Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рай (евр. «закрытый сад»): 1) Местопребывание первых людей, Адама и Евы , до их грехопадения и изгнания. По преимущественному учению св. отцов, рай имел чувственную и духовную природу: находился на земле (предположительно в ближневосточной Азии, у рек Тигр и Евфрат), но при этом первозданные люди пребывали в непрестанном богообщении, духовно наслаждаясь созерцанием Бога и близостью с Ним. 2) Внутреннее состояние праведника, подлинно христианская радость, следствие богопознания, богообщения и богоуподобления; 3) Царство Небесное ; 4) Царство Славы, которое откроется после Второго Пришествия Христа ; 5) Внутреннее состояние тех, кто достиг Царства Небесного, тех, кто наследует Царство Славы. Рай, на языке Св. Писания и церковной гимнографии – это место, где Господь. В первом тропаре предпразднства Рождества Христова чрево Богородицы названо Раем, т. к. там Господь. Каков Рай по сравнению с нашей, земной жизнью? Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле. Однажды преподобный Симеон, называемый Новым Богословом, был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете!» И получил ответ: «То, что испытывают даже святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством подобно солнцу, нарисованному углем на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на небе!». Можно ли узнать о «бытовых» подробностях Рая? Следует избегать вульгарно-бытового, языческого, мусульманского представления о Рае. Апостол Павел предостерегал: « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » ( 1Кор.2:9 ). Клайв Льюис приводил такой пример. Мальчику рассказывают о том, что, когда он вырастет, он женится, у него будет семья. Ребёнок спрашивает: «а я там в машинки буду играть?». «Боюсь, что уже нет», – отвечает отец. «Ну, тогда, я не хочу жениться»… Цитаты о рае

http://azbyka.ru/raj

Сегодня Бутовский полигон представляет собой большое поле, огороженное забором, в центре которого находится деревянный храм, недалеко стоит поклонный крест, вокруг храма — расстрельные рвы, около храма стоят доски с именами святых пострадавших здесь. Во рвах находятся останки более двадцати тысяч людей, которых здесь убили и мощи сотен святых, пострадавших здесь. С начала 90-х годов, когда открылась история Бутовского полигона, это место стало одним из самых почитаемых святых мест Русской Православной Церкви. Пасхальное настроение Воспоминания от одной из служб в память Новомучеников настоятеля храма в Бутово о. Кирилла Каледы. — Древние святые, которых мы глубоко почитаем, к которым мы прибегаем в молитвах, такие как преподобный Серафим Саровский , преподобный Макарий Великий, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, это великие святые и нам трудно представить величие их подвигов. И совершенно очевидно, что как бы мы не старались, мы не можем достигнуть их вершин, потому что им изначально были даны великие духовные дарования, (но вместе с тем, им пришлось, в меру их дарований, преодолевать и большие искушения). Но вот те святые, которые лежат здесь, это простые люди. Естественно, у них, как у всех нас, были какие-то таланты, но их таланты сопоставимы с нашими. Мы похожи на них. Но они смогли сохранить веру. Вера в воскресение Христово у них была такая, что их жизнь была для них ничто, по сравнению с той вечной жизнью, которую Бог уготовал любящим Его. И вот сегодня совершается богослужение в этом великом храме, освященном в честь Воскресения Христова. И каждый из новомучеников верил в воскресение, верил, что есть Бог. Они не думали, что они будут святыми, но верили, что, претерпев страдания за веру, они будут со Христом. И не отреклись от веры. Это пример для подражания для всех нас. То есть они, с одной стороны, по своему величию подобны великим древним святым, а с другой они похожи на нас! Небесная литургия Двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя: «Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу — ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено».

