П. Азария, свщ., библ. Азбелев С.Н. Акакий, архим. В.Н.-И. мон. Акакий, митр. Монемвасии Александр, еп. Коломенский и Каширский, затем еп. Вятский и Великопермский Александр, ц. Грузинский Александров Фёдор, голова стр. Александров Ю.Ю. Алексев А.А. Алексев Мишка, икон. Онежского Крестного мон. Алексев Офонька, сл. Ф. мон. Алексей Алексевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Алексей Комнин, имп. Алексей Михайлович Романов, ц. Алексий человек Божий, ев. Алексий, митрополит Московский, св. Алимпий, икон. Алферова Г.В. Амалик, библ. Амвросий (Зертис-Каменский), архим. В.Н.-И. мон. Амико Бернардино, автор чертежей и рисунков Святых мест в Иерусалиме Аммон, библ. Амнон, сын ц. Давида, библ. Амфилохий (Казанский-Сергиевский). архим. Анания, архиеп. Синайский Анания, архим. Афонского Павлова мон. Анания, житель Иерусалима, библ. Андреев Васька, плотник, нарядчик Андреев Софронко, стр. Андрей Курбский, кн. Андрей Первозванный, ап. от двенадцати, библ. Андрей Рублёв, икон. Андрей Стратилат. мч. Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. Владимиро-Суздальский Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Андрей, архиеп. Критский, св. Андрей, еп. Тверской Андрюшка, сл. Аникиев Мишка, стр. Анна Алексевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Анна Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Анна, бывший первосвщ., допрашивал Иисуса Христа, библ. Анна, княжна, внучка Дмитрия Донского Антоний Сийский, прп., св. Антоний, архим. В.Н.-И. мон. Антоний, мч. Антоний, п.ч., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Антонов Н.Р. Антонова В.И. Анфим, архим. Есфигменского мон. Аполлос (Алексеевский). архим. Апресян Ю.Д. Арета, арабский ц., библ. Аркудий Пётр, латинский миссионер Арнольд И.В. Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский Арсений (Сатановский), м., перев. Арсений (Суханов), иером., кел. Троице-Сергиева мон., посол на Восток Арсений Грек, м., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010