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы не испытываете жажды причащения Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. ( Иер. 2:13 ). Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин. 6:53 ). Обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой… Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Преподобный Феодор Студит († 826). Не приобщаться этой Таинственной Вечери есть голод и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Это Таинство делает для тебя землю небом… Одна только у нас должна быть скорбь та, что мы не приобщились сей пищи... Сия трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту устрояет Христос, а сию человек, но ту и другую Сам Христос. Сие место есть та самая горница, где Он был с учениками... Святитель Иоанн Златоуст († 407). Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется. Преподобный Серафим Саровский († 1833). Не по одному только настроению, состоящему в душевном расположении, будет пребывать в нас Христос, как говорит Он ( Ин. 6, 56 ), но и по Причастию, конечно, природному. Как если кто, соединив один воск с другим и расплавив на огне, делает из обоих нечто единое, так через приобщение Тела Христова и Честной Крови Он Сам в нас и мы, со своей стороны, в Нем соединяемся. Ведь иначе было бы невозможно, чтобы подвергшееся тлению стало способным к оживотворению, если бы оно не сочеталось телесно с телом Того, Кто есть жизнь по природе, то есть Единородного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То мы говорим, что мы люди темные, работаем изо дня в день, Писания не разумеем, с утра до ночи в трудах – когда же тут служить Господу? Такое оправдание, конечно, ложь. Разве только ученым и образованным дано спасение, дано понимание воли Божией? Божия сила, Божий разум в немощи открываются. Помните, что сказал Иисус Христос: “Славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение” (Лк. 10, 21). Вспомним, кто были апостолы? – Люди труда, простые, некнижные. А кто лучше их понял волю Божию и выполнил ее? Вспомним святого Антония Великого. Он не умел читать, а тысячи тысяч научил знать волю Божию. А преподобный Серафим Саровский? – Одним словом заграждал уста мудрецам века сего. Итак, нет оправдания тем, кто говорит, что мы люди темные и закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого написан. А дела необходимые не могут нас отлучить от Христа. Преподобный Сергий рубил дрова, молол муку, шил одежду, готовил пищу братии, строил кельи. А апостол Павел говорит про себя: “Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь” (2 Фес. 3, 8). А кто больше служил Господу, как не апостолы и все святые? А ныне вспоминаемый Святой Церковью из рожденных женами всех больший Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Он все земное и житейское вменил в уметы и прах и есть величайший образец всех подвижников благочестия. Никто не должен отговариваться, что не может подражать святому Иоанну. Если всесвятый Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас, грешных, – “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” [Мф. 5, 48], то почему же не подражать человеку святому? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих. Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, беспрестанно молился и беседовал с Богом, а для нас довольно, если мы будем отделяться от общества злых, испорченных людей и их увеселений, если утренний и вечерний час посвятим молитве и богомыслию, если не будем под теми или иными предлогами уклоняться от богослужения» .

http://fond.ru/kalendar/416/petr/

Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти. 1435. Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера. 1436. Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». —  Примеч. ред. 1437. Иеросхимонах Серафим Саровский. 1438.  …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16). 1439. Молитва архиерея во время Херувимской песни. 1440.  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). 1441.  от создания мира (Мф. 25. 34). 1442. Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 1443.  Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34). 1444.  Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8). 1445. Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24). 1446. Деян. 1. 11. 1447.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27). 1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII. 1450. Четьи-Минеи, 24 мая. 1451. Быт. 2. 9. 1452. Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 1453.  …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1041. Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4:2–3; Иов. 1:8. 1044. Рим. 4:2–8; Гал. 3:18–26. 1045. Мф. 10:39. 1046. Мф. 16:24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048. Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14:22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24:15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21:21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21:22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24:18–20; Иов. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

10, 19; ср.: Ie. 16, 17–18). Во всех этих словах Спасителя особенно подчеркивается дар всемогущества.Эта же сила, дарованная Господом Своим апостолам, является завещанием, унаследованным нашей древней Церковью как драгоценное сокровище, которое нисколько не потеряло своей ценности, не оскудело, не отнялось. Оно с нами и в нас, только нужно знать, как им пользоваться. Не Сам ли Господь сказал великие слова: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Конечно, сотворит это не своими силами, а силой Христа, которая обитает в нем, ибо Христос имеет власть над всякою плотью (Ин. 17, 2). А разве не сказал Господь: все возможно верующему (Мк. 9, 23), даже горы передвигать? [ 1 ] Да, горы, горы зла и горя. Зная эту силу, святой апостол Павел пишет: наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе (1 Oan. 1, 5).Мы знаем из истории, что становилось возможным даже для необразованных, но имеющих крепкую веру людей. Святые Антоний Великий, Павел Препростый, Мария Египетская и многие другие святые мужи и жены не знали грамоты, но им дано было знать силу Евангелия и испытать силу Божию. Преподобный Серафим Саровский не был ученым человеком в современном смысле слова, но ему было доступно многое непостижимое для нас. Апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения человека, которому было уже больше сорока лет, и исполнился народ удивления и восхищения [ 2 ]. Народ удивлялся и восхищался, но первосвященники и вожди народные не разделяли таких чувств. Они не умели объяснить этого чуда, ибо не знали Священного Писания и силы Божией. Некоторые из наших современников объяснили бы это исцеление внушением (доктор Эмиль Ку и его школа) или самовнушением (Винфред Роде, доктор Сибури и другие). Психотерапия сейчас вошла на Западе в моду как наука " спасения " . Но тут между священниками и учеными снова возникает изначальное недоумение относительно силы Божией. С одной стороны, эти власть предержащие интеллектуалы требовали от Христа в храме знамения или чуда, чтобы уверовать в Него, а с другой — спрашивали друг друга: что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

14:16–17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно  усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Без принятия Крещения невозможно быть православным христианином. В современной практике Православной Церкви в чинопоследование Таинства Крещения инкорпорировано также Таинство Миропомазания. Представляется поэтому логичным рассмотреть Таинства Крещения и Миропомазания в одной главе.   Формирование чинопоследования   Исторически христианскому Крещению предшествовало Крещение Иоанново, о котором рассказывается в Евангелии (Мф. 3:1–12; Мр. 1:4–8; Лк. 3:3–17). Это Крещение по форме напоминало ритуальные омовения, распространенные в иудейской среде. По содержанию же оно было  Крещением покаяния для прощения грехов (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

19 «Это – совет в Самом триипостасном Боге, то есть между лицами Святой Троицы…» (19: 226. Книга 1). 21 Здесь два различных понятия «образ и подобие Божие в человеке» объединены в одно – «подобный Богу образ в человеке», что, по нашему мнению неправомерно. 22 Эти способности присущи душе, как отделенной от тела, так и соединенной с ним, причем во втором случае данные способности души проявляются только при определенном состоянии тела, а именно при его здравии. 32 Мы здесь даем лишь самые общие обозначения ума, сердца и воли, не уточняя содержания (определения) этих терминов и не проводя их анализ в православной антропологии и религиозной философии. Это предполагается сделать в отдельной работе, специально посвященной данной проблеме. 33 «В человеке надо различать душу и дух… О чем ни станешь рассуждать – всегда приходишь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге» (34: 346, 347). 34 «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс. 32:9 ); «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс. 134:6 ); «Я – Господь, сказал – и сделал» ( Иез. 36:36 ); «Запретит Он морю – и оно высыхает и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней. Пред негодование Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» ( Наум. 1:4–6 ). 35 Вместе с этим ангелы считаются существами более высшими, чем человек, как по своей природе вообще, так и по своим уму и могуществу, в частности (см. сноску 55). 36 Ниже, в разделе 2. 2. 2 мы опять вернемся к рассмотрению вопроса об определении термина «творить». 44 Это следует из слов святителя о том, что живое тело, созданное из персти земной, имело до вдуновения Божиего душу животную (34: 344. Данные слова приведены ниже в основном тексте). Иначе говоря, душа, оживляющая тело, не была получена от вдуновения Божиего и, следовательно, была создана из праха земного. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по данному вопросу пишет: «Епископ Феофан Затворник также (имеется в виду также как и преподобный Серафим Саровский – П. Д.) считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом , вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения» (42: 125, 126).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

26 ноября 2000 года Неделя 26я по Пятидесятнице (Лк., 66 зач., XII, 16–21) И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. О признаках духовного богатства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как мы можем узнать, приобрели ли мы духовное богатство? Каковы признаки богатства в Боге? Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что мы под предлогом просвещения и образования настолько отдалились от христианских истин, что уже не можем рассудить, есть ли в нас благодать Святого Духа. Апостол Павел очень кратко перечисляет все признаки духовных дарований: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (см. Гал.5:22-23 ). Значит, по своему настроению мы уже можем судить о том, есть ли в нас благодать, приобрели ли мы ее в данный момент или потеряли. Первым и важнейшим признаком духовного богатства и присутствия в душе благодати Божией является духовный мир и покой. Но нужно отличать его от покоя телесного. Нам бывает трудно даже объяснить, что представляет собой мир, даруемый нашей душе Богом. А вот покой телесный мы испытываем тогда, когда все наши житейские обстоятельства складываются удачно, когда мы уверены в себе и нас ничто не смущает. Если мы сами сыты и здоровы и у наших родных все хорошо, то мы бываем спокойны, но это состояние не имеет ничего общего с тем благодатным чувством духовного мира, которое испытывают истинные христиане, ибо оно, напротив, часто даруется им в тяжких скорбях. Например, когда христианина посещает тяжелая болезнь или он подвергается сильнейшему искушению от людей, то Господь укрепляет его, чтобы он смог достойно перенести это искушение. Тогда человек внешне скорбит, но в его душе одновременно водворяются мир и совершенный покой. Если в самых невыносимых скорбях благодать Божия дарует человеку духовный мир, то это есть признак того, что эти скорби посылаются Богом для испытания и утверждения человека в истинном христианстве.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010